Прялка деревянная старинная, от самопрялки к веретену

Прялка «Дженни» и начало промышленной революции

Первая прядильная машина, способная одновременно прясть не одну, а восемь нитей, была изобретена в 1764 г. британцем Джеймсом Харгривсом.

По легенде, однажды его юная дочь Дженни, играя, перекинула отцовскую прялку, и Джеймс заметил, что даже в горизонтальном положении колеса она продолжает работать. Это натолкнуло мужчину на мысль об изменении конструкции прибора. Свою механическую прядильную машину Харгривс назвал в честь дочки — «Дженни».

Вскоре его изобретение стало настолько популярным, что обозленные ткачи из его города сожгли дом изобретателя. Но Харгривс с семьей перебрался в другое место, запатентовал свою «Дженни» и работал над ее усовершенствованием. Так, к концу жизни Джеймса, у его «Дженни» было уже восемьдесят веретен и в движение ее приводил уже не человек, а гигантский водяной двигатель.

При всех достоинствах «Дженни» она имела один существенный недостаток – нити получались слабыми, и чтобы упрочнить их, приходилось добавлять волокна льна. Эту проблему решил другой британец – Аркрайт. Именно он, на основе прялки Харгривса, создал собственную модель, которая была способна выпускать тонкие и прочные нити, без добавок. Кроме того, прялка Аркрайта была почти полностью автоматизированной – человек, работающий на ней, должен был лишь контролировать подачу шерсти.

Однако еще более совершенную прядильную машину изобрел Самуэль Кромптон, который совместил находки Харгривса и Аркрайта, способствовав началу промышленной революции.

Со временем промышленные прялки стали электрическими, а количество веретен — стало исчисляться сотнями.

Сегодня прялки бытовые – это рудимент, поскольку на фабриках с помощью автоматизированных машин изготовляются миллиарды метров нитей в год.

Использование прялок сегодня

Рассмотрев вопрос о том, что такое прялка ручная и самопрялка, а также историю этого прибора, стоит уделить внимание ее месту в современном мире. Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел

Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее)

Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел. Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее).

Однако есть энтузиасты, любящие полноценно реконструировать процесс изготовления тканей. Именно они используют деревянные прялки, как у предков. Кстати, приобрести такой агрегат несложно. Можно либо изготовить его из дерева по чертежу, либо заказать у мастера. Ну а если есть желание почувствовать дух старины – можно купить по объявлению старинную прялку – благо стоят они недорого.

Использование прялок сегодня

Рассмотрев вопрос о том, что такое прялка ручная и самопрялка, а также историю этого прибора, стоит уделить внимание ее месту в современном мире. Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел

Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее)

Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел. Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее).

Однако есть энтузиасты, любящие полноценно реконструировать процесс изготовления тканей. Именно они используют деревянные прялки, как у предков. Кстати, приобрести такой агрегат несложно. Можно либо изготовить его из дерева по чертежу, либо заказать у мастера. Ну а если есть желание почувствовать дух старины – можно купить по объявлению старинную прялку – благо стоят они недорого.

Традиционный внешний вид

Традиционно русская изба изготавливалась из бревен, уложенных друг на друга горизонтальными рядами. На углах бревна врубались друг в друга. Зазоры между бревен законопачивались мхом, шерстью, глиной. В отличие от европейских деревянных домов, в которых бревна располагались вертикально, русская изба хорошо держала утеплитель, и долго не рассыхалась.

Вокруг отапливаемой части избы делалась земляная насыпь – завалинка. Она помогала удерживать тепло. Со стороны, где не было окон, завалинка поднималась под самую крышу. Вообще вся изба немного вкапывалась в землю. Внутрь дома нужно было спускаться по ступенькам.

Стоит отметить, что в разные времена и в разных регионах России изба выглядела по-разному. Примеры с фото:

  • Костромская изба:

  • Вологодская изба:

  • Северная изба:

Крыша

Вместо слова «крыша» в те времена употребляли слово «кровля». Делалась она двускатной, симметричной, и была похожа на треугольник. Для покрытия использовали два слоя обтесанных бревен. Чтобы крыша не протекала, меж бревен укладывали кору березы (бересту) и ставили водотечники – бревна, выдолбленные изнутри. По ним стекала дождевая и талая вода.

На самой верхушке кровли красовался охлупень – толстое бревно с выдолбленным треугольником. Охлупень служил зажимом для бревенчатой кровли. Со стороны фасада его часто обрабатывали в виде коня, иногда птицы или оленьей головы.

Кровлю очень надежно скрепляли, чтобы она не разрушилась от сильного ветра или под тяжестью снега. По бокам бревна придерживались толстыми гнетами, а на обоих фронтах резными огнивами. Чтобы торцы не сгнивали, их прикрывали богато украшенными резьбой причелинами.

Полы

В первых самых примитивных избах полы представляли собой стоптанную смесь глины и земли. Позднее стали делать настил из деревянных досок. Доски мостили по брусьям или балкам (для второго этажа). Полы нежилых помещений часто состояли из кругляков – тонких длинных бревен, которые просто притесывали друг к другу.

Окна

В первых русских избах окна были невысокими, на высоту одного бревна. Назывались они волоковыми (от слова волочить). На ночь окна изнутри закрывали деревянными задвижками. Для этого задвижку волочили вбок либо сверху вниз.

Позднее появились красные, что означает красивые окна – косящатые. Концы бревен в оконном проеме стали обрабатывать скошенными, сужающимися к внутренней поверхности стены. На смену грубым деревянным щитам-задвижкам пришли красивые переплеты.

В послепетровскую эпоху окна русских изб стали украшать резными наличниками и ставнями, которые открывались нараспашку. Закрытые ставни означали, что дома все спят или никого нет.

Крыльцо

Еще у традиционной русской избы обязательно было крыльцо. В старину его называли крылец или крыльца. Владимир Даль указал, что образован термин от слова «крыло». Крылец находился у входной двери, и имел крышу. Подниматься на него нужно было по ступенькам. Иногда крылец тянулся с самой улицы и вдоль дворовой стены дома. Издали деревянная пристройка действительно напоминала крыло птицы. В богатых семьях крылец делали с резными колонами и площадками для отдыха.

Подклеть

Со временем русские избы стали делать с подклетью, или как ее еще называли, подызбицей. Это был целый небольшой этаж, отведенный под хранение запасов и содержание мелкого скота. Подклеть часто была полуподвальной, а вход в жилую избу располагался на уровне 1 м от земли. Таким образом входную дверь никогда не заметало снегом.

Руководитель

В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

А. С. Пушкин

Прялка моей прабабушки

С самого раннего детства я часто ездила в Демьяново в гости к своей прабабушке — Ершовой Фаине Дмитриевне. Я очень хорошо помню, как она выглядела: худенькая старушка маленького роста. У неё были необыкновенные голубые глаза и под глазами, когда она улыбалась, разбегались лучистые морщинки. Я помню её ласковые умелые руки. Этими руками она гладила меня по голове, пекла самые вкусные пироги с ежевикой и брусникой, стирала, утюжила, кормила скотину, да мало ли работы в доме! А ещё только успевай приглядывать за внуками.

В её комнате стояла самая чудесная для меня вещь – прялка. «Что же в ней чудесного?» – спросите вы. Действительно, всё очень просто. Две доски — вертикальная (лопаска — верхняя часть, часто расписная, и ножка — нижняя часть), к ней привязывали кудель, и горизонтальная (донце), где сидит пряха. Прялки делались двух видов: цельные (из корня и ствола березы или ели) и составные (из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Но, несмотря на своё простое устройство, она притягивала меня. Мне было очень интересно смотреть, как из огромной кудели на свет появлялась тоненькая ниточка.

И вот однажды на зимних каникулах, когда я снова приехала к прабабушке, она усадила меня вечерком возле печки и стала рассказывать мне про прялку.

Прялки очень ценились рукодельницами на Руси, прядение имело огромное значение и считалось одним из самых важных женских занятий. У каждой пряхи был святой покровитель. Мастерицы пряли, начиная с первого дня осени и до самой масленицы. Именно на масленицу праздновалось окончание долгого прядения. Все женщины и девушки в этот день праздновали, катались с ледяных горок на донцах прялок. Не разрешалось заниматься прядением по большим праздникам, так как считалось, что это могло повлиять на здоровье людей в семье, скота, а также благополучие дома. Существовало также поверье, что, если мужчина прикоснется к прялке, он лишится своей силы, умений и ловкости.

С удивлением я узнала от прабабушки, что новорожденным девочкам в колыбельку сразу подкладывали детскую прялочку.
Учить искусству прядения начинали, как только девочка достигала пятилетнего возраста, и, когда она становилась совершеннолетней, уже полностью осваивала все тонкости ремесла. Именно в пять-шесть лет девочка пряла первую в своей жизни ниточку, которая часто становилась оберегом.

И моя прабабушка прясть начала очень рано. Первое время у неё ничего не получалось, но она была терпелива и старательна, и когда у нее наконец получилось, то она побежала рассказать всем подружкам про свое новое увлечение. С тех пор прялка стала самым лучшим другом бабушки.

Своё мастерство было принято показывать на посиделках, которые назывались на Руси попрядухи, супрядки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Свою прялку прабабушка несла на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели её расписной наряд.

Из своего детства бабушка помнила, что её мама и бабушка вставали очень рано утром и начинали прясть, приговаривая: «Прялка не бог, а рубаху даёт». Потом они эту пряжу продавали, а она по тем временам стоила очень дорого. Вот так они зарабатывали себе на жизнь. К двенадцати годам прабабушка в совершенстве овладела этим ремеслом, и с той поры её маме и бабушке стало легче и дело шло быстрее.
Прабабушка обучила прясть свою дочь, мою бабушку, та научила мою маму. Но так сложилось, что моя мама не успела научить этому делу меня. Но я знаю, что обязательно научусь прясть, знаю, что это у меня обязательно получится. И так же как и моя прабабушка, я передам умение прясть моим детям. Я хочу, чтобы они помнили, что их прапрабабушка видела, как появлялась тонкая ниточка пряжи, пронизанная светом души мастерицы, и она не забыла передать это новым поколениям.

Я помню, как я захожу в дом к прабабушке и слышу, как она в маленькой светелке сидит за прялкой и напевает тихонько весёлую песенку:

Жила-была Дуня,

Дуня-тонкопряха.

Вали-вали, Дуня,

Дуня-тонкопряха!

Пряла наша Дуня

Ни толсто, ни тонко,

Ни толсто, ни тонко,

Потолще каната,

Потолще каната,

Потоньше оглобли.

И сразу становится на душе тепло и светло, от того, что рядом с тобой умный, добрый и справедливый человек.
Я ценю то, что мне передали мои предки, и мне не будет стыдно перед моими детьми. Вы сможете подать хороший пример своим детям, а они — своим и так из поколения в поколение.

Старинные вещи из ушедших эпох — это посланцы из прошлого, пытающиеся сказать нам что-то важное. Надо только уметь понимать их язык.

Что такое прялка

Прялкой (или по-украински «прядкой») называют приспособление для ручного изготовления ниток из кудели (очищенного волокна).

Слово «прялка» пришло в русский и украинский языки из праславянского, от глагола prędti (прясть). Интересно, что в других славянских языках, этот предмет назывался по-другому.

В польском прялка именуется kądziel, что созвучно слову «кудель», которое в этом языке зовется pakuły – и также означает и паклю (непригодное для прядева волокно).

В белорусском прялку именуют «калаўрот», а в болгарском – «хурка». У чехов это přeslice, а у словенов и словаков – preslica.

Прялка «Дженни» и начало промышленной революции

Первая прядильная машина, способная одновременно прясть не одну, а восемь нитей, была изобретена в 1764 г. британцем Джеймсом Харгривсом.

По легенде, однажды его юная дочь Дженни, играя, перекинула отцовскую прялку, и Джеймс заметил, что даже в горизонтальном положении колеса она продолжает работать. Это натолкнуло мужчину на мысль об изменении конструкции прибора. Свою механическую прядильную машину Харгривс назвал в честь дочки — «Дженни».

Вскоре его изобретение стало настолько популярным, что обозленные ткачи из его города сожгли дом изобретателя. Но Харгривс с семьей перебрался в другое место, запатентовал свою «Дженни» и работал над ее усовершенствованием. Так, к концу жизни Джеймса, у его «Дженни» было уже восемьдесят веретен и в движение ее приводил уже не человек, а гигантский водяной двигатель.

При всех достоинствах «Дженни» она имела один существенный недостаток – нити получались слабыми, и чтобы упрочнить их, приходилось добавлять волокна льна. Эту проблему решил другой британец – Аркрайт. Именно он, на основе прялки Харгривса, создал собственную модель, которая была способна выпускать тонкие и прочные нити, без добавок. Кроме того, прялка Аркрайта была почти полностью автоматизированной – человек, работающий на ней, должен был лишь контролировать подачу шерсти.

Однако еще более совершенную прядильную машину изобрел Самуэль Кромптон, который совместил находки Харгривса и Аркрайта, способствовав началу промышленной революции.

Со временем промышленные прялки стали электрическими, а количество веретен — стало исчисляться сотнями.

Сегодня прялки бытовые – это рудимент, поскольку на фабриках с помощью автоматизированных машин изготовляются миллиарды метров нитей в год.

Индийский аналог механической прялки

Механические прялки активно использовались в быту не только у славян, но и у европейских народов. Несмотря на небольшие отличия, как правило, они имели схожие конструкции. А вот на родине прялок, в Индии, и в XX в. продолжал широко использоваться ее беспедальный вид – чарха.

Из-за отсутствия ножной педали, колесо прибора приходится вращать рукой, что не мешало Индии вплоть до начала промышленной революции оставаться крупнейшим поставщиком тканей в мире.

Кстати, в XIX-XX вв., благодаря Махатме Ганди, чарха стала символом движения за независимость Индии и даже была изображена на ранних вариантах флага этого государства.

Что такое прялка

Прялкой (или по-украински «прядкой») называют приспособление для ручного изготовления ниток из кудели (очищенного волокна).

Слово «прялка» пришло в русский и украинский языки из праславянского, от глагола prędti (прясть). Интересно, что в других славянских языках, этот предмет назывался по-другому.

В польском прялка именуется kądziel, что созвучно слову «кудель», которое в этом языке зовется pakuły – и также означает и паклю (непригодное для прядева волокно).

В белорусском прялку именуют «калаўрот», а в болгарском – «хурка». У чехов это přeslice, а у словенов и словаков – preslica.

Механическая прялка

Это приспособление для изготовления нитей стало настоящим прорывом для XIV в. Ведь благодаря ему можно было значительно быстрее, а главное качественнее прясть.

Механическая прялка (фото ниже) изначально состояла из колеса, которое быстрее подавало нить на катушку. В движение оно приводилось с помощью педали (которая появилась лишь в XVI в.).

Со временем конструкция была усовершенствована с помощью вилки (рогульки) возле катушки. Теперь женщинам не нужно было останавливаться и отдельно перематывать нити.

Конечно, этот прибор был сложнее по своей конструкции, а значит, и дороже. Но, начиная с XV в. он довольно скоро практически вытеснил ручную прялку. Которой пользовались теперь только приверженцы традиции и те, кто не мог себе позволить приобрести механический ее вариант.

Самопрялка (как часто называли механическую прялку) постепенно приобрела следующую конструкцию. В ней был небольшой стульчик для пряхи, а также вертикальное колесо с желобком для нити. По бокам колеса располагались два стержня, которые служили не только опорой, но и подставкой для веретена.

Механические прялки у славян делились на две категории: русские (колесо расположено под прямым углом к полу) и чухонки (колесо находится под другим углом к полу).

История прялки до начала промышленной революции

Разобравшись с тем, что такое прялка и ее основными не электрическими видами, стоит узнать об истории этого приспособления.

Процесс изготовления нитей появился очень давно. Изначально пряже скручивали в нитки просто с помощью рук. Чтобы упростить этот труд, вскоре стало использоваться веретено, а потом и ручная прялка.

Когда именно появилось это приспособление – точно не известно. Согласно археологическим находкам, в Древнем Риме оно уже активно использовалось. Однако нитки от ручных прялок получались неравномерными, да и качество очень сильно зависело от исходного материала.

Механическая прялка с колесом пришла в Европу из Индии, где она появилась между 500-1000 гг. Наиболее древние изображения этого предмета относятся к Багдаду (1234 г.) и Китаю (1270 г.).

В Европе это изобретение распространилось где-то к XIV в, хотя существует изображение с использованием этого прибора, датируемое концом XIII в.

Европейцы усовершенствовали механическую модель, и она стала более практичной и эффективной. Однако индусы и китайцы долгие столетия все равно оставались лидерами по производству тканей, хотя их качество не всегда было достойным.

Прялка как произведение искусства

Прялка была не только рабочим инструментом, никакое другое орудие труда так не украшалось. Они и до сих пор считаются произведениями искусства. Для украшения прялок применялась роспись, резьба по дереву, инкрустирование и другие методы декорирования.

Такой предмет стоял как украшение избы, использовался в народных обрядах, скрашивал монотонный труд прядильщицы. Кроме росписей, часто на прялках красовалась подпись мастера и дарственные надписи или пожелания. Почти все методы резьбы по дереву зародились именно при украшении прялок.

Поверхности прялки были довольно сложными. Можно сейчас увидеть на выставках, в музеях, а также на фотографиях резные бока, стояк с яблоком, башенки сверху и так далее. В этом случае судить о народном искусстве, как о примитивном, не стоит. Посещая разнообразные музеи, где выставлены старинные прялки, можно увидеть насколько многогранно, сложно и искусно они были украшены.

Конечно, говоря о росписи, имеют в виду прялки, которые были полностью ручными и состояли из двух основных частей: вертикальной, куда привязывается прядильная нить, и горизонтальной. Вертикальная часть, в свою очередь, состояла из лопати и шейки. Расписывали и раскрашивали в основном лопать.

Современный электрический аналог прялки

Несмотря на то что с XX в. нити любого цвета и качества проще купить, чем сделать самому, для любителей ручной работы существует прялка электрическая.

По своей конструкции она очень компактна (не более швейной машинки) и приводится в действие с помощью электричества или аккумулятора (если это автономная модель).

По сравнению с механической это значительно более простая в использовании прялка. Инструкция к ней очень просто описывает процесс изготовления нитей и понятна даже школьнику.

Стоит отметить, что на сегодняшний день существует ряд гибридных моделей, способных не только прясть нити, но и выполнять другие операции, например, нанизывать бисер.

Кроме того, сегодня прялка электрическая может быть изготовлена своими руками из подручных средств.

Обработка шерсти домашних животных

После того, как руно или пух получены, их складывают в мешки, не слишком набивая. Если шерсти немного, то обработку можно проводить на месте. При больших объёмах рекомендуется привлекать дополнительную помощь. Подготовительные работы состоят из следующих этапов:

Сортировка

Качество шерсти опытными заводчиками определяется на ощупь. Мягкий пух, волокнистый подшерсток или жёсткие пряди – от свойств материала зависит его дальнейшее использование

Не менее важно рассортировать шерсть по цвету. Этот этап проводится вручную, поэтому очень трудоёмкий

Очень важно провести качественную сортировку шерсти

Механическая очистка

Из шерсти удаляют стебли травы, элементы подстилки, застрявшие кусочки еды и прочий сор. Проводится вручную вместе с сортировкой или на специальных машинах, способных производить первичную очистку сырья.

Ручная очистка шерсти

Дезинфекция

При любом подозрении на бруцеллёз или другие инфекционные заболевания шерсть подвергают дезинфекции. Для этого волокна помещают в специальную камеру и подвергают горячему пару при температуре 111°С в течение 1,5 часов. В качестве альтернативы можно использовать бромистый метил. Также обрабатывают пух кролика на замену взятому из гнезда перед окролом.

Бромистый метил применяют для дезинфекции шерсти

Мойка

Шерсть складывают в капроновые, марлевые мешки или полиэтиленовые крупноячеистые сетки. Затем стирают в чане при температуре 55°С нейтральным моющим средством или мыльно-содовым раствором. Таким образом происходит вымывание пота и жировых отложений из продукта.

Машины для мойки шерсти на производстве

Сушка

Проводят воздухом, нагретым до 75-80°С

Шерсть очень гигроскопична, поэтому перед упаковкой важно её хорошо просушить. В домашних условиях, чаще всего, используют фен для этих целей

Следует, однако, внимательно следить за температурным режимом, чтобы не перегреть волокна.

Сушка овечьих кудрей в домашних условиях

Упаковка

Укладку шерсти проводят в бумажные мешки рыхлым способом. В промышленном производстве используют для этого специальные машины, аналогичные набиванию пера в подушки. Кроличий пух хранят в специальных фанерных ящиках с набитыми внутри гвоздями

При длительном хранении важно не допустить появления моли или слёживания сырья

Механическая прялка

Это приспособление для изготовления нитей стало настоящим прорывом для XIV в. Ведь благодаря ему можно было значительно быстрее, а главное качественнее прясть.

Механическая прялка (фото ниже) изначально состояла из колеса, которое быстрее подавало нить на катушку. В движение оно приводилось с помощью педали (которая появилась лишь в XVI в.).

Со временем конструкция была усовершенствована с помощью вилки (рогульки) возле катушки. Теперь женщинам не нужно было останавливаться и отдельно перематывать нити.

Конечно, этот прибор был сложнее по своей конструкции, а значит, и дороже. Но, начиная с XV в. он довольно скоро практически вытеснил ручную прялку. Которой пользовались теперь только приверженцы традиции и те, кто не мог себе позволить приобрести механический ее вариант.

Самопрялка (как часто называли механическую прялку) постепенно приобрела следующую конструкцию. В ней был небольшой стульчик для пряхи, а также вертикальное колесо с желобком для нити. По бокам колеса располагались два стержня, которые служили не только опорой, но и подставкой для веретена.

Механические прялки у славян делились на две категории: русские (колесо расположено под прямым углом к полу) и чухонки (колесо находится под другим углом к полу).

Устройство прялки

Познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.

Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.

Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью — лопаской, личиной, головкой, пером — по-разному называли верхнюю часть таких прялок — были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» -Писал Александр Сергеевич Пушкин.Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

«Ручное прядение было очень медленным

Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной

Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 — 8 лет.

Веретена с напряденными нитками — мочками пряхи складывали в специальную коробку — мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Как сделать чесалки для шерсти

Самыми популярными считаются кардерные чесалки. Они применяются как для вычёсывания пуха, так и для последующего распушивания сырья. Такая чесалка делается следующим образом:

  • Берётся сухая обструганная дощечка размером 10*20 см. Она должна быть гладкой и без заусениц. В противном случае по ней лучше пройтись наждачкой.
  • На подготовленную дощечку накладывается пакля. Поролон лучше не использовать, поскольку он слишком рыхлый и быстро изнашивается. Вата также недолговечна и сбивается в комки.

    Кардерная лента для изготовления чёсок

  • Сверху накладывается кардолента соответствующего размера. Лучше, если она будет немного выступать за края дощечки. Так её будет легче закрепить скобами по бокам.
  • Для удобства с оборотной стороны приделывается ручка. Она может быть П-образной или в виде небольшой палочки.

Аналогичным способом изготавливаются кардерные доски или чесалки, в основе которых лежит кардерный барабан. Только за основу в первом случае берётся доска соответствующего размера или округлая болванка. Какое приспособление использовать для вычёсывания шерсти – зависит от индивидуальных предпочтений и объёма имеющегося сырья.

Современная машина для взбивания и чистки пуха

Видео — Чесалка для шерсти своими руками

При работе с пухом используют специальные приспособления для его взбивания. Это может быть обычное трепало, шерстобитная струна или механизированная трепалка-чесалка. В последнем случае значительно сокращается время на первичную обработку шерсти в домашних условиях. На видео представлены детальная схема и описание трепалки-чесалки современного образца.

Как видите, при наличии лобзика, фанеры, фурнитуры и должной сноровки такую трепалку-чесалку можно создать в домашних условиях. Работать с ней достаточно просто. Необходимо просто разместить между верхними и нижними зубцами комок пуха или шерсти и методично водить верхним чесалом.

Источник

Мезенская прялка

Рассматривая ручные прялки старинные, нельзя не упомянуть о традиции расписывать узорами вертикальную ее часть. В каждом селении использовались особые орнаменты для декорирования.

Сегодня наиболее известной в этом плане является Мезенская цельная прялка. Свое название она получила благодаря району Архангельской области – Мезень. Именно здесь в XIX в. сформировалась уникальная традиция росписи ручных прялок. Причем местные умельцы расписывали полностью всю поверхность приспособления.

Помимо орнамента из геометрических фигур для Мезенской росписи характерно изображение животных (оленей, лошадей), а также сцен из жизни (охота, праздники).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: