1907 | НАЧАЛО СОТРУДНИЧЕСТВА С ФРАНСУА КОТИ
В 1905 году Рене Лалик открыл магазин на Place Vendóme, где он выставлял не только свои драгоценности, но и изделия из стекла, изготовленные в мастерской в его поместье в Клерфонтене. Парфюмер Франсуа Коти был настолько впечатлен дизайнерскими работами Рене Лалика, что попросил его применить свой талант для парфюмерной индустрии. Их совместная работа произвела фурор и позволила впервые предложить духи в привлекательных флаконах по доступным ценам. С тех пор Лалик все больше и больше работал над дизайном для парфюмерной отрасли, в конце концов, полностью посвятив себя промышленным методам производства стекла.
Тайм-лайн
1860 – год рождения Рене Лалика
1885 – открытие собственной студии
1 августа 1888 года – регистрация товарной марки Lalique
1889 – участие во Всемирной выставке в Париже и знакомство с Сарой Бернар
1897 – участие во Всемирной выставке в Брюсселе, получение ордена Почетного Легиона
1900 – фурор на Всемирной выставке в Париже
1907 – начало работы с парфюмером Франсуа Коти
1921 – приобретение стекольного завода в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)
1929 – оформление вагонов Восточного экспресса
1935 – оформление ресторана на пароходе «Нормандия»
1945 – год смерти Рене Лалика; главой компании становится его сын Марк Лалик
1977 – компанию возглавила внучка Лалика – Мари-Клод Лалик
1992 – создание первого парфюма Lalique de Lalique
2011 – открытие Музея Lalique в Винжен-сюр-Модере
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте вMY WAY.
Текст: Алла Архангельская
Известность
Ювелир открывает новые мастерские, экспериментирует со стеклом и хрусталём, создаёт авторские техники. Его изделия побеждают на конкурсах и становятся хитами на всемирных выставках. Его обожают монархи, бомонд носит на руках, а светские львицы равняются на его воздыхательницу — знаменитую диву модерна, актрису Сару Бернар.
В начале ХХ века на Лалика обратил внимание известный парфюмер Франсуа Коти. Их творческий союз привёл к революции в парфюмерии
Лалик, до этого времени слывший ювелирным новатором, обрёл новый статус «стеклянного короля». Флаконы духов в стиле модерна были доступны для широкого покупателя, чем позволили увеличить число почитателей мастера. Сегодня работы Лалика известны по его флаконам для домов Nina Ricсi и Guerlain.
Сара Бернар в сценическом украшении Рене Лалика для спектакля «Принцесса Грёза» (1895)
Флакон для духов «Leurs âmes» для дома d’Orsay (1913)
Флакон для духов «В ночь» для парфюмерного дома Worth (1924)
Флакон для духов «Ландыш» (1931)
История ароматов
Парфюмерная история бренда началась в 1992 году с внучки Рене Лалик — Мари-Клод, которая пригласила парфюмера Софи Гройсман. В том же году брендом был выпущен дебютный аромат Lalique de Lalique, создателем флакона для которого выступила Мари-Клод. Женственность данного парфюма находится в гармонии с тонкой красотой флакона, представляющего собой стеклянную сферу. Крышечку флакона украшает большое количество бабочек, которые слетелись на этот удивительный аромат.
Одним из самых знаменитых парфюмов является Lalique Amethyst, который облачен в фиолетовый флакон из толстого стекла, разработанный специально для данного аромата. Среди мужчин стал популярным аромат Lalique Encre Noire, который подчеркивает одновременно и обаяние, и раскрепощенность. Аромат данных духов разработала Наталия Лорсон, ведь то, каким запахом должны обладать настоящие мужчины, знает только настоящая женщина.
Творения, которые изготовляет бренд Lalique, довольно быстро становятся редкостью, это касается как самих духов, так и флаконов для них. Рене Лалик свой первый флакон создал в 1909 году, это был флакон для парфюма «Цикламен» компании Coty. Даже сейчас бренд Nina Ricci помещает свои ароматы в хрустальные флаконы Lalique.
Семья Лалик, продолжая дело Рене, творили настоящие стеклянные и хрустальные шедевры. Каждый год брендом обновляется дизайн и разбивается матрица флакона, что дает гарантию его неподдельности. Флакон очень важен, ведь благодаря ему передается сущность и настроение содержащегося в нем парфюма.
Духи Lalique — это истинная ценность для настоящих ценителей. Они могут быть страстными и в то же время нежными, свежими и мягкими.
Nilang 2011
Этот женский аромат, выпущенный в 2011 году, относится к группе цветочно-фруктовых ароматов . Парфюмером Nilang 2011 является Christiane Ploc.
Это спокойный, нежный и достаточно женственный парфюм. Фруктовый, сладкий, но нет приторности. Он имеет неплохую стойкость и красивый шлейф. В его верхние ноты входит мандарин, лотос, дыня и персик. В сердце парфюма — фрезия, жасмин, черника и гвоздика, а основу композиции составляет амбра, пачули, мускус и ваниль.
Hommage a L’Homme
Этот аромат предназначен для мужчин и относится к группе древесно-пряных ароматов. Он был выпущен в 2011, над его созданием работали парфюмеры Mathilde Bijaoui и Christine Nagel.
Аромат помещен в красивый флакон, выполненный в стиле арт-деко. Однако аромат ничуть не уступает своей упаковке: он обладает серьезным, мужественным характером, приятным шлейфом и хорошей стойкостью.
Верхние ноты Hommage a L’Homme содержат бергамот, шафран и лист фиалки. В сердце аромата вошли фиалка, перец, дерево Агар.
Eau de Lalique
Данный аромат, принадлежащий к группе восточных ароматов, предназначен для женщин и мужчин. Он был выпущен в 2003 году, его создателями являются Jean-Claude Ellena и Emilie Coppermann.
Этот прохладный, воздушный, слегка терпкий парфюм подходит для использования днем. Лучше всего раскрывается в теплую погоду. Ненавязчивый, легкий он прекрасно подойдет к офисному стилю. Eau de Lalique идеален для придания романтического образа.
В его верхние ноты включены бергамот, красный перец, мандарин, кардамон, укроп. Сердце аромата — это гибискус, корица, фрезия, а его основа — древесина гуаяка, мускус, древесина сандала, бензоин.
ДНК бренда
LALIQUE
Бренд Lalique – это атмосфера классики и элегантности, вечного, шика и роскоши. От ароматов, созданных под его эгидой, веет спокойствием и достоинством, чувственностью и сдержанностью.
Они напоминают изящное матово-белое белье времен эпохи Belle Époque (Прекра́сная эпо́ха), не открывающее, но оттеняющее нежное тело, девственное и манящее. Если вы цените классику на пике прекрасного, искусство, пронимающее до боли в сердце, если вы романтичны и загадочны, и в то же время обладаете острым чувством баланса и гармонии, то присмотритесь, вернее – прислушайтесь к ароматам этого бренда! Хочется добавить, что флакон Lalique украсит любой, самый утонченный туалетный столик.
Избранные ароматы
Ароматы бренда бесконечно женственны (и идеально мужественны). Далее я хочу описать несколько любых мною и интересующих меня как коллекционера ароматов.
LALIQUE LE PARFUM
Lalique Le Parfum — женский парфюм, выпущенный в 2005 году, созданный парфюмером Dominique Ropion.
Ноты аромата включают лавровый лист, розовый перец, бергамот, жасмин, гелиотроп, бобы тонка, пачули, сандал и ваниль.
Это роскошный вечерний аромат для яркой и уверенной в себе дамы.
NILANG PERFUME
Nilang Perfume by Lalique, выпущенный в 1995 году, это цветочный женский аромат, сладкий и экзотический. Он открывается нежными нотами фрезии, водяного жасмина, нарцисса и водяной лилии, за которыми вступают черника и лотос. В базе аромата звучат ноты амбры, пралине, ванили и мускуса.
Nilang помещен в напоминающий стройную женскую фигуру флакон с огромной крышкой в форме цветка. Нос, создавший аромат — Gerard Anthony, работавший ранее для ряда брендов, таких как Balenciaga, Hugo Boss и Salvador Dali.
SOLEIL LALIQUE, Eau de Parfum
«Ослепительный вихрь фруктов и цветов, словно солнечное погожее утро! Вкусное сердце аромата дурманит, золотое и теплое, словно лучи солнца. Шелковистая нежность цветов и мускуса овеяна сияющим ореолом нежной, женственной композиции», — говорит на сайте производитель аромата.
Ноты аромата, представленного в округлом флаконе, напоминающем изображение солнца на средневековых гравюрах, включают мандарин, кардамон, горький миндаль, кофе латте, грушу «Гранита», жасмин, мускус, сандал и розовое пралине.
L’AMOUR LALIQUE
Это чувственный цветочный аромат, окутывающий вас, словно соблазнительный кокон.
Идей, лежащей в основе аромата, является выражение чувства любви, как оно могло бы быть представлено в запахе. За свежестью бергамота следует деликатность розовых бутонов и нероли. Ноты сердца распускаются богатейшим букетом белых цветов: туберозы, гардении и жасмина. В базе остается сухой и теплый аромат кедра и сливочный сандал, подсвеченные прозрачным мускусом.
LIVING LALIQUE
Благородный женственный аромат открывается кристальным бергамотом, черным перцем и теплым мускатным орехом.
Ирис в сердце и дымный ветивер в базе создают мечтательное настроение, наполняя сердце чувством гармонии.
Хочется отметить, что, не смотря на ультралюксовый сегмент бренда, ароматы представлены по вполне демократичным ценам!
Облака – это стекло
Еще в начале своей ювелирной карьеры Лалик столкнулся с проблемой. Он мог изобразить любую природную деталь – цветы, животных, насекомых. Но ему никак не давались облака. Наконец, художник понял: облака – это же стекло и хрусталь!
Любовь к стеклу – особая страница в биографии Рене. Он так любил этот материал, что в 1891 году придумал и запатентовал свой способ работы с ним — «pâte de verre» («стеклянная паста»). А с 1907-го начал делать флаконы для духов знаменитого парфюмера Франсуа Коти и других известных Домов – Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. (Nina Ricci и сегодня использует хрустальные флаконы Lalique). Каждый флакон – отдельное произведение искусства, в каждом «замурован» любимый Лаликом образ: нагая девушка, стрекоза или бабочка.
Окончательный поворот к стеклу случился к 1912-му. Лалик решил полностью порвать с ювелирной темой и стать стеклодувом. Он приобрел сначала небольшой заводик в Комб-ла-Виль, а затем крупный – в Эльзасе, в местечке Винжен-сюр-Модере. Экспериментировал со стеклом сутки напролет, но обращая внимания на нормы и каноны, как когда-то с ювелирными изделиями. Попутно изобрел несколько новых методов работы с этим материалом, придумал рецепт опалесцентного стекла (до сих пор это секрет фирмы). Само собой, его вазы украшают фигурки нагих вакханок, а на пудреницах сидят стрекозы.
Надо сказать, что и тут Лалик угадал с трендом. К тому времени стиль ар-нуво начал угасать: в век технического прогресса восторгаться природой стало не модно. Рене Лалик переключился на технику: делал стеклянные скульптуры для радиаторов автомобилей (первым заказчиком стал Анри Ситроен), оформляет вагоны Восточного экспресса и столовую 1 класса парохода «Нормандия».
Если в юности Рене Лалик тяготел к миниатюрам, то в поздние годы его стали занимать крупные формы. Он проектировал фонтаны и оформлял рестораны, изготавливал световые панели для отелей и создавал хрустальные светильники. В ХХ веке на смену романтическим стрекозам пришли практичные вещи.
Стрекоза на груди
В 1897 году после участия во Всемирной выставке в Брюсселе Лалик был награжден орденом Почетного Легиона. А через три года, в 1900-м, его стенд на Всемирной выставке в Париже (самой грандиозной в истории человечества; ее посетило 48 млн человек) произвел фурор. Этот стенд Лалик проектировал лично. Кованая решетка из нагих женщин-бабочек служила оградой. Внутри – самое лучшее из того, что создал мастер: эмали, бриллианты неправильной формы, бронзовые кубки, серебро, стекло, гребни, жуки и стрекозы.
Эскиз пекторали «Скарабей с распростертыми крыльями». 1898 г.
Лалик стал главным ювелиром ар-нуво и одним из самых смелых новаторов века. Его заказчиками были августейшие особы – и в их числе русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II. Женщины сходили с ума от его украшений. Мода стремительно менялась, ради Лалика увеличивали декольте: женщинам хотелось подчеркнуть красоту груди, на которой красовалась стрекоза.
Эксцентричная муза
Перелом в судьбе художника, когда его буквально накрыло славой, случился в 1889 году, во время Всемирной выставки в Париже (той самой, для которой была построена Эйфелева башня). Украшения Лалика заметила Сара Бернар – именитая актриса так впечатлилась, что купила все оптом. Лучшего рекламного хода придумать было нельзя. Бернар всегда была на виду. Гениальная актриса любила щекотать публике нервы — и своим внешним видом, и экстравагантной личной жизнью. Теперь все это она делала в изящных украшениях, созданных Лаликом. Сара стала главной клиенткой его ювелирной студии.
Встреча с Сарой Бернар оказалась для ювелира судьбоносной. Это был тандем двух эксцентриков. Рене Лалик делал для Бернар роскошные «ошейники», массивные серьги, диадемы и сценическую бижутерию. Одна из самых известных работ, посвященных актрисе – брошь «Женщина-стрекоза» (Dragonfly), в которой женская красота подана как нечто прекрасное и опасное. У женщины-стрекозы, как будто дремлющей в ожидании жертвы, прозрачные невесомые крылья, инкрустированные драгоценными камнями, и массивные золотые когти. С учетом большого размера броши (23 х 26,5 см) крылья крепились на миниатюрных шарнирах и могли двигаться.
Рене Лалик. Украшение для корсажа «Женщина-стрекоза». 1897–1898 г.
В этом была некоторая извращенность – украшать женские наряды гадами и насекомыми. Но таковы были требования ар-нуво: жизнь кокетничала со смертью, красота любила уродство. Образы художников той эпохи часто совпадали. Неслучайно женщины-насекомые в работах Рене Лалика так похожи на утомленных красоток Густава Климта. Ювелирные изделия тогда вообще воспринимались как своего рода живописные картины, только написанные не маслом на холсте, а изумрудами на золоте. Или на стекле, как в случае с Лаликом.
Кстати, еще одним любимым дизайнером украшений Сары Бернар был чешский художник Альфонс Муха. Он не только рисовал для актрисы афиши, но и создавал эскизы украшений, которые затем воплощал в жизнь ювелир Жорж Фуке – главный соперник Рене Лалика.
«Люди над вами потешаться будут»
1 августа 1888 года считается официальной датой рождения ювелирного дома Lalique. Рене Лалик регистрирует собственный товарный знак – эмблему с инициалами и мечом. Отныне этот знак будет стоять на всех его произведениях.
Ювелир работал с любым материалом, который был способен создать нужный ему эффект. Часто использовал полудрагоценные камни – не из соображений экономии, а из-за цвета и прожилок. Богатство фактур придавало творениям Лалика настоящий 3D-эффект. Украшения получались объемными и многослойными за счет тональных переливов и множества оттенков.
У Лалика стали появляться поклонники, в основном из мира богемы. Однако серьезные Дома не спешили с его признанием. По легенде, Рене Лалик пришел к директору ювелирного дома Boucheron с эскизом нагрудного украшения, на котором были изображены две летящие ласточки. Директор посмотрел, скривился и пояснил молодому мастеру, что это, мол, хоть и красиво, но «люди над вами потешаться будут». Слишком экстравагантно. Но после того как Лалик все-таки изготовил украшение, потрясенный директор немедленно выкупил его за большую сумму.
Украшение для корсажа «Стая ласточек». Около 1886–1887 г.
Рене Лалик, как сказали бы мы сегодня, попал в тренд, причем с точностью снайпера. В последние десятилетия XIX века в европейском искусстве набирал обороты стиль ар-нуво с его любовью к растительному миру, женским образам, гротеску, экзотическим сюжетам и плавным формам. Лалик по сути стал первым художником, реализовавшим этот стиль в ювелирном деле.
История бренда
Карьера Рене Лалика началась в 1880 году, когда он начал принимать и выполнять заказы от известных французских брендов Boucheron и Cartier.
Рене Лалик стал создавать стеклянные изделия, придавая им разнообразные формы. Сначала этими изделиями были вазы, а позднее он начал изготавливать и ювелирные украшения. Рене проводил большое количество экспериментов со стеклом, добиваясь от него того, чего другие мастера добиться не могли. До сих пор рецепт создания опалесцентного стекла хранится в секрете.
К концу 19 века Рене Лалик был известен не только во всех уголках Франции, но и далеко за пределами страны. Благодаря тому, что у Рене появилась масса знаменитых клиентов, он смог через какое-то время открыть ювелирный салон, который расположился на Вандомской площади.
Компания Lalique в настоящее время производит элементы декора, разнообразные уникальные предметы интерьера и духи.
Клейма Lalique
Точно по годам сложно проследить изменения подписей. Часто с появлением нового клейма, продолжают ставиться предыдущие. Незначительных различий вообще множество. Особенно различия прослеживаются на стекле.
До 1914 года:
После Первой мировой войны Лалик создает аббревиатуру VDA, что значит, стекло Эльзас.
До 1925 – 1926 года
На посуде в подписях «R» часто отсутствовала.
1925 – 1045 гг.
После 1925 года ставилась гравированная подпись, которая могла проходить по кругу. После 1926 к тому же клейму часто прибавлялось число, которое обозначало номер в каталоге Lalique.
С 1926 года появилось новое трафаретное клеймо:
Что касается клейм на талисманах, то на большинстве таких изделий четко обозначено «R. LALIQUE», при помощи формовки, травления либо с пескоструйной обработкой. Послевоенные автомобильные талисманы Lalique делались с таким клеймом: пескоструйная надпись «LALIQUE», иногда «LALIQUE FRANCE» по матовому стеклу базы.
Relief Moulded
Intaglio Moulded
Уникальность Лалика
Излюбленные темы ювелира и мастера стекла — женщины, флора и фауна. Вместе взятые или по отдельности. Они всегда вдохновляли Лалика на уникальные эксперименты и приводили к потрясающим результатам.
Рене Лалик создал более 15 новых способов обработки стекла, некоторые из которых до сих пор хранятся в строжайшей тайне. Благодаря тому, что ручная обработка поверхности стеклянных предметов занимает 70% всего времени работы над изделием, результаты не могут быть воспроизведены ни одной машиной. Именно поэтому техники, доступные на производстве Lalique, позволяли и позволяют эти изделия до сих пор считать уникальным и штучным товаром помимо широко тиражных линий.
Сегодня дом René Lalique — это не только ювелирные изделия, но и арт-объекты, коллекции домашнего декора, посуды и линии парфюма. Компания работает с крупными лидерами в искусстве, в том числе с популярным эпатажным художником Дэмиеном Хёрстом.
Прошло уже почти полтора века, а Лалик до сих пор овладевает сердцами и вызывает желание обладать его шедеврами. Вот это называется бессмертием.
1888 | ПЕРВЫЕ УКРАШЕНИЯ, ВДОХНОВЛЕННЫЕ АНТИЧНОСТЬЮ И ЯПОНИЗМОМ
В 1887 году Лалик открыл магазин на Rue du Quatre-Septembre. Уже в 1888 году он разработал свои первые гарнитуры из тонко кованого золота, вдохновившись античностью и японизмом. Он порвал с традициями ювелирного дела, включив в свои изделия инновационные материалы. Лалик сделал материалы, которые он использовал, центральными для своих украшений. Он выбирал их за их силу, свет и цвет, независимо от того, были ли они драгоценными или нет. Он комбинировал золото и драгоценные камни с перламутром, полудрагоценными камнями, слоновой костью, а также эмалью и стеклом.
В 1888 году Рене Лалик зарегистрировал свою марку «RL» и гравировал этими буквами уникальные изделия, созданные в его мастерской.
Будущее Дома «Lalique»
Сегодня мы живём в эпоху бурного развития компьютерных технологий и цифровой 3D печати. Если учесть этот факт, то остаётся надеяться, что в недалёком будущем молодые дизайнеры, вдохновлённые прекрасными произведениями Рене Лалика, реализуют в производстве изделий из стекла множество интересных креативных идей…
Парфюмерный флакон Lalique «Claire Fontaine Blue»
Парфюмерный флакон Lalique «Anemone»
Скульптура из стекла «Angel Cire Perdue», созданная Домом «Lalique». Продана на благотворительном аукционе при непосредственном участии знаменитого композитора и музыканта сэра Элтона Джона
Хотите узнать о ещё одной реализации креативных идей дизайнеров объединения «Lalique»? Смотрите материал про «The Macallan in Lalique Six Pillars»…
Вам могут нравиться ароматы
Dolce Fiore Fenicio 2019
L’Atelier des Bois de Grasse Ambre Pamplemousse Rose 2016
Byredo Elevator Music 2018
Phebo Santalum 2019
Phebo Zimbro 2018
Семья Лалика
В 1887 году Рене женится на Мари-Луи Ламбера, своей первой супруге. У пары в1888 г. родилась дочь Жоржетта, которая погибнет в 1910 г. Брак распался довольно скоро, но юридический разрыв состоялся в 1893 году, по некоторым данным, развод тянулся до 1898 года. Находясь в первом браке, Лалик сблизился с Августиной-Алисой, другом Родена и дочерью скульптора Огюста Ледрю. Эта женщина станет музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой изобретательности Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии. Союз подарит паре двух прекрасных талантливых детей: в 1892 году Сюзанну, а в 1900 Марка. Юридически брак будет зарегистрирован лишь в 1902 году и продлится до смерти Алисии в 1909.
Рене Лалик и Августина-Алиса Ледрю
Во время пребывания в Лондоне 1904-1905 гг., у Лалика разыгрался бурный роман со встреченной там француженкой. Для нее Рене изготовил в подарок брошь, известную как «Поцелуй», на обратной стороне которой находится памятная надпись: «Я мечтаю о поцелуях, которые длятся вечно!». В 1907 году от этой связи родился мальчик Рене Ле Мениль. В 1960 году брошь матери г-н Мениль передал музею декоративного искусства в Париже.
Брошь «Поцелуй»
В середине 1920 годов у Рене Лалик были продолжительные отношения с Мари Анере, которая родила ему двух детей: в 1925 сына Жана Раймона (Рене на тот момент исполнилось 65 лет) и дочь Жанну Жоржетту в 1927 году. Всего у Лалик было шестеро детей.
Преемники
На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не успела отдохнуть. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень престижа семейной фирмы.
Сюзанна Лалик,1892-1989
Рене постоянно прибегал к творческим советам своей дочери Сюзанны. С 1910 года она начнет создавать эскизы пудрениц и упаковочных коробок для отца, а затем ваз и других декоративных предметов. Через брак с Полом Буртом, членом семьи Haviland, Сюзанна столкнулась с миром фарфора. Также она приложила свой талант в области текстиля и живописи. Создала эскизы декораций и костюмов почти для 50 спектаклей лучших театров Франции. Среди ее друзей были Поль Моран и Жироду.
Марк Лалик, 1900-1977
Марк окончил школу декоративного искусства в Париже, затем сотрудничал с отцом. После смерти Рене стал во главе семейного бизнеса. Модернизировал завод в Wingen, в итоге отказался от производства стекла в пользу хрусталя, применив к нему некоторые технологии отца.
Мари-Клод Лалик, 1935 — 2003
Продолжая работу отца и деда с 1977 г. Мари-Клод, была сама отличным мастером-стекольщиком, знающим с детства весь процесс. Она возобновила традицию ювелирного дизайна и разработала фирменный аромат «Lalique de Lalique» в 1992 г.
Духи и флакон «Lalique de Lalique»
В 2008 г. фирму приобрел швейцарский концерн Art & Fragran под руководством Сильвио Денз.
В июле 2011 года открыт музей Рене Лалик в Wingen-sur-Moder.
Лалик. Начало
Что же это за таинственный мастер, который увлёк своим искусством главные города мира и пленил сердца каждой дамы? Рене Жюль Лалик — француз родом из Марны, с самого детства проводивший с родителями большую часть жизни в Париже.
Смерть отца сделала Лалика целеустремлённым юношей. Он учился у ювелира в Париже, посещал занятия Школы декоративных искусств, а продолжить образование решил в Англии.
Это были 1880-е годы, когда мир только подходил к важнейшему рубежу между старым и новым временем. И как раз в Англии зародились первые идеи нового стиля. Модерн стремился если не разрушить, то полностью стереть разницу между живописью, скульптурой и декоративными искусствами. Слить их в единую сферу, соединить архитектуру с интерьером, интерьер — с костюмом, а костюм — с ювелирным искусством. В основе новых идей были современные материалы и изящно разработанные декоративные принципы.
Лалик прекрасно улавливал новые веяния. Вернувшись в Париж, он открыл первую мастерскую и вскоре стал работать на модные ювелирные дома Boucheron, Jacta, Cartier и Gariod.
Брошь из эмали «Женский профиль и опиум». Эмаль, цветные камни (1889)
Подвеска «Древесная анемона» из стекла, эмали, бриллиантов и золота (около 1900)
Корсажная брошь «Жасмин». Золото, бриллианты, перламутр, эмаль (1899-1901)
Мастер сразу стал знаменит непревзойдённой смелостью. Он не делал то, что делали в ювелирном искусстве до него. Лалик совершил дерзкую революцию и стал использовать простые материалы вместе с драгоценными. Например, эмаль сочетал со стеклом, полудрагоценные камни — с золотом и бриллиантами.
Он выбирал материал не по его стоимости, а по его внешним достоинствам: фактуре и цвету. Аристократы были, конечно, шокированы. Стекло и золото! Ну, уже нет! Но это отрицание сразу же растворялось, когда они только видели шедевры ювелира. Страсть ими обладать возникала моментально.
В 1888 году появился первый фирменный штамп Лалика — RL. Немного позже, на Всемирной Парижской выставке в 1900 году за коллекцию ювелирных украшений мастер получает Гран-при. Там же ему вручают Орден Почётного Легиона. Теперь имя Lalique стало вечными буквами впечатываться в историю.
Рене Лалик (1925)