Аристократический

Проявления аристократического стиля: виды

Открой словарь модных терминов или книгу об истории моды, и ты убедишься, что нет четкого разделения аристократического стиля на виды. Однако выделить некоторые его проявления все же можно.

Стиль аристократов может быть:

  • Европейским;
  • Американским.

Характерные черты аристократического стиля в одежде можно встретить в других направлениях, например, в преппи или дерби.

Европейский

Европейский аристократический стиль – это более широкий вариант английского стиля. Если американское высшее общество со временем немного ослабило правила, то английское продолжает придерживаться правил, придуманных еще их бабушками и дедушками.

Образы европейских аристократок – это:

  • умеренно открытые вещи,
  • строгие и четкие линии,
  • сочетание базовых или сдержанных цветов.

Встречается пастель или приглушенная палитра. Яркие цвета тоже есть – чего стоит гардероб королевы Елизаветы с костюмами разных оттенков, но такие наряды подбираются ситуативно – под обстановку и ее требования.

Излюбленный элемент европейских аристократок в образах – шляпки. Кто-то носит небольшие декоративные шляпы, кто-то классические модели, а кто-то – в меру экстравагантные, но все же креативные варианты, как принцесса Майкл Кентская.

Принцесса Майкл Кентская

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но не только английским направлением определяется европейский аристократический стиль. Свой вариант дресс-кода есть, например, у шведов. Они менее консервативны, чем англичане: допускают в гардеробе необычный крой и декор.

София, герцогиня Вермландская

В вечерних нарядах допускается наличие отделки – вышивки, блестки, объемные цветы. Допустимо тут и декольте, хотя чаще вещи все же закрытые.

Принцесса Мадлен

Как и у англичан, у шведских аристократок в гардеробе преобладает пастельная или приглушенная палитра, но яркие цвета не запрещены – просто их очень редко носят.

Кронпринцесса Швеции, Виктория

К европейскому аристократическому стилю имеет отношение и испанская знать. Образы современных аристократок Испании демонстрируют – мода постепенно вытесняет классику и консерватизм. Вместо прямых брюк тут все чаще появляются зауженные модели, а сдержанные вечерние платья сменяются более эпатажными.

Летисия, королева Испании

Но чего нельзя отнять у испанского аристократического общества, так это чувства меры: они умеют адаптировать модные вещи так, чтобы они делали образ интересным, но не вызывающим.

Летисия, королева Испании

Американский

Американские аристократы меньше подвержены влиянию традиций, поэтому представители самых известных династий сегодня одеваются более стандартно. Их стиль можно назвать классическим, деловым, а иногда и непринужденно-повседневным.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джилл Байден, например, может с легкостью надеть на встречу с журналистами платье с крупным цветочным принтом, а Иванка Трамп – облачиться в юбку длины мини до середины бедра.

Джилл Байден

Иванка Трамп

Но нужно отдать должное представителям американской элиты – при всей своей расслабленности и непринужденности, они умеют балансировать между элегантностью и современностью.

Преппи

Отдельно выделим стиль преппи – ответвление американского аристократического стиля. Преппи можно смело назвать аристократическим стилем для молодежи – студентов престижных колледжей и университетов. Он менее претенциозный, с поправкой на юный возраст парней и девушек, но все такой же требовательный – скромный, с умеренным количеством аксессуаров, без броских цветов и ярких акцентов.

По теме: В чем суть стиля преппи — в обзоре стильных образов от DRESS

Дерби

Дерби – это стиль наездника, всадника, на английском – equestrian, который зародился в Англии. Изначально его использовали только наездники, которые участвовали в скачках, позже он перекинулся на зрителей заездов, а затем стал самостоятельным направлением в повседневной одежде.

Дерби, как и преппи, это своего рода подстиль аристократического стиля, определяющий образ человека в конкретной ситуации. Когда девушка учится в престижном университете – она одевается в стиле преппи, когда отправляется на скачки – в стиле дерби. А во все остальное время руководствуется принципами традиционного аристократического стиля – европейского или американского.

По теме: Все о стиле в одежде дерби — в описании стиля от DRESS

Мир вокруг: Белорусский народный костюм

В ансамбль женской одежды входили рубаха, юбка, передник, пояс, безрукавка, головной убор. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом. Безрукавка (горсет) — часть праздничного костюма, изготовлялась из фабричных тканей (шёлк, бархат, парча). Могла быть чёрного, голубого, малинового цветов, богато украшалась нашивками. Пояс мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелёно-бело-красный. Он богато украшался орнаментом.

Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, узких брюк, пояса. Рубаха имела разрез на груди, отложной воротник. В отдельных регионах на неё надевали безрукавку (камизелька). Костюм был белого цвета, украшались орнаментом воротник, манжеты и пояс. Дополнялся костюм кожаной сумочкой (калита), которая заменяла отсутствующие карманы. Головными уборами были магерки, соломенные шляпы ( брыль, капялюш), зимой — овчинные кучмы и аблавухи на меху. Из верхней одежды мужчины и женщины носили белые или серые свиты из сукна, белые или охристо-красные кожухи и кожушки, кожаные посталы (реже сапоги) и лыковые лапти.

Ниже — фотографии белорусских костюмов по регионам. Фото — известного белорусского этнографа Михася Раманюка.

Центральная Беларусь

Восточное Полесье

Западное Полесье

Понёманье и Подвинье

Приднепровье

И отдельно варианты головных уборов

Центральная Беларусь

Западное Полесье

Народный костюм Белоруссии

В далеком X в. несколько отдельных княжеств, располагавшихся на богатой лесами территории нынешней Белоруссии, входили в состав Киевской Руси. В их числе — Турово-Пинское (в бассейне реки Припяти) и Полоцкое (по Западной Двине, Неману и Березине).

В XII в. они распались на уделы, в начале XIV столетия их поглотило Великое княжество Литовское, позже — Речь Посполитая. После ее раздела в XVIII в. они были присоединены к России, а в начале XX в. Белоруссия стала одной из республик Советского Союза. В 1991 г. провозглашена независимость Республики Беларусь. Народные костюмы белорусов не отличались большим разнообразием, но имели в каждом районе свои особенности, вобрав при этом черты костюмов окружающих их народов: на востоке — русских, на юге — украинских, на западе и севере — польских, литовских и латышских.

Ткани

В Белоруссии издавна были развиты разнообразные виды ткачества, вышивка, обработка кожи и плетение из соломы. Шерстяные и льняные ткани самотканки для одежды архаичного покроя умели изготовлять в каждом доме. Для окрашивания тканей использовали природные красители из корней, листьев и коры растений. Любимый цвет белорусов (особенно для мужских костюмов) — белый, на котором ярко-красными нитями вышивали геометрические орнаменты.

Женский костюм

Туникообразные рубахи с поликами (плечевыми вставками) или на кокетке украшали вышивкой по низу рукавов, вырезу горловины и подолу.

Самой распространенной поясной одеждой белорусок были различные виды юбок: андараки, реже — саяны, летники и паневы (последние носили на северо-востоке Белоруссии). Андараки чаще всего шили из тканей в полоску или клетку. Вышивка на поясной одежде не использовалась. На юбки надевали фартуки, богато оформленные тканой тесьмой, вышивкой и кружевом. Каждую местность отличала своя цветовая гамма. Повсеместно (кроме Пинской губернии на юго-западе) у белорусок были распространены красочные корсажи-безрукавки гарсеты. На востоке и северо-востоке Белоруссии гарсет пришивали к юбке.

Головные уборы. Способы ношения древних женских полотенчатых покрывал — намиток были очень разнообразны. Головные уборы замужних белорусок Пухавицкой и Вилейской губерний напоминали латышские. Благодаря огромным сооружениям из платков головы замужних жительниц Давыд-Городка в Восточном Полесье (на юге Белоруссии) приобретали удивительный вид «сахарной головы». Белорусские женщины носили также капоры — подвычки и чепцы — каптуры, а девушки на распущенные волосы надевали венки скиндачки или узкие ленты скидочки.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из полотняной рубахи, которую носили по русскому образцу — навыпуск, безрукавки камизельки и узких штанов.

Головные уборы. Летом крестьяне носили соломенные шляпы брыли или суконные шапочки магерки, а зимой — шапки из заячьего меха аблавухи. Тканый узорчатый пояс с древних времен был обязательной частью костюмов белорусов. Именно он украшал скромный костюм белорусских мужчин. Кожаная сумка шабета предназначалась для ношения денег и других мелких вещей.

Верхняя одежда. Мужчины носили куртки (или курты) бравэрки и бурнусы. Казачыны из дубленых овчин, красиво украшенные кожухи из недубленых, а также свиты из неокрашенного валяного сукна незначительно различались у мужчин и женщин лишь количеством украшений и длиной (женские всегда были немного длиннее).

Обувь

Повседневной обувью мужчин и женщин Белоруссии были лыковые лапти или кожаные постолы. В особых случаях носили хромовые сапоги — боты.

Шляхта и рыцарство

Обычно под шляхтой подразумевается польское рыцарство, однако между ними существовало различие, возникшее в XIV веке:

  • Шляхта сильно была проникнута корпоративным духом, чувством сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.
  • Экономической основой господствующего положения шляхты была феодальная собственность на землю. Взаимоотношения между разными слоями шляхты основывались на принципах иерархии. Доступ в сословие шляхты был возможен только в исключительных случаях за большие заслуги через нобилитацию, одопцию и индигенат.
  • Шляхта обладала иммунитетом: обладала собственностью, освобождалась от некоторых повинностей, имела судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею 1374 года шляхта освобождалась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена, получила исключительное право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории — 15 гривен.
  • Шляхта обладала гербами.
  • В Великом княжестве Литовском основная масса мелких владельцев в XIII-первой половины XVI в. называлась боярами. Впервые бояре названы шляхтой в Городельском привилее 1413. Тогдашний состав шляхты в ВКЛ был неоднороден: одни были почти магнатами по владению крупными наследственными имениями; с XV в. звались панами. Другие почти не отличались от крестьян по своему имущественному положению.

Французская мягкая линия

После Испании европейские модницы переключились на Голландию, но в Беларуси её влияние как-то не прижилось. А вот Франция почти полностью переодела наших горожанок.

В первой половине XVII века жёсткую испанскую геометрию вытеснили мягкие линии. Плечи стали покатыми, талия поднялась выше, ноги визуально удлинились, смягчился переход от талии к юбке, и (событие!) появилось декольте. Хотя пока оно задрапировано прозрачным воротником. Ещё одно событие – открытые волосы. Женщины продолжают носить головные уборы, но они становятся всё более номинальными и всё чаще напоминают просто украшение. Что ещё входит в моду в XVII веке? Кружева и аксессуары: веера, платки, перчатки.

Возможно, вы удивитесь, но платья на разные сезоны женщинам в этот период предложила именно Франция. Раньше так не барствовали. И если в моду входил, например, бархат, его носили и зимой, и летом.

«Потерянный миллион»

По оценкам Минского собрания наследников шляхты и дворянства, десятая часть белорусов имеют шляхетское или дворянское происхождение. Здесь говорят так: «потерянный миллион». Но лишь около 5 процентов шляхты, рассказывает Чекалов-Шидловский, могла позволить себе жить на широкую ногу. Остальные были бедны и сами обрабатывали землю. Ходили за конем, но обязательно с саблей.

— Ношение оружия — привилегия шляхетского сословия.  Крестьянам это было недоступно. Кроме того, шляхтичи  имели право участвовать в выборах, могли покупать, завещать землю и так далее. Еще одна особенность — фамильность. Шляхта держалась за фамилию как за знамя, в отличие от той же России.

Герб — еще одна привилегия шляхты

Игорь Чекалов-Шидловский часто сталкивается с тем, что люди не видят разницы между шляхтой и дворянством.

— Шляхта — это древнее благородное сословие, когда никакого дворянства еще и в помине не было в Российской империи. В конце 18 века Екатерина Вторая издала указ, чтобы проверить, что это за шляхтич такой, который сам за конем идет. 100 лет шла проверка, примерно четверть шляхты перевели во дворянство, а всех остальных записали в крестьяне и мещане. Но настоящие шляхтичи всегда помнили о своем благородном происхождении, даже в том случае, если им не давали на это подтверждающих документов. Лишь в начале 20 века, когда начался красный террор, от шляхетского звания стали открещиваться. Многие даже меняли несколько букв в фамилии, чтобы не считаться шляхтичами. Сегодня эти люди восстанавливают свою связь с предками, у нас есть такие примеры.

На шляхетское прошлое, говорят наследники, указывает фамилия. Если она заканчивается на -евич, -ович и -ски (Шидловский, Янцевич, Янукович), существует большая вероятность, что ваши предки принадлежали к благородному сословию. По словам членов Минского собрания, это первая ступень. Далее необходимо сверить свое имя с пофамильным гербовником. Эту услугу для желающих здесь предоставляют бесплатно.

Но чтобы подтвердить шляхетское происхождение, нужно продолжать исследовательскую работу. Существуют редкие гербовники, в которых можно найти подробный рассказ обо всех значимых шляхетских родах. Их подробное изучение на многое может пролить свет. Третий этап — детальная проверка информации в Национальном архиве. На этом уровне составляется история рода, это долгая и кропотливая работа. В зависимости от объема дела интерес к истории своей семьи обойдется в 1000-2000 долларов. Некоторые энтузиасты и на этом не останавливаются. Они заказывают публикацию книги об истории своего рода.

— Насколько достоверна информация, которую вы предоставляете белорусам?

— Все, что написано в архиве, достоверно. Иногда фамилия может совпасть случайно. Мы всегда об этом предупреждаем: это история, а не геометрия. Здесь могут быть пробелы, но они ничтожны в процентном соотношении. Ведь за то, что ты «подмазался» к шляхте, наказывали. Это было не просто: безземельного крестьянина можно было определить с первых шагов.

От автослесаря до кандидата наук

Приобщиться к современным наследникам шляхты может любой желающий, даже потомок крестьянина. Но такие люди, по словам председателя Минского собрания наследников шляхты и дворянства, заявок не оставляют. Видимо, никто не хочет вдаваться в подробности своего неблагородного происхождения. Что же касается наследников высших сословий, то сегодня они занимают самое разное социальное положение. Среди членов собрания есть и автослесари, и кандидаты наук. Тем не менее, потомков благородных сословий, считает Чекалов-Шидловский, видно издалека.

— Когда идут собаки породистые или обычные, вы узнаете? С нами все точно так же. Потомка шляхтича можно узнать по фенотипу и манерам. Наши гены сохранились. Есть белорусская внешность, это ни с чем не перепутаешь. Нам постоянно вдалбливают, что мы скромные, «памяркоўные». На самом деле, потомки шляхтичей очень самодостаточные люди.

Чтобы подтвердить свои слова, председатель собрания показывает нам Кодекс шляхетской годности. Составлен он «на мове» и гласит о том, что наследник шляхты обязан любить Отчизну, интересоваться ее историей и уважать ее культуру.

— Это очень широкая платформа. У нас есть монархисты, республиканцы, белорусская шляхта, русское дворянство. За все время только 2 человека были исключены из организации. Один — за недостойное поведение, второй — за неправильное отношение к спиртным напиткам. Из шляхты тоже исключали по тем же причинам.

Особенности

Что же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от ближайших соседей – русского, украинского, польского костюмов?

Цвета и оттенки

Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Одежду шили в основном из отбеленного льна. Это не говорит о том, что белорусы не умели окрашивать ткани. Есть сведения, что еще XVII веке крестьяне красили ткани в синие, фиолетовые и даже пурпурные цвета. Однако, самым любимым цветом оставался белый.

Ткани

Как мы говорили вначале, ткани делали на основе местного органического материала. В основном это были лен, шерсть, конопля и даже крапива. Привозили на белорусские земли и дорогие ткани, такие как шелк или бархат. Но для простых крестьян они были не доступны.

До конца XIX века в крестьянских хозяйствах ткани изготавливали самостоятельно. Также самостоятельно окрашивали их. Для этого использовали корни растений, ягоды, кору или почки деревьев и многое другое. Красили в основном ткани для юбок, штанов и безрукавок. Для других изделий ткани просто отбеливали.

В конце XIX века, с развитием фабричного производства, начали использовать ситцевые ткани, покупать яркие платки и косынки. Тогда же все активнее в национальный костюм стали проникать элементы городской моды.

Крой и декоративные швы

Рубаха — главный элемент национального костюма. Поначалу ее делали без швов на плечах. Полотно просто складывали пополам в нужном месте и так кроили. Но в XIX веке это уже считалось устаревшим способом, который использовали только для пошива обрядовой одежде.

Новым способом покроя рубахи стали специальные вставки (палики) из той же ткани, которые соединяли заднее и переднее полотнище.

Важной особенностью белорусской рубахи был прямой разрез на груди. Например, в российских губерниях такой разрез делали на левой стороне груди

На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина».

Воротники тоже были характерной чертой праздничной одежды. Их делали в основном стоячими, не больше 3 см, и застегивали на небольшую пуговицу. Мелкая шляхта — бедное дворянство, которое не смогло подтвердить принадлежность к высшему сословию и оставшегося в классе крестьян – шила рубахи с отложным воротником, чтобы подчеркнуть свою особенность. Такой воротник застегивали на запонку.

Юбки изо льна кроили из двух половин, а вот при использовании сукна делали от трех до шести продольных частей. Потом их сшивали и собирали в складки.

Аксессуары и украшения

Главный аксессуар национального костюма – пояс. Пояса ткали самостоятельно, узоры были самые невероятные. Чем богаче семья, тем дороже пояс. По этому элементу одежды судили о благосостоянии семьи. Очень богатые люди могли позволить себе пояса из шелка с вплетением дорогих золотых и серебряных нитей. Каждый такой пояс и сегодня считается произведением искусства, которым посвящают целые музейные экспозиции.

В качестве украшений использовали подвески из недорогих металлов, кости, камня или дерева. Женщины дополняли свой наряд бусами, в основном стеклянными или янтарными, зажиточные крестьянки могли носить жемчужные и рубиновые. Остальные декоративные украшения, например, брошки, кольца, браслеты, были доступны в основном богатым крестьянским женам и дочерям и большого распространения не имели.

Стиль романтизм и бидермейер в женском платье

Ампир продержался недолго. Но мода на женственность и утонченность не исчезла. В 30-е годы его сменил стиль романтизм, который по времени совпал с параллельно существующим еще одним необычным и интересным направлением в мире европейской моды – стилем бидермейера в 1820-1840 годы.

Бидермейер – по сути это не название художественного стиля. Так обозначается тридцатилетний период в начале XIX века между наполеоновскими войнами и революциями в Европе. Возникшее в это время художественное направление проявилось преимущественно в немецкоязычных странах в разных сферах искусства и культуры. В том числе и в женском костюме.

Греческие мотивы остаются в прошлом. На смену им приходит классический крой. Появляются платья с пышными юбками с большим количеством складок, с широкими объемными рукавами-буфами, открывающими плечи и шею.

Линия талия возвращается туда, где ей положено быть. И даже если она завышена, то слегка. Тонкую талию подчеркивают широкие рукава, пышные юбки, корсеты, которые снова в моде и затягиваются все туже.

Верхняя часть наряда с не такими откровенными вырезами, как раньше, подчеркивает грудь и низко опущенные плечи, длина юбок поднимается до линии щиколотки. Очень много декоративных украшений: кружев, лент, оборок.

Иногда, но довольно редко, встречаются платья с кринолином. Чтобы поддерживать верхние юбки и создавать эффект пышности, под платье надевают несколько сильно накрахмаленных нижних юбок.

Появляются рукава-жиго. В России их называли в шутку «бараньей ногой». В верхней части рукав был очень объемным и широким. Но постепенно он становился все уже и уже.

Бальные платья чаще всего шили с короткими объемными рукавами-фонариками на манжете. Рукав мог состоять из верхнего длинного рукава из полупрозрачных тканей или шелка и внутреннего короткого, плотного, подбитого ватой или пухом.

Деталям и аксессуарам уделяется огромное внимание: шали, пелерины, зонтики, муфточки, появившийся в это время боа из перьев или меха. Примеры восхитительных женственных нарядов этого времени можно увидеть на картинах Карла Брюллова «Всадница», потрете великой княгини Елены Павловны и портрете Наталье Гончаровой, написанном братом художника Александром Брюлловым

Примеры восхитительных женственных нарядов этого времени можно увидеть на картинах Карла Брюллова «Всадница», потрете великой княгини Елены Павловны и портрете Наталье Гончаровой, написанном братом художника Александром Брюлловым.

«Всадница», К. Брюллов, 1832

Великая княгиня Елена Павловна, К. Брюллов, 1830

Наталья Пушкина. Александр Брюллов, 1831-1832.

Платья уже делятся на повседневные, утренние и бальные. Повседневные модели попроще, без декольте и с длинными рукавами. К ним полагались зонтики от солнца и короткие перчатки. В моде была аристократическая бледность. На плечи набрасывали кружевные косынки-фишю.

Бальные платья шили с короткими или длинными рукавами, открытыми плечами и декольте. Длинные перчатки дополняли вечерний наряд с короткими рукавами. Тонкую талию обязательно подчеркивал пояс с пряжкой или бантом.

Платья носили с шарфом эшарп (опускается сзади на талию, затем его перекидывают спереди на руки, согнутые в локтях), с круглым шарфом из страусовых перьев, из меха, с шалями.

Портрет великой княжны Александры Николаевны, 1837–1844, К. Брюллов

В это же время входит в моду платье-амазонка – женская одежда для верховой езды, состоящая из узкой кофточки и суконной длинной юбки. К ним в комплекте – перчатки и шляпа с вуалью.

Платья шьют уже не только из светлой ткани, но и цветной, даже темной или в клетку. В моду начинают входить кружева, рюши.

Портрет М. А. Бек, Брюллов, 1840

Из шляп этого времени особенно популярен капор с высокой шляпной тульей, куда дамы убирали собранные на затылке волосы. Жесткие широкие поля капора, сужающиеся к затылку, обрамляли лицо. Удерживался он на голове широкими лентами, которые завязывали в бант под подбородком. Дома же дамы носили льняные чепцы, которые постепенно становятся скромнее.

Модные в начале этого периода сложные и высокие прически с разнообразными пучками, асимметричные, с завитыми и взбитыми локонами и кудряшками, с бантами и петлями из волос постепенно сменяются гладкими прическами без кудрей.

В моде прическа с косичками около ушей под названием «а-ля Клотильда», которая пришла из английской моды.

Великая княжна Александра, акварельный портрет Владимира Гау, 1840-е.

История национального костюма Польши

Изначально в Польше каждому человеку присваивался один из 3 социальных статусов. Исходя из этого, он носил крестьянскую, городскую или шляхетскую одежду. Изменения в крестьянский костюм вносились довольно редко, что нельзя сказать о других типах одежды. Самое большое распространение и общенародное признание завоевали шляхетские костюмы.

Каждый из 3 типов костюмов шился из материала разного качества. Недорогой и доступный лен использовался для пошива городской и крестьянской одежды. Что касается костюмов шляхты, то в них уже использовалась натуральная шерстяная ткань, стоимость которой была несколько выше.

Стиль ампир – возрождение античности и «нагая мода»

Женская мода начала века не отличалась сложностью фасонов платья. Господствующий в это время во всем искусстве неоклассицизм с его естественностью и законченностью в российской моде получил название «стиль империя» или шемиз (в переводе с французского «chemise» – рубашка).

Наконец-то женщины освободились от кринолинов и корсетов. И вздохнули полной грудью. Воздушные невесомые наряды из хлопка, крепа, муслина, кружева, шелка в основном светлых оттенков сменили платья из плотной ткани с пышными юбками.

По форме это были простые длинные платья рубашечного покроя в греческом стиле. С маленьким объемом лифа, высоким положением линии талии, которая смещается под грудь и часто выделяется поясом. Руки и шея открыты. Вырезы чаще всего квадратные, реже – закругленные, но всегда глубокие. Рукава–фонарики – короткие, шарообразные, подчеркивающие линию плеч. Длина юбки зависела от времени года. Встречались модели с длинными шлейфами.

Примерно до 1809 года женщины не носили корсеты. Но потом они снова вошли в моду. Хотя их затягивали уже не так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи.

Пример лаконичного наряда начала века – портрет Марии Лопухиной, написанный художником Боровиковским.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, художник Боровиковский.

Или парадный портрет Александры Федоровны, жены Николая I.

Портрет Александры Федоровны, Жан-Лоран Монье, 1805 г.

В отличие от французского стиля, наряды российских модниц изысканнее и скромнее. Иногда они используют в своих нарядах какие-то детали и элементы из русского народного костюма.

Портрет княгини Авдотьи Голицыной

С 1810 года платья перестают быть исключительно белого цвета. Адаптируя женский костюм под российский климат, начинают шить однотонные платья из дорогой плотной парчи, бархата. Иногда с длинными рукавами, украшенные вышивкой.

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой, 1811 г., художник Боровиковский В. Л.

С 1825 года мода меняется. Юбка платья в стиле ампир приобретает неширокую колоколообразную форму. Исчезают шлейфы. Поверх платья дамы надевали коротенькие жакеты-спенсеры – характерная деталь для ампирной эпохи или роскошные кашмирские шали из шерсти тибетских коз, о которых в то время мечтали все модницы.

Женский наряд дополняли длинные перчатки, нитка жемчуга, небольшие бусы на шее, шляпки а-ля Памела, объемные чепцы, «восточные» тюрбаны. Модными становятся русские шубки. Для украшения высоких причесок с кудряшками на висках использовали нежные цветы, еще больше подчеркивающие женственность и легкость образов.

Например, Екатерина Авдулина одета в модное платье первой четверти XIX века с завышенной талией. На ее плечах – ярко-желтая нарядная кашмирская шаль.

Портрет Е. С. Авдулиной, О. Кипренский, 1822–1823

Если провести аналогию с сегодняшней модой, женские платья стиля ампир актуальны и сегодня. Такой фасон визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки и лишние килограммы.

В фильме «Война и мир» (1967 г.) можно полюбоваться нарядами этого периода.

Балы в 21 веке

Члены организации ведут чрезвычайно насыщенную жизнь. Они регулярно собираются на салонах, балах и других светских мероприятиях. Юрий Шеремет рассказывает, что он — потомок прусского короля. Сюда он привел всю свою семью: жену и дочку, даже внучка интересуется историей.

— У нас совершенно нет социальной жизни для людей, как в Европе. В советское время были какие-то профсоюзные собрания, люди как-то сплачивались, а куда сейчас выйти паненке? Куда наряжаться? И люди очень ценят наши мероприятия как элемент социальной жизни.

Очаровательная дама в не менее очаровательной шляпке подтверждает эти слова. Как истинная дворянка Светлана Шандалова обожает балы. — Лет пять тому назад я посещала выставку книг. Я шла в красивой шляпе, на высоком каблуке и с прямой спиной. Мне сказали: у вас явно солидные корни. А я знала, что мой дедушка был сыном помещика. Мне рассказали о моем старинном роде и сделали членом организации.

За время нашего разговора  современные шляхтичи не раз упомянули, что главная цель для них — поднятие духа белорусов. «Наследник благородного сословия» — это звучит гордо. Но, может быть, только звучит?

Комментарий заведующего сектором источниковедения и археографии Института истории НАН Беларуси Александра Довнара:

— Игры взрослых людей. По фамилии определить, принадлежишь ты к шляхетскому сословию или нет, невозможно. Только если сделать полное генеалогическое исследование и доказать, что предки человека являются шляхтой, тогда можно говорить о благородном происхождении. Например, был известный княжеский род Глебовичи. Эту фамилию носили также шляхтичи и крестьяне.

Полное воссоздание родословной — напряженная и кропотливая работа. Результаты зависят от сохранности документов. Чем более известный род, тем большая вероятность, что по нему удастся найти информацию. А если это была мелкая шляхта, то документов, скорее всего, никаких не будет. Это дело может занять от полугода до нескольких десятилетий. Документы находятся как у нас, так и за границей: в Литве, Польше, Украине, России. И как показывает практика, те люди, которые занимаются родословными, зачастую выдают желаемое за действительное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: