Мантилья

История гребня “lapeineta”.

Гребень – это  главное дополнение к мантилье, употребление которой с предметом для приподнимания стало привычным в XIX в., как способствующее более красивому виду. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и сам по себе, как часть национального женского костюма.

История и употребление гребня

Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно – в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.

Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных.  Форма их – закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами.

Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что черепаха стала заменяться синтетическими материалами с целью предотвращения тотального истребления этого вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.

В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются так высоко.

Типы кружева

Конец XIX века. Мантилья надета без гребня

Среди многочисленных разновидностей кружева — для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно варианты Блонда и Шантильи.

  • Блонда (Blonda) — этот тип шёлкового кружева изготавливается из двух сортов шелка (плетеная основа и блестящая вышивка), и характеризуется крупными растительными мотивами, особенно по краю, называемому puntas de castañuela. Характеризуется использованием крупных мотивов, прежде всего растительных, которые выполняются в шелке, более глянцевитом, чем основная часть мантильи (которую делают матовой для большего контраста с вышивкой). Обладает весьма своеобразными характерными чертами, например — волнистые края, которые некоторыми авторами называются «зубцами кастаньет» (puntas de castañuelas) за своё сходство с ними.
  • Шантильи (Chantilly) — при изготовлении используется лёгкий и элегантный материал, происходящий из французского города. Принято, чтобы мантилья была обильно вышита различными узорами — украшается растительными мотивами — цветами, листьями и гирляндами. Это кружево более эфирное и считается более подходящим для чёрных мантилий.
  • Тюль (Tul) — это материал тонкий и прозрачный, из шелка, льна или хлопка. Этот материал — самый и заурядный и проходной для мантилий. Он используется как имитация мантилий из блонды и шантильи.

Выкройка XIX века

Техника изготовления

В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий:

  • Мантилья машинного изготовления (La mantilla mecánica) — вся изготавливается с помощью машины, и, несмотря на то, что она прекрасно имитирует мантилью блонду, разбирающийся в искусстве кружева человек с легкостью её распознает.
  • Техника блонды (La técnica de la blonda) — используются два типа шелка: некручёная нить, для декоративных элементов; и нити тоньше и кручёная, из шелка-гранадина, для изготовления основы и украшающих стежков. Это называется плетеным кружевом с помощью коклюшек.
  • Техника вышитой блонды или кружево-гранадин (La técnica blonda bordana o encaje granadino) — это кружево вышитое. Оно создаётся на основе машинного тюля с помощью вышивки поверх него, имитирующей текстуру блонды ручной работы.

Испанский костюм в наши дни

Национальный наряд Испании прошел историю становления, но сохранил присущие черты, которые отразились в коллекциях брендовой одежды.

Разнообразные фасоны одеяний пригодятся при составлении стильного образа:

  • Белоснежная блузка из летящих тканей с кружевным воротником и ажурным жабо. Ошибочно примерять мужскую рубашку, выглядящую слишком консервативно.
  • Корсет подчеркнет изгибы фигуры, выделит талию. Его выпускают на шнуровке или шьют по аналогии с жилетом.
  • Расклешенная от бедра юбка в пол. Пригодятся для пошива не только яркие ткани с пестрыми узорами, советуют примерить платье в темных тонах.
  • Нюдовый сарафан с крупным флористическим узором – воплощение нежности. Образ дополняют широкополой шляпой.
  • Однотонные расклешенные брюки темного цвета.
  • Для вечернего выхода рекомендуют примерить алое длинное платье с многослойной юбкой, обшитой рюшами.

Испания поражает воображение традиционными нарядами, воплотившими воедино элегантность и притягательность. Даже если национальные костюмы уместны только на занятиях танцами, то некоторые элементы одежды вписываются в современный модный лук.

Мантилья в современном мире

Сегодня этот аксессуар ни у кого не вызывает ассоциаций ни с женами арабских завоевателей, ни с публичными домами. В Испании к мантилье относятся с большим почтением. Нынешняя королева Летиция выбрала такой аксессуар, когда выходила замуж. Ее предшественница, мать короля Филиппа VI, королева-консорт София и во время правления, и после отречения от престола в пользу сына регулярно появляется на официальных мероприятиях в мантилье. Гречанка по происхождению, София всегда старалась подчеркнуть уважение к традициям новой родины.

Мантилья или пелерина как предмет одежды – обязательное условие, которое соблюдают дамы, отправляясь на прием к Папе Римскому.

И в Испании, и в Латинской Америке увидеть мантилью в повседневной жизни можно только на почтенных матронах. Молодые девушки надевают на головы кружевные покрывала только по праздникам. Карнавал, коррида, фестиваль народной музыки, выступления танцоров фламенко – отличный повод для аксессуара. Кстати, сами танцовщицы фламенко тоже нередко используют мантилью как часть костюма для танца. Как правило, предпочтение отдается красным покрывалам.

Разновидности

Женский

Костюм для дам всегда отличался четкими и правильными линиями и треугольным силуэтом. Платья имели корсет, плотно затянутый на талии, закрытое декольте в виде лифа сложного покроя.

Грудь пытались сделать визуально менее объемной при помощи корсета. Передняя часть лифа заканчивалась острым мысом. К верху пришивали металлический вертюгаден, на который надевались две юбки. Верхняя часть имела высокий треугольный разрез и открывала нижнюю юбку, которая всегда была другого цвета.

Конечно же платья украшали различного рода декоративными элементами, в виде нитей жемчуга, золотых нитей и декоративными сетками из нитей.

Рукава платья обычно были длинными и двойными. Нижний слой был узким, а верхний мог варьироваться, например, быть с разрезом на сгибе, куда продевали руку. Обычно второй рукав имел более свободную или расклешенную форму, края рукава изящно свисали. В женском наряде имелся брыжжевой воротник, он имел вырез спереди и открывал шею.

Описанный нами костюм был присущ представительницам аристократии.

Позже, в конце 18 и в 19 веках женский наряд выглядел немного по-другому. Это был приталенный жилет с широкими лацканами, отсутствовал корсет, юбка в пол со складками, мантилья, гребень, веер и шаль.

Неотъемлемым элементом является мантилья – накидка с кружевом, которой покрывают грудь, плечи и голову. Гребень крепили высоко к волосам в вертикальном положении, а мантилью покрывали сверху.

Мужской

Традиционный костюм для мужчин в Испании состоял из сорочки, укороченных штанов, колета и плаща.

Сорочку украшал брыжжевый воротник и высокие манжеты из батиста, декорированные кружевом.

Укороченные штаны были шаровидного фасона, иногда их дополняли декоративной тканью в форме вертикальных полосок. Такие штаны также называли брагетт, под них надевали обтягивающие чулки – кальес.

Колет, он же хубон, являлся короткой курткой до линии талии или же до середины бедер. Он имел облегающий фасон, переднюю застежку, воротник-стойку и зауженные рукава с подкладками на плечах и отрезной баской.

Такой воротник явился предпосылкой появления гофрированного воротника. Привычная его форма постепенно становилась все больше в размерах, к нему добавили рюши и кружева. Так, в конце 16 в. он был размером уже вплоть до 20 см.

Плащи являлись вариантом верхней одежды, при этом имели разнообразные формы. Они могли быть укороченными или удлиненными, с капюшоном или вовсе без воротника. Самыми популярными были плащи-накидки, их носили расстёгнутыми ли же на одной застежке под шеей. Плащ всегда украшали наплечники и эффектно свисающие широкие рукава.

Именно в Испании, впервые на территории Европы, применили каркас в виде стеганой подкладки из ваты, конского волоса и опилок. На такой каркас и надевалась одежда.

Позже мужской наряд претерпел значительные изменения. Теперь он включал укороченный пиджак – фигаро, узкие штаны приблизительно по колено, жилет, кушак, перекрывающий линию талии, чулки, шляпу-треуголку, плащ и туфли с пряжками.

Детский

В основном, детские костюмы были похожи на взрослую одежду. Мальчики носили укороченные штаны с гетрами и рубашкой.

Для девочек подбиралась расклешенная юбка, рубашка и также воротники специфической формы. В отличие от взрослых костюмов, детские отличались более контрастными оттенками и наличием узоров.

Современные модели для традиционных танцев

Это, в первую очередь, широко расклешённая юбка в пол.

Обычно выполнена в темных тонах, часто бывает с набивным рисунком.

Юбку дополняет белая блузка не строгого стиля. Обязательными деталями для блузки являются: манжеты, кружево, или даже жабо, оборки, а материал должен быть мягким и нежным. Такая рубашка сразу делает весь образ женственным.

Альтернативой являются брюки широкого кроя – юбка-брюки или брюки расклешенного фасона. Помимо монохромного тона, они могут быть в полоску или крупную клетку.

Насыщенно красное платье часто используется для ассоциации с испанской культурой. Оно обычно имеет свободный покрой или многослойно.

Сарафан с цветочным принтом – еще один атрибут испанской культуры. Часто его носят с широкополой шляпой или платком.

Еще традиционный костюм носят совместно с корсетом темного оттенка, который надевают поверх блузки или отдельно.

Если говорить об аксессуарах, то девушки часто используют цветы, украшая ими волосы или прикалывая к одежде. Другой немаловажный аксессуар – шаль с бахромой или ярким рисунком.

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

С помощью испанского костюма можно подчеркнуть национальные особенности и колорит Испании. Это древняя страна финикийского происхождения, которая раньше называлась Иберией. Она расположена на Средиземноморском побережье и долгое время находилась под римским владычеством, а потом приняла христианство.

Испанский костюм вошел в моду в XV веке. Это была эпоха Возрождения, которая диктовала свои условия. Тогда в моде были рыцарские идеалы, нравы королей и строгость католической церкви, для которой все было грешным.

В одежде важны были естественные и пропорциональные формы, но их максимально прятали от посторонних глаз, чтобы не поддаваться искушению. В это время при знатном дворе Габсбургов появляется термин «испанская мода», которую потом переняли многие королевские семьи Европы. Для знатных особ портные шили каркасные, объемные и тяжеловесные костюмы. Их тяжело было носить, так как они закрывали почти все тело и сковывали движения. В женской одежде не было никакой свободы.

Костюм треугольной конструкции напоминал футляр, в который была спрятана женщина. По преданию, такой стиль придумала королева Кастилии Хуана Португальская, чтобы никто не знал о ее беременности. Благодаря королевскому изобретению, испанки еще долгие годы носили богатые и роскошные платья, которые были неудобные и громоздкие.

Испания стала законодательницей европейской моды. Одежда представительниц королевского двора эпохи Возрождения имела свои особенности:

  • Фигура и силуэт напоминали каркас треугольной формы.
  • Платья шили с лифом и с плотным, закрытым корсетом, чтобы скрыть естественные формы груди.
  • Спереди лиф имел форму продолговатого мыса. Каркас создавался из согнутой металлической проволоки, которая обшивалась дорогой тканью.
  • К лифу прикреплялись две плотные юбки. Они шились из тафты и располагались параллельно друг другу.
  • Верхняя юбка была с треугольным вырезом, а нижняя – с металлическими обручами. Юбки накидывались друг на друга.
  • Поверх юбок накидывалось верхнее платье с разрезом. Оно застегивалось петлями и повязывалось бантом.
  • Платье украшали жемчугом и сеткой, в которую вплетались золотые нити. Все это использовалось как вставки.
  • С помощью корсета зауживалась талия и уплотнялся живот. К нему прикреплялась узкая пластина, служившая для этих целей.
  • Женская одежда была с длинными двойными рукавами, которые шили из разных тканей. По всей длине рукав имел разрез и расширялся внизу, как крылья.
  • Плечи искусственно увеличивались с помощью специальных валиков и верхнего рукава.

В то время женщинам не разрешалось ходить с открытой шеей и декольте – поэтому воротник был для них настоящим спасением и особым украшением. Он был круглым, гофрированным и шился из белого тонкого рюша. Сначала воротник был маленький – не более 15 см, но со временем стало модно носить большие воротники – до 30 см.

Дополнением к наряду служили разные украшения, например, бусы, веер, пояс с пряжкой или головные уборы.

Под платье дама надевала туфли с массивной деревянной подошвой. Они украшались орнаментом из шляпок гвоздей. Толщина обуви указывала на признак аристократичности и знатности человека. Туфли изготавливались из натуральной кожи, бархата или атласа и украшались рисунком или вышивкой. Они не должны были выглядывать из-под платья, кроме деревянной обуви, которая могла быть видна по щиколотку.

Особенности испанских костюмов

Существуют различия национальной одежды по регионам, но прослеживаются общие черты. На заре развития мужские костюмы выполняли функцию защиты обладателя от вражеских стрел, поэтому отшивались из плотных негнущихся тканей.

Догматы католической церкви пропагандировали отказ от земных радостей, немногословность и чопорное поведение. Жители носили одежду в темных тонах для осветления лица, чтобы казаться светлее мавров. Приветствовались в костюме включения тканей красного, зеленого или фиолетового цвета.

Дамы носили тяжелые наряды с металлическими пластинками на груди и животе. Такое ухищрение позволяло выделить талию и спрятать изгибы тела, но не давало полноценно дышать, становясь причиной обмороков обладательницы.

Народный костюм

Впервые в исторических хрониках испанский национальный костюм упоминается в XVI веке. В период воцарения Габсбургов представители высшего общества носили корсетные одеяния, но простолюдинам с горячей кровью оказалось несвойственно подчиняться жестким правилам. Из Андалузии берет начало культура простых испанцев – махо. Бурные выяснения отношений между парнями и девушками могли закончиться плачевно, ведь влюбленные не выходили на городские улицы без ножей. Образ жгучей Кармен возник на основе легендарных разборок махо, легко переступающих грань между любовью и кровавой ненавистью. Костюмы мужчин и женщин состояли почти из идентичных вещей. Представительницы махо носили яркие многослойные юбки, укороченные пиджаки и мантильи с гребнями.

Мужской костюм

Известны интерпретации мужского наряда, различные по эпохе появления на исторической арене. Традиционное одеяние, взятое историками за стандарт, состоит из следующих предметов:

  • Белоснежная сорочка с батистовыми манжетами, обшитыми кружевами. Обязательно к рубахе пришивался брыжжевый воротник.
  • Шаровидные штаны-брагет прикреплялись к бедрам сверху и снизу, имели подбивку из конского волоса. Отличительная черта брюк – вертикальные полосы из ткани контрастного цвета. В качестве нижнего белья носили кальес.
  • Укороченная курточка (хубон) или колет с наплечниками, зауженными рукавами и воротником-стойкой. С течением времени воротник удлинялся, к нему пришивали кружевные вставки. Манипуляции с отделкой стали причиной появления характерного испанского гофрированного воротника.
  • Мужчины носили плащи различной длины без воротника или с капюшоном. Традиционным для испанцев считается распашная накидка ропа с наплечниками, висячими рукавами и застежкой возле шеи.

Женский костюм

С легкой подачи горожанок сформировался женский национальный костюм Испании, пропагандирующий свободу от металлических каркасов и жестких корсетов. Девушки самостоятельно отшивали наряд, состоящий из приталенного жилета, многослойной юбки с оборками, просторной блузы со съемными рукавами. Юные испанки в качестве головного убора носили светлый гребень, который после вступления в брак надлежало поменять на аксессуар коричневого или черного цвета. Гребнем закалывали длинную кружевную накидку – мантилью. Мастерицы старались вышить ее оригинальными узорами, придающими предмету индивидуальность. Современной интерпретацией национального одеяния считаются костюмы для фламенко.

Детский костюм

Не существовало особенных различий между детской и взрослой национальной одеждой. Мальчиков наряжали в рубашки с короткими штанишками, девочек – в блузки с пышными юбками. При желании отшивали детские наряды из ярких тканей, украшали узорами и орнаментами.

Как создается мраморная вуаль?

Эта техника крайне сложная, что и неудивительно. Даже беглый взгляд на работы вызывает недоумение – как это было сделано? А уж пристальный осмотр только усиливает восхищение. Работы создаются исключительно вручную, обычно для изготовления скульптур используется цельный кусок мрамора. Автоматизированным системам мастера не доверяют хрупкий материал. Современные технологии способны на многое, но новые работы даже по уровню восприятия не могут сравниться с теми шедеврами, которые люди творили фактически вручную столетия назад.

Основной вопрос, который мучает зрителей – как же удалось скульпторам передать всю невесомость тонкой воздушной ткани, передать все ее складки и при этом не потерять под ними внешности человека и черты его тела? Над секретами техники бились как искусствоведы, так и ученые. Рафаэль Монти, один из прижизненных классиков этого жанра, давно уже приоткрыл дверцу в мир своего искусства. Он рассказал, что для работы берется специальный тип мрамора, у которого есть два слоя. Каждый из них обладает своей плотностью. Верхняя подложка более пористая по сравнению с нижней. За счет обработки верхнего слоя и удается получить эффект воздушной ткани. Особенность используемого материала объясняет и небольшое количество скульптур, выполненных этой техникой. Мало того, что сама по себе она сложная, так еще и подходящий минерал сложно найти.

История возникновения

Вам будет интересно:Камень белый топаз: особенности, свойства, применение и фото

Существуют две версии происхождения мантильи. Вполне возможно, что они обе верны.

Некоторые историки считают, что мантилья – это отголосок арабской чадры, которую жительницы Пиренеев впервые увидели во время мусульманского завоевания полуострова.

Согласно второй версии, на распространение моды повлиял указ короля Филиппа IV, который повелел прикрывать головы мантильями «жрицам любви». Публичные дома в то время в Испании были уже весьма распространены, и король считал, что такой шаг позволит уберечь приличных сеньор от косых взглядов и посягательств. Но у сеньорит было другое мнение: они решили, что не только проституткам нужны кружева. То ли назло королю, то ли просто из любви к красоте, испанские дамы, словно сговорившись, начали поголовно облачаться в мантильи.

Мужской костюм

Рубаху камису из белой хлопчатобумажной ткани в северных и центральных провинциях шили с высоким отложным или стоячим воротником. Праздничную рубаху крестьян и пастухов Заморы (область Кастилия-Леон) собирали у плеча в густые мелкие складки, а широкую планку-застежку вышивали белыми нитями. На юге страны мужчины любили носить яркие шелковые рубашки. Андалусцы отдавали предпочтение камисе с оборками-жабо.

Обычно жилет, куртка и штаны испанцев совпадали по цвету. В Саламанке и Кастилии весь костюм шили из тисненого бархата, а двубортный жилет чалеко и боковые разрезы коротких штанов кальсоне украшали свисающие на длинных «ножках» плоские серебряные пуговицы. В Арагоне разрезы на черных штанах сарагуэлес шнуровались свободно (даже просто прихватывались шнуром), чтобы из-под них были видны полольос — нижние белые полотняные штаны. В селах Ансо и Эчо со Средних веков до XX в. бытовал старинный род кафтана — ангуарина. Там полольос заправляли в вязаные шерстяные чулки, поверх которых надевали еще и черные гетры. Костюм каталонцев отличали очень широкие и короткие, доходящие лишь до колен штаны, которые носили с вязаными белыми гетрами. В Мурсии и Валенсии (в Средиземноморье), а также на Канарских островах (в Атлантике, у северо-западного побережья Африки) такие штаны шили из белого полотна. Валенсианцы-горожане и в наше время по праздникам носят светло-голубые атласные костюмы.

Жители Верхнего Арагона (северо-восток Испании): мужчина из села Ансо в фиолетовом атласном кушаке фаха; женщина из села Эчо в зеленом платье баскина

Традиционный костюм танцоров фламенко состоит из длинных брюк с сильно завышенной линией талии, короткой куртки болеро и жилета чалеко.

Пояс. Непременной частью народного мужского костюма любой области Испании являлся очень широкий и длинный пояс-шарф фаха, плотно, несколько раз обернутый вокруг торса. Обычно он был красного цвета. В Ансо и Эчо (уже упоминавшихся селах Арагона) фаху носили, драпируя красивыми складками.

Жители Андалусии (область на юге Испании): женщина в костюме фламенко; мужчина-пикадор — участник корриды

Верхняя одежда. С давних времен испанцы носили плащ-пелерину из ткани темных оттенков, его называли капа. Очень выразительно была оформлена длинная, закрывавшая фигуру с головы до ног капа пастухов Заморы, сшитая из коричневой шерстяной ткани. Ее объемный воротник, пелерину с бахромой и капюшон покрывали геометрические узоры, выложенные войлоком. Эта нарядная одежда бытовала здесь до середины XX в. В южных областях предпочтение отдавали большим ярким пледам мантам, украшенным бахромой. Манты также играли роль плаща.

Головными уборами каталонцев, как и других приморских народов, были барретины — красные мешкообразные шапки, напоминающие по форме фригийские колпаки. Старинным головным убором жителей Каталонии была гандайя — ажурная сетка для волос. У арагонцев популярностью пользовался качируло — яркий, часто пестрый платок, обвязанный вокруг головы. Поверх него могли надеть черную шляпу с большой черной кисточкой на длинных завязках. Во многих областях Испании носили большие шляпы с загнутыми вверх полями и треугольной тульей, увенчанной на верхушке красным или черным помпончиком. Они именовались самбрейра. Среди андалусцев была распространена шляпа с широкими плоскими полями под названием кордова. Национальным головным убором басков до сих пор является берет, или баскская шапочка. В Испании она всегда черного цвета, а во Франции — красного.

Костюмы участников корриды. С XVI в. особой популярностью в Испании пользуется знаменитая на весь мир битва человека с быком — коррида (буквально «бег быков»). Ритуальные движения, подобные танцу, совершаемые матадором (буквально «убийцей»), наносящим животному смертельный удар, — зрелище, потрясающее воображение. Для усиления театрального эффекта тореро (тореадор) облачается в сверкающий, сплошь расшитый золотой вышивкой и кистями наряд, называемый костюмом света. Он состоит из короткого жилета и узких штанов, также украшенных вышивкой, а кроме того, самой дорогой и блистательной части костюма тореро — большого круглого плаща «для въезда» под названием капа (капоте) де пассео. Дополняют наряд рубашка камиса с жабо, узкий галстук корбатин и особый головной убор монтера. К интересным предметам одежды можно отнести и специальные кожаные штаны пикадора, одеваемые поверх обычных брюк и по покрою напоминающие скорее длинный фартук. Эти штаны закрывают лишь переднюю часть ног и закрепляются на поясе и коленях. Раньше под них пикадоры надевали железные поножи.

Жители Валенсии (область на юго-востоке Испании): женщина в кружевной мантилье; мужчина-тореадор в «костюме света»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: