Почему школьная форма в СССР была похожа на униформу горничных
В Советском Союзе со школьной формой было строго. Костюмы мальчиков напоминали солдатские гимнастерки как покроем, так и сугубой утилитарностью. Платья девочек тоже особой красотой не блистали. Школьницы ходили на уроки в скромной форме коричневого цвета с белым фартучком, манжетами и воротничком.
Фартук в свое время предназначался для защиты платья от чернил. Если школьница случайно опрокидывала банку с чернилами на себя, страдал только передник, но не всё платье. А воротнички с манжетами советские девочки сильно недолюбливали. Попробуй-ка раз в неделю отпарывать посеревшие детали одежды, стирать отдельно от платья, а потом нашивать обратно!
первые школьная форма появилась еще в царской России в середине XIX века. Ее дизайн позаимствовали у британских школяров. Женских учебных заведений в те годы еще не существовало, так что в мундирчиках щеголяли лишь гимназисты и кадеты.
Женская школьная форма появилась лишь под конец позапрошлого века и просуществовала совсем недолго. В постреволюционном Союзе ее окрестили пережитком буржуазного прошлого. По факту от особой одежды для школьников отказались из-за повальной бедности родителей раннего СССР.
Лишь позже, после Второй мировой войны, форму вернули снова. Теперь массами владела идея унификации. Одинаковые мундирчики у мальчиков и платья у девочек рассматривались не как подражание Западу, но как доказательство всеобщего равенства советских детей.
Как уже упоминалось выше, образцом мужского школьного костюма служил солдатский мундир. Так мальчикам словно бы напоминали об их долге в плане защиты родины и намекали, куда большинство из них отправится после окончания школы. А вот с девочками всё было немного сложнее…
Сегодня многие исследователи сходятся на том, что костюм школьницы эволюционировал из платья горничной. Это сегодня образ горничной приобрел весьма фривольные ассоциации. А раньше, во времена, когда создавалось платье советской школьницы, жизнь горничной в первую голову ассоциировалась с постоянным, бесконечным трудом.
Скромные и деловитые служанки хлопотали по дому круглый день. Хорошая горничная должна была быть тихой и незаметной, но при этом достойно выглядеть, чтобы не навредить репутации людей, у которых служит, столуется и обитает.
Скромность, целомудрие, трудолюбие — держу пари, именно этим набором ассоциаций руководствовались советские специалисты, создавая школьную форму для дев0чек. Если из мальчиков воспитывали будущих солдат, то дев0чек готовили к роли матери и хозяйки дома.
Понятное дело, долго эта символическая унификация не продлилась. Вскоре каждая советская республика ввела у себя свою форму. Что характерно, носить форму другого края не запрещалось, а в среде школьниц и вовсе почиталось за особый шик. К восьмидесятым классическая форма постепенно начала уходить в прошлое.
Базовые вещи
Создавать модные школьные образы будет легко, если заранее продумать базовый капсульный гардероб. В него должны входить актуальные и комфортные вещи, которые легко миксуются друг с другом. При таком подходе даже утренние сборы в первую смену не страшны!
Основа основ – это белая рубашка. Стилисты советуют сделать ставку на чуть свободный крой без акцента на талию. Сейчас рубашку модно носить навыпуск брюк, а также миксовать с трикотажным топом или кардиганом.
Модный гардероб школьницы в сезоне осень 2022 трудно представить без трикотажного жилета. Фото последних коллекций свидетельствуют о том, что этот предмет гардероба неизменно в тренде. Жилеты солируют в многослойных луках и позволяют утеплиться со вкусом. Беспроигрышные модели — в красную клетку, в гусиную лапку или в пастельных тонах с ромбами.
- Если при выборе школьной формы допустимы вольности, можно дополнить капсульный гардероб ученицы базовым однотонным свитшотом.
- Незаменимая вещь в гардеробе школьницы – лаконичный пиджак. Беспроигрышный вариант – прямой крой с намеком на оверсайз.
Интересно: Модная обувь на осень 2022
Почему советская школьная форма похожа на костюм горничной
Школьная форма для девочек, действительно напоминает костюм горничной царского периода. В России положение девочек было подчиненным, форма должна была символизировать строгость, смирение, послушание.
В СССР старались отказаться от всего старого, буржуазного. Но не удалось придумать лучшего варианта школьной формы для девочек, чем платье и фартук.
В толковании новой реальности костюм горничной был символом трудящегося человека и вполне вписывался в воспитательную концепцию советской школы. Жизнь советских школьниц мало отличалась от жизни горничных – скромный быт, подчинение родителям и учителям, труд в школе и дома. Кроме того, внешний вид советской школьницы должен был быть образцом скромности и отличаться полным отсутствием сексуальности.
Источник
Советские школьники
Школьная форма — отнюдь не изобретение советского времени. В середине XIX века гимназисты обучения обязательно носили мундиры, которые от военных отличались лишь некоторыми деталями (цветом ткани, внешним видом пуговиц, различиями в нашивках эмблем). Воспитанницы институтов благородных девиц тоже ходили в строго определенной платья простого кроя, которые дополняли фартуками (темными для повседневного ношения и белыми для праздничных дней).
В принципе, эту одежду и был взят за основу, когда советские идеологи приняли решение о внедрении в школах специальной формы
Было это в 1948 году, в послевоенные годы нужно было особое внимание уделить всеобщей равенства, поэтому и решено было одеть учеников в одинаковую одежду
От военного мундира — до курточки, которая по крою напоминала джинсовку
Форма, которую ввели в 1948 году, мало отличалась от гимназической. Те же воротнички, манжеты и фартуки для девочек и строгие куртки для мальчишек. Частичная демократизация мужского костюма состоялась лишь в 1960-е годы, тогда отменили фуражки с кокардой и пояса с массивными пряжками. Правда, внешний вид суровой мальчишеской формы все равно наводил на мысли о том, что подрастающее поколение готовили исключительно к дальнейшему служению отечеству.
Носить форму девочкам было хлопотно. Белоснежные манжеты и воротнички выглядели свежо, но их приходилось снимать каждую неделю, стирать, отпаривать и пришивать на место. Фартук носили черный с коричневым платьем он смотрелся не очень эффектно, зато защищал одежду от чернильных пятен. На праздники надевали белый кружевной фартучек, так надо было, например, идти на линейку на 1 сентября.
Когда впервые появился школьный дресс-код
Принято считать, что именно Лондон является прародиной школьной формы. В 1552 году здесь основали школу Christ’s Hospital, давшую приют сиротам и детям из бедных семей.
Для воспитанников, которым на занятия было нечего надеть, пошили одинаковые комплекты одежды из синего сукна. «Приют Христа» существует и сегодня, но уже как элитная школа. При этом форму по-прежнему носят в тюдоровском стиле: длинное синее пальто, подпоясанное кожаным ремнем, под галифе (под плиссированную юбку — вариант для девушек) и желтые гольфы.
Практически все английские школы к XVIII веку ввели для своих учащихся нечто вроде униформы. Школьный дресс-код «подхватила» Европа, а с приходом эпохи колонизации — весь мир.
Почему советская школьная форма похожа на костюм горничной
Школьная форма для девочек, действительно напоминает костюм горничной царского периода. В России положение девочек было подчиненным, форма должна была символизировать строгость, смирение, послушание.
В СССР старались отказаться от всего старого, буржуазного. Но не удалось придумать лучшего варианта школьной формы для девочек, чем платье и фартук.
В толковании новой реальности костюм горничной был символом трудящегося человека и вполне вписывался в воспитательную концепцию советской школы. Жизнь советских школьниц мало отличалась от жизни горничных – скромный быт, подчинение родителям и учителям, труд в школе и дома. Кроме того, внешний вид советской школьницы должен был быть образцом скромности и отличаться полным отсутствием сексуальности.
Обязательна ли сегодня школьная форма?
В России
С распадом СССР единая школьная форма исчезла. «Закон об образовании» 1992 года оставил вопрос об обязательной ученической униформе на усмотрение самих школ. Сегодня, как правило, российские школьники должны располагать парадным, повседневным и спортивным комплектами, соответствующими стандартам делового стиля и носящим светский характер. На форме могут быть нашивки в виде школьного герба.
В Европе
В Англии нет единой формы для всех учебных заведений. На одежде учащихся элитных учреждений должна быть эмблема. Например, на блейзере или джемпере. Как правило, при частных школах работают магазины, где можно приобрести повседневный (и на зиму, и на лето) и спортивный костюмы, обувь, некоторые аксессуары.
В других странах Европы школьный дресс-код не прижился. Например, во Франции форма просуществовала до 1968 года, в Польше — до 1988-го. Сегодня большинством европейских школ рекомендуется придерживаться строгого стиля одежды.
На Востоке
У мусульманок обязательным атрибутом ученического дресс-кода является платок. В 12 лет девочки надевают хиджаб. Разрешается носить не только форменную юбку, но и — что они выбирают чаще — брюки. Цветовая гамма зависит от решения руководства каждого отдельно взятого учреждения. В одной школе комплект может быть ярко-красным, в другой — сдержанно-черным, в третьей — нейтрально-серым.
До сих пор японцы верны традициям, зародившимся еще в начале XIX века. Их школьная форма может быть классической (состоит из светлой рубашки, темного пиджака и брюк/юбки) и девичьей «сейлор фуку» (включает матроску, галстук и плиссированную юбку).
В сети нередко можно встретить фото старшеклассниц в коротких форменных юбках. Дело в том, что в начале 1990-х школьницы сами стали укорачивать длину. По всей видимости, на них повлиял образ популярной тогда японской певицы Намиэ Амуро.
В США
В государственных школах обязательной формы нет, но есть ограничения — специальные для каждого учреждения. Например, где-то запрещены футболки с нецензурным принтом, а где-то — голый пупок. Американцы одеваются так же, как и в повседневной жизни: в футболки, свитшоты, джинсы и кроссовки.
Что касается частных школ, там форма работает не столько на дисциплину, сколько на имидж (привлечь большее количество учеников). Зачастую модели разрабатывают именитые дизайнеры.
Школьная форма в России и СССР
Официально школьная форма появилась в Российской империи при Николае I: страстный поклонник армейской дисциплины даже в гражданской жизни, он в 1834 году выпустил «Положение о гражданских мундирах». Этот подробнейший документ предписывал ношение униформы (причем имевшей отчетливо военный вид) всем без исключения госслужащим, а заодно — и всем учащимся:
Впрочем, в отдельных учебных заведениях форма существовала и раньше — у каждого своя. Так, воспитанники Царскосельского лицея уже с момента его учреждения в 1811 году носили одинаковый мундир: однобортный кафтан темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами. С каждой стороны воротника было по две петлицы: у младших лицеистов они были вышиты серебром, у старших — золотом. Носили форму и воспитанницы женских закрытых институтов (подробнее об их быте читайте в нашей статье).
В Санкт-Петербургском благородном пансионе в 1820-х было целых три вида формы: утренняя, повседневная и парадная. Так что Николай Павлович, конечно, не изобрел форму, а просто положил конец возмутительному разнообразию: теперь во всех учебных заведениях воспитанники были одеты одинаково. Позже, правда, он отделил гимназистов от всех прочих учащихся и предписал им носить особую форму: синие суконные однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Принадлежность ученика к той или иной гимназии можно было определить по цвету отделки на фуражках.
Что делать, если вы не любите рамки
Есть много способов избежать необходимости соблюдать деловой дресс-код — начиная со смены школы и заканчивая переходом на семейное обучение. Ребята, которым становится тесно в рамках навязанного школой этикета, часто забирают документы и начинают учиться на дому.
Так сделала выпускница домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Алёна Руденко — в школе её стыдили за радужные волосы.
Алёна Руденко, выпускница «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»
<<Форма бесплатного курса>>
Семейное обучение — одна из форм получения образования в России. В «Экстернате Фоксфорда» вам помогут организовать процесс, аттестации и найти крутых учителей. И никакой школьной формы — учитесь хоть в пижаме!
«За» и «против» школьной формы: что говорят исследования
Сразу оговоримся: исследований влияния школьной формы на успеваемость, поведение и отношения между учащимися пока недостаточно, чтобы делать однозначные выводы. На данный момент этот вопрос изучен мало, учитывая, насколько огромное количество школ требуют от своих воспитанников носить форму. Но попробуем всё же разобрать популярные аргументы «за» и «против» формы, опираясь на данные недавних исследований.
Форма помогает учиться, дисциплинирует и улучшает поведение?
Многие годы в разных странах было распространено мнение (а в России оно популярно и сейчас, в том среди представителей Министерства образования), что форма помогает детям настраиваться на рабочий лад, переключаться между школьной и внешкольной деятельностью, сосредотачиваться, и, как следствие, лучше учиться.
Современные исследователи, впрочем, ставят эту теорию под сомнение.
Эволюция школьного наряда в Советском Союзе
После окончания Великой Отечественной войны в СССР стали вводить форму везде, где это было только возможным. В 1948 году занялись школьниками, и форма была практически такой же, как у гимназистов во времена Российской империи. Такую же форму носили вплоть до 1962 года. Осенью этого же года мальчики одели уже новую форму, которая не включала в себя гимнастерку с широким ремнем и фуражку. Обновленная форма уже не содержала в себе признаков военного мундира. Теперь мальчишки носили классический серый костюм, под низ которого можно было одевать любую рубашку светлых тонов.
Через 13 лет костюм юношей вновь изменился и серый цвет костюма заменился на синий, а пиджак сменили на куртку, которая напоминала джинсовую. На нее нашивались небольшие погоны и нагрудный кармашек. На рукаве в области плеча появилась нашивка, которая напоминала шеврон. На ней изображалась книга и солнце.
Если мужская форма изменялась довольно активно и регулярно, то девичья форма осталась практически неизменной. Коричневое платье, белый и черный передники носили школьницы до середины 70-х годов прошлого столетия. Единственное изменение, которое произошло — несколько укоротились платья девочек.
По стандартам школьной формы платья девочек должны были быть чуть выше колена. Многие старшеклассницы, старались сделать их хотя бы на чуть-чуть, но короче.
А вот в 1984 году для учениц старших классов ввели новую форму — синюю юбку, жилет и пиджак.
С 1994 до 2013 годов школьная форма была отменена. Сейчас вновь ее ввели, но носят ее далеко не все школьники.
Мамино платье
Возможно, девушки еще недостаточно опытны и проницательны, чтобы почувствовать неуместность такого карнавала. Но их мама не может не видеть, что дочка наряжается совсем не так, как она сама когда-то. Не может не понимать, что ее саму с таким макияжем, в таких туфлях и с такой юбкой четверть века назад и на порог школы не пустили бы.
Нет возможности повлиять на 17-летнюю дочку? Возможно, но ведь можно повлиять на родительское собрание! Договориться в классе, что на «Последний звонок» нарядными, но не наряженными – это ведь разные вещи. Постарайтесь образумить тех, то настаивает на «традиции».
«Это же молодость!» – возможно, скажет кто-то. Когда и ходить в коротких юбках и на высоких каблуках, как не в 17 лет! Но даже в юности нужно наряжаться не везде, не всегда и не во все подряд. Давайте оставим фартуки в старых фотоальбомах. Там им самое место.
Фото неизвестного происхождения из Интернета. 70-е годы.
Униформа для учеников: «за» и «против»
Во все времена школьная форма преследовала одну из двух противоположных друг другу целей: подчеркнуть элитарность учащихся отдельного взятого учебного заведения и уравнять статусы детей из семей с разным достатком.
Сегодня существуют различные точки зрения относительно того, нужен ли стандарт. Основные мнения о школьной форме сводятся к следующему.
Преимущества
- Не отвлекает от учебы как самих учащихся, так и педагогов.
- Дисциплинирует и развивает деловые качества.
- Не дает повода для обсуждения (осуждения) внешнего вида одноклассников.
- Развивает корпоративный дух.
- Прививает деловой этикет.
- Бережет родительский капитал.
- Экономит время на сборы по утрам.
Недостатки
- Не позволяет самовыражаться и тем самым лишает индивидуальности.
- Настраивает на мятежность (подростки не любят правила и принуждения).
- Дискриминирует детей с нестандартной фигурой (форма идет далеко не всем).
- Не всегда соответствует стандартам моды и потому не нравится самим учащимся.
Школьная форма в разных странах сегодня
США
В США право вводить или не вводить форму оставлено за школьными администрациями. Статистика показывает, что сегодня форму носят в 20% американских школ (в частных школах эта цифра гораздо выше). Интереснее не сама цифра, а ее динамика: двадцать лет назад всего 3% школ требовали носить форму.
За эти двадцать лет родители не раз подавали судебные иски к администрации школ по поводу школьной формы. Как правило, истцы апеллируют либо к нарушению прав учащихся на свободу самовыражения, либо к нарушению прав родителей воспитывать детей без вмешательства государства. Но суды чаще всего приходят к выводу, что права учеников не нарушаются (хотя бывали и исключения).
Германия
В Германии школьная форма никогда не была обязательной. В кайзеровской Германии ее носили разве что в нескольких кадетских училищах.
Не ввели форму и в ГДР. В современной Германии политики иногда высказываются о необходимости введения школьной формы, но такие инициативы не пользуются популярностью. Хотя во многих немецких школах действует дресс-код, он лишь требует одеваться опрятно и не слишком откровенно.
Франция
Во Франции школьная форма была обязательной сравнительно недолго: с 1927 по 1968 гг. Сегодня в подавляющем большинстве французских школ (за редкими исключениями) формы нет.
Япония
В Японии школьная форма была введена в конце XIX века и сегодня является обязательной в подавляющем большинстве школ — как государственных, так и частных. Как правило, форма для мальчиков представляет собой белую рубашку и темные пиджак и брюки (некоторые, впрочем, продолжают носить гарукан — традиционный школьный пиджак с воротником-стойкой), для девочек — «сейлор фуку», матросский костюм, состоящий из блузки с матросским воротником и плиссированной юбки. При этом в младшей школе форма не всегда обязательна.
Даже сегодня японцы высказывают удивительное единодушие по поводу школьной формы: более 90% опрошенных говорят, что форма в том или ином виде необходима.
Индия
Здесь форма обязательна и в государственных, и в частных школах. Интересно, что она представлена в двух вариантах. В большинстве школ еще со времен Британской Индии настаивают на европейском костюме (светлая рубашка и брюки для мальчиков, рубашка и юбка для девочек). Но в некоторых носят шальвар-камиз (традиционный азиатский костюм, состоящий из брюк и длинной рубахи) или сари.
Индонезия
Еще одна страна, где форма обязательна. Для учащихся разных возрастов форма отличается по цвету: в начальной школе носят красные шорты (мальчики) или юбки ниже колен (девочки), в средней школе — темно-синие шорты или брюки и юбки, в старшей — серо-голубые брюки и юбки. Всё это в сочетании с белой рубашкой с короткими рукавами. При этом девушкам-мусульманкам разрешается носить длинные рукава, длинные юбки и платки.
Таиланд
Форма обязательна не только в школах, но и в колледжах. Школьники носят белые рубашки или блузки и шорты определенного цвета (мальчики) или синие юбки со складками (девочки). Университетская форма состоит из блузки и юбки для женщин и длинных черных брюк и белой рубашки с длинными рукавами для мужчин.
1 декабря 2020 года по всей стране прошли масштабные протесты: школьники и студенты пришли в свои учебные заведения в повседневной одежде, а в соцсетях публиковали посты с хештегом #1ธันวาบอกลาเครื่องแบบ («#1 декабря, попрощайтесь со школьной формой»). Результат оказался неутешительным: большинство школ отказались пускать на занятия учащихся в повседневной одежде (хотя были и исключения).
Турция
Здесь школьная форма была строго обязательной много десятилетий. Но в 2012 году Министерство образования Турции отменило это требование, заодно разрешив ученицам-мусульманкам носить в школу хиджабы. Вместе с тем специальным постановлением был введен дресс-код: плечи девушек должны быть закрыты, им нельзя носить облегающую одежду (например, леггинсы) и мини-юбки.
Северная Корея
Школьная форма обязательна во всех школах и даже в некоторых вузах. Теоретически ее должно предоставлять государство, но на практике средств на это постоянно не хватает, поэтому за пределами Пхеньяна многие ученики ходят в школу в чем придется, и на это смотрят сквозь пальцы. Обязательны только значок с портретами вождей и красный галстук.
Единого государственного стандарта школьной формы здесь нет, но подавляющее большинство средних и старших школ обязывают учащихся носить форму (в большинстве начальных школ форма отсутствует). Как правило, форма состоит из рубашки, блейзера, галстука, брюк (для мальчиков) или юбки (для девочек; впрочем, в большинстве школ девочки тоже могут носить брюки). Но это «зимний» вариант. Существует и летний, более легкий.
Аргументы «за» школьную форму
1. Форма дисциплинирует
Один из аргументов, зачем нужна школьная форма, — считается, что она внушает ребёнку чувство дисциплины. В пример приводят взрослую жизнь — большинство профессий подразумевают чёткие правила в одежде, будь то работа в офисе, полицейском участке или пожарной станции.
2. Дети не завидуют друг другу
Преимущество школьной формы — она обеспечивает некое социальное равенство. Если без дресс-кода ребята могут выпендриваться яркой одеждой или брендовыми вещами, то с формой все унифицированы. Впрочем, у противников формы есть контраргумент — расскажем чуть дальше.
3. Не нужно думать, что надеть
Другой довод, зачем нужна школьная форма, — сокращает время на утренние сборы и не отвлекает на раздумья вроде: «Что круче — та фиолетовая толстовка или футболка с логотипом Fortnite?». Ребёнок всегда знает, какую одежду погладить на завтра, и не выпрашивает новые вещи, чтобы красоваться перед одноклассниками.
4. Чувство единства
В престижных школах Великобритании и США школьная форма нужна, чтобы подчеркнуть принадлежность к определённому учебному заведению. Так ребята отличают «своих» и «чужих». Между школами и даже университетами испокон веков идёт борьба и противостояние за элитность — и форма демонстрирует, из какого ты лагеря.
<<Форма демодоступа>>
Девочки «из фильма»
Сейчас просто невозможно определить, кому из девушек, ни дня не носивших знаменитое коричневое полушерстяное платье, пришла в голову мысль порыться в кладовке и нарядиться в мамину форму
Важно другое – современные школьницы ее действительно ни дня не носили. Для них это не одежда, а игровой атрибут
«Последний звонок» из торжественного дня превращается в театральное представление, где школьница играет роль школьницы. И у многих, будем откровенны, получается из рук вон плохо.
Пытаясь изобразить «прилежных учениц» девушки оказываются героинями совсем другой ролевой игры: гольфики и несоразмерно пышные банты, больше подходящие первоклашкам, намекают на невинность и неопытность, привлекательные для мужчин, шпильки и декольте – на готовность немедленно распрощаться и с невинностью, и с неопытностью.
Произвольно выбранные фотографии выпускниц из Интернета. Кликните на фото для увеличения.
Девушки в платьях с белыми фартуками
Если сегодня посмотреть на одежда советских школьниц, то возникнут ассоциации с униформой горничных. Та же опрятность, сдержанность, то же темное платье и белый фартук. Почему так? Скорее всего, девочкам с детства пытались привить мысль о опрятность, сформировать привычку следить за своим внешним видом.
Чем занимались горничные? Убирались в доме, вели хозяйство, были аккуратные, но при этом практически не заметны, ведь жили они вместе с теми, кому прислуживали. Такими же скромными и трудолюбивыми воспитывали и советских девочек, будущих хозяек и создателей крепких ячеек общества.