Ароматы из древности
Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.
В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.
В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.
Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:
- изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
- внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, розы, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.
С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.
Это интересно: 1827,История создания денег: что важно знать
Парфюмерное дело в Европе
В результате падения могущественной Римской империи несколько веков не уделялось особого внимания парфюмерии. Только в 14 веке появляется новая разработка – ароматические воды – это духи, состоящие из эфирных масел и спирта.
Одна из распространенных история на эту тему: однажды монах подарил духи Ее Величеству 72-летней королеве Венгрии Елизаветте, которая решила принимать духи не наружно, а внутренне. В результате питья духов она помолодела, выздоровела и получила жениха в виде короля Польши. Так «Воды королевы Венгрии» стали популярны.
Аромат духов в те времена был очень прост: роза, лаванда, фиалка. Но большой спрос на продукт рождал предложение: европейцы средневековья крайне редко принимали банные процедуры, парфюмерию они любили за то, что она перебивает запах немытого тела. Постепенно в ароматические композиции прибавляются ароматы корицы, сандала, мускуса.
Духи закупались в большом объеме: ими натирали тела знатные дамы и кавалеры, затем духами стали поливать одежду, зонтики, перчатки, веера. В 1608 была открыта первая в мире фабрика по производству парфюмерии, располагавшаяся на территории монастыря и обслуживающаяся монахами.
Кроме того, развитие парфюмерного дела поощряла и сама католическая церковь, так как купания способствовали росту разврата среди населения.
Античные времена
Само слово «парфюм», которым мы пользуемся сегодня, произошло от латинского per fumum, что дословно переводится как «через дым». Уже этот факт свидетельствует о роли античного мира в становлении искусства создания духов.
Древние греки всю свою деятельность и окружающую среду воспринимали через призму божественного пантеона. Каждое божество играло большую роль в их жизнедеятельности. Промыслом богов, а не человека считалась и парфюмерия. Примечательно, что каждый аромат ассоциировался с конкретным божеством. Например, Афродита связывалась с фиалковыми и розовыми нотками. Согласно преданию, именно она дала человечеству парфюм. Многие названия ароматических композиций включали в себя имена богов.
Купание в ванной – популярная гигиеническая процедура в Античности. Это был настоящий ритуал со множеством уходовых и косметических средств. Важную роль в нем играли духи. Разные запахи предназначались для определенных частей тела.
В Древней Греции впервые стали использовать метод дистилляции, который позволил получить парфюмированную жидкость (ту форму, что мы применяем сегодня). Это процессы испарения смеси и конденсации паров, которые впоследствии охлаждались. Для извлечения природных ароматов греки помещали растения в масла с различной температурой. Популярными были нотки мирры, фиалки, корицы, ладана, кедрового дерева.
Откуда пошел миф, что раньше все было строго натуральное?
Не знаю. Могу только догадываться. Ароматы прошлых лет разрабатывались по 3-10 лет, сейчас в год у бренда выходит по 2-7 ароматов. Разница в проработанности композиции, конечно, есть. Возможно многим кажется, что «Красная Москва» и Magie Noire натуральные потому, что они более яркие. запоминающиеся, шлейфовые, стойкие, чем многие современные ароматы. Или из-за того, что все-таки небольшой процент натуральных эфирных масел в них все-таки был. Но, справедливости ради, и сейчас в некоторых духах они есть.
Возможно, раньше производители чаще старались сделать звучание более натуральным. Например, в том же Yves Rocher досконально разобрали, как пахнет редкий цветочек шафали и воссоздали синтетически его аромат в духах Shafali. Впрочем, тоже все относительно.
Я поклонница старой парфюмерной школы, но все-таки говорить на автомате «раньше было лучше» не всегда честно.
Как купить оригинал, а не подделку?
Даже во Франции можно купить поддельные брендовые вещи, в том числе и духи. Пользоваться таким шедевром может быть не так приятно, а на таможне вместо возврата налога можно получить штраф.
Самый правильный способ избежать подобных ситуаций – покупать парфюм только в фирменных магазинах. Если вы где-то увидели желанный флакон по слишком привлекательной цене, насторожитесь и тщательно проверьте упаковку.
Часто изготовители подделок неаккуратны, в тексте на коробке могут быть ошибки. Любые следы некачественной печати, неровные швы на стекле, плохо сидящие крышки – все это признаки подделки. Кроме того, на флаконе фирменных духов должен быть серийный номер, и он должен совпадать с номером на коробке.
В заключение давайте обратим внимание на происхождение слова парфюм. «Per fumus» переводится с латыни как «сквозь дым»
И действительно, ароматы подобно чарующему дыму пьянят и манят, окутывают нас.
Приятных покупок!
Парфюмерия 16-го века
Именно 16 век стал официальной эпохой рождения парфюмерного искусства в том виде, в котором она находится в настоящее время. Все началось с итальянского парфюмера Маурицио Франжипани, который решил смешивать парфюмерные компоненты в винном спирте. Кстати, в честь Франжипани впоследствии был назван один из парфюмерных элементов. Использование винного спирта привело к тому, что ароматы эссенций, цветов и трав отныне стало возможным сохранять во флаконах из хрусталя.
Французская парфюмерная история знавала поистине революционные времена, которые не были связаны с пролитием крови. Так, первой революцией во французской парфюмерной отрасли стало разделение гильдий перчаточников и парфюмеров, которое произошло по окончанию Великой Французской революции. Отныне парфюмерия приобрела долгожданную независимость. В 1608 году появилась первая парфюмерная фабрика на планете, которая была открыта при монастыре Санта Мария Новелла. Фабрике покровительствовали не только князья и герцоги, но даже Папа Римский, который приказал выдать на развитие парфюмерии крупную сумму. На фабрике работали только монахи-доминиканцы, которые активно трудились, в первую очередь, на благо Церкви. Именно этим объясняется покровительство парфюмерной фабрики на столь высоком уровне.
Еще несколько интересных фактов
Вы любите духи? Думаете, что знаете о них все? Тогда ознакомьтесь с интересной информацией, которая, возможно, ускользнула от вашего внимания:
- Если вы хотите пахнуть равномерно, распылите духи в пространство вокруг и встаньте под ними. Аромат осядет на ваши волосы, шею, плечи и все тело.
- Запах дольше всего сохраняется на натуральных материалах. Но будьте осторожны с шелком, на нем могут остаться пятна.
- Из всего спектра ароматов жасмин считается самым важным парфюмерным растением.
- Каждый аромат имеет свой характер, требует разных методов нанесения. Свежие и легкие духи чаще всего применяются на одежду.
- Самый известный парфюм – это, несомненно, «Chanel №5», состоящий из более чем 80 ингредиентов. Среди них – роза, амбра, жасмин и ваниль.
- Парфюмерия существенно влияние на настроение человека. Запах сильно сказывается на психическом состоянии и настроении.
- Духи хорошего качества производятся в основном из натуральных ингредиентов. Иногда они встречаются под такими терминами, как «Soul of Perfume» или «Parfum de Parfum».
- Редко можно встретить немного более низкую концентрацию – «Esprit de Parfum (ESdP)» с процентом ароматных эссенций 15-30%.
- Парфюмированная вода – «Eau de Parfum»(EdP) или «Parfum de Toilette» – содержит 10-20% (обычно около 15%) ароматических компонентов, т.е. немного ниже, чем настоящие духи. В обычной парфюмерии EdPs известных брендов часто сильно переоценены.
- 5-15% ароматических эссенций содержит туалетная вода – «Eau de Toilette» (EdT). Чаще всего в ней присутствует около 10% ароматных компонентов. Она является наиболее продаваемыми «духами».
- Одеколон – «Eau de Cologne» (EdC) содержит 3-8% (обычно около 5%) ароматических эссенций. Это самая распространенная концентрация, характерная для дезодорантов в форме спреев. Не путайте: «Original Eau de Cologne» – это зарегистрированная торговая марка.
- Стандарты даже помнят более низкие концентрации – 3-8% ароматических эссенций. Этот аромат называется «Perfume mist», т.е. «парфюмерный туман». Преимущественно он основан на не спиртовом растворителе.
- «Eau de Splash» (EdS), то есть «брызг» и т.н. «aftershave», имеют самые низкие концентрации ароматических компонентов – 1-3%. EdS также является зарегистрированной торговой маркой.
Истоки в Древнем Египте
Издавна люди обращали внимание на особенности разнообразных благовоний, их силу и влияние. Эти знания использовались шаманами и другими представителями различных культов для своих обрядов
С их помощью в древности окуривали жилища, совершали жертвоприношения и даже вводили в транс. Далее аромамасла стали применять в косметических целях, наноситься на кожу, волосы или одежду.
История происхождения, создания ароматов духов, искусственных запахов и развития парфюмерии неразрывно связана с эволюцией самого человечества. Принято считать, что прообразы современных парфюмеров появились еще в Древнем Египте. Существует версия, что это искусство перенято из Месопотамии, где жила некая женщина-парфюмер по имени Таппути. Такие факты были извлечены из клинописных табличек, датируемых II тысячелетием до н.э. Но подробностей расшифровать не удалось, других источников не найдено, поэтому основную информацию об этом периоде берут из древнеегипетских папирусов.
Исследователи условно выделяют два направления в этой сфере того времени:
- Культовое (религиозное, для храмов) – в процессе ритуалов сжигали ароматические вещества для получения определенного запаха паров. Бытовало верование, что сладкие благоухания привлекают благосклонность богов. Окуривание едким дымом с резкими и неприятными ароматами отпугивало злых существ, болезни и несчастья, голод и неурожай.
- Бытовое (народное) – проявлялось в распространении аромамасел. Они наносились на тело, одновременно увлажняя и питая кожу. Этими средствами даже обозначали свой статус и место в обществе. Так, социальная «верхушка» египтян использовала благоухания лилии для демонстрации своей элитарности.
Использование других парфюмированных средств было дорогим удовольствием. Поэтому его могли себе позволить лишь богатые люди.
Технология извлечения эфирных масел была достаточно трудоемким процессом. Они добывались из растений, которые сначала нужно было тщательно измельчить. Далее добавлялась вода, массу отжимали и прессовали. Через определенное время масла всплывали на поверхность.
Не менее интересна история появления духов и парфюмерии на Ближнем Востоке. В этом прославились израильские города Эйн-Геди и Эйн-Бокек. Тут извлекали аромамасла из загадочного растения афарсемон и добавляли в ароматические мази. Их использовали для помазания великих царей. Рецепт такого средства держался в строгой тайне.
Это интересно: Интересные факты о недвижимости или как дожить до 122 лет
Франция — мекка почитателей духов
В небольшом французском городке Грассе существовала профессия «парфюмер». Специально обученные люди могли составлять целые композиции на основе эфирных масел, эссенции, вытяжек из растений и других ароматных составляющих.
В XVI веке профессия парфюмера и перчаточника была совмещена. Дело в том, что в светском обществе было популярно носить перчатки, излучающие благородный аромат. Именно поэтому существовала специальная должность напрыскивателя парфюмом этого предмета гардероба.
После Французской революции, когда гильдия перчаточников и парфюмеров распалась, в 1608 году в одном из монастырей создается первая парфюмерная фабрика. Монахи-доминиканцы самостоятельно производили духи, а покровительствовали им в этом деле вельможи, князья и даже сам Папа Римский.
В начале XVIII веке торговец специями Фарина изобрел «кельнскую воду», которую в последствие стали называть одеколоном. По прошествии полустолетия она была завезена во Францию. Кельнская вода использовалась самим Наполеоном. Император заказывал порядка 60 флаконов в год. Из-за моды на французское аристократическое общество России также стало активно пользоваться туалетной водой и одеколоном.
Молекулярные запахи
С помощью биомолекулярных методов исследователи идентифицируют частицы древних ароматических веществ, которые сохранились в кастрюлях, городских мусорных ямах, в зубном камне, прилипшем к человеческим зубам, и даже в мумифицированных останках.
Археолог Барбара Хубер из Института истории человечества имени Макса Планка в Йене вместе с коллегами исследовала скромную курильницу для благовоний, найденную в оазисном поселении Тайма на территории современной Саудовской Аравии.
Ученые предполагают, что Тайма была остановкой в сети торговых путей, известной как Путь благовоний. По нему ладан и мирра (пряно пахнущие смолы, которые добывали на Аравийском полуострове, в северо-восточной Африке и Индии) доставлялись из южной Аравии в страны Средиземноморья примерно две тысячи лет назад.
Группа под руководством Хубер обнаружила, что жители пустынного аванпоста активно использовали ароматические растения в повседневной жизни. Ладан был найден в курильницах из жилого квартала Таймы, мирра — в могиле за пределами городской стены, еще одно ароматическое вещество из средиземноморских мастичных деревьев — в большом общественном здании.
Другие исследователи начали поиски молекулярных запахов в глиняной посуде, которую раскопали больше века назад и поместили в музей. Химик-аналитик Якопо Ла Наса из Университета Пизы в Италии вместе с коллегами использовали портативную версию масс-спектрометра, чтобы изучить 46 сосудов, банок, чашек и частей органического материала. Их возраст — около 3600 лет. Внутри археологи обнаружили масло или жир, пчелиный воск и химические маркеры вяленой рыбы, следы ароматической смолы и ячменной муки.
Но по словам Доры Голдсмит, масла, жиры и пчелиный воск могли быть только базовыми ингредиентами с нейтральным запахом для древнеегипетских духов и мазей. Начав со смесей этих веществ, египетские парфюмеры добавляли ароматные ингредиенты, в том числе мирру, смолу, кору стиракса и сосен, ягоды можжевельника, ладан и ореховую траву. При нагревании этих отваров получались душистые парфюмерные средства.
Экономика инноваций
Почему самцы мышей боятся запаха бананов
Времена Римской Империи
Римляне переняли у древних греков и египтян парфюмерные традиции и привнесли в отрасль много своего. Знатные граждане применяли духи везде, где только могли: для ароматизации помещений, одежды, мебели, при приёме ванн и уходе за кожей после них.
Прежде всего, римские врачеватели обратили внимание на то, что некоторые запахи способны оказывать терапевтическое воздействие: снимать головную боль, успокаивать нервную систему.
Это стали широко применять в медицине и назвали приём ароматерапией. Римляне наладили производство первых флаконов для духов. Сначала их изготавливали из алебастра и расписывали, а затем европейцы познакомились с ближневосточным ремеслом выдувания стекла, переняли его и очень быстро научились делать флаконы самых разнообразных форм – кубов, бутонов, пирамидок, а ещё позже появилось и цветное стекловыдувание.
Производство масел, духов, прочих благовоний было поставлено на широкий поток и очень быстро привело к истреблению собственного сырья. Особенно сильно пострадали розы. Тогда были налажены поставки трав, специй и цветов из стран Ближнего и Дальнего Востока.
Всё завершилось с падением Римской Империи. Усиление господства церкви и насаждение нового образа жизни и мышления привело парфюмерию в упадок. Прежде всего церковь крайне негативно относилась к баням и вообще ритуалу купания, считая это поводом для разврата. Люди со временем утратили тягу к частым купаниям, мытью рук и необходимости ухаживать за телом. Торговые связи с Востоком были прерваны. Европа погрузилась во мрак и зловоние.
Изысканные композиции ароматов
32.Часть цветов совершенно не имеют запаха. Но тем не менее их частенько используют в парфюмерии, так как, объединив их с другими компонентами, они дают интересные и запоминающиеся сочетания.
33. Чтобы сохранить запах используются фиксаторы. Лучшие аромо-фиксаторы: дубовый мох, гвоздика, мята, кедровое масло.
34. Альдегиды часто встречаются в композиции ароматов, но сами по себе они имеют не самый приятный запах. Он отдает некой прогорклостью, но если сочетать с другими ингредиентами получим великолепные сочетания. Отличным примером послужат духи «Climat» от известного бренда Lancome.
Прикольные статусы про духи и парфюмерию
Самые популярные духи в этом сезоне — запах средства от комаров.
Порой смешно смотреть как мужчина женщине выбирает духи… Как будто тараканов собрался травить.
Мадам, у вас такие духи.. Они для атаки или для самозащиты?
Аромат ваших духов просто божественен. Навевает воспоминания об общественном туалете.
Новые духи — духи с ароматом шашлыка. От Армяне.
Даже от самых шикарных и дорогих духов можно задохнуться — если с дозой промахнуться!
Женщина пользуется духами, чтобы мужчина не потерял след.
Если жена вас с порога встречает поцелуем, не обольщайтесь: скорее всего она ищет запах чужих духов.
Как Франция стала законодательницей парфюмерной моды?
На смену парфюмерным гигантам пришёл маленький французский городок Грас. Благодаря своему мягкому климату он стал новой столицей парфюмерии на многие века. Законодателями моды на парфюм, конечно, были венценосные особы, что изначально задало очень высокую планку качества для местных производителей.
Екатерина Медичи по тогдашней моде любила и носила перчатки. Она отправила своего личного парфюмера Рене Флорентийца в Грас, чтобы тот занялся их ароматизацией. Чуть позже под шквалом заказов от придворных он открыл первую в Париже парфюмерную лавку возле моста Менял.
При Людовике XIV в Версальском дворце всё благоухало: сады, фонтаны, мебель, одежда придворных. Король требовал от парфюмеров новинки каждый день, парфюмерия стремительно развивалась. Его называли «самым цветущим королём в мире», ну и королем-солнце, конечно.
Ещё одни знаменитые французы и поклонники ароматов – Наполеон и его жена Жозефина. Когда в Кёльне был изобретён одеколон (от французского «eau de Colonge), город как раз входил в состав империи Бонапарта. Это Наполеон велел создать аромат для армии – знаменитый «тройной» одеколон для питья, обтирания и аромата.
Говорят, что на неделю императору едва хватало двух литров фиалкового одеколона. А будуар Жозефины ещё несколько лет благоухал запахами её духов после кончины императрицы.
Парфюмерия 11-го века
Появление первых французских парфюмов относят к 11 веку нашей эры, хотя существует множество свидетельств тому, что парфюмы использовались французами и раньше. И все же именно в 11 веке крестоносцы, вернувшиеся домой после похода на Иерусалим, привезли на Родину жасмин и розы. Запах этих замечательных цветов так понравился французам, что они начали культивировать их в южных регионах Франции, поскольку растения не терпели низких температур. И уже через сто лет французская парфюмерия стала пользоваться большим почетом во всех европейских государствах. Развитие торговых отношений в станах Европы привело к тому, что европейские дворяне и короли стали высоко ценить лечебные, гигиенические и эстетические свойства французской парфюмерии. Однако парфюмерной столицей в те времена считался не Париж, а Венеция. Это объяснялось тем, что восточные пряности, которые шли во Францию, предварительно перерабатывались именно в Венеции, куда они поступали из арабских стран.
Цитаты на тему «Духи»
Сегодня речь о секретах «строения» запаха, или — о верном способе отличить качественную парфюмерию.
Только дешевые «ширпотребные» парфюмерные средства состоят из одного-двух «пахучих» компонентов. Если туалетный «дезодорант» состоит из одного пахучего вещества, то и запах его фактически не изменится после использования, а будет одинаково раздражать ваш нос, покуда не выветрится.
Серьезные же парфюмерные изделия — так и называемые «композиции», состоят из многих, зачастую из многих десятков компонентов, к тому же, как правило, натуральных. Одно из отличий натуральных ароматических веществ от синтетики — изменчивость запаха. Синтетический ароматизатор либо вообще не изменится после употребления, либо перемена запаха будет минимальна и незаметна.
Другое дело — натуральные ароматические вещества. Они, во-первых, быстро улетучиваются. Без использования специальных добавок натуральные пахнущие вещества будут ощущаться полчаса-час, редко — пару часов. Во-вторых, они очень быстро изменяются на воздухе сами по себе (окисляются), и запах также меняется. Далее, натуральные компоненты склонны реагировать между собою. Пример подобного взаимодействия — вино, которое чем дольше стоит, тем лучше становится — а все из-за медленного, скрытого взаимодействия составных компонентов.
К парфюмерии обычно правило «чем старше — тем лучше» не относится, но и здесь — смесь многих натуральных пахнущих веществ медленно реагирует и в закрытом флаконе, а после распечатывания скорость реагирования увеличивается в десятки раз из-за кислорода воздуха.
Наконец, характер реакций, происходящих в парфюмерном средстве, будет определяться особенностями вашего кожного секрета.
Нетрудно заметить, насколько сложным превращениям подвергается парфюмерное средство — духи, одеколон и тому подобное, после употребления, особенно, если это средство содержит натуральные компоненты.
Еще один секрет качественной парфюмерии — «ступенчатость» запахов. Натуральные компоненты после нанесения начинают реагировать между собой — и улетучиваться (они реагировали и раньше, во флаконе, но тут все происходит быстрее из-за доступа кислорода). Это сложнейшее превращение приводит к тому, что одно и то же парфюмерное средство будет пахнуть по-разному в разные моменты времени.
Многие парфюмеры выделяют три стадии существования запаха, или, как еще говорят — три ноты. Первая нота существует несколько минут — временные границы здесь очень условны, все зависит от компонентов, от их сочетаний, от температуры помещения, температуры тела или другой поверхности, на которую нанесли парфюмерию, и так далее. Можно считать, что первая нота, иначе называемая «головной», длится до четверти часа. За это время улетучиваются самые нестойкие компоненты и происходят основные, самые быстрые превращения запаха из-за взаимодействия компонентов.
Вторая нота запаха, по-другому называемая «сердечной», будет продолжаться несколько часов. Здесь мы тоже не можем четко определять время, условно примем — пара-тройка часов. На протяжении «сердечной» ноты парфюмерия отражает основной замысел мастера-парфюмера, именно это и есть «фирменный» запах этой марки духов или одеколона. В течение времени второй ноты улетучиваются компоненты средней стойкости и завершается основное количество метаморфоз запаха.
Наконец, третья нота — также называемая «шлейфовой» или просто «шлейфом», а иногда — «базовой» или «основной». В течение этой ноты вы будете ощущать наиболее стойкие компоненты парфюмерного продукта — и результаты последних, самых медленных реакций взаимодействия между компонентами. Третья нота будет звучать — в зависимости от состава парфюмерии и прочих условий — до полусуток, а то и до суток, редко — дольше. Продолжительность третьей ноты зависит от того, были ли добавлены — и сколько именно — специальные низколетучие компоненты, предназначенные специально для продления запаха, такие, как мускус или амбра. Эти компоненты очень дороги и в «ширпотребных» парфюмерных средствах заменяются синтетическими аналогами — с соответственно плачевными результатами.
Причина третья: утверждая, что раньше парфюмерия была натуральная, а сейчас нет, мы кое-что рассказываем о себе
Если точнее: ею мы показываем, что находимся под влиянием расхожих стереотипов. Не буду педалировать и говорить, что это плохо, что это выдает неграмотность человека и т.д. Потому что так НЕ считаю.
Человек НЕ обязан знать все, особенно если это не входит в сферу его интересов. Тем не менее эта фраза — «маркер» для многих людей. Она показывает, что человек «не в теме» или «не свой». Опять же речь просто о группе людей, объединенных общим интересом — к парфюмерии. Я, например, «не своя» в группе людей, которых объединяет любовь к кулинарии. Каждому свое. Это не плохо и не хорошо — просто сообщает о человеке какую-то информацию.
Плохо, когда человек, не разобравшись в теме, начинает устраивать скандал, обвиняя других в неграмотности. Мне часто такое доводится видеть. Топят за то, что раньше были сплошь натуральные духи, и ни к каким аргументам не прислушиваются. Тех, кто не согласен, причисляют к мракобесам. Вот это уже нехорошо.
Египет — колыбель древней косметики
Польские историки и археологи, исследуя храм царицы Хатшепсут, правящей в Древнем Египте в XVI веке до нашей эры, нашли нечто большее — не просто отдельные предметы, предназначенные для ухода за телом и лицом, а настоящее «царство косметики». В отдельном помещении сохранилось множество интереснейших вещей — специальные манекены-подставки для париков, следы красящих смесей, состоящих из растительных и минеральных компонентов (предположительно — краска для волос), а также остатки составов другого рода — кремов, притираний, бальзамов, эмульсий для питания кожи и придания ей привлекательного вида.
Ученые установили, что в Египте первые косметические средства появились очень давно — примерно за две тысячи лет до начала нашей эры. Всем известно имя царицы Клеопатры, женщины, по сей день считающейся эталоном красоты. Именно ей принадлежит идея создания первой в мире книги о косметике, В сборнике, найденном археологами, обнаружились уникальные рецепты декоративных средств — туши для ресниц и бровей, пудры, румян, помады, красящих составов для волос. Разумеется, все они были исключительно натуральными и не содержали вредных для кожи, едких компонентов. Составы, изобретенные Клеопатрой, в слегка скорректированном виде используют и в наши дни — они не приносят вреда и подходят даже людям с повышенной чувствительностью кожи или какими-либо заболеваниями, при которых использование обычной декоративной и лечебной косметики нежелательно.
Если принять во внимание упомянутые выше факты, не удивительно, что Египет нередко именуют колыбелью древней косметики. Египтянки даже в те далекие времена отлично знали, как красить волосы в разнообразные оттенки, как правильно наносить макияж и какие красители при этом лучше всего использовать
Они знали «язык ароматов», подбирали подходящие благовония. Самые «продвинутые» древние модницы даже делали себе маникюр и педикюр. А искусство эпиляции, несомненно, было распространено именно среди них — волосы с тела удалялись при помощи специальных притираний и бальзамов, приготовленных на основе лекарственных трав и других природных компонентов.
Первыми египетскими косметологами являлись, как ни странно, жрецы. Им были известны многочисленные рецепты различных красок для волос и тела, а также секреты искусного нанесения декоративного макияжа и целебных кремов и масок. В усыпальницах красавиц тех времен археологи обнаружили огромное количество емкостей различной формы. После анализа остатков их содержимого стало ясно — это румяна, белила, кремы, пудры и подобные им составы.
Даже сейчас некоторые модницы просят визажистов сделать им «египетские глаза» — при таком макияже вдоль верхнего века проводится широкая темная или даже черная линия в направлении к виску. «Классическим» считается темно-зеленый цвет подводки. Этому есть вполне разумное объяснение: в Древнем Египте декоративная косметика зеленого цвета изготавливалась из растертого в тончайший порошок природного малахита. Черную краску начали производить немного позднее. В качестве сырья применялись сожженная до черноты и затем растертая в пыль слоновая кость или же обыкновенный древесный уголь (последний, скорее всего, был популярен среди небогатых дам).
Для декоративного покрытия ногтей после гигиенического маникюра египтянки выбирали «лак» зеленого цвета. Все средства но уходу за кожей они приготовляли самостоятельно, передавая друг другу наиболее понравившиеся рецепты. Обязательным было использование бритв, специальных пинцетов и особых едких составов для удаления «лишней растительности» с кожи. Поверхность тела женщины непременно должна была быть гладкой, приятной на ощупь. С этой целью кожу часто смазывали кремами, душистыми маслами и благовониями, а также бальзамами, настоянными на целебных травах.
Обладательницы роскошной гривы охотно делились с подругами cекретами своей красоты: для усиления роста волос и предотвращения их выпадения они регулярно втирали в кожу головы перетопленный львиный жир. Существовали и менее экзотические средства подобного действия, доступные широкому кругу населения: жир коров и быков, оливковое и кедровое масло.
Дамы среднего возраста, чтобы выглядеть моложе и избавиться от ранней седины, смазывали волосы специальным красящим составом из вороньих яиц и жира черного быка.