Филимоновская игрушка
Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги.
У ребёнка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.
Различные способы шитья золотом
При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» — полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» — полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.
Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке — пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии. Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.
Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв. Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп». Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.
Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках — индийских, арабских, китайских или японских.
Необходимые материалы и подготовка к работе
Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.
Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения. Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору
Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск
Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше
Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.
синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку
Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.
Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.
Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.
Голос редакции
Матрёна
Фанатка вышивки и шитья
Задать вопрос
В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.
Виды канители
Ассортимент современной канители достаточно широкий. В работе часто используется сразу несколько видов материала. Каждый имеет свои особенности в работе и декоративных показателях.
Жесткая. Канитель изготавливается из проволоки с круглым сечением. Спираль надежно держит форму. Главным назначением такого материала является оформление контура узора и выделение его основных элементов.
Мягкая. Для нее применяют также круглую проволоку, но особенно тонкую
Нить получается нежной, требующей при работе особой осторожности. Она легко деформируется, ей легко придать любую форму
Основное назначение материала – окантовка стразов, камней и жемчужин. Также мягкой канителью могут заполняться значительные площади узора.
Гладкая. Для нее применяют плоскую проволоку, которая обеспечивает особую гладкость и блеск поверхности. Она достаточно жесткая и плотная, при работе риск ее деформации минимален.
Фигурная. Такой материал имеет разнообразные фактуры и формы. Основа может быть блестящая или матовая, с круглым или плоским сечением. Спираль навивается по разным формам, что придает ей особенно привлекательный вид. Используется для дополнительного подчеркивания эффектных линий узоров.
Трунцал. Для такой нити используют 5- или 6-угольные заготовки из плоской проволоки, которые имеют резкие загибы. Грани проволоки ярко отражают свет, повышая ее декоративность. Вышивка трунцалом позволяет добиться особого блеска рисунка на ткани.
Жесткая Мягкая Гладкая Фигурная Трунцал
Декоративное искусство в детском саду
Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых
Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью. Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его
Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий
Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.
Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.
Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.
Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских народных сказок. Народные игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.
Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.
Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления. Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством
Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.
На чем можно заказать вышивку золотом?
Специалисты компании «Паллада» готовы выполнить вышивку золотой нитью любой сложности. Итак, с чем и на чем мы работаем:
Материалы. Мы можем выполнить золотую вышивку на таких тканях как: хлопок, лен, шелк, атлас, бархат, органза, велюр, флис, вискоза, полиэстер, полиамид, шерсть и пр. На трикотажной ткани возможно выполнение объемной или 3Д вышивки. Для всех тканей имеются собственные технологии вышивания золотой нитью, которые гарантируют максимально точное воспроизведение исходного изображения и красоту конечного результата.
- Изделия. Мы работаем с готовыми изделиями (футболками, поло, блузами, рубашками, ветровками и пр.), а также с головными уборами (бейсболками, банданами, кепками, панамами и пр.). Также у нас можно заказать вышивку золотой нитью на текстиле (скатертях, наволочках, покрывалах, носовых платках и многом другом). Вышивка золотом всегда актуальна для нашивок, логотипов, эмблем, гербов и прочих знаков отличия, которые наши специалисты тоже быстро, точно и качественно могут выполнить.
- Размерность вышивки и место ее нанесения. Размер вышивки золотой нитью полностью зависит от параметров заказа, а расположение фиксируется при помощи специальных пялец, поэтому может быть любым.
- Цвета. Золотые нити для вышивки, которые используется нашими специалистами, имеют оттеночные отличия. Поэтому подобрать идеальный для Ваших нужд «золотой» не составит труда.
- Спецпредложение. Среди особых предложений особую актуальность имеют объемная вышивка 3D и сочетание золотой нити и пайеток в тон.
У нас можно заказать вышивку золотыми нитями на своих изделиях. Вышивка золотом всегда смотрится стильно и добавляет роскоши к любому изделию. Золотыми называют металлизированные нити в золотом цвете. При чем цвет этот может иметь разные оттенки. Быть чуть светлее или наоборот более насыщенный. Золотой оттенок – это не просто желтый цвет. Это нить с металлическим блеском и сама вышивка получается тоже блестящей, как будто и впрямь расшита драгоценным металлом.
Вышивка золотой металлизированной нитью немного дороже, чем обычная вышивка, так как катушка с такой нитью стоит дороже обычной. В остальном цена рассчитывается, как и простая вышивка исходя из количества стежков и тиража. Золотая вышивка делается также быстро, как и обычная. Она может быть сделана только из металлизированной нити, а может сочетать разные варианты. И в том, и в другом случае получится красивое нарядное украшение как для делового костюма, так и для праздничного наряда. Если у вас есть сомнения, стоит добавлять золотую нить или нет, можно сделать два образца. Тогда вы сможете сравнить, посмотреть и выбрать.
На чем делают вышивку золотом
Вышивка золотом хорошо смотрится на разной одежде и аксессуарах. Это может быть и домашний халат с именной вышивкой, рубашка с логотипом для офиса, сарафан или платье для вечерней прогулки. Также вышивку золотом делают на бейсболках, сумках, рюкзака, украшают салфетки, скатерти, пледы. Нить прекрасно ложится на разные материалы:
- Хлопок
- Джинс
- Лен
- Махра
- Флис
- Оксфорд
- Плащевка
- Кожа и др.
Вышивать золотой нитью можно непосредственно на изделии, если есть возможность разместить его в пяльцах, можно делать вышивку в крое для элементов, на которых технически невозможно сделать вышивку напрямую:
- Козырек бейсболки
- Карман
- Узкие рукава
- Плечи
- Воротник
- Манжеты и др.
Мы изготавливаем шевроны и нашивки с золотыми нитями разных размеров и форм.
Рукотворное чудо
Иностранные гости поражались роскоши расшитых золотом храмовых убранств, боярским да княжеским одеждам, парче с вышитыми на ней узорами. Восхищало их мастерство русских умелиц всегда.
Непростое это было занятие, вышивание золотой нитью, очень канительное. В давние времена канителью назывались хитрым образом скрученные нити: на шелковую основу-нить спирально накручивали тончайшую проволочку. Очень кропотливое и совсем непростое занятие.
Такие витые нити намного превосходили обычные по красоте, да и прочнее они намного. Были драгоценные нити довольно капризны, сквозь ткань продергивать их непросто, слишком уж легко они рвутся. Потому для украшения вышивки и пришивали такие нити мельчайшими стежками по лицевой стороне либо скручивали.
В первом варианте золотонить порядно накладывалась на узор, скрепляясь льняной ниткой-прикрепом. Цветная, она эффектно выделялась на драгоценном фоне, напоминая украшение из эмали.
Основные техники и швы
В золотной вышивке применяются специфические техники, позволяющие получить узор, на котором будут яркие переливы света. Большинство этих швов использовалось еще при работе с драгоценными нитями.
Золотая нить выкладывается на нити основы или картонную форму и прошивается согласно схеме, принятой для того или иного вида шва. На иллюстрациях четко видно, по какой схеме проводится пришивание нити в каждом случае. Таким образом, в работе постоянно используется игла с шелковой ниткой под цвет металлизированной и непосредственно золотой материал, который накручен на витейку и выкладывается рядами, плотно прижатыми друг к другу. Основа из-под них, будь то нитки или картон, просматриваться не должна.
Двойной
Гусем
Волнистый Денежка Косой ряд
Городок
По шнуру
В раскол
О ВЫШИВКЕ И ЕЁ СИМВОЛИКЕ
Автор статьи: Александр Демидов
Наши предки обладали действительно выдающимися познаниями об окружающем мире и его скрытых силах
Поэтому вышивке уделялось особое внимание. Одежда с особыми символами и знаками была у каждого. Одним она приносила любовь и благополучие, других спасала в битвах, отводя увечья и даже смерть.
Для вышивки большое значение имеют цвет и материал, из которого она сделана
Одним она приносила любовь и благополучие, других спасала в битвах, отводя увечья и даже смерть.
Для вышивки большое значение имеют цвет и материал, из которого она сделана.
Оранжево-красные узоры используются для защиты в физическом мире и обретения любви. Красными или чёрными вышивали узоры для маленьких детей. Когда ребенок подрастал, вышивка менялась на фиолетовую. Такие цвета помогают в обучении, оберегают от переутомления. Вышивку, приносящую успех в любой сфере жизни человека делали голубой или золотистой.
Основные цвета для женщин – красный и чёрный, цвета самой великой матери – Земли. Они помогают в поддержании женского здоровья, обретении счастья, зачатии ребёнка.
Синий и зелёный цвета – защищают от увечий и ран, преобладают в мужской вышивке.
Основные материалы для вышивки
Хлопок оберегает от сглаза, защищает от порчи.
Шелк – сохраняет ясность в мышлении, дает возможность добиться высоких результатов, построить хорошую карьеру.
Если человек попал в беду, вышивку делаю шерстью. Она помогает восстановить энергетику, справиться с проблемами, избавится от напастей.
Лен – успокаивает, уравновешивает. Чаще всего его использовали для изображения солнца, звезд, птиц и деревьев.
Узоры в вышивке должны быть замкнутыми в круг. Не забывайте это правило. Поэтому воротник, манжеты рукавов, подол одежды – излюбленное место для нанесения рисунка у наших предков, славян. Наносить узоры, назначение которых разное, на один предмет одежды нельзя. Для каждой отдельной цели необходимо использовать разную одежду.
Вышивку всегда делают гладкой, не допускают никаких узлов. Потому что узлы нарушают связь оберега с владельцем, ухудшают циркуляцию энергии.
Символы в вышивке
Для предотвращения зла при вышивке одежды и предметов обихода, используют кресты – знак закрытости.
Деревья – символ долголетия и взаимосвязи всего в мире.
Цветы – символ непорочности и чистоты. Красные цветы вышивали для привлечения земной любви и её сохранения.
Звезды – небесный огонь, символ мудрости и ясности мышления.
Круг – основной женский знак. Это символ плодородия и изобилия, материнства.
Квадраты – символика земледельцев, отвечает за хорошие урожаи.
Спираль красного, чёрного или белого цвета – мощнейший символ, отводящий всех созданий тёмного мира.
Волнистая линия – символизирует воду, знак начала жизни. Вертикальные линии использовали для самосовершенствования, доступа к тайным знаниям.
Треугольник – означает самого человека.
Такие знаки используют для повседневных одежд. Свою актуальность они не утратили и сегодня. Украшая одежду, Вы привносите радость в свою жизнь. Постарайтесь использовать вышивку для украшения своей повседневной и праздничной одежды, и Вы почувствуете, как нарядная одежда поднимает Ваше настроение и самооценку, притягивает к Вам взгляды других людей, делает Вас центром их внимания и любования.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ
Слайд 2 В России существует множество художественных промыслов, каждый из
которых имеет свой центр происхождения. Я думаю, что декоративно-прикладное искусство помогает сохранить исторические традиции и обычаи народов. Поэтому мне было интересно узнать и проследить за развитием золотошвейной отрасли в моем родном городе Торжке и выявить её значение на данный момент.
Слайд 3 О ЗОЛОТОМ ШИТЬЕЕсли сравнивать различные виды вышивки с
точки зрения их внешней эффектности, то первое место, несомненно, займет вышивка золотыми и серебряными нитями.
Василий Тропинин. Золотошвейка 1862 г.
Слайд 4 ВИДЫ ВЫШИВКИ ЗОЛОТОМ Согласно методам, используемым
при её выполнении, вышивка золотом подразделяется на следующие виды:Китайская вышивка Вышивка по основанию, выложенному шнуромСквозная вышивкаНакладная вышивкаХудожественная вышивка с блестками и галуном
Слайд 5
ИСТОРИЯ ЗОЛОТОШВЕЙНОГО ПРОМЫСЛА В
ГОРОДЕ ТОРЖКЕ
Торжокское золотое шитье —
вид традиционной русской золотной вышивки, получивший широкое развитие в городе Торжок Тверской области, известный в Торжке с XIII в., сохранившийся до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла. Во второй половине XIX столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок. Изделия торжокских золотошвей неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, среди которых наиболее значительными являются: Нижний Новгород, Филадельфия, Турин, Москва, Париж и др.
Слайд 6 ВЫПОЛНЕНИЕ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ Ткани: в качестве основы
для вышивки золотом следует взять крепкую, плотного плетения ткань. Материалы: для выполнения данного вида вышивки используются золотые и серебряные нитки различной толщины, а также нитки, которые будут прикреплять золотую или серебряную нить к ткани основы. Принадлежности: прочные и плотные пяльца, рамка, веретенце, тонкое шильце и ящик с отделениями, предназначенный для хранения блесток и бусин.
Слайд 7
ЗОЛОТОШВЕЙНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕИнтересен и разнообразен современный ассортимент
Слайд 9
РОЛЬ ПРОМЫСЛА В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
Не найти в России
такого уголка, где бы отсутствовали свои исконные, рожденные народным творчеством художественные ремесла. Среди них — неувядаемое золотошвейное дело, которое принесло тверскому городу Торжку особую и заслуженную славу.
Слайд 10 Я узнала, что золотое шитье действительно очень ценится
в Торжке. Эта культурная традиция была в почете с самого начала своего возникновения. Оказывается, что работы золотошвейных мастериц признавались не только в России, но и неоднократно были замечены на зарубежных выставках. Талант торжокских мастериц признавался многими людьми.
Рассмотрим пошагово вышивку золотом, золотыми нитями для новичков
Торжок городок является единственным местом в современной России, где сохранилось и процветает мастерство русского золотого шитья.
Старинный русский город и его мастерицы считаются гордостью нашей страны. Фабрика «Торжокские золотошвеи» известна и за пределами России. Ассортимент их изделий постоянно обновляется и расширяется.
Продукция, расшитая золотом и серебром, станет лучшим подарком для любителей роскоши и драгоценностей. Мастерицы расшивают богатой вышивкой не только предметы одежды и быта, но и записные книжки, эмблемы, кошельки, шкатулки. Фабрика изготавливает броши, серьги, кулоны, оригинальные заколки для волос.
Андреевский зал Кремля и Георгиевский зал Кремлёвского дворца расписаны вышивальщицами предприятия города Торжок.
Поговорим немного об особенностях дорогой вышивки
Вообще, «канитель» – слово, обозначающее что – либо нудное и утомительное.
А у старинных мастеров «канителью» называли особую, специально изготовленную нить. Шёлковую нитку по спирали обворачивали тончайшей золотой или серебряной проволокой. Безумно сложное и кропотливое занятие.
Нить, скрученная в канитель – более прочная, идеально ложащаяся на материал – основу. Она пришивается незаметными стежками к лицевой стороне рукоделия или прикрепляется льняной ниткой – прикрепом.
Фото пример вышивки с растительным орнаментом:
Вышивкой богатыми нитями украшали плотные ткани: бархат, кожу, атлас. Золотая вышивка появлялась на полотенцах, кокошниках, скатертях, платках, даже на лошадиных сбруях.
Как вышивали золотой нитью в разные века?
Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.
Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия. Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше. Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из драгоценного металла, украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.
Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью – фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек. Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью – шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью. Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.
Бисероплетение
Смотреть галерею
Бисероплетение может гордиться многовековой историей, как и сам бисер. Жители Древнего Египта первыми овладели сложным мастерством плетения ожерелий на основе мелких цветных шариков из стекла, а также украшали ими одежду. Однако по-настоящему расцвело бисерное производство в Х веке. В течение долгих лет жители Венеции бережно хранили секреты мастерства. Роскошным бисером украшали кошельки и сумочки, обувь, одежду и другие изящные вещи.
Когда появился бисер в Америке, он пришел на смену традиционным материалам, используемым коренными жителями. Здесь им отделывали колыбели, корзины, серёжки, табакерки.
Народы Крайнего Севера украшали бисерной вышивкой унты, шубы, оленью упряжь, головные уборы.
Мастер-класс по золотной вышивке
Начинающим вышивальщицам лучше пошагово осваивать данную вышивку с простых схем, в которых будет применяться 2-3 техники. После того как будет полностью освоено золотное ремесло, рукодельница сумеет создавать особенно красивые и сложные узоры, в которых будет сочетаться большое количество швов, а также будут присутствовать дополнительные элементы.
Потребуется картон, который позволит нитям ложиться плотно и ровно. Из него вырезаются шаблоны, в которых заранее делаются прорези и проколы, а детали пришиваются к ткани:
Шов «в раскол»
- Начинать вышивать удобно с середины рисунка, чтобы нитки не соскальзывали. Работа ведется рабочей нитью и золотой в две нити.
- Делается прикреп.
- Рабочая нить выводится в разрез лепестка, золотая укладывается сверху. Нужно следить, чтобы нити не перекручивались.
- Делается шов «в раскол«.
- Рабочая нить выводится с другой стороны лепестка.
- Снова делается прикреп.
- Таким образом вышивка ведется до конца.
Гладьевой шов
Работа ведется только золотой нитью. Нити выводятся с одного края картона, аккуратно, не перекручивая, укладываются на деталь, игла вводится в другого края и уходит на изнанку. И так до конца лепестка.
Контуры обшиваются золотым шнуром и получаются элементы готовой работы.
Техники вышивки канителью – виды швов и стежков
Для работы с канителью существуют определенные приемы. Они позволяют красиво и незаметно закреплять проволоку на ткани.
- Короткие отрезки. Проволока нарезается, нанизывается на иглу и пришивается аналогично бисеру. Сформированный такими отрезками рисунок, получается особенно блестящим. Чаще всего этот прием используют при работе с трунцалом.
- Длинные отрезки. Проволока выкладывается по определённому контуру и после пришивается тонкой нитью, которая проводится между витками. Это позволяет сделать крепления незаметными. При использовании мягкой канители может потребоваться дополнительное укрепление посредством проведения нити через внутреннее отверстие в спирали.
- Фигурные швы короткими отрезками. Канителью можно вышивать несколькими видами швов: стебелек, различные цепочки, тамбурный. В этом случае используются отрезки проволоки, которые укладываются требуемым образом. Все эти швы выполняются так же, как и нитками, но только с тем условием, что на лицевой стороне нанизывается кусочек канители.
Наиболее популярные виды вышивки канителью
Канитель для вышивки– это металлическая нить, скрученная в спираль. Современный ассортимент представляет огромный выбор канители, которая отличается не только цветом и толщиной. Среди всего многообразия необходимо выделить наиболее популярные виды:
- жесткая;
- мягкая;
- гладкая;
- фигурная;
- трунцал (ребристый вид, скрученный или вытянутый из плоской проволоки).
Техника вышивки «золотое шитье» напрямую зависит от того, какой вид канители был выбран для рукоделия. Стоит отметить, что при работе используются три вида крепления на поверхности изделия:
- Небольшие отрезки канители нанизывают на иглу и крепят к ткани при помощи нитей. Напоминает вышивку бисером и стеклярусом.
- Мягкая канитель также нанизывается на иглу. Крепится по краям, после чего фиксируется по всей длине нити в соответствии с контуром, нанесенном на ткани.
- Для крепления жестких видов канители используются потайные виды крепления нитями в тон. Обычно это нитки из полиэстера или лавсана.
Это памятка для начинающих, но важнее знать, что существует много различных техник. Представляем десять наиболее популярных среди рукодельниц швов.
Шов стебельчатый. Самый популярный шов, особенно среди начинающих рукодельниц. В зависимости от длины отрезков канители, может быть широким или узким. Узкие полоски используют для обозначения контура, более широкими заполняют внутреннее пространство. Выполняется прямо на ткани или по основе (шнур, полоска плотной ткани).
Корзиночки или плетенка. Простой способ, который легко освоит начинающая рукодельница
Здесь самое важное – одинаковые кусочки канители. Используется для заполнения внутреннего пространства вышивки
Если сложно выполнить шов «на глаз», можно разметить карандашом заполняемую поверхность. Оригинально смотрится корзиночка с бусинами или бисером в каждом квадратике.
Тамбурный. Простой, но достаточно оригинальный шов, который быстро освоит любая рукодельная
Особое внимание уделять длине отрезков. Они должны быть одинаковыми
Используется для вышивки контура, а также для заполнения пространства.
Цепочка. Как и основные виды швов канителью, цепочка также не представляет сложностей. В работе используются отрезки канители двух размеров. Более длинные – петельки, короткие используются в качестве перемычек.Цепочки бываю самых разнообразных видов. На фото выше представлена основа цепочки, а ниже вариации ее исполнения.
Цепочки с бисером или бусинами, которые пришиваются отдельно и только потом обводятся канителью. Такая техника золотого шитья часто встречается в царских одеждах.
Кирпичная кладка. Техника оригинально смотрится на золотой объемной вышивке. Для этого в рисунке используется предварительно пришитый, приклеенный плотный материал. Например, это может быть фетр. Обшивается по контуру, а затем аккуратными стежками заполняется внутреннее пространство.
Объемная косичка. Работа может показаться сложной, так как выполняется из канители достаточно большой длины. Если отрезка не хватит, конец спрятать и начинать плетение с нового отрезка, фиксируя каждый изгиб нитью на ткани.
Елочка. Используется для вышивки растительных мотивов. Таких, как листочек, представленный на фото. На ткань наносится контур, а затем заполняется отрезками канители. Ее можно тянуть, если отрезок окажется меньшего размера, но не сильно, чтобы этого не было заметно.
- Петли. Метод, применяемый для заполнения внутреннего пространства, создания отдельных цветочков, орнаментов. Вид получается объемный и достаточно красивый.
- Шов ягодка. Простой, но очень красивый способ. Используется для создания отдельных или многоярусных мотивов. Например, виноградные гроздья вышиваются таким способом.
Не пропусти: Как сшить пододеяльник
Золотошвейное искусство было зарождено на Руси много веков назад. По сегодняшний в городе Торжок имеется огромная коллекция шедевров того времени. Насладиться их красотой могут наши современники. Панно представлено современными мастерицами, которые с удовольствием делятся с гостями таинствами золотого шитья на мастер классах.
Но и самостоятельно освоить технику просто. Достаточно иметь огромное желание и небольшой запас свободного времени. Недорогой материал поможет создавать просто царские вышивки и украшения. Ведь канитель используют не только для вышивки, но и для изготовления бижутерии.
- https://www.livemaster.ru/topic/9989-vyshivka-zolotom-istoriya-i-tehnologiya
- https://blog.mirkrestikom.ru/dragocennoe-rukodelie-zolotoe-shite-vchera-i-segodnja/
- https://handmadefrom.ru/vishiv/vyshivka-zolotom-zolotymi-nityami.php
- https://womans.ws/2020/03/18/zolotoe-shite-10-tehnik-vyshivki-kanitelyu/