Работы времен царствования Николая II
Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.
Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.
Яйца Фаберже и революция
Когда после революции 1917 года власть Романовых была свергнута, а императорская семья казнена, императорская коллекция, созданной мастером-ювелиром Фаберже в период с 1885 по 1916 год была национализирована.
Сам Карл Фаберже продал свою долю в компании соратникам вместе и с семьей уехал из России.
Карл Фаберже с супругой и сыном
Из 54 яиц для российского императорского двора до наших дней сохранилось 45. Сохранилось одно из двух яиц Фаберже, которые он не завершил из-за разразившейся Октябрьской революции в 1917 году и положил конец славной карьере Фаберже.
Всего Фаберже сделал 68 штук яиц, они были изготовлены в период с 1885 по 1917 год. 52 из них представлены как пасхальные. 7 – это орден московской семьи Кельч.
Настоящая стоимость этих уникальных украшений составляет десятки миллионов долларов.
Ювелирные изделия Фаберже, подаренные, переданные в наследство или приобретенные для частных коллекций, находятся не только в России, но и в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии.
https://youtube.com/watch?v=h72_VMVsE60
После Октябрьской революции, изгнавшей Фаберже из России, произошло чудовищное разграбление императорских сокровищ и церквей. Среди множества корон, диадем с драгоценными камнями и других украшений были и яйца Фаберже.
В 1925 г. часть так называемого Алмазного фонда СССР была продана английскому антиквару Норману Вайсу.
В 1928 году 7 яиц Фаберже были списаны из Алмазного фонда как «неполноценные», среди которых одно из самых изысканных – яйцо Павлин.
Работы начала 1890-х годов
Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.
Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.
Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.
Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.
Детство и юность
Родился будущий ювелир весной 1846 года в северной столице. Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.
Карл Фаберже
Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.
После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.
Карл Фаберже в молодости
Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.
В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.
Остальные яйца Фаберже
Карл Фаберже искусно создавал свои шедевры и каждый раз придумывал новые конструкции. В его яйцах скрывались крошечные корабли, копия кареты императора, мини-портреты, сделанные на мольбертах, слон и даже механический павлин, который мог ходить и поднимал хвост.
Коллекция императора привлекала внимание многих, и некоторые частные лица захотели себе такие же экземпляры. Самая большая коллекция, помимо царской, была заказана магнатом Александром Кельхом для его дражайшей супруги
Она состоит из семи экземпляров и тоже очень популярна, хотя модели не такие искусно сделаны, как императорские. Также известно о восьми яйцах, которые были спроектированы по единичных заказам, в том числе для герцогини Мальборо, Феликса Юсупова, семьи Ротшильдов и других лиц.
Секретный ход
На изготовление некоторых яиц, в особенности тех, что содержали замысловатые сюрпризы, уходил не один год. Сюрпризы вообще были главной интригой пасхальных творений Фаберже. Многие из них являли собой самостоятельные произведения искусства: ювелирные изделия, изящные фигурки животных, миниатюрные модели, изображения людей — как будто для первоклассных мастеров и впрямь не было ничего невозможного.
Секрет яйца оставался нераскрытым вплоть до торжественного подношения подарка. На вопрос императора о сюжете нового яйца Фаберже отвечал уклончиво: «Ваше Величество будет довольно…»
В конце XIX века мастерские Фаберже стали изготавливать и вовсе удивительные пасхальные яйца — с заводными механизмами. В яйце, получившем название «Ландыш», выполненном в стиле модерн (оно было подарено Николаем II жене на Пасху 1898 года), запрятан механизм, при «запуске» которого из яйца появляются и раскладываются веером три маленьких портрета — самого императора и двух его старших дочерей, Ольги и Татьяны.
Ангел Да Винчи
Би-би-си обнаружила, что у семьи Голощапова есть и еще одна культурная инициатива — итальянский фонд, посвященный изучению наследия Леонардо да Винчи. И у этого фонда также есть отношения с руководством Эрмитажа.
В 2015 году британский таблоид Daily Mail опубликовал сенсационную новость: в частном собрании в Петербурге может находиться авторская копия «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Имя коллекционера держалось в секрете.
Такие сообщения вызывают у исследователей улыбку: дилетанты и аферисты регулярно выдают ренессансные картины разного качества за прежде неизвестные полотна Леонардо.
Но в случае с «петербургской Джокондой» всё было чуть иначе. Ее изучил итальянский искусствовед Карло Педретти, считавшийся признанным экспертом по работам да Винчи. И именно он предположил, что картина может принадлежать кисти Леонардо. Вслед за сообщением в Петербург прилетела команда, готовившая документальный фильм о «Моне Лизе» для телеканала BBC Two.
К тому моменту эксперты Болонского университета провели техническую экспертизу полотна и установили, что в Петербурге — поздняя французская копия. Педретти ошибся.
С тех пор о «петербургской Джоконде» никто не слышал. Но члены съемочной группы Би-би-си рассказали, что переговоры о съемках картины велись именно через «Музей христианской культуры».
Владельцем картины назывался Иванов, но неформально сотрудники музея подтверждали, что за ним стоит Голощапов.
В интервью Би-би-си Иванов отказался говорить, как он связан с этой картиной, но настаивал, что она и есть подлинная «Мона Лиза» работы Леонардо. Он отказывается соглашаться с проведенной в Болонском университете экспертизой — и утверждает, что «петербургская Джоконда» принадлежит не Голощапову. Владельца при этом он не называет.
В том же 2015 году, когда в Петербурге появилась загадочная картина, жена Голощапова, предпринимательница Ирая Гильмутдинова стала со-основательницей «Россана и Карло Педретти», семейного фонда итальянского искусствоведа. В совет директоров фонда вошли Пиотровский и Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа.
С приходом российских меценатов фонд развернул активную деятельность: была начата реставрация исторической виллы Баронтини в Винчи, родном городе Леонардо, которую мог посещать сам мастер. Там же был открыт выставочный центр «Лео-Лев», посвященный наследию Леонардо и принадлежащий Гильмутдиновой. Юрлицо было зарегистрировано на ее хорватский паспорт.
«Наш музей и Центр связывают общие планы и общая миссия возвращения к жизни и к людям высокого искусства», — сказал Пиотровский в прошлом году. (В центре «Лео-Лев» не ответили на запрос Би-би-си об интервью с Гильмутдиновой).
Грандиозные планы были нарушены смертью Педретти в 2018 году — он не дожил одного дня до 90-летия, а его жена Россана скончалась годом позже. Но работа центра «Лео-Лев» жены Голощапова в родном городе да Винчи продолжилась. Сейчас в нем выставлена статуя архангела Гавриила из церкви Сан-Дженнаро в Капаннори. Вступительное слово к каталогу этой выставки написал Пиотровский.
На сайте центра утверждается, что Педретти признавал статую работой Леонардо — с указанием, правда, что не все специалисты разделяют эту оценку. Прошлой осенью Пиотровский стал почетным президентом «Фонда Педретти».
Музей Фаберже: история
История создания музея началась в 2004 году. Именно тогда российский бизнесмен Вексельберг после смерти миллиардера Форбса приобрел коллекцию изделий фирмы Фаберже. Дело в том, что до революции Фаберже был один из главных поставщиков ювелирных изделий для дома Романовых. В 1918 году его компания прекратила свою деятельность. Сам же ювелир, как и многие другие, перебрался заграницу. Нестабильное положение в государстве привело к тому, что многие шедевры Фаберже были проданы, другие просто исчезли в неизвестном направлении.
Для возвращения ценных предметов русского ювелирного искусства на родину был создан специальный фонд «Связь времен». Собственно он в дальнейшем и занимался созданием нынешней коллекции музея.
Вместе с тем, заслуживают внимания не только экспонаты музея, но и интерьеры Шуваловского дворца. Первой посетителей музея встречает совершенно потрясающая лестница.
А еще мне запомнились Красная, Синяя, Золотая гостиные, Готический зал, Верхняя буфетная с большой вазой. Все они изображены по порядку на фотографиях ниже. Надо сказать, особое место среди залов занимает Синяя гостиная. В ней демонстрируются главные экспонаты музея — пасхальные яйца Фаберже.
Императорские яйца Фаберже
Первое яйцо по заказу и задумке императора Александра III было сделано ювелиром в 1885 году. Карл не был создателем концепции этого сувенира, император попросил его сделать интерпретацию яйца, которое было создано в начале 18-го века. Всего было сделано три таких экземпляра, один из которых хранился в замке Розенборг в Копенгагене. Так как Мария Федоровна родилась в Дании, император хотел подарить ей что-то, напоминающее о детстве и сокровищах родной страны.
Все три яйца были сделаны с секретом, и содержали внутри миниатюрную фигурку курочки, в которой было спрятано кольцо. По такому же принципу Карл Фаберже сделал свое первое ювелирное яйцо, которое получило название «Курочка» — из белой эмали и матового золота. Как в матрешке, в нем была небольшая птичка, в которой помещались драгоценности — мини версия императорской короны и золотая цепь с рубиновым кулоном.
Яйца Фаберже, первой владелицей которых была императрица Мария Федоровна
Всего для императорского дома он сделал 54 яйца, однако в наши дни своими глазами можно увидеть только 48. После революции и свержения императорской семьи путь этих украшений был долгим и тернистым. Также есть еще и другие коллекционные яйца, которые Фаберже делал для частных лиц. Трудно сказать точное число этих украшений, ведь Карл документировал только заказы императорской семьи. По имеющимся данным, всего известно о 71 экземпляре.
Ювелирные работы
Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.
На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.
Пасхальные яйца Императора
Работы Питера Карла Фаберже остаются непревзойденной вершиной в мире ювелирных украшений. Они признаны драгоценностями наряду с произведениями изобразительного искусства высочайшего класса. Богатый орнамент этих специфических произведений в форме яйца, украшенных драгоценными камнями и драгоценными металлами, со временем делает их все более дорогими.
Яйца Фаберже были произведены в период с 1885 по 1917 год, в год Октябрьской революции в России. После революции великий ювелир перестал работать со словами: «Все кончено!».
— Реклама —
Как известно, первое декоративное пасхальное яйцо им было изготовлено в 1885 году для русского царя Александра III в качестве подарка его жене – императрице Марии Федоровне. Так начинается история яиц Фаберже.
Яйца Фаберже: история
В 1885 году российский император Александр III вручил своей супруге, Марии Федоровне, богато украшенное пасхальное яйцо, выполненное из матового золота и белой эмали. Помпезность и дороговизна подарка объяснялась тем, что царица заскучала в неродной для нее России и участившиеся покушения на представителей правящего дома заметно усилили ее хандру. Ее царственный муж решил скрасить тревоги и одиночество жены, вручив ей подарок, приблизительно похожий на то, что она видела у себя на родине, в Дании (Мария Федоровна родилась в Копенгагене и до принятия православия звалась Мария София Фредерика Дагмар). Гордостью коллекции ювелирных украшений этой страны считают декоративное пасхальное яйцо XVIII века, вырезанное из слоновой кости. Композиционно и эстетически императорский подарок жене повторяет многие решения датского экземпляра.
С этого началось стремительное возвышение Карла Фаберже и его ювелирной компании. Всего было изготовлено 71 такое яйцо, 54 из которых были сделаны специально для императорского дома Романовых, остальные (значительно, впрочем, уступающие в роскоши) предназначались богатейшим людям того времени. На изготовление одного яйца в среднем уходило около одного года изнурительного и скрупулезного труда.
Прочая продукция компании
Не совсем правильно было бы считать, что все яйца были изготовлены лично обрусевшим немцем французского происхождения Карлом Фаберже. На него работала большая интернациональная команда профессиональных ювелиров. Большей частью его работники отчего-то были выходцами из Финляндии, но правой рукой Карла был русский умелец Михаил Перхин, довольно рано, к несчастью, покинувшего наш мир из-за застарелой хронической болезни.
Также не соответствует действительности устоявшееся мнение, согласно которому мастерская Карла Фаберже делала только лишь декоративные пасхальные яйца. Это не так, ассортимент изготавливаемых изделий был весьма разнообразен. Яйца, кстати, даже не были самыми дорогими изделиями фирмы. Известно, например, что колье, которое Николай II вручил своей жене на свадьбу, стоило 250 тысяч рублей, а самое дорогое из всех сделанных яиц лишь 25 тысяч (что, впрочем, тоже колоссально дорого). Ювелиры Карла Фаберже вообще старались держать руку на пульсе эпохи: в моду вошло курение – получайте серию богато украшенных портсигаров. Стала развиваться фотография – декоративные рамки от компании Фаберже не замедлили занять соответствующую нишу на рынке.
Компания погибла в год крушения царской России. Карл Фаберже, впрочем, ненадолго пережил свое дело: он ушел из жизни в 1920 году на исторической родине своей семьи, во Франции, в возрасте 74 лет.
В чем секрет яиц Фаберже?
В этом яйце есть скрытый секрет: под белой эмалированной «раковиной» обнаруживается золотая курица, которая также открывается, демонстрируя миниатюрную алмазную копию императорской короны с кулоном из рубина.
Императрица была так обрадована подарком, что Александр III назначил Фаберже «ювелиром с особым поручением при императорском дворе».
Для работы над его проектами Фаберже была передана целая команда мастеров. Ювелир сделал одно за другим 10 яиц для царя Александра III, который до своей смерти в 1894 году традиционно ежегодно дарил одно яйцо своей жене Марии Федоровне.
Императорские пасхальные яйца становились все более изысканными и богато украшенными. Каждое последующее яйцо было уникальным и, конечно же, содержало сюрприз.
— Реклама —
Некоторые из самых известных яиц Фаберже включают ромбовидную решетку, которая окружает фигуру маленького слона, сделанного из слоновой кости и покрытого драгоценными камнями.
Интерьер яйца Гатчинского дворца представляет собой миниатюрную золотую копию дворца в Гатчине, а многие яйца украшены небольшими портретами императорской семьи.
Некоторые яйца Фаберже русского периода предназначались для ознаменования важных людей или событий: например, «Орден Святого Георгия» был изготовлен во время Первой мировой войны.
После смерти Александра III, 1 ноября 1894 года, его сын Николай II продолжал собирать яйца Фаберже, который также следовал традиции и дарил своей матери пасхальные подарки. Для царя Николая II Фаберже сделал 44 яйца.
Яйцо в честь 300-летия дома Романовых, 1913 год
Фаберже прославился на весь мир, так как российский император раздаривал его творения в важным мировым деятелям, среди которых был Ротшильд.
— Реклама —
Подарки для важных людей всего мира стали заказывать у Фаберже и русские известные дворяне, такие как князь Юсупов и Александр Кельч.
Диалог в формате доклада
Опрошенные Би-би-си эксперты активнее всего критикуют два экспоната на выставке в Эрмитаже, представленные как «императорские пасхальные яйца»: «Курочку» и «Юбилейное свадебное» якобы 1904 года.
Коллекционерам и экспертам десятилетиями известна другая «Курочка» — не из Эрмитажа, а из частного Музея Фаберже, где находится коллекция миллиардера Виктора Вексельберга, выкупленная у наследников Малкольма Форбса.
Судьба эрмитажного экспоната сложнее. В 2018 году безо всякого публичного анонса в залах музея появилось похожее на «Курочку» яйцо, отличающееся мелкими деталями: его венчает навершие, которого нет у оригинала, а вместо тонкой золотой каймы яйцо разделяется на две части широкой фигурной каймой.
Вещь была подписана как «императорское пасхальное яйцо» из частного собрания, но имя коллекционера не сообщалось. Только в 2020 году было раскрыто, что это частный «Музей христианской культуры» Константина Голощапова.
Ряд ведущих экспертов рассказали Би-би-си, что еще в 2018 году обращались в Эрмитаж с предупреждением о возможной подделке и просили разрешения обследовать экспонаты. По их словам, в ответ им было предложено провести конференцию с представителями владельцев этих предметов.
И архивная фотография, и наиболее ранние известные описания и изображения «Курочки» 1885 года говорят в пользу предмета из коллекции Музея Фаберже, а не выставленной в Эрмитаже.
«Какое из двух яиц оригинал, а какое повторение, покажет время, когда фабержеведы проведут свои исследования», — отвечал летом 2018 года Эрмитаж на вопрос петербургского экскурсовода, удивленного сходством двух экспонатов.
Это значит, что еще за два с половиной года до выставки и обвинений критиков в Эрмитаже признавали, что яйцо из коллекции Голощапова не является бесспорным оригиналом — однако продолжали выставлять его с подписью «императорское пасхальное яйцо».
Но только после публичных обвинений в январе 2021 года в Эрмитаже решили прокомментировать ситуацию — и пригласили Иванова выступить с «экспертным докладом», который также назвали «докладом-конференцией», хотя слова критикам предоставлено не было.
На сайте музея Иванов был представлен как «профессор, член Специальной комиссии ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия, эксперт Министерства культуры Российской Федерации».
В ЮНЕСКО на запрос Би-би-си ответили, что Иванов не является экспертом комиссии. В министерстве культуры указали на список аттестованных экспертов. Иванова в нем нет.
В интервью Би-би-си Иванов признал, что не является ни экспертом Минкульта, ни членом комиссии ЮНЕСКО — и заявил, что так его представил Эрмитаж, а сам он представляется лишь как «эксперт по Фаберже». Он настаивал, что является «почетным профессором», но не смог указать ни предмета, ни учебного заведения, несколько раз уйдя от ответа.
В пресс-службе Эрмитажа сказали, что детали биографии предоставил сам Иванов.
В Музеях Кремля — самая большая в мире коллекция пасхальных яиц Фаберже
В своем «докладе-конференции» Иванов сыпал «убойными материалами», как он сам выразился: грозил, что Ружникова «привезут в Америку в наручниках», и развивал теорию о том, что за лондонским дилером якобы стоит ведущий эксперт Музеев Кремля, которая никак не комментировала выставку и не участвует в этом споре.
Но несмотря на личные выпады, в вопросе спорной «Курочки» Иванов фактически признал правоту критиков — и заявил, что выставить ее как императорское яйцо решила Марина Лопато, хранитель Фаберже в Эрмитаже.
«Положа руку на сердце, я, конечно… немножко Марина Николаевна поторопилась», — сказал Иванов. «Я бы не стал сейчас делать поспешных выводов и говорить, что именно это — императорское пасхальное яйцо», — признал коллекционер. «Это мнение Марины Николаевны . Она сказала, что есть документы, есть записи. Но нет документов, нет ничего», — сказал Иванов в разговоре с Би-би-си.
Лопато умерла в июле 2020 года. Она никогда публично не комментировала этот экспонат.
В докладе Иванов также заявил, что перед выставкой экспонаты были изучены в лабораториях Эрмитажа. Но в разговоре с Би-би-си отказался от этих слов и сказал, что процесс изучения начался не до выставки, а только после обвинений Ружникова.
В Эрмитаже не ответили на запрос Би-би-си, проводились ли такие исследования.
«Яйцо Ротшильда» ушло с аукциона за 18 млн долларов, но императорские яйца стоят еще дороже
Яйцо “Павлин”
Сам павлин был механическим – птица могла поднимать хвост и даже ходить. Это пасхальное яйцо окутано тайной. Последний раз его видели в ювелирном магазине в Лондоне в 1949 году. По слухам, в то время его продали за 1250 долларов, а его текущая стоимость составляет не менее 30 миллионов долларов.
Яйцо “Павлин”
Интересная судьба и у последнего яйца, которое Карл Фаберже сделал для семьи Императора в начале 1917 года незадолго до революции. Этот шедевр считался потерянным, но случайно совсем недавно яйцо было обнаружено в запасниках музея Минералогии им. А.Е. Ферсмана. Оказалось, что туда его передали в разобранном виде в 1925 году.
Смерть
Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.
Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.
Могила Карла Фаберже
В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.
Биография
Знаменитый российский мастер, прославившийся изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы, известен каждому. Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.
Яйца Фаберже
В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало безупречное качество.
Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.
Успех Фаберже
Успех мастерской Фаберже и знаменитость самого мастера были столько велики, что каждый Божий день между 16 и 17 часами к его дому съезжались великие князья — посмотреть, что нового Фаберже выставил на продажу. А в Зимнем дворце, собираясь в специальной курительной комнате у Церковной лестницы, мужская половина царской фамилии хвастала портсигарами от придворного ювелира. Высшим шиком в семье Романовых считалось иметь каждый день разные портсигары.
За период с 1885 по 1917 годы мастерская Фаберже создала 69 ювелирных яиц, большая часть которых была сделана для Романовых. Но были заказы, которые мастер делал для частных лиц, сегодня известно о 15 таких. Возможно их больше, точную цифру назвать сложно, поскольку частные заказы Фаберже не документировал. Документы ювелир составляя только на императорские заказы.
Личная жизнь
Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а в начале 1920-х иммигрировал во Францию.
Карл Фаберже с женой и сыном Евгением
В 1876-м родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х стал оценщиком императорского двора. Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м сбежал в Финляндию, где жил в бедности.
Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К». Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Стал ювелирным дизайнером. С 1906-го работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.
Карл Фаберже и Амалия Крибель
В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.
В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй Мата Хари. Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.
Жизнь после революции
Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.
«За Фаберже уже обидно»
Выставка «Фаберже ‒ ювелир Императорского двора» открылась в Гербовом зале Зимнего дворца 25 ноября 2020 года. На ней представлен ряд уникальных и подлинных по мнению всех экспертов работ фирмы Фаберже, в том числе «Яйцо-часы Ротшильдов» 1902 года.
Ружников отмечает, что все императорские яйца производились в единственном экземпляре, но предметы в Эрмитаже повторяют уже признанные оригиналами экспонаты в других российских музеях. В связи с этим, считает коллекционер, есть серьезный повод сомневаться в подлинности целого ряда предметов на выставке.
В Эрмитаже отказываются обсуждать подлинность выставленных предметов. «Стиль и жанр так называемого «письма» делает «ответ» на него этически невозможным», — отвечал Ружникову Пиотровский.
В подписях к экспонатам и в каталоге выставки Эрмитаж определяет спорные предметы как оригинальные работы Фаберже, и куратор выставки Татьяна Бабошина представляет их как императорские подарки. И все же в музее отказываются однозначно заявить, подлинные они или нет.
Пиотровский отказался от интервью с Би-би-си. «В Эрмитаже запланирован ряд мероприятий, связанных с выставкой Фаберже. До того, как они состоятся, Михаил Борисович считает проведение подобных интервью преждевременным», — ответила на запрос пресс-служба Эрмитажа.
Вскоре директор Эрмитажа все-таки дал интервью другому изданию, в котором ушел от ответа, подлинные это работы или подделки, сославшись на то, что по этому вопросу ведутся дискуссии.
Но единственный сторонник их подлинности — владелец части этих предметов, коллекционер Александр Иванов, основатель частного музея Фаберже в немецком Баден-Бадене. Он называет себя миллиардером и говорит, что владеет полотнами Леонардо да Винчи, Рембрандта и Боттичелли — но отказывается их демонстрировать. Он также заявляет, что владеет золотом этрусков, инков и ацтеков и что в Петербурге якобы хранится подлинная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Ведущие эксперты по Фаберже, однако, сомневаются.
«Судя по фотографиям и опубликованным в интернете описаниям, все представленные на этой выставке так называемые «вновь найденные императорские пасхальные яйца Фаберже» из музея в Баден-Бадене — подделки, по моему мнению», — сказал Би-би-си Геза фон Габсбург, один из самых известных специалистов по дому Фаберже.
Габсбург выступал куратором крупнейших международных выставок Фаберже, в том числе первой большой экспозиции работ ювелира в Эрмитаже в 1993-1994 годах.
Серьезные сомнения в подлинности предметов выразил и немецкий специалист Александр фон Солодкофф, эксперт по Фаберже и автор монографий о русском искусстве.
В подлинности императорских яиц на выставке в Эрмитаже также сомневается финская исследовательница Улла Тилландер-Гуденйелм, правнучка работавшего с императорским двором ювелира Александра Тилландера и автор диссертации о наградной системе царской России.
Под вопросом не только пасхальные яйца, но и другие предметы — например, резная фигура солдата. Признанный всеми оригинал этой фигуры хранится в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук в Москве, который обладает уникальной коллекцией Фаберже. Главный хранитель музея Михаил Генералов сказал Би-би-си, что считает выставленную в Эрмитаже фигуру солдата копией, причем сделанной «настолько позорно, что за Фаберже уже обидно». Он рассказал, что музей отправил в Эрмитаж письмо с изложением своих опасений и позиции относительно оригинальности фигуры солдата, но не получил ответа по существу.
Самая большая коллекция императорских яиц в мире — в Оружейной палате в музеях Государственного Кремля в Москве, а вторая — собрание Малкольма Форбса, выкупленное после его смерти российским миллиардером Виктором Вексельбергом.
Ни одного предмета из этих коллекций на выставке не представлено. Зато партнерами Эрмитажа по выставке стали «Русский национальный музей» и «Музей христианской культуры». Под первым названием скрывалось юрлицо Иванова, не имеющее помещения, под вторым — музей, которому покровительствует Голощапов. Его СМИ называют знакомым и даже «близким другом» президента России. Он был главой ФГУП при управлении делами президента и бизнес-партнером Ротенбергов по СМП-Банку.
Именно из этих двух частных коллекций происходят все экспонаты, в подлинности которых сомневаются эксперты.
Голощапов не ответил на запрос Би-би-си.