Понятие о красоте в древней греции

Стильные образы

Образ гречанки можно примерить на выпускной, тематическую вечеринку или торжественный вечер, посвященный этой стране:

Платье в греческом стиле с ассиметричным рукавом и сборкой на бедрах. На ногах характерные для греческого стиля сандалии на шнуровке, на руках – массивные витые браслеты.

Белое повседневное платье со сборкой и напуском под грудью и с отделкой на горловине и манжетах. Дополнено гладиаторскими сандалиями и современной сумкой.

Вечернее платье в греческом стиле с завышенной талией, атласным поясом и сборками на груди и подоле.

Древние греки подарили миру драпировку, плиссировку и свои традиционные наряды. Ониакутальны и сегодня, поэтому каждая девушка может примерить на себя подобный образ, подобрав наряд, украшения, обувь и прическу.

Аксессуары

Танагрская статуэтка, изображающая женщину со шляпкой-зонтиком на голове и веером Уже в древности грекам были известны перчатки — о них упоминается в «Одиссее» (VIII в.до н.э.). Они делались из кожи или грубой ткани и служили для защиты рук при тяжёлых и грязных работах (в свинарнике, на винограднике и пр.). Имеются сведения о том, что перчатки надевали и во время еды, поскольку вилок ещё не было, и твёрдую пищу ели руками.

В жаркие дни женщины обмахивались листовидными опахалами на деревянных или костяных ручках. С IV в.до н.э., после походов Александра Македонского, когда в Грецию впервые были завезены павлины, вошли в моду и очень ценились веера из их перьев. С этого же времени вошли в употребление зонты. Существовали специальные устройства для раскрывания зонта и поддержания его раскрытым, но употреблялись и простые жёсткие зонты с деревянной палкой вместо ручки. Рукоятку часто делали удлинённой и изогнутой, чтобы идущая сзади рабыня могла нести зонт, защищая свою госпожу от палящего солнца. Зонты считались вещью чисто женского обихода; если юноша, следуя моде, выходил с зонтом, это воспринималось как неприличная изнеженность.

Тату, украшения и перья в индейских племенах

7000 г. до н. э. — 1521 гг. н. э. 

Девушка чероки / Public Domain

До колонизации Америки её населяли племена, которые изначально обитали на территории Азии. Это были тольтеки, ацтеки, майя, сапотеки, ирокезы, индейцы навахо, апачи и другие племена. У каждого из них были свои культурные традиции и стандарты красоты. Индейские народы носили национальные костюмы, любили украшения, у женщин многих племён была своя особая, гордая манера держаться. 

У майя косоглазие было признаком красоты, а детям в младенчестве прокалывали мочки ушей, нос и губы, чтобы впоследствии они могли носить украшения.  Также майя носили на лице и верхней части тела (кроме груди) геометрические тату, подтачивали зубы и сверлили в них дыры, а затем вставляли туда драгоценные камни. Это зафиксировано у Диего де Ланда, жившего в XVI веке и написавшего книгу о культуре майя.

Вообще в разных племенах были разные стандарты красоты. У ацтеков считалась красивой светлая кожа, и ей придавали нужный оттенок с помощью жёлтой глины, косметикой местные женщины не пользовались. 

А у женщин инков особенно привлекательными считались полные бёдра и икры. Также они носили длинные волосы и заплетали их в две косы или множество косичек. Ещё инки особенно ценили чистоплотность. 

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

Современные аналоги в греческом стиле

Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:

  • Драпировки, многослойность;
  • Асимметрия (открытое плечо, асимметричный подол);
  • Прямой свободный силуэт;
  • Натуральные ткани (лен, хлопок, шифон, шелк);
  • Завышенная линия талии.

Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.

Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.

Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.

Женский костюм

Костюмы гречанок северных и восточных областей имели много общего с костюмами жительниц Болгарии, с которой Греция соседствует на севере. Здесь также носили сукман — платье-сарафан из черного или синего сукна, который делали короче белой рубахи, чтобы показать широкую вышитую кайму на ее подоле. Сверху надевали курточку с длинными рукавами и нарядный фартук фотан — обязательную часть женского костюма в любой области Греции. Аналогом болгарской сайи было и распашное безрукавное пальто сайяс. Женщины Фессалии (в центре Греции) носили рубаху с черной вышивкой; белый сайяс; красные, расшитые золотом жилет и фартук, оригинальные нарукавные повязки-ленты из бархата. Костюм фессалийской невесты — карагоуна дополняли многочисленные монеты, висящие на серебряных цепочках.

Жительницы центральных областей носили длинные шелковые юбки нежных оттенков и большие фартуки. В Афинах поверх рубахи с широкими рукавами надевали белую длинную безрукавку, обшитую черным кантом. Вместе с красным бархатным фартуком подобный костюм женщин Фокиды назывался «дефина». Женщины с острова Хиос в Эгейском море у побережья Турции завязывали передник на античный манер — выше талии. Традиционным видом одежды гречанок были узкие жакеты. Они могли иметь длинные или короткие рукава и баску.

С 1830-х гг. распространился короткий жакет из черного бархата, расшитый золотом. Вместе с длинной юбкой он составлял костюмный комплекс амалия (названный в честь греческой королевы). На Крите носили белое короткое платье-рубаху, белый фотан, широкий пояс и ожерелье из золотых монет. Шаровары (тоже белые) были обязательным элементом женского костюма не только Крита, но и всех южных островов Греции.

Греческий крестьянин и женщина из Афин в праздничных костюмах первой половины XIX в.

Головные уборы. Нарядные шапочки митра с мягким верхом и твердым ободком обшивали монетками, а сверху накидывали мандили — платки, которые носили самыми разнообразными способами. Костюм карагоуна венчал черный платок повязанный наподобие тюрбана, с монетками, свисающими на лоб, Традиционным убором был и красный колпак — кальпаки с длинной черной шелковой кисточкой. На острове Миконос носили красную шапку из бархата. На Крите платок обшивали по краю золотыми кистями — символами слез, пролитых по утерянной Византии.

Особенности

Цвета и оттенки

Основной цвет традиционных греческих нарядов – белый. Украшения, как правило, выполнялись из золота. Добавляли в наряды яркости цветной вышивкой. Также частью многих более поздних костюмов являются темные жилеты и яркие пояса преимущественно красного цвета.

Ткани и крой

С тканями все немного сложнее. Ведь, несмотря на то, что Грецию можно назвать страной с жарким климатом, многие элементы национального костюма выполняются из достаточно теплых материалов, например, войлока или шерсти.

Впрочем, платья гречанок наоборот создавались из тонких воздушных тканей, способных задрапировать фигуру, создав по-настоящему божественный силуэт.

Фасоны греческих платьев предельно просты. Они подчеркивают плавные линии женского тела, не акцентируя при этом внимания на недостатках фигуры.

Также греческим традиционным нарядам присуща асимметрия. Такой подход выделяет греческие платья среди других национальных костюмов.

Украшения

Женщины, которые могли себе это позволить, всегда носили много ювелирных украшений. Часто они заключали в себе религиозные и мифологические сюжеты, например, были популярны серьги и подвески в виде купидонов и других существ. Особенно отличались металлические витые браслеты, которые могли занимать все предплечье и сочетать в себе целые миниатюры, изображения растений, животных и богов. Мужчины носили только массивные перстни-печатки, почетные государственные деятели по праздникам надевали золотые лавровые венки, а вот мужчинам Спарты запрещалось носить любые ювелирные украшения и уподобляться слабому полу.

Немного истории

Изначально национальные греческие наряды были очень простыми, но в то же время изящными. В античные времена одежда была функциональной и удобной. Даже костюм греческой богини и бога в описаниях и на гравюрах не отличается особой роскошью – простое белое одеяние с небольшим количеством украшений.

В те времена традиционный женский наряд представлял собой элегантную тунику, а облачение воина – короткую удобную юбку. Горожане носили хитоны – наряды свободного кроя, напоминающие широкую рубашку с поясом. Дополняли все это сандалиями. Знать, как и везде, выделялась на фоне остальных сословий наличием дорогих украшений и богато расшитыми одеяниями.

Особенностью античного греческого костюма является отсутствие головного убора. Единственное исключение – украшения из цветов, которыми девушки декорировали свои прически. Еще один интересный момент – в древнегреческом обществе девушки до замужества носили приталенные наряды, сменяя их после замужества на платья с завышенной талией.

Переход Греции к христианству повлиял не только на религиозную жизнь населения, но и на местную моду. Наряды греков стали закрытыми, в обиход вошли головные уборы. Но нужно заметить, что национальный греческий костюм в современном виде пришел именно из этих времен. При этом он представлен в нескольких разновидностях

9. Косметика и парфюмерия

«Косметика» в представлении древних греков была настоящей наукой, отраслью медицины и преследовала цель сохранения естественной красоты человека.

Забота о красоте начиналась, разумеется, с личной гигиены. Если в суровом быту спартанцев уход за телом ограничивался купанием в реке, то в других древнегреческих полисах купание сочетали с посещением бани (особенно после работы или гимнастических упражнений). В Афинах частные и государственные публичные бани и купальни появились в V—IV вв.до н. э. В них имелись мужские и женские отделения, где можно было принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты. Специальные банные служители за особую плату не только мыли клиентов, но и делали им массаж, натирали их тела ароматическими эссенциями с запахами ириса и майорана. Распространено было также купание под струящейся водой (обливание, душ).

Во время пиров в знак гостеприимства приглашённым омывали ноги и дарили венки из цветов, притирания на основе розы, левкоевое масло. Определённым образом подобранные букеты ставили в вазы, чтобы их благоухание помогало избежать опьянения.

Производство духов в Афинах было поставлено на широкую ногу. Для их изготовления использовали как местное сырьё (розы, нарциссы, шафран, дубовый мох и др.), так и привозное — кардамон, корицу, мускатный орех, алоэ. Из Африки и Юго-Восточной Азии ввозили нард, пальмарозу и имбирь, из Китая — камфору, из Индии — перец и сандаловое дерево. Начиная с IV в.до н. э., вошли в употребление ароматические вещества животного происхождения (бобровая струя, мускус, цибетин, амбра), ранее считавшиеся «нечистыми».

Как повсеместно в жарких странах, кожу натирали ароматическими маслами. Мужчины держали их в круглых сосудиках — арибаллах, а женщины — в изящных керамических флакончиках — лекифах самых разных форм и видов. Особенно много употребляли атлеты во время соревнований: слой душистого масла не только смягчал кожу, но и затруднял сопернику захват во время борьбы (правда, потом его приходилось счищать специальным скребком — стригилем).

От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо (то, что в наши дни принято называть макияжем). Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. Афинянки, напротив, очень увлекались макияжем — покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой, а для придания им блеска смазывали яичным белком и камедью. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

Головные уборы

Головные уборы в Древней Греции не получили широкого распространения, покрывать голову при выходе из дома было необязательно, но на работе под открытым небом, на прогулках и охотах люди все равно часто их использовали. Крестьяне защищались от палящего солнца пилосом — маленькой шляпой без полей. Женщины надевали фолии — небольшие соломенные шляпки, крепившиеся на обруче, который девушка надевала на голову. Они были очень похожи на маленькие зонтики над головой. В большинстве случаев, если женщина хотела прикрыть голову, она набрасывала на нее шарф или край гиматия так, что получалось подобие капюшона.

Отличительные черты греческого стиля одежды

Несмотря на новомодные веяния, модельеры отдают дань традициям прошедшей эпохи и берут ее за основу при оформлении наряда. Для греческого стиля одежды характерны особенности:

Высокая линия талии, привлекающая внимание к груди
Многочисленные драпировки и плиссировки, позволяющие выгодно оформить линии женского тела
Легкие и воздушные материалы – натуральный лен, шелк, шифон
Наличие асимметрии. Ее можно распознать по пройме на одном плече, которую еще называют «греческая бретелька»

Разные формы характерны и для подола изделий
Простой свободный силуэт, маскирующий недостатки фигуры
Бижутерия, в блеске и красоте не менее эффектная, чем чистое золото
Длина подола в пол
Монохромная гамма при оформлении нарядов. Как правило, используются нежные оттенки желтого, бежевого, голубого и белых цветов.

Обувь

Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы

— сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви —крепиды . Они тоже держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги (персикаи ), а также высокие кожаные или войлочные сапоги —эндромиды , закрывавшие ногу сзади, а спереди стянутые сложной шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми.

Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной. Её окрашивали в яркие цвета (жёлтый, красный и т. п.), иногда даже серебрили или покрывали позолотой. Общее число разновидностей женской обуви, по подсчётам исследователей, изучавших древнегреческую скульптуру, доходило до 94-х.

5. Обувь

Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы — сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви — крепиды. Они тоже держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги (персикаи), а также высокие кожаные или войлочные сапоги — эндромиды, закрывавшие ногу сзади, а спереди стянутые сложной шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми.

Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной. Её окрашивали в яркие цвета (жёлтый, красный и т. п.), иногда даже серебрили или покрывали позолотой. Общее число разновидностей женской обуви, по подсчётам исследователей, изучавших древнегреческую скульптуру, доходило до 94-х.

Рациональное мышление о красоте

Наши заключения о том, как связаны красота и внутреннее содержание, часто подвержены ошибкам мышления. Эффект ореола, или, как его еще называют, гало-эффект, — это проявление аффективной эвристики, когнитивное искажение, благодаря которому общее впечатление об объекте распространяется на восприятие его частных особенностей.

В случае с внешностью человека эффект ореола называется стереотипом физической привлекательности. Внешняя привлекательность будто рассеивается облаком вокруг человека, затрагивая различные проявления и сферы жизни.

Исследовательницы Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфилд с американскими учителями, показывая им фотографии детей для оценки предполагаемых способностей. Выяснилось, что более симпатичного ребенка чаще считают успешным в учебе. Согласно исследованию Карен Дион, к детям, чья внешность считается менее привлекательной, проявляют меньше доброты и такта.

Корейская k-pop-группа BTS

Школой сегрегация по внешности не ограничивается. На работу чаще берут кандидатов с конвенциально привлекательной внешностью (хотя открыто HR-специалисты и руководители утверждают обратное), и зарплата у таких людей выше

Специалист по ИИ и популяризатор науки Элиезер Юдковский обращает внимание на исследования, свидетельствующие, что привлекательные люди чаще получают помощь в сложных ситуациях и имеют преимущества во время судебных процессов, вдвое чаще получая более легкие наказания

Таким образом, из-за когнитивных искажений, связанных с внешностью других людей, мы можем неверно оценить ситуацию. Например, согласиться на невыгодные условия сделки с красивым менеджером, довериться симпатичному шарлатану или поверить, что у привлекательного партнера точно не может быть ЗППП, и халатно отнестись к предохранению.

Мы часто полагаем, что красивые люди обладают желательными для нас качествами. Причем они зависят от доминирующей культуры. Например, в коллективистской Корее с внешней привлекательностью связывают порядочность и альтруизм, потому что именно они ценятся в обществе. Тогда как на Западе с привлекательностью будут соотносить, скорее, талант и личную успешность.

***

Современное искусство пересмотрело художественное понятие красоты, предлагая вовсе бросить его с корабля современности. Что-то подобное происходит сегодня и с представлениями о телесной красоте: в моду входят модели с нестандартной внешностью, актрисы в возрасте нарушают устоявшиеся представления о том, что красота обязательно равна молодости, а кто-то предлагает сместить с внешности фокус внимания (взять, например, ).

Тем не менее нельзя отрицать, что понятие красоты пронизывает всю человеческую культуру. А главное, из-за древнего калокагатийного понимания ее как «добродетели» красота никогда не была «просто красотой». Это понятие всегда существовало в тесной спайке с чем-то большим.

Обувь

В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.

Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.

Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас

Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле

Эстетический идеал красоты

Впервые в
истории человечества в основе эстетическoгo идеала красоты человека лежит
гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый
умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической
красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много
внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.

Идеал
атлета-гражданина воплощен греческим художником Поликлетом в бронзовой статуе
«Дорифор» («Копьеносец»). Скульптор написал теоретический трактат «Канон», в
котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой
фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека, где голова
составляет одну седьмую ее часть.

Несмотря на
ограниченные права женщины в греческом обществе, женские образы в искусстве также
отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова,
например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской.
Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка,
невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие
выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.

По окраске
древнегреческих статуй и описаниям героев литературных произведений можно
судить о том, что древние греки предпочитали светлый колорит— златокудрые
волосы, голубые глаза, светлую кожу.

Что нового предлагают современные дизайнеры в традиционном античном наряде?

Нынешние модельеры сделали греческий образ более интересным, но не менее оригинальным. Традиционные греческие наряды украсили новые детали, элементы симметрии и яркие цветовые гаммы. Платья больше не шьют только из натурального льна и шелка, но и из ситца, сатина, атласа, искусственного шелка и многих других материалов.

Изменения коснулись и фасонов платьев и туник. Нередки модели, имеющие длинные рукава, глубокие вырезы разных форм, открытые плечи, одну или несколько бретелей. Вечерние луки дополняет отделка лифа бусинами, стразами, камнями Сваровски. Модели могут иметь А-образный силуэт, тонкий поясок, завышенную линию талии, многослойность, мягкую драпировку, расклешенную юбку и т.д.

Особенности древнегреческого костюма

Древние греки редко сшивали свои одежды, вовсе их не кроили и чаще всего составляли из сложенных на разный манер прямоугольников ткани. Казалось бы, что трудного в том, чтобы сложить и красиво обернуть вокруг себя кусок ткани? А вы попробуйте на досуге. Разнообразная драпировка, скалывание и ношение одного и того же отреза ткани создавали многие элементы костюма, и в древнегреческих семьях считалось правильным тоном с самых ранних лет прививать детям эти навыки. Каждый костюм был индивидуален. Да что там индивидуален, он даже постоянной формы-то не имел и все время изменялся в процессе движения того, кто его носил.

Древнегреческий костюм различался в материковой Греции (дорийский костюм) и в малоазиатских территориях (ионийский костюм). Дорийский отличался большей строгостью, склонностью к удобству и простоте. Дорийские шерстяные ткани, как правило, были ярких цветов: красные, фиолетовые, желтые и голубые. В доклассический период они часто украшались вышитыми растительными и геометрическими орнаментами, сценами охоты и битв, мифологическими сюжетами. Ионийский костюм испытал на себе влияние народов Востока, из-за чего отличался большей длиной и обилием орнаментов. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) короткий, часто выше колен, дорийский вариант костюма вытеснил ионийский. Отныне длинные одежды, помимо плаща, носили только жрецы, актеры во время представлений, некоторые участники священных игр и политики.

Женщина в голубом via Wikimedia

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: