Имена в фотографии
Когда появилась фотография — были и споры и сомнения как это обычно бывает – и лишь немногие люди почувствовали, какие возможности она даёт. Благодаря этим энтузиастам фотография превратилась в большую индустрию в наше время. Эти люди совершенно преобразовали способы делать, смотреть, судить и воспринимать фотографии. Вот наиболее значимые из них.
Альфред Стиглиц
Вместе с тем, что изобретение фотографии привело к новым научным достижениям и развитию индустриального мира, фотография стала частью повседневной жизни и направлением искусства. Одним из людей, стоявших у истоков искусства фотографии был Альфред Стиглиц, американский фотограф и покровитель современного искусства. Многие полагают, что именно Стиглиц сделал фотографию искусством, которым она является сегодня.
Уличные фотографии Стиглица широко известны за его авангардистский подход. Его фоторабота была революционна тем, как он фотографировал натюрморты и что он привнес в фотопортреты. Альфреду принадлежали несколько арт-галерей в Нью-Йорке и он представил американской публике многих европейских художников-авангардистов.
Но самым важным была позиция Стиглица, что фотографы – тоже художники. Он вместе с Фредом Холландом Деем основал «Фото-Сецессию», первое фотохудожественное движение, ставившее своей главной задачей показать, что фотография – это не только объект на изображении, но и работа фотографа, благодаря которой объект был сфотографирован.
Стиглиц проводил различные выставки, где фотографии оценивали сами фотографы. Любопытно, что в то время фотографии в основном оценивались художниками, поскольку в фотографах видели в большей степени учёных. Стиглиц также продвигал фотографию через созданные им журналы, такие как «Camera Notes» и «Camera Work».
Феликс Надар
Феликс Надар (настоящее имя – Гаспар Феликс Турнашон) был французским карикатуристом, журналистом и – с появлением фотографии – стал фотографом. Он наиболее известен как инициатор использования искусственного освещения в фотографии. Надар был дружен с Жюлем Верном и, как говорят, весьма вдохновлял писателя: его считают прототипом Мишеля Ардана, героя романа «С Земли на Луну». Надару также приписывают публикацию первого фотоинтервью в 1886 году.
Несмотря на некоторые новаторские идеи, портреты Надара следовали тем же академическим принципам классического портрета. Он был известен за портреты многих знаменитостей, таких как Жюль Верн, Александр Дюма, Пётр Кропоткин и Жорж Санд. Как вы можете увидеть на следующих изображениях, эти портреты имели классические композицию и стиль.
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон – французский фотограф, считающийся отцом фотожурналистики. Картье-Брессон наиболее известен за создание «уличной фотографии» как стиля фотожурналистики. В возрасте около 23 лет, молодой человек заинтересовался фотографией и оставил занятия живописью ради неё. «Я вдруг понял, что фотография может зафиксировать вечность в одном мгновении», — объяснит он это позже. Как не странно, он делал свои первые снимки по всему миру, избегая родной Франции. Его первая выставка состоялась в Нью-Йоркской галерее Жюльен Леви в 1932 г. Одни из первых его журналистских фотографий были сделаны на коронации Георга VI в Лондоне, однако ни на одной из фотографий не был заснят сам король.
Работы этого француза повлияли на поколения фотохудожников и журналистов по всему миру. Несмотря на вышеизложенное, его работы также глубоко художественны. Уйдя из жизни в 2004 году, Анри Картье-Брессон оставил после себя культурное наследие и философию. Использованная им 35-мм камера стала стандартом, а его цитаты были включены во многие книги по теории фотографии. Несмотря на известность и влияние, существует очень мало фотографий этого человека. Он не любил когда его фотографировали и стеснялся своей славы.
Работа с Жаном Кокто
Слева направо: Жан Кокто, журнал LIFE, 1949 год. Жан Кокто с актрисой Рики Сомой и танцором Лео Коулманом.
В 1949 году Халсман получил заказ от журнала LIFE, в котором должен был сфотографировать известного французского деятеля искусства, авангарда и драматургии – Жана Кокто. Задача была непростая: фотографу необходимо было разработать серию фотокарточек, которая отражала бы то, что происходит на самом деле в голове поэта. На тот период Жан пребывал в разгаре выпуска своего нового фильма «Орел с двумя головами», а журнал, который хотел для себя его снимки, стал отличной сценой для продвижения авангардного киноискусства.Кокто был широко известен публике благодаря тому, что добавлял в свои произведения различные аллюзии и отсылки на популярные творения. Халсман хотел учесть это в своей работе, наполняя фотокарточки отсылками к другим творениям Кокто. Для этого он задействовал ещё двух моделей – Энрику Сому и Лео Коулмана, реквизит, к примеру, дрессированного удава, живых голубей, а ещё анатомическую модель человека из пластика, которые помогли бы ему запечатлеть его представление о художнике.
Художник, сценарист и кинорежиссёр Жан Кокто, 1949 год, фотограф Филипп Халсман. Фото: bing.com.
Каждый снимок, сделанный фотографом для журнала, представлял собой отражение какой-то из работ Кокто и не только. К примеру, на одном из снимков художник крадется по плохо освещенному коридору, подняв руки вверх, как будто стремился произнести монолог, в то время как другая пара рук произрастает из стен, копируя положение его тела. Этот снимок представляет собой иллюстрацию одной из сцен из «Красавицы и Чудовища» самого Жана, где Белль стремглав несется по коридору, плохо освещенному канделябрами, что удерживаются парящими в воздухе руками. На другом снимке Кокто и Коулман, кажется, летают в воздухе, практически соприкасаясь руками, почти как на Сикстинской капелле, где изображен Адам и Бог.Их пара размещается вдоль зеркала, лампы, стола, стула, а ещё – массивных часов, что ещё больше подчеркивает ощущение парения в воздухе. Любимой фотографией из всей серии у самого Кокто является третья, которая демонстрировала ярко освещенное лицо самого художника, которое будто бы было зеркально отображено. При этом левая часть лица смотрит в сторону, а правая прикрыла глаза, демонстрируя задумчивость. Фотографию создали как композицию из двух разных негативов, которые вырезали и проявили вместе для формирования цельной картинки. Этот образ, созданный для фотографии, Жан часто использовал в качестве своей персональной подписи.
Филипп Халсман, 1954 год. Фото: magnumphotos.com.
Однако одна из наиболее узнаваемых и ярких работ так и не была опубликована на страницах журнала. На этом снимке Жан облачен в пиджак, одетый задом наперед. Фото изображает его курящим, читающим и размахивающим ножницами одновременно с помощью трёх пар рук. Эта фотография – истинное воплощение сюрреализма: на ней изображена, казалось бы, обычная сцена, но оригинальные элементы, добавленные фотографом, придали ей причудливости и эффекта неожиданности. Снимки, которые создал Халсман в тот день на просторах своей маленькой студии, только укрепили его репутацию как оригинального фотографа, а ещё как ярого участника движения сюрреализма.
Сновидения и сюрреализм
Ощущение тревоги, неуверенности в реальности в принципе можно назвать одной из главных составляющих сюрреалистической фотографии. У разных авторов это свойство получает различное развитие. У кого-то оно переходит в нагнетаемое чувство страха, у других, напротив — в волнующую своим очарованием сказочность. В обоих случаях авторы создают снимки, опираясь на свои представления о природе сновидения. В этой связи фотографов невероятно привлекает явление невесомости, как самое показательное с точки зрения нарушения физических законов жизни на Земле. Предметы в кадре подвешивают на невидимые лески, а модели возносятся на воздушных шарах, как Офелия Ман Рэя, или помещаются с помощью компьютерной графики на любые плоскости без ориентации на силу земного притяжения.
Фотограф Елена Калис (Elena Kalis) занимается подводной фотосъемкой, которая позволяет ей добиваться эффекта сновидения. Один из ее проектов посвящен героям сказки «Алиса в Стране чудес»: каждый персонаж «парит» на фоне бликов на стенках бассейна, все эти снимки очень яркие, практически «конфетные». Надо признать, что она делала и более драматические фотографии для серии «Черная вода»: соответственно модели здесь на черном фоне, призрачные и невесомые. И хотя тут встречаются «мертвые невесты», эти снимки совершенно не вызывают страха. Ведь только ощущения пустоты и близости смерти недостаточно, чтобы в полной мере добиться сюрреалистического трепета.
Среди современных русских фотографов-сюрреалистов, работающих с подводной съемкой, можно назвать и Катерину Бодрунову. Она известна своим фото-проектом: пара танцует под водой танго, — но он как раз не самый интересный среди ее работ. В тоже время она очень последовательно разрабатывает в своем творчестве устойчивые сюрреалистические темы. На одном из ее снимков модели сидят в проволочных шарах, свисающих с неба в пустыне; другой цикл фотографий —застывшие в прыжке персонажи
*
— Примечательно, что для создания этих кадров герои съемки прыгали вживую
; в серии «Marionette Spectacle» мы видим несколько копий одного человека, разгуливающих по стволам деревьев в одинаковых черных костюмах и шляпах. Они же «шалят» в пространстве цветных равнобедренных треугольников: поднимаются по никуда не ведущим лестницам, перетаскивают гигантские ножницы и прочее, — сам магический треугольник подобен городку в табакерке со своими собственными законами. В этих работах можно увидеть переклички с картинами Дали и Магритта.
Фотограф обращается и к «темной» стороне тревоги. Ужас, прорывающийся из глубин подсознания, передает серия черно-белых фотографий, где пластика полуобнаженных моделей указывает на совершаемое над ними насилие. Внутреннего оно свойства или внешнего, не всегда ясно, и тем более тревожными кажутся снимки. Персонажи истекают черной густой кровью, их покрывают огромные улитки, в кадре с ними соседствует мертвая рыба. Эти стратегические ходы неумолимо вызывают у зрителя отвращение (впечатление, на которое и рассчитывает автор).
Фотограф Грегори Крюдсон
Фотографии Грегори Крюдсона впечатляют своей масштабностью и вложенным трудом для их создания. Просто подумайте о самой экстравагантной фотографии, которую когда-либо можно было создать. И окажется, что Грегори Крюдсон уже сделал это. Он стал известным фотографом именно по этой причине.
Фотограф Грегори Крюдсон
Грегори Крюдсон тратит тысячи и даже миллионы долларов на создание одной фотографии. Представьте себе, что реквизиты из фильмов используется для создания всего лишь одной единственной фотографии.
Фотограф Грегори Крюдсон
Именно так Крюдсон создает свои шедевры. Он начал экспериментировать, используя масштабные декорации, еще в колледже. Далее он просто продолжал делать их каждый раз еще более экстравагантными.
Фотограф Грегори Крюдсон
Как фотограф, он использует все что попадется ему в руки. От поврежденных пожарных гидрантов до целых наборов для ручного запотевания, чтобы добиться нужного эффекта.
Фотограф Грегори Крюдсон (бэкстейдж)
Грегори использует широкоформатные камеры, чтобы запечатлеть всю глубину каждой сцены, а затем делает огромные отпечатки. Однажды мне сказали, что единственный способ понять глубину и детализацию его фотографий — это увидеть их лично.
Фотограф Грегори Крюдсон
Идея для такого подхода в создании фотографий очень интересная. И с ней можно долго экспериментировать. Вовсе не обязательно вкладывать много денег или иметь немало фотооборудования и различных реквизитов, чтобы создать что-то удивительное.
Фотограф Грегори Крюдсон
Я рекомендую начать с попытки воссоздания некоторых фотографий Грегори, а затем попробовать свои собственные идеи.
«Фотограф» Рене Магритт и реклама
Знаменитый художник-сюрреалист Рене Магритт, как известно, работал с простыми формами и часто выстраивал целую «историю» на изображении одного единственного объекта (например, трубки). При этом исполнял он свои работы в весьма жизнеподобном ключе: его технике чуждо игривое заискивание с неверными тенями, нечеткие очертания (другое дело — силуэты, угадываемые в пустоте). Нет, все, что находится на холсте, являет этакую высушенную, рафинированную реальность, какой никогда и не увидишь вживую. А уже потом глаз смотрящего распознает, что предметам и персонажам картин Магритта позволены такие вольности по отношению к закон физики, каких в нашем измерении и не встретишь. Они парят, растворяются, останавливают время и прочее
Одним из ключевых ходов художника можно назвать предельную концентрацию на объекте: он становится в итоге единственным во Вселенной, на нем сходится время и пространство, он полностью завладевает нашим вниманием… И как же это соотносится с фотографией, спросите вы? Лично мне подход Магритта к структуре и эффект его воздействия напоминают сразу две вещи
Во-первых, на ум приходят те фотографы-сюрреалисты, которые не занимаются искусственным конструированием образа, подбирая предметы, мизансцены, моделей, выставляя свет, но подлавливают эпизоды, опрокидывающие наше преставление о разумном миропорядке, из вполне реальных обстоятельств нашей повседневности. Таким был, к примеру, британский фотограф Тони Рей-Джонс (Tony Ray-Jones), который со свойственным англичанам парадоксальным чувством юмора находил в жизни своих сограждан уйму смешного. На его фотографиях можно увидеть и застигнутых врасплох дам, застывших в раме точно живые картины, и лошадей, заглядывающих в буфет или телефонную будку; и комичного до ужаса джентльмена в костюме, заправившего белый платок за стекла очков на пляже, и пойманные объективом фотографом поразительные планы: в одной части снимка — открытое окно поезда, в другой — глядящая в пустоту старушка… Рей-Джонс по сути создавал документальные снимки, основанные на иррациональности, которой якобы нет в нашей жизни, но которая так явно проявляется в «случайных совпадениях»
С Магриттом его, на мой взгляд, объединяет как раз это пристальное внимание к объектам реального мира
Во-вторых, метод Рене Магритта схож с принципами рекламы. Действительно, любое рекламное произведение, будь то фотография, плакат, видео-ролик, ставит целью выделить один объект из ряда ему подобных, заставить зрителя забыть обо всем, кроме своего желания заполучить стакан газировки, бесшовное нижнее белье, шоколадку и бог знает что еще. Стоит сказать также и о том, что основной набор этих объектов Магритта оказался настолько точным, что они до сих пор циркулируют в мировом визуальном пространстве. Поэтому и сами образы, созданные Магриттом, иной раз попадают как в область рекламы (аллюзия на «Сына человеческого», см. плакат Volkswagen). Незнакомец в шляпе и пальто, открытое окно (с идеей окна еще, безусловно, очень любил работать Сальвадор Дали), небо с плывущими облаками, черный котелок, яблоко, рама картины — все они стали фактически знаками сюрреализма. Они переходят в фотографии современных фотографов, причисляющих себя к этому направлению, становятся их ориентирами в творческой самоидентификации. Так у испанского фотографа Чема Мадоз (Chema Madoz), чьи работы безудержно гуляют по социальным сетям (спичку с «пламенем» из рисунка годичных колец на древесине наверняка все уже видели), вызывая всеобщий восторг, мы встречаем котелок, истыканный булавками, и окно, куда уходит половина стремянки.
Но вернемся к рекламе. Если задуматься, многие, в том числе именитые, фотографы-сюрреалисты делают рекламные снимки или фэшн-фотографии. Среди них были и Ман Рэй, чьи снимки покупали ведущие модные журналы, и Филипп Халсман (Philippe Halsman), считающийся родоначальником сюрреализма в фотографии. Наверняка многим знаком его знаменитый снимок «Dali Atomicus», где засняты в прыжке сам художник и три кошки. Прыжок как момент срывания маски и обнажения истинного лица человека, опять же, вторит установке поиска скрытой истины о мире.
Рэйография и рентген
Так микрофотография и открытие рентгеновских лучей явили мир научно-потустороннего, спешно окутанный мистическим флером. Но в то же время, именно с помощью фотографии многие мистические объекты получили научное обоснование.
Любопытный факт. Если забыть о прикладном назначении первых научных фотографий, их с легкостью можно принять за эксперименты фото-художников. Примечательно, что для создания эффектных снимков, открывающих неизвестные стороны реальности, фотографы использовали, к примеру, технику рентгенографии. В тоже время, знаменитый фотограф Ман Рэй (Man Ray), свидетель рождения сюрреализма, а по совместительству адепт дадаизма в Нью-Йорке, применил метод, названный им «рэйография» (rayographs). Он заключался в выкладывании на светочувствительную бумагу различных предметов, а получаемое в итоге изображение невероятно напоминает рентгеновские снимки.
Фотограф Эрик Алмас
Эрик Алмас — норвежский фотограф, который с 1995 года проживает в США. Он начал заниматься фотографией просто из любопытства. Эрик много катался на лыжах и начал фотографировать своих друзей, скользящих по снегу и летящих со скал.
Фото Эрик Алмас
Из этих приключений на склонах и появились его первые опубликованные фотографии, которые положили начало карьере фотографа.
Фото Эрик Алмас
Позднее, в 22 года, когда он столкнулся с вопросом «что мне делать дальше» и решил изучать фотографию.
Фото Эрик Алмас
Благодаря отличному совету и нескольким случайным встречам Эрик Алмас оказался в Сан-Франциско в Академии художеств, где изучал фотографию в течение 4 лет.
Фото Эрик Алмас
В итоге была получена степень бакалавра иностранных дел.
Фото Эрик Алмас
Далее он ассистировал почти 3 года. В этот период Эрик был вдохновлен, воодушевлен и взращен в создании собственного имиджа.
Фото Эрик Алмас
За эти годы он получил набор рабочих привычек, которые помогли ему добиться успеха самостоятельно.
Фото Эрик Алмас
В итоге он остался в Сан-Франциско и живет здесь уже 13 лет. Кстати, это один из самых дорогих городов мира для проживания.
Заглядывая в будущее
В следующей статье исторической серии мы рассмотрим период 1940-80-х годов, от изобретения многослойных цветных негативов, до появления моментальных камер Polaroid и Fujifilm. Мы также исследуем историю превращения фотографии в инструмент пропаганды и узнаем почему она стала использоваться в рекламе и продвижении продукции!
От переводчика: Это седьмая статья в серии материалов разных авторов, посвященных плёночной фотографии. Предыдущие шесть:
- «Плёнка: советы, камеры и первые наставления»
- «Оцифровка негативов с помощью фотокамеры»
- «Старинные фотокамеры и плёнка. Обзор»
- «Руководство: Домашняя фотолаборатория»
- «100 фотографий прекрасных винтажных камер»
- «Преимущества среднего формата»
Филипп Халсман
Филипп — очень известный фотограф-портретист, прославившийся своими работами 1940-х годов. Он по-прежнему является рекордсменом по количеству обложек журнала «LIFE».
Фотограф Филипп Халсман, в кадре Сальвадор Дали
Филипп Халсман всю жизнь дружил со знаменитым художником Сальвадором Дали, и они вместе работали над многими проектами. Во многом, благодаря этому, его портретная фотография творческая, новаторская (для того времени) и заставляет задуматься.
Филипп фотографировал многих известных художников и актеров, таких как Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, известного режиссера Альфреда Хичкока и прославленного ученого Альберта Эйнштейна. Если вы посмотрите его фотоработы, то сразу увидите, что у него было хорошее чувство юмора.
Камера-обскура
Еще до изобретения фотографии, люди были знакомы с принципами, на которых она в итоге была основана. Они могли создавать изображения на стене или листе бумаги, однако фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения оказалось более сложной задачей, чем его проецирование. Инструмент, использовавшийся для работы с изображениями назывался камера-обскура (что в переводе с латыни означает «темная комната») и он существовал за несколько столетий до появления фотографии.
Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, X в., описаны принципы работы камеры-обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.
Камера-обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и перевернутым, однако современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию, и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.
Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.
Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время.
Несмотря на то, что лишь немногие художники Ренессанса признавали, что пользовались камерами-обскурами, считается, что их использовали большинство. Причиной не признавать этого открыто был страх подвергнуться обвинению в оккультизме или просто нежелание признаваться в том, что многие художники считали некоторым обманом.
Сегодня можно констатировать, что камера-обскура была прототипом современного фотоаппарата. Несмотря на то, что она выглядит ненужной сегодня, многие люди все ещё находят её занятной и используют для целей искусства или просто для забавы. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.
Если вы пожелаете создать камеру-обскуру – в сети можно найти массу примеров и советов как это сделать.
Ирвинг Пенн и его «Девушка в постели», 1949
Несмотря на кажущуюся на первый взгляд незамысловатость данного снимка, он завораживает. Не так ли? Да, пожалуй, все творчество этого гениального фотографа можно описать его же словами: «Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа». И эту зачарованность объектом съемки он умел передавать как никто другой. Естественный свет из окна, модель, созерцательная позиция автора – и, в данном случае, шедевр готов.
«Девушка в постели», Ирвинг Пенн, 1949
Совет:: Чтобы красиво сфотографировать кого-либо или что-либо, надо влюбиться в объект съемки.
Генри Картье-Брессон
Естественно этот пост просто не мог быть полным без Генри Картье-Брессона. Легендарный фото-репортер, создатель агенства «Magnum Photos», говорил: «Я не люблю организовывать события и управлять ими. Это ужасно. Мы не можем сымитировать реальную жизнь. Я обожаю правду и снимаю только правду.» Мы можем думать о фотографии Брессона бесконечно, но еще полезнее прочесть его книги «Решающий момент» и «Воображаемая реальность» («The Decisive moment» и «Imaginary reality» в издании на английском языке).
Henri Cartier-Bresson. USA, Washington DC, 1957
Совет: Дождавшись удачного момента, не упустите его!
Вклад Филиппа Халсмана в фотографию
Слева направо: Американский физик Роберт Оппенгеймер, 1958 год. Дин Мартин и Джерри Льюис, 1951 год.
Его вклад в развитие фотографии и фотографического сообщества поистине огромен, и не всегда это связано непосредственно с жанром сюрреализма. Для журнала LIFE фотограф снял сто одну обложку, заработав за это внушительную сумму для фотографа по тем временам. Помимо этого, он напрямую был посвящен процессу портретной живописи, а ещё контактам между субъектом фотографии и самим фотографом.Вместо того, чтобы снимать человека в стандартном, нейтральном положении сидя или лежа, Халсман во время съемки взаимодействовал с ним, ставил ему вопросы, чтобы узнать поближе и подчеркнуть в процессе работы особенности его личности. Филипп был тем фотографом, который просил своих субъектов чаще использовать живую мимику – кривляться, паясничать, танцевать, прыгать. Он заставлял их смеяться и вызывал неподдельные слезы, чтобы получить более искреннее, личное и интимное фото. Эта техника не только вдохновила многих других фотографов, но и изменила их подход к работе, тем самым кардинально поменяв особенности портретной съемки. Они начали прилагать усилия, чтобы их снимки были не просто фотографиями головы человека, а чем-то по-настоящему уникальным.
Слева направо: Энтони Перкинс. Герцог и герцогиня Виндзорские, 1958 год.
Пусть его идеи и лежали на поверхности, однако снимки Дали и Кокто сыграли большую роль, чтобы отделить сюрреализм от философского движения. Они всегда шли рука об руку, но именно Халсман сумел продемонстрировать, что сюрреализм может стимулировать революционное развитие фотографии, добавив ей игривости и причудливости, немного прагматизма.В некотором смысле Филипп шел против основополагающих принципов сюрреализма, добавив немного более тонкую трактовку этого движения. Однако его усилия привели к более широкому признанию сюрреализма как такового, к пониманию движения и не только. Его любовь к экспериментам и тяга к нестандартному мышлению сделала его одним из самых выдающихся фотографов того десятилетия.
Становление Филиппа Халсмана в фотографии
Слева направо: Автопортрет Филиппа Халсмана. Марлон Брандо, 1950 год.
Фотография как таковая не относилась к художественному искусству примерно до 1940-х годов. До появления Филиппа Халсмана она использовалась в основном как инструмент для документалистики и журналистики. Наиболее известные фотографии того времени касались выдающихся личностей и журналистов, а ещё её часто использовали для научных экспериментов. Например, как в случае со снимками Эдварда Мейбриджа «Лошадь в движении», которые представляли собой набор фотокарточек, с помощью которых исследовали способы и возможности движения в 1878 году. Когда общество начало интересоваться фотографией, как нечто большим, чем это, возникла сюрреалистическая фотография.
Филипп Халсман с семьёй. Фото: pinterest.com.
Сегодня создавать сюрреалистические снимки стало намного проще благодаря существованию таких инструментов, как Photoshop и Gimp, которые из любого фото помогут сделать абстрактную композицию. Создавать сюрреалистичные изображения можно даже с помощью пары клавиш на ноутбуке или смартфоне, используя приложения для обработки снимков. Однако в то время создавать нечто подобное было совсем непросто, что не помешало сюрреалистическому движению в фотографии стремительно развиваться.
Слева направо: Victory Red от Элизабет Арден. Рут Гурвиц, Париж, 1938 год.
Такие снимки требовали большого количества времени, сил, а ещё – рулонов плёнки. Фотографы для создания сюрреалистичного эффекта применяли методы соляризации, двойной экспозиции. Помимо этого, часто использовали методику комбинированной печати в фотолаборатории, что помогало создавать лёгкий потусторонний, интригующий эффект на снимках. Эти ранние зачатки в сфере фотографии в конечном итоге легли в основу таких движений, как пикторализм, а ещё – абстрактная и уличная фотография. Несмотря на то, что даже сегодня этот вид искусства часто используется как инструмент достижения определенной цели, его сюрреалистические возможности позволили фотографам не просто увековечивать свои модели и предметы, но и таким образом активно самовыражаться.
Слева направо: Мэрилин Монро, Филипп Халсман, 1959 год. Альфред Хичкок, Филипп Халсман, 1963 год.
Одним из главных фотографов того времени был Филипп Халсман. Несмотря на то, что его нельзя до конца назвать фотографом-сюрреалистом, он сделал большой вклад в это движение, что привело к созданию одних из наиболее известных и популярных фоторабот того периода. В своих снимках он воплощал идеи сюрреализма, а ещё такие приемы, как искаженное восприятие, сказочный портрет, использовал неординарные, непривычные ракурсы. А ещё на его работы повлияло партнерство не только с другими фотографами, но и известными фигурами в мире искусства, например, с Сальвадором Дали.
Сальвадор Дали в постели, Филипп Халсман, 1964 год. Фото: i.pinimg.com.
Халсмана смело можно назвать творцом, который предпочитал нестандартные методики работы, даже когда он был начинающим фотографом. Его карьера началась в городе Париж, где он быстро стал популярен благодаря созданию портретов. Он увлекался экспериментами со светом, использовал различные типы теней, достигая особого уровня драматизма, а ещё любил интенсивные, яркие блики, которые позволяли подчеркнуть те или иные характеристики предметов. А ещё он был известен тем, что его портреты были более резкими, чем у других, и это во время, когда популярностью пользовались снимки с мягким фокусом.
Филипп Халсман с камерой. Фото: i.pinimg.com.
После оккупации Парижа во времена Второй мировой войны, Халсман был вынужден сбежать в Америку, выбрав в качестве места своего проживания город Нью-Йорк, куда он переехал с женой и двумя детьми. Тогда он был не слишком известен на территории США, а потому можно сказать, что ему пришлось построить свою карьеру с нуля. Его счастливым билетом в мир американской фотографии стало сотрудничество с тогда ещё начинающей моделью Констанс Форд. По своей прихоти Халсман решил сделать снимок девушки, лежащей на американском флаге, который после будет использован в патриотической рекламе ведущего бренда красоты и ухода за собой Elizabeth Arden.
Слева направо: Прыжок Мэрилин Монро. Прыжок Грейс Келли.
После запуска рекламной кампании губной помады под названием Victory Red, главным лицом которой стала Констанс, снятая Халсманом, Филипп ощутил, как его карьера стремительно набирает оборотов. Он начал работу над созданием обложек для журнала LIFE, разработав целую серию фотографий для культового издания.
Фотограф Шон Арчер
Шон Арчер (Sean Archer) — это фотограф из Питера. И он не зря попал в наш список. Не русское имя — это всего лишь псевдоним. Настоящее его имя — Станислав Пучковский.
Фото Шон Арчер
Ранее мы уже рассказывали о нем в одной из предыдущих статей. Почитать можно здесь. Его фотоработы очень похожи на картины художников прошлых веков.
Фото Шон Арчер
Но при этом модели выглядят очень женственно и натурально. Шон Арчер не сразу стал фотографом. Сначала он работал дизайнером и лишь по воле случая увлекся портретной фотосъемкой.
Фото Шон Арчер
По словам самого Шона, фотошоп — это очень важный инструмент. Такой же важный, как и ваша камера вместе с объективом. Некоторые считают, что «настоящая фотография» — это обязательно неотредактированные кадры с фотокамеры.
Фото Шон Арчер
Шон Арчер так не считает. По его мнению, реальная жизнь намного лучше, ярче, детализированнее и глубже, чем любая фотография с любой фотокамеры. Неотредактированная фотография — это не реальность. Это бледная копия реальности.
Фото Шон Арчер
И то, что вы делаете во время обработки — это вовсе не улучшение реальности. Это возможность сделать фотографию ближе к жизни, реальности и к захватывающей дух красоте настоящих людей.
Про фотографии фотографов
В заключение хочется добавить, а может быть и повторить основной посыл этой статьи — подражание не является чем-то плохим. Если вы желаете развивать свои творческие навыки фотографа, тогда правильным занятием будет формировать «насмотренность».
Именно, просматривая фотографии фотографов из разных стран, и в огромном количестве, можно сформировать «насмотренность». Следом, за которой придет формирование вкуса и собственного стиля.
Не нужно бояться, что фотографии фотографов, которые вы увидите, запомнятся настолько, что начнут мешать вашему творчеству. Это не приведет к плагиату, потому как все равно скопировать великих мастеров не получится.
А в процессе практики обязательно выработается свой стиль. Который, если повезет, может стать визитной карточкой и тем самым привлечь намного больше клиентов, чем у коллег фотографов.
Уверен, вы уже не раз задумались, просматривая фотографии фотографов из других стран, что не помешало бы научиться также круто и качественно обрабатывать фотографии.
Можем посоветовать вам курсы по обработке фотографий от Фотомонстра, которых можно обучаться онлайн, в удобное время и не выходя из дома.
Пол Никлен
Пол Никлен — это канадский фотограф и морской биолог в одном лице. Его фотографии известны по всему миру. Поскольку он документировал красоту нашей планеты более двадцати лет.
Фотограф Пол Никлен
Также, Никлен получил награду «BBC Wildlife Photographer of the Year» и престижную награду «World Press Photo» за фотожурналистику.
Фотограф Пол Никлен
Пол также выступает с докладами на TED и получил почетную докторскую степень в Университете Виктории.
Фотограф Пол Никлен
Его фотография оказала огромное влияние на борьбу с изменением климата. Перед вам тот редкий факт, когда фотографии фотографов вносят свой вклад не только в сферу искусства, но и в сохранение природы.