Идеал человека в искусстве
Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.
Самооценка у детей: 5 принципов развития здорового «образа Я»
Античность
Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.
Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.
Искусство средневековья
Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.
Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.
Человек в искусстве эпохи Возрождения
Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.
Человек нового времени
В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.
Изображение человека в соцреализме
В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.
Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.
Меланхолия декаданса
XIX век
В обществе этого периода преобладали упаднические настроения, разочарование и неверие в будущее, очарованность смертью. Причинами этого историки называют сильные потрясения, происходившие в то время в Европе и России. Например, в 1814 году завершилась Великая французская революция, которая длилась целых 25 лет. Это и другие подобные события сильно изменили менталитет человека того времени и привели к появлению нового литературного течения — романтизма, а вместе с ним декаданса.
Декаденты воспринимали себя как элитарную, болезненно чувствительную и утончённую культурную группу. Так появился новый стандарт женской красоты: образ красивой девушки стал неотделим от меланхолии, смерти и упадка. Привлекательной считалась хрупкая женщина с бледной кожей, грустными глазами и поникшими плечами. Она была мечтательной и печальной, могла плакать, читая стихи. Это было слабое существо, не приспособленное к реалиям окружающего мира.
Рамон Касас. «Юная декадентка» / Wikimedia Commons
Девятнадцатый век стал эпохой чахотки (туберкулёза). Врачи называли причинами чахотки страсти любого рода: от неумеренности в еде и мастурбации до сидячего образа жизни. По симптомам чахотка была похожа на горячку или лихорадку, и врачи часто неправильно интерпретировали симптомы. Из-за того что болезнь видели следствием сильных чувств, она превратилась в романтический диагноз. Утомлённых и меланхоличных барышень с нездоровым румянцем считали прекрасными — даже несмотря на то, что они умирали.
С начала Средневековья и до XIX века стандарты красоты плотно были связаны с настроениями в обществе и историческими событиями. Женщины меняли закрытые балахоны на открытые платья с корсетами, клеили и убирали мушки, подчёркивали то румянец, то бледность.
️ Другие материалы про моду и её переменчивость
Слайд 3ЖенщинаВ период Возрождения в Италии у женщин красивой считалась
длинная шея и высокий лоб. Женщины по-прежнему, как и в
Средние века, чтобы подчеркнуть высоту лба, на толщину двух пальцев руки сбривали волосы надо лбом. Не красили брови и ресницы. Но зато в большом количестве использовали духи. Румянили щеки, красили губы.
Особое внимание привлекает пышность, телесность женской фигуры. По мнению корифеев этой эпохи, величественно сложенная женщина заслуживает глубочайшего преклонения
Она должна быть высокого импозантного роста, должна обладать пышной, прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами — как Венера Каллипига, — полными руками и ногами, «способными задушить гиганта».
Перфекционизм как стремление к идеалу
Перфекционизм – постоянное стремление к идеалу. Перфекционист всегда недоволен собой, старается улучшить себя, мир, деятельность. Он зацикливается на мелочах и в результате не замечает или не успевает уловить главное. Перфекционист недоволен собой, даже когда добивается успеха. Он все время думает, что мог бы сделать лучше, быстрее и т. д. В погоне за идеалом перфекционист забывает о базовых потребностях, а плод своих трудов он даже может уничтожить.
Перфекционизм может быть особенностью характера, а может принимать патологические формы, перерастать в обсессивно-компульсивные расстройства. Однако предпосылки у перфекционизма всегда одинаковые:
- низкая самооценка;
- желание получить признание и похвалу;
- комплекс неполноценности;
- неуверенность в себе;
- потребность в любви и внимании;
- страх критики, зависимость от чужого мнения.
Страх неудачи иногда сковывает перфекционисту руки. Тогда он предпочитает ничего не делать, не пробовать нового, не брать на себя лишнюю ответственность.
Причина развития перфекционизма – завышенные ожидания со стороны родителей. Порицание, запреты, эмоциональная холодность, требовательность и другие элементы авторитарного воспитания приводят к этому. Как мы уже говорили, дети следуют идеалам родителей. Перфекциониста с детства учат тянуться к нереалистичному идеалу.
Родители, как правило, не знают или сознательно игнорируют особенности ребенка. Вместо этого они стараются сделать из него пример для подражания (в их представлении), объект для гордости. Или стремятся в нем воплотить свои несбывшиеся мечты. А для развития ребенка нет ничего хуже, чем идти против своей сущности. То есть заниматься тем, к чему нет задатков и склонностей. Или жить по распорядку, противоречащему свойствам психики, темпераменту. Ребенок вырастает, а завышенная требовательность к себе и другим сохраняется, как и сопутствующее ей чувство личностной несостоятельности.
«Греховное уродство» и «чистая красота»
Через сочинения античных авторов идея тесной связи красоты и блага проникла в христианское мировоззрение. Правда, в Средние века она приобрела специфический оттенок из-за резкого разделения мира на «горний» и «дольний», и дихотомия красоты и уродства стала более жесткой.
Отцы Церкви и схоласты не забывали напомнить, что всё земное — тленно и преходяще, а настоящая красота бестелесна. Барельефы и фрески со сценами разложения и хороводами скелетов неотступно советовали помнить о смерти. Своеобразная мстительная некрофилия средневековых авторов и художников — это желание запротоколировать разложение, которое ждет тех, кто жил во грехе. Еще один популярный в Средневековье образ — . Некрасивое старение символизировало моральный распад — в противовес юности, обозначающей духовную чистоту.
Средневековые и ренессансные трактаты и изображения часто содержат то, что Умберто Эко описал как «традицию поругания или посрамления» женщин. Со Средних веков и до эпохи барокко женщин было принято срамить за коварство и желание соблазнять — борьба с собственными сексуальными желаниями выражается в очернении их объекта. Такие тексты должны были отпугнуть юношу, помешав ему впасть в грех.
В «Божественной комедии» Данте появляется сирена, поющая о том, как совращала моряков. Она «гугнива, с культями вместо рук, лицом желта» и источает смрад.
Уродливыми считались, кроме того, варвары-язычники. Их телесное несовершенство служило отражением темной души, не принявшей Христа. На картине Босха «Несение креста» только Христос и святая Вероника имеют правильные черты и спокойное выражение лица. Остальная же толпа — сборище отменно отталкивающих персонажей с нарочито искаженными физиономиями. Некоторым из них, чтобы подчеркнуть варварскую природу, Босх добавил еще и пирсинг на лице.
Тициан. «Любовь небесная и Любовь земная» (ок. 1514). Источник
В то же время в европейской культуре хватало и образов, связанных с возвышенной красотой. Однако во всех этих случаях красота идет рука об руку с чистотой помыслов и невинностью. В некоторых случаях восхищение прелестью возлюбленной — это мистический способ соединиться с Богом, и красота тут понимается как отблеск божественного блага. Подобным образом в «Божественной комедии» Данте воспринимает одухотворенную красоту Беатриче.
Фриули-Венеция-Джулия
Женщины этого региона традиционно носили длинную белую нательную рубашку и длинное яркое однотонное платье без рукавов. Поверх платья в будни повязывали простой коричневый фартук, который в праздники заменялся расшитым передником. Голову покрывали платком, окаймлённым цветами.
Национальный костюм Фриули-Венеции-Джулии. Фото furlana.it
Мужчины носили простую белую рубаху, жилет и узкие короткие брюки, завязанные лентой чуть ниже колена. Состоятельные горожане могли позволить длинную куртку и кожаные ботинки, а бедняки довольствовались короткой курткой и деревянными сабо. Голову покрывали шерстяной шляпой с круглыми полями, а на шею повязывали яркий платок.
Как видно, при всём разнообразии региональных костюмов, не сложно проследить их общие черты. Почти везде женским нательным бельём служила короткая или длинная белая рубашка. Обязательный атрибут – длинная юбка, и почти всегда её сопровождал передник. Верхнюю часть туловища заключали в жакет, обычно плотно обтягивающий тела, в некоторых областях это фактически корсет. Голова была покрыта, чаще всего платком. Различия составляются из деталей, цветов и вариантов оформления.
Мужчины также повсеместно носили белую нательную рубаху, поверх которой одевали жилет или жакет с длинными рукавами. Длина штанов могла отличаться, но чаще они были довольно узкими. Короткие штаны дополнялись гетрами. Роль верхней одежды играли куртки разных фасонов.
Итальянский народный костюм
Итальянский народный костюм формировался на протяжении многих лет под влиянием восточных стран, Франции и Византии. Стоит отметить, что в каждой области сформировался свой национальный костюм, однако все они имеют общие характерные черты. Большей популярностью такие наряды пользуются на юге страны.
Народный костюм Италии
Итальянские костюмы отличаются яркостью и многообразием стилей. Подобные колоритные наряды были не только в крупных городах, но и в провинциальных областях. Они делились на три основных вида – праздничные, свадебные и будничные. Также костюмы отличались социальным статусом. Например, костюмы незамужних девушек кардинально отличались от женских итальянских народных костюмов. Отличалась одежда и городских жителей от деревенских.
Также женский народный костюм Италии содержит распашную одежду разной длины. Но самым главным элементом народного костюма был передник. В предпочтении был длинный передник, покрывающий юбку и обязательно яркой расцветки. Носили его не только деревенские женщины, но и некоторые горожанки. Кроме этого история итальянского костюма сохранила применение головного платка, манера ношения которого зависит от того или иного региона страны. В некоторых деревнях его носили только на шее, причем как женщины, так и мужчины.
Как красота и уродство меняются местами
Иногда писатели переставляли красоту и некрасивость местами, чтобы ярче выразить идею.
Дориан Грей у Оскара Уайльда пытался избежать результатов порочного образа жизни. Все удары принимал на себя проклятый портрет, тогда как лицо Дориана оставалось таким же прекрасным, молодым и невинным (в том числе, спасая его от проблем с законом). Однако чистота Дориана — только маска, за которой скрывается безобразный старик, чья отталкивающая внешность отражает нравственное уродство и преступные поступки. Сколько ни прячь его на чердаке, он всё равно никуда не денется, и однажды все увидят, каков изящный светский денди на самом деле.
Нечто похожее случается и с Нана, героиней одноименного романа Эмиля Золя. Беспринципная куртизанка становится причиной несчастья многих людей, относясь к этому с полным равнодушием, и бессистемно сорит деньгами, ни в чем не находя настоящей радости. Нана очень красива — чувственной, грубоватой красотой, описанию которой в романе уделяется много внимания. В финале же она умирает от оспы, превратившей ее лицо в сплошную массу гноящихся волдырей. Так Нана символически разоблачена — не зря на протяжении всего романа Золя подчеркивал контраст между ее привлекательностью и тлетворным влиянием, которое она оказывала на окружающих.
Характеристики периода
Если Средние века — период религиозного фанатизма, то Ренессанс — это совершенно новый этап в истории человечества, когда ключевыми понятиями становятся гуманизм и антропоцентризм. На первый план выходят вера в разум, мудрость, интеллект, преклонение перед творчеством. В поисках ориентиров вновь появляется интерес к античному наследию, оно словно получает вторую жизнь, возрождается. Отсюда и название целой эпохи в истории культуры и искусства.
Именно к периоду Ренессанса относятся картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Боттичелли, литературные творения Данте, Петрарки, Шекспира, Сервантеса. В это время активно начинает развиваться наука. Людей все больше интересует, как устроен окружающий их мир. Этому посвящены труды Галилея, Коперника, Монтеня, Макиавелли и др.
По сравнению со Средними веками существенно поменялась и мода. Тон всему обществу задавали представители королевской семьи. С их подачи обновки и прически становились популярными. Например, французская королева Екатерина Медичи ввела в моду женские панталоны.
В эпоху Ренессанса были востребованы береты. Мужчины коротко стриглись, а женщины выпускали из-под головного убора завитые локоны, декорированные бусами или лентами. Если кавалер носил длинные волосы, он тоже подкручивал их. Также мужчины не отказывали себе в удовольствии подрумянить лицо или надушиться.
В отличие от Средневековья, для нарядов эпохи Возрождения характерно стремление к горизонтальным линиям и силуэтам: акцент на плечи, широкий низ. Мужская обувь — уже не остроносая, а мягкая, без каблуков, с тупым носом. Еще одна важная примета костюмов: обилие разрезов, через которые просвечивалась нижняя одежда. По краю эти отверстия обшивали кантом, нитями.
Стиль и детали костюма эпохи Ренессанса разнились в зависимости от страны:
В Италии женщины и мужчины носили симару — своеобразный плащ-мантию. Дамы надевали под него платье котт, которое состояло их корсета или лифа, а также юбки. Наряды шили из дорогостоящих тканей: бархата, парчи и др. Самыми модными оттенками были изумрудный, зеленый, винный. Итальянская одежда того времени отражает признаки античности: простота, мягкая плавность, наличие свободных складок и т. д.
Испанки облачались в платья, напоминающие по форме 2 треугольника, вершины которых сходятся на талии. Это достигалось путем применения подкладок, каркасов. Дополнением образа служили высокий воротник, необычные головные уборы. Мужчины носили плотные каркасные костюмы, набитые опилками, ватой и т. д. Одна из главных деталей — объемный воротник-фреза. С 15 века в испанской одежде эпохи Ренессанса преобладают темные тона.
Французские наряды одновременно испытывали влияние Италии и Испании. В моду здесь входят белые рубашки, позднее — трикотажные чулки. Фаворитами становятся светлые тона. Розовый, голубой, зеленый носят как мужчины, так и женщины. Платье француженки имело узкий, жесткий лиф, глубокое декольте, жесткий воротник из кружева, пышные рукава буф.
Наряды в Германии еще долго время испытывали влияние средневековых тенденций. Они имели пропорции, вытянутые по вертикали: высокие головные уборы, длинноносая обувь. Позднее на немецких костюмах эпохи Ренессанса появились декоративные разрезы.
Английская одежда аристократов был роскошной: бархат, меха, восточные ткани, яркие цвета. Наряды придворной знати декорировали вышивкой, драгоценными камешками, кружевом. Представители остальных сословий носили скромное, порой даже мрачное облачение.
Резюме
Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности, признание ценности каждого человека. Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.
Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды. Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем.
Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!
Философия Макиавелли кратко
Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя. Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться. Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.
Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества, и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2Эстетический идеал. Мужчина.Наиболее выдающимся мужским образом той эпохи можно
считать мраморную статую Давида работы Микеланджело Буонарроти. Хотя специалисты по
анатомии отмечают, что скульптор намеренно исказил некоторые пропорции для достижения художественной выразительности, впечатление, которое производила скульптура на современников Микеланджело и производит на нас сейчас, возводит образ, в статус абсолютного культа красоты.
Слайд 3ЖенщинаВ период Возрождения в Италии у женщин красивой считалась
длинная шея и высокий лоб. Женщины по-прежнему, как и в
Средние века, чтобы подчеркнуть высоту лба, на толщину двух пальцев руки сбривали волосы надо лбом. Не красили брови и ресницы. Но зато в большом количестве использовали духи. Румянили щеки, красили губы.
Особое внимание привлекает пышность, телесность женской фигуры. По мнению корифеев этой эпохи, величественно сложенная женщина заслуживает глубочайшего преклонения
Она должна быть высокого импозантного роста, должна обладать пышной, прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами — как Венера Каллипига, — полными руками и ногами, «способными задушить гиганта».
Слайд 4Силуэт костюмаВ силуэте костюма основными становятся не вертикальные линии,
а горизонтальные; исчезают слишком длинные шлейфы и острые длинные носы
обуви, свисающие рукава, глубокие декольте, высокие головные уборы. Детали костюма не удлиняют фигуру.В итальянских одеждах этого периода заметны черты античности: простота и мягкая плавность, свободно падающие складки, нормальные «человеческие» пропорции.
Слайд 5Комплект одежды. Мужчина.Мужская одежда была однотонной, но яркой. Нижней
одеждой итальянцев была рубашка — «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые
шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» — узкой куртке без рукавов или с рукавами.На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Под влиянием французской моды появились и двухцветные одежды ми-парти. Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне».
На мужчине: короткий тапперт и ми-парти.
Слайд 6Итальянки носили платье — «гамурра». Нижнего белья в это
время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних
платья – котт и симара из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное. Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).