Условия поступления в ВУЗ чехии: особенности для иностранцев
В Пражской академии не только специфические условия обучения, но и оригинальные условия поступления. Например, подать документы в приемную комиссию могут даже школьники, не имеющие среднего образования. При наличии выдающегося таланта, естественно. Правда, такие студенты не имеют права получить диплом о высшем образовании, пока не получат среднее.
Для выпускников общеобразовательных школ также есть приятные новости, даже с не самыми лучшими баллами в аттестате есть возможность стать студентом престижного вуза и учиться на бюджете, без финансирования обучения. Для этого достаточно:
- До конца ноября выслать на электронный адрес свои творческие работы. При отборе (конкурсе) портфолио личное участие соискателя необязательно.
- В феврале пройти собеседование и практический творческий конкурс, предоставив рисунок, композицию или другой вид изобразительного искусства.
- Пройти тест на профпригодность и выполнить специальное проверочное задание.
Поскольку обучение в Пражской высшей школе проводится на чешском языке, обязательным условием для поступления является достаточная языковая база. По ней как раз и проэкзаменуют, даже при наличии огромного таланта. Если желания сдавать экзамен вдалеке от дома нет, есть возможность заблаговременно записаться на языковые курсы, «подтянуть» словарный запас, грамматику.
От истоков до современности: чем известна Академия изобразительных искусств в Праге
Город: Прага
Официальное название: Akademie výtvarných umění v Praze
Тип вуза: государственный
Язык обучения: чешский
Факультеты: 5
Специальности: 10+
Количество лет обучения: 4-9 лет
Программа обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура
Переход школы в статус государственной — заслуга Юлиуса Маржака, который в 1896 году привлек к руководству вузом Йозефа Мысльбека, а в преподавательский состав известных в 19 столетии живописцев Войтеха Гинайса и Вацлава Брожика. До 1910 года учреждение, выпускающее мастеров изобразительного искусства и культуры, работало только в художественном направлении, затем начались перемены, которые привели к расширению возможностей вуза:
- В 1910 году — была присоединена школа графики Макса Швабинского и архитектурная студия Яна Котеры.
- 1926 год ознаменовался принятием Устава Высшей школы (Университета) искусств.
- В 1945 году произошло открытие школы реставрации произведений искусства Богуслава Сланского.
«Новое дыхание» открылось в 1990 году. Взяв руководство Пражской Академией искусств в свои руки, Милан Книжак полностью поменял структуру вуза, модернизировав ее, и концепцию учебного процесса, сделав его более современным и технологичным.
До 1997 года в Высшей школе изобразительных искусств обучали исключительно на платной основе, с 1 января 1998 года вуз имеет статус государственного, обучая также студентов на бюджетной основе.
Перспективы обучения в Пражской Академии Изобразительных искусств
Ежегодный набор в школу небольшой, обычно не превышает 300-350 человек. Именно поэтому преподаватели имеют возможность индивидуально работать с каждым студентом, а выпускники высоко ценятся на рынке труда. В бюджетную сферу (работать на государство) уходит не более 10% выпускников, преимущественно реставраторы и искусствоведы.
Остальные студенты получают должности в коммерческих структурах — художественных ателье, дизайн-студиях, популярных журналах и издательствах. Причем география трудоустройства значительная: диплом академии котируется во всех странах Евросоюза.
Академия изобразительных искусств не единственный творческий вуз Праги. Подробнее о других учебных заведениях вы узнаете из этого видео:
Уметь прожить свой замысел
Все интерьеры, оформленные Gulia Galeeva Design, отличаются изысканностью и утонченностью, будь то классика или минимализм. Есть ли у вас любимый стиль?
Мой любимый стиль — арт-деко. Это очень декоративный и сложный стиль. Он пришел на смену модерну в двадцатые годы прошлого века и был ведущим совсем короткий период. Но очень многие современные стили в дизайне и архитектуре выросли именно из арт-деко. В Милане есть прекрасная вилла Некки-Кампильо/Necchi Campiglio (построена архитектором Пьеро Порталуппи/Piero Portaluppi между 1932 и 1935 г.г. — прим. Soul sisters), которую недавно открыли для публичного доступа. Когда там оказываешься, сложно поверить, что она была оформлена почти сто лет назад, настолько современными выглядят решения, которые используются в ее интерьере! Для меня посещение Некки-Кампильо стало настоящим откровением… А вообще, мне интересно работать в разных стилистиках, смешивать разные направления и получать интересный и неожиданный результат. Как художник смешивает краски на палитре, дизайнер смешивает в пространстве материалы, формы, цвета и получает уникальную композицию.
У вас есть материалы, с которыми вам нравится работать больше всего?
Я работаю только с натуральными материалами — мрамором, деревом, кожей, тканью. Самый любимый — камень. Сейчас производят невероятно прочные, технологичные искусственные материалы, но в них нет той силы и энергии, которые есть в натуральном камне. Не устаю восхищаться богатством его текстур, рисунков и цветовых сочетаний! Камень часто задает дальнейшее развитие цветового решения в пространстве.
структура Пражской академии изобразительных искусств
В отличие от большинства институтов и университетов мира, в высшей школе нет программы бакалавриата. Выпускники школ поступают сразу в магистратуру и до получения диплома обучаются в течение 6 лет. Академия подразделяется на множество студий (ateliéry), которыми управляют конкретные преподаватели и в которых проходит большая часть процесса обучения. Сегодня возможно поступление по таким направлениям:
- Архитектура;
- Искусство в контексте (английская программа);
- Рисунок;
- Фигурная скульптура и медаль;
- Реставрация живописи и полихромных статуй;
- Реставрация скульптуры.
Студенты университетов, имеющие степень бакалавра, также могут поступить в магистратуру Пражской Академии изобразительных искусств и обучаться 3 года по следующим направлениям:
- Архитектурное творчество
- Свободное искусство.
В рамках Свободного творчества обучение проходит в ателье:
- Ateliér malířství I / Škola Roberta Šalandy (MAL1)
- Ateliér malířství II / Škola Vladimíra Skrepla (MAL2)
- Ateliér malířství III / Škola Michaela Rittsteina (MAL3)
- Ateliér malířství IV / Škola Martina Mainera (MAL4)
- Ateliér sochařství I / Škola Lukáše Rittsteina (SOCH1)
- Ateliér sochařství II / Škola Tomáše Hlaviny (SOCH2)
- Ateliér figurálního sochařství a medaile / Škola Vojtěcha Míči (SOCHF)
- Ateliér grafiky I / Škola Dalibora Smutného (GRA1)
- Ateliér grafiky II / Škola Vladimíra Kokolii (GRA2)
- Ateliér kresby / Škola Jiřího Petrboka (KRES)
- Ateliér intermediální tvorby I / Škola Mileny Dopitové (INTM1)
- Ateliér intermediální tvorby II / Škola Dušana Zahoranského a Pavly Scerankové (INTM2)
- Ateliér intermediální tvorby III / Škola Tomáše Vaňka (INTM3)
- Ateliér nových médií I / Škola Tomáše Svobody (NOV1)
- Ateliér nových médií II / Škola Anny Daučíkové (NOV2).
- история и теория искусства;
- готическое искусство;
- эстетика;
- анатомия;
- химия;
- философия;
- графические методы и технологии;
- морфология городов и архитектуры;
- восстановление металлов в контексте исторических ремесел;
- теория средств массовой информации и искусства;
- основы христианской иконографии.
Неудивительно, что с такой программой Академия изобразительных искусств в Праге открыла собственное издательство, где свои теоретические и практические работы могут публиковать как преподаватели, так и талантливые студенты, еще в годы обучения, формируя профессиональное портфолио.
- роскошно оборудованные графические мастерские;
- студия живописи Роберта Шаланди;
- студия живописи Мартина Майнера;
- студия рисования, школа Йиржи Петрбока;
- студия графических искусств Далибора Грустного;
- студия графики Владимира Коколии;
- скульптурная мастерская Луки Ритштейна;
- скульптурная мастерская Томаса Хлавини;
- студия живописи Владимира Скрепла;
- студия живописи Михаила Ритштейна;
- ателье фигурной скульптуры и медали Войтеха Мячу;
- ателье интермедиа Милены Допитове;
- мастерская новых медиа Томаша Свободы
- мастерская инновационных медиа Анны Даучкове;
- мастерская реставрации шедевров живописного искусства и полихромной скульптуры Адама Низшими;
- мастерская реставрации произведений искусства скульптуры Петра Сьегла;
- студия архитектурного творчества Эмиля Прикрыла.
Как видите, без возможности реализоваться в искусстве любого направления студенты не останутся. Более того, при должном старании есть возможность получить выгодное предложение о работе еще до получения диплома.
Дизайнеры могут стать архитекторами, но не наоборот
— Многие считают, что между профессиями архитектора и дизайнера интерьеров есть некая вражда. Что думаете об этом?
— Это типичное для России мнение. В Британии, где находится наша вторая компания, есть три отдельные профессии: архитектор, дизайнер и декоратор. В большинстве британских архитектурных бюро даже нет дизайн-отдела — там просто никому не придёт в голову обратиться к архитектору с запросом на дизайн. Россиян это шокирует.
Первые 7–8 лет своей работы я совмещал обе эти профессии — и очень гордился этим. Но когда заказов стало слишком много, я постепенно отпускал вопросы дизайна. Потом я привык, что я архитектор, и это здорово, что сейчас я не занимаюсь цветосочетанием тканей и подушек со шторами, коврами и обоями.
Когда клиентов интересует моё мнение на любой стадии создания интерьера, я с радостью им делюсь. Но в обсуждении дизайна и материалов я стал рассуждать с позиции клиента. Я смотрю на интерьер как на картину — близко мне вкусовое сочетание или нет. И я не придумываю, как это можно было бы сделать по-другому, не оцениваю профессионально. Это задача Анны с коллегами.
— То есть дело в недостаточном разграничении обязанностей архитектора и дизайнера?
— Вражда возникает исключительно потому, что у людей либо плохо с коммуникацией, либо есть неопределённости в амбициях. Иногда к нам на собеседования приходят люди, которые не знают, в каком отделе хотят работать — архитектуры или дизайна. А у меня так выстроен бизнес-процесс, что всё чётко: если ты идёшь в архитектуру, ты точно никогда не будешь дизайнером, и наоборот. В момент выбора человек должен остановить внутреннюю борьбу и решить, что он, например, теперь чертит шкафы и продумывает пространства, а не выбирает подушки с коврами.
— Про сотрудников. Что вас удивляет в специалистах, которые приходят к вам на собеседования, но не проходят отбор? Каких знаний и навыков им не хватает?
— Меня порой удивляет отсутствие хотя бы базового уровня подготовки. То ли это общий образовательный базис проваливается, то ли ещё что-то… Даже выпускники МАРХИ — я не говорю уже про другие вузы — не знают, как устроен классический карниз. В результате люди не в состоянии спроектировать элементарную дверь. Это просто катастрофа, потому что любой интерьер состоит из деталей — нельзя сделать красивое сочетание материалов и цветов и при этом кривую дверь не той толщины.
Команда архитектурного бюро Олега Клодта
— В других интервью вы говорили, что в МАРХИ вас не учили тому, что умеете сейчас…
— В моё время дизайну интерьеров точно не учили. Нам не преподавали детализацию, но готовили ко всему, с чем только можно столкнуться, — мы проектировали музеи, здания малой, средней и высотной этажности, даже посёлки. Каждый такой проект занимал по полгода — и так проходило всё обучение. Но, выходя из МАРХИ, люди не понимают, что такое планировка, не понимают, что интерьер — это та штуковина, которую надо прожить.
У тебя должно быть объёмное видение, которое в вузах не развивают. Оно необходимо, чтобы делать вещи одновременно удобные и красивые. Как говорил Витрувий: «Архитектура — это польза, прочность и красота». В интерьере прочность можно отбросить, а польза и красота — вещи абсолютно неразрывные. И ты должен проектировать интерьер и каждую деталь, имея это в виду. Вот этому пониманию нас не учили совсем.
— Получается, это видение можно развить только через опыт?
— Да, именно так. К сожалению, у многих людей представление об интерьере, что это просто, как покрасить стены в красивые цвета. Это ужасно. Быть интерьерщиком намного сложнее, чем архитектором. В архитектуре масштаб происходящего настолько более крупный, что там не требуется такого знания материалов и глобального понимания очень разных вещей. Недаром очень многие интерьерщики становятся хорошими архитекторами, но не наоборот. Есть уникумы вроде Фрэнка Ллойда Райта или Ренни Макинтоша, но их потому все и изучают, что они уникальны. Это люди, которые проектируют здания, имея в виду интерьеры. Большинство архитекторов про интерьер даже не думают. Мы часто с этим сталкиваемся в работе с девелоперскими проектами. Когда даже в самых лучших бюро не могут нарисовать планировку — это абсурд.
— Говоря в одном интервью о будущем российского дизайна, вы сказали, что оно зависит от качества образования студентов. Тогда вы оговорились, что идти в преподавание не планируете. Что изменилось сейчас?
Делегирование vs сбрасывание с себя ответственности
— «Бизнес-курс для дизайнеров интерьера», на котором вы преподаёте, в первую очередь посвящён юридическим, финансовым и бюрократическим аспектам
Насколько это важно для дизайнеров?. — Я отвечу смешно: да, эти аспекты нужно знать, но я не знаю
Мне всегда везло — у меня есть люди, которые выполняют эти задачи за меня. Тем не менее это такой скилл, который необходим, если человек планирует более-менее серьёзную деятельность — не на уровне небольших частных квартир в рамках крошечных бюро, а на более высоком
— Я отвечу смешно: да, эти аспекты нужно знать, но я не знаю. Мне всегда везло — у меня есть люди, которые выполняют эти задачи за меня. Тем не менее это такой скилл, который необходим, если человек планирует более-менее серьёзную деятельность — не на уровне небольших частных квартир в рамках крошечных бюро, а на более высоком.
— В курсе есть блок «Управление и менеджмент дизайн-студии», который обещает научить делегировать задачи. Вам самому сложно было научиться это делать? Я знаю, что вы до сих пор погружаетесь в каждый проект.
— Изначально было сложно. Мне пришлось серьёзно перестраивать себя. Но это происходило органично — в какой-то момент я ощутил, что меня разрывает количество работы, я теряю личную жизнь и начинаю сходить с ума. Сначала я вынужденно отпускал какие-то задачи, а сейчас делаю это уже с удовольствием.
Главное — чувствовать грань между делегированием и банальным сбрасыванием с себя ответственности. Когда ты делегируешь, ты продолжаешь быть в курсе ситуации, помнить о ней и контролировать её. Другое дело, когда ты пускаешь всё на самотёк. Я иногда так делаю, и это всегда плохо заканчивается. Всё равно потом приходится всё за всеми переделывать.
Анна Агапова за работой
— Вы упоминали, что стараетесь ничего не планировать. Но всё-таки, есть ли у вас какие-то мечты?
— Я в этом смысле счастливый человек. С одной стороны, у меня абсолютно безграничный арсенал желаний, с другой — я не могу сказать, что сильно от них завишу и переживаю, что какое-то из них не сбудется.
В последнее время у нас потрясающе развивается английский бизнес. До конца года мы надеемся иметь коллекции с лучшими парижскими домами. Для французов вообще нонсенс приглашать кого-то извне, поэтому то, что уже несколько домов согласились взять наши предметы в свои линейки, просто удивительно. На предметы дизайна у меня большие надежды — честь и хвала Анне, которая движет этими процессами из Лондона. Также у нас появился клиент с колоссальными запросами в плане архитектуры — мы уже активно занимаемся экстерьерами зданий и надеемся сделать целый посёлок. Ну, а дальше — отели, небоскрёбы, whatever. Я рад развиваться в любом направлении.
— В чём вообще миссия дизайна? И получилось ли у вас воплотить её в своих проектах, или такой проект ещё впереди?
— Миссия дизайна — создать атмосферу, гармоничное пространство для людей, где у них запустятся внутренние процессы, которые приведут к положительным состояниям и энергетике.
GoStudy
Среди программ учебного центра GoStudy можно найти «Поступление в творческие вузы». Учеба на курсах стартует 1 июля, поскольку вступительные экзамены на творческие специальности проходят зимой, а не весной, как на технические, гуманитарные или медицинские направления. В пакет программы входит:
- 870 часов чешского в год;
- усиленная подготовка к сертифицированным экзаменам, что позволяет освоить чешский язык до уровня В1 к октябрю;
- изучение лексики на основе истории искусств;
- 100 часов творческой подготовки;
- посещение выставок и музеев.
Обучение на курсах начинается с консультаций, где кураторы помогают студентам выбрать подходящий университет. Они предоставляют всю информацию об условиях поступления, сроках подачи заявлений, требованиях при обучении и перспективах после выпуска.
«Изюминка» программы — творческая подготовка. При поступлении на большинство специальностей абитуриенту требуется портфолио. На курсах GoStudy ребятам помогают его составить в соответствии с требованиями конкретного университета.
Также в программу входит подготовка к творческим испытаниям. Студентов разделяют на группы, исходя из выбранного направления и вуза. После этого начинается регулярная работа в ателье с преподавателем. На занятиях ученики могут получить дополнительную консультацию насчет портфолио и список литературы для подготовки к вступительному собеседованию.
На курсах подготовки от GoStudy студенты попадают в группы к профессиональным преподавателям. Под их руководством десятки учеников поступили на творческие специальности.
Кроме художественной подготовки студентов ждет курс лекций по чешской истории искусств. Обязательная часть — посещение выставок и музеев. На собеседовании при поступлении педагоги проверяют, в какой мере абитуриент знаком с чешской живописью, скульптурой и архитектурой.
Стоимость программы «Поступление в творческие вузы» — 6 038 евро.
7. Факультет искусства и архитектуры и Факультет текстиля Технического университета в Либереце TUL сайт: www.fua.tul.cz и www.ft.tul.cz
Факультет искусства и архитектуры Технического университета в Либереце видит своей главной задачей развитие у студентов творческого и концептуального мышления. Учеба построена на дискуссиях студентов с преподавателями и совместном поиске новых решений в архитектуре и искусстве.
На Факультете искусства и архитектуры можно учиться по направлениям:
- Дизайн среды
- Изобразительное искусство
- Визуальная коммуникация
- Архитектура
При обучении одинаково важную роль играют творческая, гуманитарная и техническая составляющие. Большое значение придается обучению студентов английскому языку. У каждого студента есть свое место для творчества в общем большом ателье факультета. Факультет также располагает оборудованными мастерскими, в частности 3D мастерской и фотоателье.
В Либереце, кроме того, находится факультет текстиля, где можно изучать технологии текстиля, маркетинг и дизайн одежды. Факультет считается престижным, прежде всего благодаря серьезной научно-исследовательской работе. Недавно здесь была разработана новая технология производства нановолокна
Для студентов немаловажно и то, что факультет активно сотрудничает с промышленными предприятиями
На факультет искусства и архитектуры заявления подаются до 30 ноября, на факультет текстиля – до 28 февраля.
Факультет изобразительных искусств Технического университета в Брно – FaVU VUT сайт: www.ffa.vutbr.cz
Художественное образование в Техническом университете Брно имеет давние традиции. Первое отделение графического рисунка в VUT было открыто в 1899 году. VUT – единственный чешский вуз, тесно связавший изобразительный факультет с факультетами технической направленности.
В VUT преподаются дисциплины, которые посредством применения самых современных технологий связывают искусство с техникой. Например, ателье скульптуры располагает студией 3D с технологиями FDM (Fused Deposition Modeling), 3D optical digitizing и 3D scanner ATOS I.
Специальности факультета:
- Скульптура
- Графический дизайн
- Промышленный дизайн
- Видео, мультимедиа, перформанс
- Концептуальные тенденции
- Живопись
- Графика
Заявления подаются с 22 сентября по 23 ноября. Домашние работы сдаются в январе. Экзамены проходят в феврале. Это 4 практических задания, которые абитуриент выполняет в течение 2 дней. Абитуриенты также пишут тест, проверяющий знание истории искусства и общий уровень культуры.
Заказчик — тоже профессия
— Какой тип заказчика вам ближе: тот, кто активно вовлекается в процесс и контролирует его, или тот, кто полностью полагается на дизайнера?
— Есть более важные вещи — например, умение доверять и слышать. Заказчик ведь в определённом смысле тоже профессия. Никто не приходит к доктору и не учит его, как делать операцию. Человек выбирает своего врача и решает ему доверять. Если он начнёт метаться от доктора к доктору, его проблема не разрешится или даже ухудшится.
Я за то, чтобы клиент участвовал в процессе, но при этом он должен знать, чего хочет, и избегать ложной самоуверенности. Люди, которые уже построили несколько объектов, делятся на две категории: те, кто понял, что это за труд, и помогают тебе в этом, и те, кто считает, что раз уже имеет опыт, то лучше тебя всё знает. Приходится с ними бороться — и это плохо. Но нам всё равно больше нравится работать с заинтересованными людьми, которые болеют душой за результат. В противном случае получаются очень правильные гостиничные интерьеры. В них нет души, не видишь и людей, которые будут там жить.
— У вас есть стратегии общения с заказчиками, которые не знают, чего хотят, и поэтому затягивают процесс?
— Зависит исключительно от терпения. Сначала мы терпим, терпим, терпим, а потом движемся либо в одну, либо в другую сторону. Или человек смягчается и начинает доверять нам, или мы понимаем, что человека не побороть, и расстаёмся с ним. Слава богу, это происходит очень редко. Но раз в два года случается.
— А насколько финальный результат зависит именно от вас как команды?
— Я считаю, он должен зависеть на 70% от нас и на 30% — от заказчика. Заказчику всё-таки нужно задать органичный и гармоничный вектор, который мы уже сможем верно применить и развить.
— У вас были случаи, когда приходилось идти на экстренные меры, чтобы успеть сдать проект в срок?
— Срывы дедлайнов у нас случаются всё время, потому что почти всегда к нам приходят люди с запросами на такие сроки проектирования и реализации, которые вообще не соответствуют реальности. Мне часто приходится лукавить относительно реальных сроков проектирования. Очень много заказчиков думают, что проект будет длиться три месяца, и считают, что это очень долго. С такими людьми я заключаю контракты на полгода, а проектирую почти год.
— Почему?
— Клиенты часто не понимают, как можно проектировать так долго. Люди сами годами выбирают квартиру и долго размышляют над её интерьером, но если они уже решились на что-то — им нужно это срочно. Хотя это неправильно. В США небоскрёб проектируется два года, а строится — год. В России всё наоборот. Люди не знают, что стройку надо начинать тогда, когда всё продумано до последнего болта. Не говоря уже о том, что в работе с частными интерьерами постоянно всплывают разные обстоятельства — в семье появился ещё один ребёнок или заказчику пришли в голову новые идеи.
При этом люди не осознают, что всё уже продумано и заказано. Их идея является в мир за доли секунды, а исправлять интерьер приходится очень долго. Поэтому дедлайны откладываются часто, но мы стараемся не срывать их на этапе дизайн-проекта. Тут желательно всё делать в срок, а дальше уже можно ковыряться и менять что-то, но это всегда происходит уже в рамках общего процесса сотворчества с клиентом.
Перечень документов для поступления — Академия изобразительных искусств в Праге
Обязательно: сертификат на знание чешского языка на уровне B1.
Повысить уровень чешского языка можно на подготовительных курсах.
Школьникам 11-го класса (аттестат не получен)
- Справка из школы
- Табель за 8, 10 и половину 11 класса (желательно предоставить табель, альтернативно можно предоставить справку с выпиской предметов и оценок), свидетельство об окончании 9 класса
- Грамоты, сертификаты, полученные за 10 и 11 класс
- Автобиография
- Туристический паспорт абитуриента
- Национальный паспорт /карточка абитуриента
- Справка о прописке
- ИНН
Абитуриентам, окончившим школу (аттестат получен) и студентам колледжей
- Аттестат
- Приложение к аттестату
- Грамоты, сертификаты, полученные за 10 и 11 класс
- Автобиография
- Туристический паспорт абитуриента
- Национальный паспорт /карточка абитуриента
- Справка о прописке
- ИНН
Студентам ВУЗа (диплом бакалавра еще не получен)
- Справка из деканата с указанием периода обучения
- Грамоты, сертификаты, полученные во время обучения в ВУЗе
- Автобиография
- Туристический паспорт абитуриента
- Национальный паспорт /карточка абитуриента
- Справка о прописке
- ИНН
Студентам окончившим ВУЗ (диплом бакалавра получен)
- Диплом
- Приложение к диплому
- Грамоты, сертификаты, полученные во время обучения в ВУЗе
- Автобиография
- Туристический паспорт абитуриента
- Национальный паспорт /карточка абитуриента
- Справка о прописке
- ИНН
Внимание!
Перечень документов может меняться, детальную информацию уточняйте у наших сотрудников.
Теги:
Категории:
ВУЗы Чехии
«Мне посчастливилось застать в Строгановке старую гвардию прекрасных преподавателей и профессоров. Мы изобретали светильники, придумывали формы чайников, проектировали интерьеры…»
А в каких учебных заведениях в России лучше всего готовят дизайнеров интерьеров?
Мне сложно говорить про Россию в целом. Несомненно, Строгановка по-прежнему остается одним из ведущих вузов в этом направлении. Могу также посоветовать Школу дизайна «Детали», которая практикует западную схему обучения, очень похожую на британскую систему.
Вы помните свой первый проект?
Да, это был увлекательный и необычный заказ. Меня попросили оформить трехуровневый бассейн в загородном доме. Его нужно было сделать в виде корабля. Мозаика на дне бассейна имитировала морское дно. Стены были зашиты деревом — как на галеонах XVIII века… (улыбается) Очень творческий заказ.
Советы профессионала
Назовите, пожалуйста, самые распространенные ошибки, которые допускают люди, самостоятельно оформляющие свое жилище.
При самостоятельном оформлении часто забывают сделать освещение разноплановым. Нужно иметь возможность играть с источниками света. Например, к вам приходят гости, и вы зажигаете яркий верхний свет, чтобы создать торжественную атмосферу. А в другой вечер хочется расслабиться в приглушенном свете настольных ламп и напольных светильников.
Можно ли говорить об актуальном интерьере? Есть сейчас какие-то тенденции в оформлении жилого пространства? Вообще, существует ли такое понятие, как «актуальный интерьер»?
Такое понятие, конечно, существует. Но… Я не люблю тенденции в интерьере. Я могу следовать модным тенденциям в дизайне одежды, но не в дизайне интерьера. Думаю, тенденции создают для того, чтобы продавать. Интерьеры должны быть безвременными и смотреться актуально даже по прошествии многих лет.
«Как художник смешивает краски на палитре, дизайнер смешивает в пространстве материалы, формы, цвета и получает уникальную композицию»
Из каких составляющих, на ваш взгляд, складывается изысканный интерьер?
В каждом интерьере должны быть детали, которые делают его неповторимым. Изысканным пространство становится благодаря особому сочетанию форм, предметов, фактур. Одни и те же вещи можно скомбинировать по-разному: обыденно или необыкновенно. Прекрасно, если есть возможность использовать в декоре антикварную вещь, старинную ткань, вышивку или ковер — это сразу придаст интерьеру утонченность. Правильно подобранная картина или скульптура способна абсолютно изменить пространство.
Здесь можно выбрать стильную дизайнерскую мебель для вашего интерьера.
Поговорим о цветовой гамме. В своих проектах GuliaGaleevaDesign обычно придерживается тонких цветовых сочетаний. С чем связан такой выбор?
Мне нравятся насыщенные, темные цвета в сочетании с оттенками серого, они обладают способностью все объединять. Недавно был проект (публикация в Elle Decoration, март 2016 — прим. Soul sisters), где заказчики попросили сделать интерьер в яркой цветовой гамме — никакого серого. И это тоже было очень интересно.
А как вы относитесь к белому цвету в интерьере?
Прекрасно! Но в нашем климате белый цвет из-за недостаточного количества солнца становится серым, холодным. Белый можно использовать, но нужно подобрать правильный оттенок. В английском языке есть такое понятие «off-white» — это значит не чисто белый цвет, а с легкими оттенками серого, бежевого и так далее… Таких оттенков существует огромное количество. Если добавить к такому белому цветовые акценты в предметах и тканях, то интерьер заиграет и оживет.