С чем носить винтаж
Если вам попалась настоящая винтажная бижутерия, вы сразу же почувствуете окружающую ее ауру старины. Поверьте, вы моментально ощутите ее уместность для того или иного лука – она волшебным образом включает утонченное чувство стиля.
Да и вообще, можно особо не заморачиваться по этому поводу: невероятно популярный ныне бохо в различных проявлениях дружелюбен к самым невероятным альянсам. Причем украшений может быть очень много, и абсолютно разноплановых.
А еще в тренде винтажный ресайклинг – внесение современных тенденций в облик украшений с историей. Например, мамин кулон с финифтью можно подружить с цепью современного плетения, к винтажным серьгам добавить оригинальные подвески, а старинную печатку надеть вместе с ультратрендовым кольцом из барочного жемчуга. Старинные украшения стоят очень недешево и по карману немногим. Но кто вам мешает произвести придирчивый осмотр бабушкиной шкатулки, побродить по блошиным рынкам или просто приобрести качественное современное украшение в винтажном стиле?
Цепочки и ожерелья
Относительно советских золотых и серебряных цепочек ничего особенного сказать не могу. Если положить их рядом с современными, то несложно перепутать – плетение используется практически то же. Поэтому просто приведу несколько фото.
Ношение ожерелий в СССР обычными женщинами не практиковалось. Максимум, что могла себе позволить среднестатистическая советская гражданка – нитку жемчуга (в абсолютном большинстве случаев искусственного).
Альтернативой им служили бусы и колье из полудрагоценных камней, которые часто продавались в комплекте с серьгами и кольцом.
Классическая нитка искусственного жемчуга.
Очень популярный на Урале малахит.
Достаточно необычное янтарное колье.
Украшения из чешских гранатов в СССР могли позволить себе немногие.
А золото с бриллиантами и изумрудами – вообще единицы. Это колье, например, принадлежало Людмиле Зыкиной.
Ювелирная промышленность в СССР была именно промышленностью. Производство было массовым, украшения – однотипными, без особых изысков. Тем не менее, многие женщины носят их до сих пор.
А вы согласились бы сейчас надеть советские кольца, серьги, броши? Что можете сказать насчет дизайна?
Брошки
Броши у советских женщин пользовались неизменной популярностью и выпускались в большом ассортименте. Для их изготовления использовались как драгоценные металлы (в основном серебро), так и латунь, бронза, мельхиор.
В дизайне преобладали растительные и цветочные мотивы. Реже дизайнеры искали вдохновения в мире животных.
Вставки делали из полудрагоценных и синтетических камней. Интересно смотрелась и роспись красками на эмалевом фоне.
Типичная для СССР брошь-роза из латуни.
Те же розы, но уже на эмали.
Оригинальные янтарные листья.
Украшение со славянскими мотивами.
Странная брошь – кто захотел бы носить на себе целый караван верблюдов?
А эта – наоборот, забавная. Почти детская.
Советский конструктивизм и родные просторы в одном украшении.
Брошь для фанаток советской космонавтики.
Кольца
Наибольшей популярностью у советских женщин пользовались кольца с александритами. Этот полудрагоценный камень-«хамелеон» при смене освещения с естественного на искусственное менял цвет с зеленого на фиолетовый.
Чем сильнее был этот контраст, тем дороже стоило украшение. А стоимость этого кольца еще сильнее возрастала из-за довольно редкой оправы «чалма».
Второй по популярности вставкой был синтетический корунд, который обладательницы колец безапелляционно именовали рубином.
Чем выше был «поднят» камень над оправой, чем сильнее кольцо выступало над ладонью – тем лучше и престижнее.
Такие кольца получили прозвище «Шахиня». Смотрелись они очень «богато».
Еще ценилась ажурная оправа. Можно даже без вставки. Вообще, кольца без камней любили потому, что их можно было сочетать с любыми другими.
Если постараться, можно было найти и что-то поскромнее. Но это вариант скорее для юных девушек. А в СССР позволить себе купить дочери ювелирное украшение могли далеко не все.
В серебряных кольцах, как правило, использовались крупные вставки из полудрагоценных камней (отшлифованных или с огранкой). Это, например, аметист.
Украшения наших предков
Сейчас возрождается интерес к древнерусским украшениям. К сожалению, по-настоящему антикварные украшения возрастом более века погибли в пламени революции, а уцелевшие экземпляры находятся в музеях и частных коллекциях (преимущественно за рубежом).
Так что традиционные украшения славян приходится воссоздавать по архивным записям, рисункам и экземплярам, сохранившимся в музеях. Все, что продается сейчас в магазинах – это новоделы, созданные по мотивам украшений наших предков. Порой – достаточно удачные, чтобы иметь право на жизнь.
Итак, давайте посмотрим на украшения, которые носили на Руси испокон веков, и постараемся примерить их к современным образам.
Украшения для головы
Самым известным украшением для головы в стиле а-ля рюсс традиционно считаются кокошники. Однако кокошник – это исключительно праздничный головной убор, причем преимущественно свадебный (с жемчугом, стеклярусом и так далее).
Вряд ли современная девушка наденет кокошник вне костюмированного бала, но другое древнерусское украшение для головы можно с невероятным успехом носить и сейчас. Это очелье или венец, то есть, лента, проходящая вдоль чела (лба). Обычно очелье украшали вышивкой и бисером, куда реже – жемчугом и драгоценными камнями.
Видите связь с очень популярными ныне хайратниками или афинками? Это практически идентичные украшения, разнятся только материалы.
Стальная заколка с жемчугом в каталоге SUNLIGHT
Подвески вместо сережек
Среди русских женщин не было обычая прокалывать уши, так что до сравнительно недавнего времени серег они не носили. Такого обычая не было даже при российском императорском дворе! Серьги заменяли украшения, которые закреплялись на головных уборах – рясны и котлы.
Рясны – это длинные подвески, а котлы – круглые (их еще называют височными кольцами). Их делали преимущественно из металла и обильно декорировали в меру финансовых возможностей.
Так что если вы хотите создать лук в славянском этностиле, можно дополнить хайратник височными кольцами, и быть оригинальной и неотразимой.
Ожерелья и другие шейные украшения
Наши предки свято верили в то, что душа покидает тело через рот. Чтобы этому воспрепятствовать, на шею вешали множество украшений, игравших и роль оберегов.
Украшения изобиловали всевозможными металлическими элементами (в том числе и бубенчиками), которые звенели при малейшем движении. Считалось, что к такой звенящей красавице не приблизится ни один зловредный дух. А если в украшении присутствует Лунница (серп луны рожками вниз со всевозможными сакральными знаками), женщина точно под надежной охраной.
Ожерельями тогда назывались многослойные бусы из стекляруса и искусственного жемчуга, которые носили преимущественно поверх одежды представительницы всех сословий. А вот гривны (обручи вокруг шеи из драгоценных металлов) служили особыми знаками высокого статуса.
Сложные многослойные бусы – это идеальное решение для украшения в стиле этно-бохо. В особом почете красный цвет – его наши предки считали обережным.
Шейное украшение с алпанитом, кристаллами, жемчугом, флюоритами и говлитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Еще одно популярное украшение наших праматерей – монисто, то есть нагрудник из монет, иногда в сочетании с другими металлическими элементами и бусами. Монисто актуальны и поныне, правда, в не столь массивном, как у наших предков, варианте.
Монисто когда-то носили представительницы многих народов мира. Некоторые состоятельные дамы того времени таскали на себе целые состояния весом в 3-4 килограмма монет из меди, серебра, а иногда – и золота!
Славянские предки современных браслетов
Зарукавья, обручи, наручи – это все названия славянских предков современных браслетов из металла. Они играли, прежде всего, утилитарную роль: закрепляли длинные широкие рукава для удобства в работе. Но и без обережных знаков эти украшения не обходились.
Широкие браслеты-обручи (замкнутые и нет) со старославянской символикой актуальны и сегодня. Причем носить их можно и поверх рукавов, как делали наши далекие предки.
Обзор производств
Самые дорогие фарфоровые статуэтки советского периода выпускались целым рядом производств. Наиболее высоким качеством славились такие заводы:
- Дулёвский (Ликино-Дулёво, Московская область). Фигурки, выпущенные здесь, отличались изысканным флористическим орнаментом, который включал в себя крупные цветки роз и округлые лепестки. Это связано с тем, что в основном для предприятия разрабатывали эскизы одни и те же авторы. Здесь была характерная цветовая палитра с преобладанием красных оттенков.
- Ломоносовский (Ленинград). Первое и крупнейшее предприятие России по производству художественных изделий из фарфора, известное до революции как Императорский фарфоровый завод. Ломоносовские скульптурные композиции отличаются гладкой белоснежной поверхностью с яркой фигурной росписью.
- Дмитровский (пгт Вербилки Московской области). Много моделей создавалось по мотивам народных сказок и песен, расцвет производства пришёлся на 30-е годы.
- Гжельский (с. Новохаритоново Московской области). Знаменит оригинальной кобальтовой росписью в голубых тонах. Сочетание синего и белого — настоящий гжельский признак, который знают все специалисты.
- Киевский (Киев, УССР). Работал с 1924 года, но во время Второй мировой был разрушен. После восстановления в послевоенные годы тут работали художники из Петриковки, поэтому фарфоровые статуэтки с элементами петриковской росписи массово изготовлялись только здесь.
На каждом из этих предприятий выпускались единицы самого дорогого фарфора СССР, который теперь пополняет лучшие мировые коллекции.
История
Советский фарфор являлся преемником традиций царской России. В XVIII веке он был главным конкурентом китайским и европейским изделиям. Но после революции все предприятия национализировали, и некоторое время они не работали, так как фарфоровые статуэтки и качественная посуда ассоциировалась с буржуазным прошлым. За 3 года произошло переосмысление этой сферы, и на фарфоровое искусство взглянули по-новому.
Становление отрасли в СССР
Императорский завод по выпуску фарфора переименовали в ЛФЗ, то есть ломоносовский. Уже в начале 20-х годов он заработал на полную мощность. Гарднеровскую мануфактуру переименовали в Дмитровский завод. На данный момент изделия этих предприятий очень высоко ценятся во всём мире по двум причинам: они наиболее старые из всего советского периода, и они изготовлены по самой близкой технологии к той, что применялась в имперской России.
Направленность постепенно менялась. Искусство в фарфоре приобрело новые направления, например, появились агитационные статуэтки, которые влияли на народ не хуже агитплакатов. В это время постепенно расширялся экспорт за рубеж, и иностранные коллекционеры начали формирование тематических коллекций советского периода.
Периодизация
Специалисты разделяют самый дорогой фарфор СССР начала XIX века по периодам в истории:
- индустриализация (1927);
- коллективизация (1929);
- культурная революция (1929-1930).
Кроме скульптуры и бытового фарфора начали поступать спецзаказы от кремлёвской элиты. Такие экземпляры представлены единично, обладание ими — настоящая удача для любого коллекционера.
В 30-х годах происходят значительные изменения в технике декорирования, начинают применять механическую печать, аэрографы, трафаретное оформление. Фарфоровые модели стали методом популяризации новой советской символики: отображались выдающиеся архитектурные единицы, техника, электростанции и пр. Также этот способ помогал донести до народа достижения в промышленности, аграрной отрасли, в искусстве и пр.
В 30-е и 40-е годы на первый план вышли два направления: неоклассицизм и «сталинский ампир». Самые дорогие фарфоровые статуэтки СССР в большинстве относятся именно к довоенным годам. В это время их часто дарят на праздники и к знаменательным событиям. С годами они становятся почти обязательной частью домашнего декора: балерины, пастухи, спортсмены, рабочие разных специальностей — такие фигурки из фарфора можно было встретить почти в каждом доме.
Серьги
Серьги в СССР женщины, если была возможность, покупали золотые. Дизайн был разный – и достаточно скромный, и эффектный. Тип застежки тоже.
Больше ценилась английская, потому что считалось, что серьги на длинном крючке – это некрасиво.
Наиболее распространенные модели:
Серьги-«шары». Стоили сравнительно дешево, но выглядели броско за счет «дутости».
Серьги-«калачи». Тоже «дутые». Для советских женщин это неизменный фаворит.
Серьги-«самовары». Выглядят достаточно симпатично.
А такие достаточно скромные украшения, по-моему, могла бы носить и современная девушка.
Самые престижные советские серьги – «малинка». Сапфиры, конечно, искусственные.
Золотые серьги-подвески с янтарем.
А это, скорее всего, кустарное изделие. Хотя официально ювелиров-частников в СССР не было. Сморятся серебряные серьги с хризопразами необычно и оригинально.
Что считается винтажной бижутерией
Разберемся с терминологией. По-настоящему древние украшения хранятся ожидаемо в музеях и частных коллекциях очень и очень небедных людей. На долю простых смертных остаются преимущественно винтажные и антикварные украшения не слишком почтенного возраста.
Винтажными принято считать украшения, изготовленные не менее 20-30 лет назад и несущие приметы соответствующей эпохи. То есть, женщина элегантного возраста вполне может располагать собственной коллекцией интересной бижутерии, приобретенной в юности.
Если украшению стукнуло полвека, то его уже относят к антиквариату. А вот в США и Канаде отношение к этому термину куда более избирательное. Антикварными там считаются предметы, изготовленные не позже начала позапрошлого века, то есть, почти 200 лет тому назад!
Антикварные украшения способны погрузить нас в соответствующую эпоху с присущим ей стилем: ампир, ар-деко, модерн, барокко, классицизм и так далее. Эти стили с успехом обыгрываются и современными дизайнерами, но особенно ценятся украшения с историей.
Прослеживая путь бижутерии от винтажа до наших дней, можно заметить несколько тенденций:
- Старинные украшения, в большинстве своем, более качественные и долговечные по сравнению с современными (особенно если речь идет о бижутерии, изготовленной производственным способом). Рассмотрите бабушкину позолоченную брошку: скорее всего она великолепно сохранилась для столь почтенного возраста.
- Современные материалы для изготовления бижутерии более разнообразны. Еще бы: ювелирная эпоксидная смола, полимерная глина, фоамиран – это все очень молодые материалы. А самодеятельные мастера творят красоту буквально из всего на свете!
- Винтажные украшения обычно более замысловаты по дизайну. Лет этак 50 назад минималистический стиль был революционным новаторством. Большинство модниц все же предпочитало более утонченную бижутерию: с филигранью, игрой эмалей, интересными комбинациями камешков и так далее.
- В антикварных украшениях явно прослеживается подражание ювелирным изделиям. В те времена не было моды на естественные материалы (кожу, грубые нити, древесину). Поэтому бижутерия создавалась по тому же принципу, что и ювелирка, только еще более «дорого-богато».
У винтажных украшений особо ценится презентабельный внешний вид. Допускаются лишь благородные признаки возраста (например, патина, потертости, небольшие царапины и неровности). Откровенно отреставрированные украшения ценятся ниже, чем сохранившиеся в первозданном виде.
Особенно ценятся винтажные украшения известных брендов. Некоторые из них живы и поныне (Chanel, Christian Dior, Fendi, Givenchy), другие канули в Лету и известны лишь коллекционерам.
Наиболее дорогие и хорошо сохранившиеся экземпляры вносятся в специальные каталоги и продаются с аукционов за невероятные суммы. Впрочем, истинные ценители старины знают, что, побродив по блошиным рынкам европейских и американских городов, можно стать обладателем невероятного раритета за сравнительно небольшие деньги.
Серебряные серьги с эмалью и фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
От винтажной и антикварной бижутерии следует отличать современные украшения, сделанные «под старину», то есть, в техниках и материалах, популярных в соответствующую эпоху.
При условии хорошего качества, украшения «под винтаж» вполне могут использоваться при создании стильных луков. Стоят они гораздо дешевле, чем аналоги с историей, так что доступны широкому кругу модниц.
Особенности
У фарфоровых статуэток советского периода есть уникальные черты, которые выделяют их среди других производителей:
Долговечность. Со временем их характеристики не снижаются. Качественное сырьё, краски и глазурь позволили на десятилетия сохранить оттенок, цвет, не дали образоваться паутине трещин.
Уникальность
Дизайнеры с особым вниманием разрабатывали декор. Несмотря на внушительные масштабы, каждая серия прорабатывалась с большой точностью, поэтому все изделия оригинальны и своебразны.
Функциональность
Некоторые статуэтки были созданы так, чтобы нести и функциональную нагрузку, например, использоваться в качестве подсвечника, пепельницы, чернильницы и т.д.
Прочность. Фарфоровые изделия не могут похвастать особой прочностью, но советский фарфор опережает много других по этому параметру. Это достигали благодаря технологиям, которые постоянно усовершенствовали.
По этим причинам некоторые фарфоровые статуэтки входят в каталоги дорогих изделий в каталогах разных стран.
Где приобрести
Периодически экземпляры редких и дорогих статуэток советского периода появляются в интернете. Стоимость одного и того же наименования может отличаться на несколько сотен долларов, а иногда – в разы. Цена зависит от таких факторов:
- Состояние. Признаки износа, сколы, трещины, следы реставрации понижают стоимость.
- Тираж. Если общее количество скульптурных композиций в тираже было невелико, то модели автоматически становились редкими и ценными.
- Автор. Изделия некоторых авторов ценились выше за имя создателя.
- История. Статуэтки, изготовленные на заказ для первых лиц государства или для вручения иностранным делегациям с индивидуальными клеймами и подписями, ценятся больше.
Перед приобретением фигурку нужно предоставить для атрибуции эксперту, потому что самые дорогие экземпляры активно пытались подделывать. Покупать фарфоровые изделия СССР лучше на отечественных порталах, а продавать выгоднее на международных аукционах, так как там цена выше в несколько раз, а иногда и в десятки раз.
Ювелирные и бижутерные украшения СССР
Винтажные украшения СССР гораздо более однообразны, нежели изготовленные на Западе. Это закономерно: СССР развивал преимущественно тяжелую промышленность и оборону, а производству модной одежды и украшений уделялось исчезающе мало внимания. Все лучшее в этой сфере шло на экспорт, а нашим соотечественницам оставались лишь крохи.
В шкатулках модниц советского периода можно было обнаружить золотые перстни и серьги с крупными прозрачными камнями разных цветов (обычно синтетическими), а также длинные цепочки с кулонами, не отличающимися разнообразием. Особого интереса такая ювелирка не представляет, но в сочетании с правильно подобранным луком заиграет и она.
Среди украшений, произведенных в Советском Союзе, особый интерес представляют изделия из прибалтийского янтаря (помним, что страны Балтии входили в состав СССР, так что в хорошем янтаре недостатка не было).
Очень привлекательно выглядят и украшения с финифтью, то есть росписью по эмали. Как правило, серьги, кулоны и перстни с финифтью делали из мельхиора и серебра, так что они по сей день сохраняют достаточно презентабельный вид.
Классическая тема финифти – это всевозможные цветочные мотивы. Но мы же говорим об СССР, правда? Так что можно найти поистине уникальную бижутерию, выполненную в этой технике, например, броши с портретами Юрия Гагарина и других видных деятелей той эпохи.
Об уместности подобных украшений в создании современных аутфитов можно долго и упорно спорить. Но нужно понимать, что перед вами редчайшие антикварные раритеты, которые стоят очень недешево. И создавались они исключительно вручную потомственными эмальерами, передававшими собственное искусство из поколения в поколение.
Самыми популярными мужскими украшениями советских времен были запонки и зажимы для галстуков. Цепочек, колец и браслетов тогда представители сильного пола практически не носили, зато наручные часы были у каждого советского человека.