Особенности антикварных кукол разных стран

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Старинные куклы. Винтаж

Старинные куклы (винтаж) — это куклы с середины XX века, многие из золотого расцвета американской кукольной индустрии (перед тем, как производством кукол основном было вынесено в Китай). Винтажные куклы, как иногда принято считать, созданы между 1930-1980 годами, они включают в себя кукол из твёрдого пластика, целлулоида и первых виниловых кукол. Многие винтажные куклы были сделаны как детские игрушки (а не коллекционные экземпляры), также как это было и с антикварными куклами.

Если вас тянет на коллекционные предметы середины XX века, в том числе на детские игрушки поколения Бэби-Бум и поколения Х, то винтажные куклы для вас будут самыми интересными.

Эти куклы охватывают историю американской кукольной индустрии, с такими компаниями, имеющими мировую известность, как Madame Alexander, Ideal, Effanbee, American Character и Mattel. Категория «винтаж» сегодня включает в себя такие иконы кукольного мира, как Shirley Temple и первые Barbie. Если вы любите моду XX века, если вы играли с этими куклами в детстве, то ваше увлечение легко может превратиться в серьёзное коллекционирование.

Коллекционирование винтажных кукол более доступно по стоимости, чем антикварных.

Винтажные куклы могут быть собраны на любой бюджет; многие хорошие композитные, жёсткие пластиковые и виниловые куклы стоят менее чем $100. Некоторых кукол, например, в национальных костюмах, созданных для туристов, а также обычных универсальных пластмассовых и даже целлулоидных кукол часто можно найти всего за $20.

Франция и Германия

Упоминание о первых игрушках, созданных по образу и подобию человека, можно отнести к XIV веку. Фарфоровые лица на игрушках появились намного позже. Изначально модели изготавливали из дерева, после, чтобы придать игрушкам человечность, их руки, ноги и тело начали изготавливать из кожи животных.

Французская антикварная кукла

Поскольку искусство совершенствовалось, старая кукла постепенно канула в лету, на рынке появились экземпляры, которые имели сходство с человеком. Модели были большими и миниатюрными, одежда для игрушек шилась отдельно. Наибольшей популярностью пользовались образы светских дам, напыщенных модниц, моряков. Сложно отнести такие модели к игрушкам, предназначенным для ребенка.

Антикварные куклы стоили достаточно дорого, прорабатывался образ, шилась одежда, локоны изготавливали из натуральных волос для достижения максимального сходства с человеком. Французские куклы стоили дороже по сравнению с теми моделями, которые производились в Германии.

Некоторые время модели изготавливали вручную, в этот период пальма первенства была у Франции. Купить и достать подобную игрушку было непросто. Да и предназначались такие куклы не для детей, а для взрослых.

Наибольшей ценностью среди коллекционеров пользуются антикварные куклы 1850–1930 годов, на то есть несколько причин:

  • модели изготавливали вручную;
  • одежда шилась под заказ;
  • использовались натуральные материалы.

Промышленное производство игрушек, в том числе и кукол, впервые открылось в Германии. Модели из Франции изготавливали вручную. Нередко туловище делали отдельно, а голову из фарфора — отдельно: таким образом в производстве было задействовано две, а то и три компании. Антикварная кукла того времени имела поразительное сходство с человеком. Глаза изготавливали отдельно — их выдували из стекла, использовались натуральные волосы. Фарфор был гладким, глянцевым, на щеки наносился румянец, ресницы клеили отдельно.

Особой популярностью пользовались характерные модели, на лице которых были выражены эмоции. Такие игрушки имели своеобразный образ, одежда шилась в соответствии с образом, учитывались мелкие детали наряда.

Антикварная кукла представляла собой работу нескольких мастеров. Так, руки, шея и лицо делались из фарфора, ноги из дерева, а туловище шили из кожи козленка. Прорабатывался наряд, образ был идеально продуман.

Во Франции пользовались популярностью куклы, которые имели прозвище «Талия» — это небольшая модель, которая имела тонкую талию и была одета по последней моде. А также особой популярностью пользовались куклы под названием «Малышка».

«Бэйбиками» или «Малышками» называли кукол, которые имели определенное сходство с младенцами. Такие модели вызывали восхищение и трепет. Причина в том, что мастера добивались наибольшего сходства с ребенком — для этого делалось все возможное.

Но в Германии антикварные куклы были более доступными, поскольку их производство проходило в промышленном масштабе. Предприимчивые немцы продавали свои изделия следующим образом — они не ставили клейма. Немцы писали, что игрушка была произведена во Франции, но цена была достаточно низкой, и покупатели приобретали товар с охотой. Но на самом деле игрушки изготавливали в Нюрнберге, а не в Париже.

Старинные куклы в нарядах того времени

По этой причине такие модели ценятся меньше, чем те, которые были вручную изготовлены в Париже, который на тот момент считался центром моды.

«Бейбики» также производились в Германии, отличительной чертой таких игрушек было их лицо. Фарфор имел особую текстуру, он был не глянцевым и гладким, а матовым.

Редкие куклы — это те, внутрь которых вставляли механизм, таким образом игрушка могла совершать какие-то движения. Такие экземпляры встретить на аукционе сложно, причина в том, что подобных моделей немного. Например, коллекционеры вспоминают о клоуне ориентировочно 1850 года, который был изготовлен из кожи и фарфора. Внутри клоуна находился механизм, в результате действия которого игрушка могла курить.

Стоимость экземпляров:

  • старые модели из Франции стоят от 10 до 20 тысяч долларов;
  • за работу мастеров из Германии можно выручить до 10 тысяч долларов.

Если рассматривать этот вид коллекционирования как вложение инвестиций, то получить дивиденды можно только при долгосрочном вложении. В среднем за год стоимость куклы увеличивается на 20-30%. Большое количество экземпляров находится в частных коллекциях, поэтому точно оценить ежегодный прирост достаточно сложно.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Приблизительная типология винтажных кукол

Территориальный признак. Коллекционеры винтажа в России отдают предпочтение куклам своего детства, то есть советским куклам и немецким куклам. Аналогичный принцип собирания «кукол детства» работает в других странах: американцы собирают Madame Alexander, Ginny, кукол от Ideal и винтажных Барби, французы — SFBJ, Petitcollin и т.д. Таким образом, один из основных принципов классификации винтажных кукол — региональный. Однако коллекционирование «чужого детства» также популярно. Мы не раз слышали примерно следующее: «В детстве у меня была Мечта о Кукле, но такой Куклы просто не существовало в природе. И только когда я выросла, выяснилось, что в Америке (Японии, Германии и т.д.) в годы моего детства делали именно таких Кукол Мечты. Конечно, я начала их покупать себе». 

Материалы. Кукольная промышленность не стояла на месте, и в XX веке произошло несколько малых технологических революций, которые нашли отражение в игропроме. Во второй половине века для изготовления кукол использовались главным образом композит, целлулоид (и его аналоги, как, например, тортулон), полиэтилен, текстиль, твердый пластик и, наконец, винил. Все эти материалы обладают собственными уникальными характеристиками, отражающимися на стилистике кукол и тактильных ощущениях от общения с ними. Поэтому собиратели могут отдавать предпочтение определенному материалу — хотя конечно, вряд ли существуют коллекционеры, которые никогда не делают исключений в пользу понравившейся куклы.

Хронология. Винтаж — растяжимое понятие, которое охватывает несколько поколений коллекционеров. Американские куклы 50-х имеют мало общего с советскими куклами 70-х и ничего общего с японским винтажом 80-х, и тем не менее, всё это — «винтажные куклы».

Тип кукол. Если человек любит Барби, он скорее купит Tammy 60-х или Miss Revlon 50-х, нежели Schildkrot или Kathe Kruse. Так что здесь действуют общие предпочтения, и присутствуют те же два глобальных лагеря, что и в кукольном коллекционировании в целом: любители взрослых fashion-кукол и поклонники кукол-детей.

С теорией коллекционирования винтажа, как мы видим, все выглядит гладко. Однако на практике коллекционер сталкивается с целым рядом сложностей.

Немецкая кукла MiGe кукла. Датируется скорее всего началом 60-х, о них есть упоминание в каталоге Лейпцигской ярмарки 1964 года. Фото и информация goldy

Немецкие куклы-«кривоножки» в родных костюмах из фетра и трикотажа. Фото и информация poodlefifi

«Ходящая» кукла Walking Jamie, подруга Барби. 1970-1972 г., Mattel

Антикварные куклы

Антикварные куклы считаются куклами выпуска до 1930 года, по другим версиям, это куклы возрастом от ста лет, иногда — старше 50-60 лет. Большинство кукол в этой категории сделаны из неглазурованного фарфора, керамики, дерева или воска, но эта категория также включает в себя ранних кукол из композита и целлулоида.

Антикварные куклы идеально подходят для вас, если вас тянет к истории и моде предыдущих эпох.

Каждая антикварная кукла — это исторический артефакт, они рассказывают многое об истории, особенно Европы XIX века, так как большинство антикварных кукол были изготовлены именно там и именно тогда, конкретно в Англии, Франции и Германии. Многие люди, которые коллекционируют антикварных кукол, также интересуются исторической модой, а куклы из той или иной эпохи представляют собой миниатюрные воплощения моды того времени, включая одежду, причёски и обувь. Если вы любите моду XIX века, викторианскую и эдвардианскую эпоху, эти куклы могут быть очень интересны для вас.

Что касается стоимости, антикварные куклы, как правило, самые дорогие куклы для коллекционирования; однако, тем не менее, есть много прекрасных, но более распространенных антикварных кукол, которые можно найти за суммы $300 или даже $200.

Кукольные истории

Когда Саша была маленькой, ее мама тоже ремонтировала для нее кукол. Если оставалась только голова, мастерица шила всё остальное — тело, а потом одежду и обувь.

«У меня в детстве были пупсы, мама для меня шила, я их пеленала, рот дырявила, соску вставляла. Я очень любила играть в куклы и довольно долго в них играла. Всю начальную школу точно. Если сравнить с современным поколением, то сейчас мало кто играет. Когда я стала постарше, то уже не играла, но любила рукодельничать, что-то сшить или связать для кукол. Любовь к куклам осталась и переросла в такое хобби».

Началось увлечение Александры с реставрации этой куклы.

«Это кукла тети моего мужа. Его родители живут в Повенце в старом доме, где раньше жила тетя. Там сохранились старые игрушки, и мы нашли вот эту куклу. Она была лысая, у нее не было части руки, она была вся выгоревшая — белая пластмасса. Мне ее так стало жалко, и я решила, что надо ее восстановить. Я ее намыла, сварила в красной гуаши, восстановила волосы. Но так ее замучила, что раскрошилось лицо, и потом я ее склеивала. Этой кукле более 50 лет. Ее зовут Оля. Я выяснила, что ее сделали на фабрике игрушек, которая работала в городе Мстёра (Владимирская область)».

Непослушная Аленка — кукла крестной Александры Гришиной. «Республика» / Лилия Кончакова

«Вот эта кукла моей крестной, ей сейчас 46 лет, а кукле — 45. Непослушная Аленка, это первые такие советские куклы, сейчас они называются интерактивные. Ей предлагаешь ложку каши — она качает головой, как бы отказывается есть, потому что на ложке магнит. Ложка не родная, я ее сама восстанавливала. Кукла была в очень ветхом платьице, я сняла выкройки, сшила ей наряды».

Друзья и знакомые, которые знают об увлечении Александры, приносят ей кукол для ремонта. Мама Саши работает в детском саду, часто кукол оттуда просто приходится спасать.

Иногда Саше приносят кукол с помойки. Что-то мастерица покупает сама на барахолках.

«Мама мне тут принесла из помойки куклу. Раньше были такие говорящие китайские куколки. Мою такую же мама отнесла когда-то в детский сад, там ее потрепали, осталась только голова. Но было тело от немецкой куклы, голова к нему подошла, вот так получилась  новая кукла. А теперь уже вторую я отмыла, привела в порядок, у меня теперь две одинаковые».

«В основном я интересуюсь куклами советского периода. У кукольников есть разные секреты восстановления: как вывести пятна, каким собачьим шампунем помыть, насколько оставить на солнышке в пакете. Обновленных кукол я раздаю родным и близким или отдаю маме в детский сад».

Мальвина. «Республика» / Лилия Кончакова

«Чем страшнее кукла, тем интереснее. Процесс восстановления захватывает, больше работы, больше творчества. Вот есть у меня в коллекции кукла, которую принесли мне без глаз. Я сама  смастерила глазной механизм, восстанавливала парик. Ищу в интернете, кто-то что-то продает. Увидела, что в Сибири есть запчасти для рыжей Тамары, купила. Хорошо, что почта работает».

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

В современном мире куклы Брю – это произведения искусства, являющиеся культурным феноменом.

В связи с их крайней редкостью и дороговизной, развивается искусство реплик этих чудесных кукол, некоторые из которых могут поспорить ценником с редкими антикварными куклами.

Сегодня мало авторов, которые могут достичь мастерства и утонченности антикварных кукол Bru своих работах. Среди признанных мастеров, специализирующихся на репликах Брю, выделяются японский мастер Саюри Синн (США)

Бранка Шарли (мастерица из Швеции)

Реплики этих авторов очень ценятся у коллекционеров и представляют собой подлинные произведения искусства.

В первый раз увидев фотографию Bru Jne, я твердо решила научиться делать реплики на максимально высоком уровне. Сейчас я расписываю кукол, собираю их, и создаю для них аутфит.

Но в будущем мне бы очень хотелось освоить изготовление этих кукол, соблюдая все старинные технологии производства. А это: снятие гипсовых форм с оригинала, изготовление и обжиг фарфоровых отливок, роспись фарфора специальными красками с поэтапным обжигом, пошив тела по антикварным выкройкам.

Я считаю реплику своего рода портретным искусством, только вместо человека ты делаешь портрет старинной куклы.

Материал подготовила – Юлия Лазунина.

 

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Никто ранее не делал артикулированных тел для ” модных” кукол с таким количеством шарниров.

Куклы были очень красивы, грациозны. Их костюмы отличались изысканностью и хорошим кроем. Они пользовались огромным спросом у парижских аристократок.

Однако Брю не стал тиражировать своих кукол и наполнять рынок. Мастер предпочел разрабатывать новые модели.

В 1868 году он получил патент на выпуск модной куклы-сюрприза с двумя лицами (спящее и улыбающееся).

Затем Леон создал модель плавающей леди, а так же куклу с музыкальным механизмом внутри.

Но одной из самых знаменитых кукол этого периода стала “улыбающаяся Брю”, запатентованная в августе 1873 года.

Некоторые коллекционеры называют ее “Мона Лиза” из-за загадочной полуулыбки.

Считается, что моделью для этой куклы послужила императрица Евгения, жена Наполеона III.

Второй версией прототипа является улыбающийся ангел над входной дверью кафедрального собора XIII века в Реймсе.

В наследство от отца ему достались знания.

Леон умел ткать и неплохо разбирался в тканях. Он без труда нашел место закупщика на фабрике одежды и быстро достиг руководящей должности.

В 29 лет он женится на дочери портного  Аполин Комин. Девушка шила саваны у владельца конторы, обеспечивающей транспортом похоронные процессии.

Молодая чета поселилась в доме, принадлежавшем Андре и Мари Шотарам (Chautard), в 50-е годы 18 века, создававших кукол. Не имеющие наследников, Шотары, предложили Леону заняться кукольным бизнесом, обещая финансовую помощь.

Как пишут источники, 1 февраля 1867 года, Леон Брю и некий “безымянный партнер” (вероятно Андре Шотар) основали товарищество по производству кукол ” Bru Juene et Cie” (“Брю Младший и К.”)

Ее особенный, словно погруженный в себя взгляд, волнует коллекционеров и любителей прекрасного по сей день.

Необычайную глубину взгляду придавали стеклянные глаза с очень выпуклой радужкой, так называемые “enamel”  или “paperweight”. Эти глаза, так называемые “human eyes”, в 1879 году изобрел Эмиль Жюмо. Хрустальный “купол”, закрывал радужку и зрачок, что придавало глазам объем и глубину. Производили их на фабрике Guepratte, занимавшейся до этого изготовлением искусственных глаз-протезов для людей.

Такие глаза делались в затемненных мастерских, часто – молодыми девушками, манипулирующими расплавленными эмалевыми стержнями.

Работа была вредной, часто девушки частично и полностью слепли.

Конец эмалевого стержня расплавлялся в пламени паяльной лампы, от него отделялся кусочек, снова опускался в пламя и затем – расплющивался на кулере.

Расплавленный кончик стержня из цветной эмали фиксировался в центре глаза. Затем осторожными движениями цветной слой смешивался с белой основой – так прорисовывалась радужка. Цветная область закрывалась прозрачным куполом – и казалось, что зрачок “висит” над радужкой, чем и достигался эффект “живого” глаза.

Эти глаза поистине завораживают

Лицо куклы третьего поколения и артикулированные фарфоровые руки с шарнирами стали последним творением Леона Брю.

На пике своего успеха Брю решает оставить бизнес. Не осталось сведений о мотивах подобного поступка, есть предположения, что творец и изобретатель по натуре, Казимир Брю стал тяготиться административной волокитой. Когда представилась возможность передать свое дело в хорошие руки, он использовал ее.

Анри Шевро не только сохранил славу имени Брю, но и прославил собственное имя.

Он неукоснительно придерживался, высокого уровня качества и изысканности, достигнутого ранее основателем. Но это уже совсем другая история.

Производство “Bebe Teteur” и “Bebe Gourmand” продлилось до 1888 года. Сейчас такие куклы очень большая редкость.

Разработанная для этих кукол голова, оказалось очень удачной. Использовалась и для простых кукол, без механизма внутри. Отверстия во рту и на затылке не вырезали, но техническая отметка в виде круга с точкой (место крепления винта) осталась.  Ранее считалось, что это своеобразная маркировка молда, поэтому среди коллекционеров эти куклы стали называть “Circle and Dot” (“круг и точка”).

Но самая прекрасная и совершенная модель, производство которой началось в 1882 году – это, несомненно, “Bru Jne”.

Кожаное тело ранних кукол изменилось на более стройное, за счет выточек впереди.

В 1883 году руки куклы стали подвижными. Верхняя часть, металлическая основа, обтянутая кожей, с круглым деревянным плечевым шарниром, крепилась к торсу. Нижняя часть из бисквитного фарфора удлинилась до локтя, оканчиваясь шарниром с двумя отверстиями по бокам.

Крепится к верхней части руки с помощью болтов.

Таким образом кукла могла очень естественно сгибать ручки в локтях. Новая “Bebe” маркировалась на затылке словами “Bru Jne” и номером размера. Изменилась лепка лица, кукла стала выглядеть более взрослой.

Современные коллекционные куклы

Современные коллекционные куклы — те, что создаются примерно с 1980 года по сегодняшний день для взрослых коллекционеров (а не как детские игрушки). Современные коллекционные куклы — это относительно новое явление, рынок данных кукол утвердился только в 1990-е годы. Сюда можно отнести кукол Ashton Drake, Madame Alexander, Tonner, Barbie Collectibles, Marie Osmond, Lee Middleton, и других.

Современные коллекционные куклы часто представляют собой настоящие маленькие произведения искусства. Это изящные, красиво одетые в костюмы из безупречно подобранных тканей куклы, созданные «на века» — с прицелом на то, что они должны жить десятилетиями, украшая различные кукольные коллекции. Эти куклы не предназначены для игры, хотя многие взрослые коллекционеры «играют» с ними, переодевая их, украшая, даже перерисовывая роспись лиц и переделывая причёски.

Некоторые современные коллекционные куклы сделаны вручную. Другие часто производятся в Китае, но большей частью они разработаны и продаются американскими компаниями.

Современные коллекционные куклы являются хорошим выбором, если вам нравится играть в куклы. Вы не должны беспокоиться о повреждении драгоценного исторического объекта (такой страх вызывают дорогие антикварные куклы).

Современные коллекционные куклы обычно производятся с расчётом на эстетический взрослый вкус, а не вкус ребёнка, поэтому они очень привлекательны для взрослого коллекционера.

Вы также можете собирать и современных игровых кукол (не коллекционных); популярные сегодня качественные куклы от известных брендов будут цениться спустя годы.

Винтаж

Винтажная Барби.Винтажными называются вещи не просто прошлых лет, но ярко отражающие стилистические течения времени вещи, модные и знаковые — трендовые. Многие из таких модных течений прошлого обретают второе рождение в наши времена, и винтаж какого-то определённого стиля и времени вновь становится популярным. Изначально же «винтаж» – это винодельческий термин, обозначающий коллекционное винос определённой выдержкой.

Как понять, станет ли кукла винтажной и будет ли цениться спустя многие годы? Довольно просто. Если сегодня вы купили куклу от неизвестного производителя и качество её сомнительно, раритетом она не станет. Потому что даже сейчас она не является интересной для кого-либо. Если вы покупаете пупса, который не является интересной разработкой конкретной кукольной компании, а просто копирует другую марку или представляет собой невнятное повторение старых кукол, он тоже никогда не будет ценным. А вот куклы известных брендов, несомненно, будут цениться и дальше, благодаря не только качеству, но и своей востребованности, дизайнерскому решению, влиянию на нашу жизнь.

Кукла из жёсткого пластика, США, винтаж.Разницу в понятиях «ретро» и «винтаж» можно обозначить не возрастом, а знаковостью вещи. К ретро можно отнести все без исключения старинные и устаревшие предметы, а винтаж — это лишь выдающиеся вещи прошлых лет, ультрамодные в своё время, оставившие яркий след в истории.

Между винтажными и антикварными вещами существует разница в редкости. Редкость и ценность антикварной вещи связана с тем, что сейчас её невозможно купить или повторить в точности. Может быть утеряна технология изготовления, перестал существовать бренд, изменились материалы, и в результате предмет не может быть больше воспроизведён в таком виде, каким он был ранее. Такая кукла становится редкой и антикварной.Кукла от Royal House of Dolls, винтаж, 13 дюймов.

С момента изготовления винтажных вещей прошло меньше времени, их легче приобрести, в том числе в хорошем состоянии, часто ещё не совсем устарели материалы. Но с каждым днём эти куклы будут становиться всё более редкими и, соответственно, дорогими, ведь с каждым годом их остаётся всё меньше.

Антиквариат и винтаж – хорошее вложение инвестиций, однако нужно уметь правильно выбирать кукол, научиться отличать подлинники и репродукции, разбираться в марках, материалах, тканях, отделке, уметь распознавать состояние куклы. Бывает, что на аукционах под названием «винтаж» выставлены куклы довольно сомнительной ценности; они интересны как отголоски прошлого, но коллекционной ценности могут и не представлять.

Все куклы и аксессуары.

Антиквариат и винтаж.

Toybytoy.com, апрель 2016.

Выводы из истории

Да, куклу я не продала и денег не заработала. Но убедилась, в том, что это можно сделать. И заработать на своем кукло-хобби, если приложить умение, силы и душу, реально.

Спрос на игрушки времен Советского Союза растет и падать не собирается.

Часть коллекции. Очень небольшая часть.

Понимая, что «своих» кукол продавать я не смогу, усилием воли перестала набирать новых обитателей. Честно признаюсь, получается плохо.

После опыта с платьем Нины я освоила, шитье кукольной одежды под заказ. Сейчас мое маленькое ателье приносит доход от 20 000 до 40 000 рублей в месяц.

В среднем один комплект одежды стоит от 500 до 1600 рублей в зависимости от сложности.

Расходы при этом минимальны, так как ткань можно покупать по скидкам, остаточную. Для примера, цена комплекта для куклы 32 см роста (платье, подъюбник, украшение для волос и манжета-браслета) — 1600 рублей.

Расходный материал

  • ткань атлас в горошек– 190 рублей;
  • фатин для подъюбника – 120 рублей;
  • французское кружево, 2 метра – 200 рублей;
  • заколка, бусинки, нитки, стразы — около 100 рублей.

Себестоимость – 710 рублей, Чистый доход — 990 рублей. С учетом стандартных выкроек и вдохновения сшить такой наряд можно за один вечер.

Так кукло-хобби стало подспорьем для семейного бюджета. А у вас сохранились советские куклы?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: