Мода в испании кратко

Немного о истории костюма XVI века: общие черты.

Конец XV века и XVI век отмечен в истории культуры как время величайших открытий, расцвета искусства, пробуждения человеческой мысли и творчества, спавших под спудом суеверий Средних веков со дня гибели эллинов.

Стремление к освобождению из средневековых оков заметно и в костюме.

Итальянские изящные моды влияют на Францию, и здесь одеваются до наступления эпохи испанского влияния удобно и красиво.

В реформаторской Германии создается новая форма одежды: одежда германского Возрождения. Костюм отличался многочисленными разрезами. Их делали на одежде везде,где только можно.

Итальянцы и испанцы, нахлынувшие во Францию, имели большое влияние на моды, которые отличались разнообразием тканей, шились из разных материй с богатой отделкой шнуром и тесьмой.

В начале XVI века среди западноевропейских крестьян замечается прогрессивное движение, которое выражается во всем, начиная с активного стремления в социальной реформе и кончая преобразованиями в области моды.

Крестьянская одежда обогащается некоторыми принадлежностями городского костюма, хотя рабочей одеждой по-прежнему остается скромная куртка, опоясанная простым кушаком. Но праздничное и воскресное платье становится наряднее.

Испанская мода стала господствующей, это признали все европейские государи и вельможи, подчинявшиеся ей самым рабским образом.

Зато Италия была по-прежнему в этой области довольно самостоятельной, что объяснялось облагораживающим влиянием искусств.

Совсем особняком стояли и немецкие ландскнехты, игнорировавшие стеснительные предписания испанской моды и носили по-прежнему необъятные шаровары и другие части своего просторного,хотя и несколько странного костюма.

Сначала испанский костюм был довольно удобным и элегантным, но с течением времени он приобрел чрезвычайно нелепый характер.

Начали прибегать к различным искусственным мерам в виде всяких прокладок и подкладок , если фигура не следовала модному силуэту.

Характерными особенностями были трико, брыжи, кринолин, различные воротники(брыжи и др).

Наряду с воротниками стали распространяться и манжеты, становившиеся все наряднее и крупнее.

А затем появился кринолин. Кто первый изобрел его таки не ясно, увы. Мужчины носили подкладки из ваты, а дамы, не желая отставать от них, прибегали у же к китовом усы и проволоке. Так и появился кринолин. Благодаря ему каждая благородная испанка начиная от талии походил на расширяющийся конус.

Близился XVII век, который наступал, когда вся Европа была поглощена Тридцатилетней войной.

——————- * В поисках хороших иллюстраций к истории костюма XVI века наткнулась на одну книгу из баварской библиотеки. Заинтересовала меня книга тем,что издана была, а вернее нарисована в 1580 -х годах. Представляю и вам посмотреть на обычаи и костюмы того времени (16 век) непосредственно из первого источника. *

Костюм по регионам

Самобытная одежда в Испании отличается по регионам. Северные провинции тяготеют к строгим консервативным одеяниям, в центральной части страны придерживаются традиционных устоев. Характерные броские костюмы появились с легкой руки южных испанцев, откуда берет истоки страстный танец фламенко.

Различия по регионам:

  • В Каталонии традиционный женский наряд состоит из светлой пышной юбки, атласного лифа с ажурными вставками, фартука и черной шали. Обязательно носить темные кружевные перчатки до локтя и мантилью.
  • Девушки Галисии тяготеют к расклешенным алым юбкам в продольные полосы из черного бархата, фартукам, блузкам с удлиненными рукавами. Желательно набросить на плечи ажурную шаль, а на голову повязать платок.
  • В Верхнем Арагоне носят льняные рубашки с длинными сарафанами, в Нижнем – укороченные пышные юбки, фартуки и блузы с шалями.
  • Народные костюмы в Валенсии составляют шелковые платья с флористическим орнаментом. Девушки подчеркивают талию расшитым передником, на голове носят косынки с бантами. Регион известен интересной прической с бусинами и заколками.

«Баскские ведьмы»

После 1530 года испанская инквизиция направила свое внимание на реформаторов-протестантов, чтобы не допустить проникновения этого религиозного направления в страну, как это случилось в Германии и Франции. В то время как казни были повседневными событиями по всей Европе, на Иберийском полуострове все было иначе

За 350 лет своего существования испанская инквизиция отправила на костер около четырех тысяч человек. Это значительно меньше, чем количество жертв «охоты на ведьм», бушевавшей в остальных католических и протестантских странах, когда сожжено было около 60 тысяч человек.

Испания была избавлена от этого потому, что вера в ведьм в Испании в действительности была весьма низкой. Еще со времен господства вестготов она считалась преступлением и ересью сама по себе. Вера в ведовство сохранялась только в самых северных горных районах Галисии и Страны Басков.

Когда в начале XVII века на севере Испании, в Логроньо (недалеко от Наварры и Страны Басков), появились первые случаи обвинения, инквизиция отправила туда своих людей для расследования. На протяжении двух лет было арестовано почти все население деревушки Сугаррамурди и окрестных сел (около 300 человек). 6 и 7 ноября 1610 года в Логроньо состоялось грандиозное аутодафе – процесс над «баскскими ведьмами», или дело «ведьминской деревни», в результате которого были сожжены 11 человек из 40 обвиненных в колдовстве.

Женский костюм

Он претерпел тоже значительные изменения и так же, как и мужской, утратил плавность и женственность линий, а вместо этого приобрел строгость и каркасность. Силуэт как бы состоит из двух треугольников, противопоставленных друг другу (лиф и юбка) вершины которых пересекаются на талии. Костюм состоял из следующих элементов.

  • Вертигадо (вердугос) – нижняя юбка с вшитыми в нее металлическими обручами из плотного материала.
  • Баскинья – верхняя юбка надеваемая поверх предыдущей, изготавливали ее из черной тафты.
  • Сайо, вестидо – верхнее платье с треугольным разрезом спереди или застежкой на банты и петли. Составной частью являлся вакэро – лиф с откидными или фальшивыми рукавами. Его изготавливали из тонких металлических пластин на шарнирах, которые сгибали и обтягивали бархатом или тонкой замшей. Испанский костюм для девочки данный элемент исключал. Использование металла для утягивания фигуры, сокрытия естественных линий, в том числе выпуклости груди, достаточно часто травмировало, что уж говорить о неудобстве.
  • Бюска – металлическая или деревянная узкая пластинка, прикрепляемая к корсету с целью зрительно сузить талию и сделать плоским живот.
  • Грангола и сорочка – аналогичные мужскому костюму.
  • Декольте, как правило, квадратной формы и закрытое вышивкой.
  • Ропа – элемент верхнего гардероба с длинными или короткими рукавами. Вероятно, была перенята от мавров.

Работать или вести активную жизнь в таком костюме было явно невозможно. Поэтому у простых горожанок облик был иной. Они не носили жестких каркасных юбок вердугос. В ходу была простая рубашка с узким, но не утягивающим лифом со съемными рукавами. Юбка сужалась книзу крупными складками либо собиралась оборками по талии. Она и сейчас — основной элемент, входящий в испанский костюм для танцев (фото образцов это подтверждает), в том числе фламенко.

Народный костюм

Впервые в исторических хрониках испанский национальный костюм упоминается в XVI веке. В период воцарения Габсбургов представители высшего общества носили корсетные одеяния, но простолюдинам с горячей кровью оказалось несвойственно подчиняться жестким правилам.

Из Андалузии берет начало культура простых испанцев – махо. Бурные выяснения отношений между парнями и девушками могли закончиться плачевно, ведь влюбленные не выходили на городские улицы без ножей. Образ жгучей Кармен возник на основе легендарных разборок махо, легко переступающих грань между любовью и кровавой ненавистью. Костюмы мужчин и женщин состояли почти из идентичных вещей. Представительницы махо носили яркие многослойные юбки, укороченные пиджаки и мантильи с гребнями.

Мужской костюм

Известны интерпретации мужского наряда, различные по эпохе появления на исторической арене. Традиционное одеяние, взятое историками за стандарт, состоит из следующих предметов:

  • Белоснежная сорочка с батистовыми манжетами, обшитыми кружевами. Обязательно к рубахе пришивался брыжжевый воротник.
  • Шаровидные штаны-брагет прикреплялись к бедрам сверху и снизу, имели подбивку из конского волоса. Отличительная черта брюк – вертикальные полосы из ткани контрастного цвета. В качестве нижнего белья носили кальес.
  • Укороченная курточка (хубон) или колет с наплечниками, зауженными рукавами и воротником-стойкой. С течением времени воротник удлинялся, к нему пришивали кружевные вставки. Манипуляции с отделкой стали причиной появления характерного испанского гофрированного воротника.
  • Мужчины носили плащи различной длины без воротника или с капюшоном. Традиционным для испанцев считается распашная накидка ропа с наплечниками, висячими рукавами и застежкой возле шеи.

Женский костюм

С легкой подачи горожанок сформировался женский национальный костюм Испании, пропагандирующий свободу от металлических каркасов и жестких корсетов. Девушки самостоятельно отшивали наряд, состоящий из приталенного жилета, многослойной юбки с оборками, просторной блузы со съемными рукавами.

Юные испанки в качестве головного убора носили светлый гребень, который после вступления в брак надлежало поменять на аксессуар коричневого или черного цвета. Гребнем закалывали длинную кружевную накидку – мантилью. Мастерицы старались вышить ее оригинальными узорами, придающими предмету индивидуальность. Современной интерпретацией национального одеяния считаются костюмы для фламенко.

Детский костюм

Не существовало особенных различий между детской и взрослой национальной одеждой. Мальчиков наряжали в рубашки с короткими штанишками, девочек – в блузки с пышными юбками. При желании отшивали детские наряды из ярких тканей, украшали узорами и орнаментами.

Испанский женский костюм

В том виде, в каком сейчас все знают народный испанский костюм по фильмам, книгам, иллюстрациям и средневековым картинам (то есть образ, сформированный в искусстве), он окончательно сформировался в 18-19 веке. Одну из главных ролей при этом сыграла культура махо. Это особый социальный слой населения, испанские щеголи, вышедшие из простого народа и подчеркивающие свое происхождение элементами одежды.

Красота женщины-простолюдинки и ее образ в целом особенно воспет в картинах Ф. Гойи. Принято считать, что он сложился в Андалусии, а уже затем стал считаться эталоном и визитной карточкой, по которым и поныне узнают испанский народный костюм.

На фото выше — женщины из региона Сардинья. Там женская и мужская одежда содержала практически идентичные элементы. Костюм махи состоял из следующих деталей:

  • Приталенный пиджак с широкими лацканами, корсет не использовался.
  • Мантилья – самый узнаваемый элемент. Она представляет собой кружевную или шелковую длинную вуаль, одеваемую, как правило, поверх гребня (пейнета), заколотого в прическу под прямым углом (наклон в ту или иную сторону считался вульгарностью) и свободными волнами спадающую на плечи и спину женщины. Во времена, когда изготавливался испанский костюм своими руками, а не на швейных машинках, каждая дама старалась сделать мантилью неповторимой, с характерными узорами. Современные представительницы страны одевают ее и поныне, но только по случаю праздника.

В таком виде сейчас встретить одежду невозможно, однако современным его воплощением можно отчасти считать испанский костюм для танцев фламенко.

Модная Европа 16 17 века

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из самых талантливых писателей 20 века находит высокую оценку у самых разных писателей полярного направления.

Азалия – необыкновенно красивое растение, но оно требует постоянного к себе внимания. Относится к вечнозеленым кустарникам семейства вересковых. Стало известно людям с 17 века. Ка и многие представители мира растений славится мифами

Царство грибов включает в себя эукариотов, которые несут за собой одновременно как свойства растений, так и свойства животных.

Европейская мода также ощутила влияние геогра­фических открытий. Применение индийских красителей позволило придавать тканям необычные цвета. Использование восточных благово­ний и пряностей открыло широкие возможности для создания новых парфюмерии и косметики. Употребление табака вызывало спрос на трубки и табакерки, форма и вид которых изменялись в соответствии с требованиями моды.

Уже на рассвете Нового времени европейские страны установили меж­ду собой более или менее постоянные торговые и дипломатические кон­такты: Европа начала жить единой жизнью. Возникла и общеевропей­ская мода, которую диктовали самые влиятельные с политической точки зрения государства. На рубеже XV-XVI вв. ее законодателями были ита­льянцы. На нижнюю сорочку они надевали узкий костюм, а на него — более просторную верхнюю одежду. Среди женщин распространился обы­чай ходить с непокрытой головой. Поэтому они уделяли большое внима­ние прическам и головным украшениям — диадемам, венкам и сеткам.

Женская испанская мода на долгие годы подарила миру юбку на жестком металлическом каркасе. Такой костюм весил немало, и поступь знатной дамы приобретала особую величавость. Наряд дополняли сереж­ки, перстни, ожерелья и цепочки, а также веер из страусовых перьев и тонкий носовой платок, отделанный изысканными кружевами. Со вре­мен арабского господства женщины сохранили обычай при выходе на улицу набрасывать на голову темное покрывало. Впоследствии оно пре­вратилось в знаменитую испанскую мантилью из черного кружева.

В 16 веке женщины России, будь то знатная женщина или простая крестьянка прочувствовали на себе мощь расширяющейся моды. Самое интересно то, что 16 век не дает существенных различий между одеждой богатых дам и бедных черновых девушек, поэтому описание образа историки дают одинаковое.

Женщины того времени носили длинные рубахи прямого кроя, которую надевали под прямой сарафан. Кокошник и плетенная обувь был неизменными элементами российского образа 16 века у русских женщин.

Рождение испанской инквизиции

Испанскую инквизицию , возникшую в конце XV столетия, следует отличать от церковной епископской и папской средневековой инквизиции. Испания, большая часть которой в течение восьми веков находилась под властью арабов, во многом отличалась от остальной Европы. Местные правители были вынуждены лавировать, создавать условия для мирного сосуществования разных конфессий. Возникло даже такое понятие, как «convivencia», что означало способность мусульман, христиан и иудеев жить вместе.

Однако постепенно волны антисемитизма, прокатывавшиеся по всему континенту, проникли и на Иберийский полуостров. Летом 1391 года в Барселоне и других городах озлобленные горожане врывались в еврейские кварталы, ловили иудеев и предлагали им на выбор крещение или смерть. Большинство предпочитало крещение, т.е. стать «conversos» (новообращенными). Так появилась новая часть общества – в этническом и культурном отношении еврейская, в религиозном – католическая.

Держава Филиппа II

Первый период существования объединённой Испании тесно связан с её участием в Итальянских войнах, за время которых страна пережила свой наивысший расцвет.

Испанский престол почти всё это время занимал Карлос I (1516-1556), более известный под именем Карла V Габсбурга, императора Священной Римской империи (1519-1556). После распада державы Карла V королём Испании стал его сын Филипп II.

Филипп II

Помимо Испании с её колониями под его властью оказались также Нидерланды и итальянские владения Карла. Филипп II был женат на английской королеве Марии Тюдор, в союзе с которой он победоносно завершил последнюю из Итальянских войн. Испанская армия была признана сильнейшей в Европе.

В 1571 г. союзный флот католических держав под командованием испанского принца одержал решительную победу над турками в сражении при Лепанто. В 1580 г. Филиппу II удалось присоединить к своим владениям Португалию, объединив, таким образом, не только весь Пиренейский полуостров, но и две крупнейшие колониальные империи того времени. Именем короля была названа целая страна — Филиппины, испанская колония на Тихом океане. Мадрид, который с 1561 г. являлся постоянной резиденцией короля, быстро превратился в подлинную столицу великой державы. Мадридский двор диктовал стиль поведения и моды всей Европе. Однако, достигнув высот внешнеполитического могущества, испанский монарх не сумел добиться столь же впечатляющих успехов во внутреннем развитии страны.

П. Веронезе. Битва при Лепанто. XVI в.

Наиболее прибыльная для Испании торговля с Америкой велась компаниями-монополистами под строгим контролем королевской власти, что мешало её нормальному развитию. Сельское хозяйство постепенно приходило в упадок в условиях массового обнищания дворянства, привыкшего воевать, а не заниматься организацией сельскохозяйственного труда в своих владениях. Крестьянство и города задыхались от высоких налогов. В годы правления Филиппа II последствия «революции цен» проявились во всю силу. «Американские сокровища» обогащали немногих представителей привилегированных слоёв, а также уходили в уплату за иностранные товары вместо того, чтобы способствовать экономическому развитию самой Испании. Значительные средства поглощали войны. Несмотря на небывалый рост государственных доходов, которые за годы правления Филиппа II возросли в 12 раз, расходы государства постоянно превышали их. Таким образом, в момент наивысшего расцвета Испании проявились первые признаки её упадка. Бескомпромиссная политика Филиппа II привела к обострению всех противоречий, характерных для испанского общества, а затем и к ослаблению международных позиций страны.

Пласа Майор в Мадриде

Первым сигналом неблагополучия в королевстве стала потеря Испанией Нидерландов. Самая богатая страна во владениях Филиппа II подвергалась безжалостной эксплуатации. Уже через 10 лет после воцарения нового короля там началось национально-освободительное восстание, а вскоре Испания оказалась втянутой в полномасштабную, долгую, а главное — бесперспективную войну с новорождённой республикой. На протяжении почти двадцати лет Испания вела также тяжёлую войну с Англией, в ходе которой её флот потерпел тяжелейшее поражение. Гибель «Непобедимой армады», посланной в 1588 г. на завоевание Англии, стала поворотным пунктом, после которого начался упадок морского могущества Испании. Вмешательство в религиозные войны во Франции привело в конце XVI в. к столкновению с этой державой, которое также не принесло славы испанскому оружию. Таковы были итоги царствования самого могущественного короля в истории Испании.

Испанский солдат

Корабли «Непобедимой армады». XVI в.

Владения испанских и австрийских Габсбургов в Европе во второй половине XVI в.

Особенности социально-экономического развития

Испания вступала в Новое время преимущественно аграрной страной с очень своеобразной социальной структурой. Нигде в мире не было такого многочисленного дворянства, в Испании оно составляло почти 10 % населения. Верхний слой дворянства представляли гранды, средний — кабальеро, а на нижней ступени этой иерархии стояли рядовые дворяне — идальго.

Испанские дворяне

Идальго в массе своей представляли служилое сословие, лишённое собственности и неспособное к какой-либо производственной деятельности. За время Реконкисты они научились только воевать, чем впоследствии обеспечили успех испанских завоеваний в Америке и военные победы в Европе.

Участие в Реконкисте сопровождалось дарованием многочисленных вольностей различным слоям населения. Особенно это касалось Кастилии. Основная часть крестьян здесь к концу XV в. пользовалась личной свободой, а кастильские города имели различные привилегии. Однако при этом крестьянство страдало от малоземелья, а горожане не имели таких возможностей для предпринимательской деятельности, как в других странах Европы.

Основной отраслью испанской экономики являлись овцеводство и экспорт шерсти. Монополия в этой сфере издавна принадлежала объединению овцеводов, которое называлось «Ме́ста». Этот дворянский союз имел исключительные права, позволявшие перегонять многочисленные стада овец через крестьянские земли, нанося им огромный ущерб.

Овцеводство в стране процветало в ущерб производству зерновых, что нередко приводило к недостатку хлеба. При этом владельцы овцеводческих хозяйств, неспособные организовать собственное производство, предпочитали продажу сырой шерсти, а готовые сукна покупали за границей. Экспорт дешёвого сырья и импорт дорогих изделий из него способствовали развитию экономики не Испании, а её торговых конкурентов — Англии и Нидерландов.

На экономической жизни испанского общества очень сильно отразились последствия Великих географических открытий и создание колониальной империи. Массовый приток золота и серебра из Америки («американские сокровища») поставил экономику страны в новые условия. Испания стала первой жертвой «революции цен», происходившей в европейской экономике того времени. Несметные богатства, без особого труда получаемые в колониях, обесценивали деньги, что вело к удорожанию товаров. В течение столетия цены в Испании выросли в среднем в четыре раза — намного больше, чем в любой другой стране Европы. Это вело к обогащению одних слоёв населения за счёт других. Богатства, вывозимые из колоний, лишали испанских предпринимателей и государство стимула к развитию производства. В конечном счёте всё это предопределило общее отставание Испании от других государств Европы, сумевших с большей выгодой для себя использовать те возможности, которые открывала колониальная торговля.

Обувь и украшения

В отличие от итальянской яркости и богатства красок декоративных элементов, одежда испанцев выглядела мрачной и более чем аскетичной. Цветовая гамма ограничивалась черным, серым, коричневым, белым и в редких случаях красным и зеленым цветом. Предпочтение отдавалось монохромны гладким тканям. Распространены были и набивные, вышитые узоры флористических или религиозных мотивов.

Мужчины носили мягкие туфли из бархата или цветной кожи, без каблука, с широким носком, который постепенно становился острым. Аналогичным был дизайн и у обуви женщин, разве что добавлялась вышивка, а в конце 16 века появился каблук. Недопустимо было показывать носки туфелек из-под одежды, исключение делалось только для чапинес (фото выше) – обуви на массивной деревянной подошве, причем чем более знатная была дама, тем толще она должна была быть.

Сетуя на аскетизм и мрачность красок, нельзя не сказать о том, что испанский костюм для девочки или женщины имел свойство дополняться крупными, броскими и яркими украшениями. Страна — хозяйка Нового Света, со всеми его богатствами, могла себе это позволить. И сам костюм отчасти выступает блеклым фоном. Основные элементы: веер, пояса, цепочки, ожерелья, пряжки, аграфы, головные украшения, вышивка жемчугом и т. д.

В ритме зажигательного танца: современные тенденции

Испания – страна с богатой культурой и традициями. Современный женский национальный костюм унаследовал многие исторические элементы. Традиционный наряд элегантный, с интересными украшениями. Он украшен золотистой и серебряной вышивкой и разноцветными камнями. В нем по-прежнему могут использоваться пуговицы с орнаментами, широкие пояса и большие воротники. В женском испанском костюме уместны такие детали:

  • Белая или нежно-кремовая блуза, сшитая из легкой ткани, с манжетами, оборками и кружевом.
  • Длинная, расклешенная от середины бедра, юбка из мягкой ткани. Она может быть с выпуклыми узорами или без них.
  • Платье красного цвета с несколькими воланами.
  • Летний сарафан в светлых тонах и с рисунком из больших ярких цветов. Его дополняют широкополая шляпа или платок.
  • Корсет в виде черного жилета или топ на шнуровке.
  • Детали: искусственные цветы на поясе, на волосах или на воротнике.
  • Красочная воздушная шаль с бахромой.

Жители солнечной страны любят одеваться оригинально и непринужденно. Их яркая одежда с экспрессивными деталями способна создать запоминающийся образ и подарить гостям праздничное настроение.

Танец фламенко, ставший визитной карточкой Испании, полюбили многие народы. Его включают в программу многих мероприятий, чтобы внести частичку Испании и познакомить с ее национальным колоритом. В последнее время в разных образовательных заведениях, например, в детских садах или в школах, проводят утренники и фестивали. Выбирая карнавальные наряды, можно создать красивый и соответствующий сценический образ. Национальный испанский костюм для девочки включает в себя все детали женского образа.

Костюм для фламенко бывает двух видов:

  • Первый вариант – платье с овальным вырезом и воланами или многослойная юбка в цыганском стиле. Под нее можно надевать любые блузы или топы.
  • Второй вариант – специальная бата. Это однотонная юбка с длинным шлейфом сзади. Ее фасон зависит от стиля танца. Бата позволяет свободно передвигаться по сцене, так как не сковывает быстрые движения. С ее помощью легко создать эффектный образ танцующей испанки.

Особенности испанских костюмов

Существуют различия национальной одежды по регионам, но прослеживаются общие черты. На заре развития мужские костюмы выполняли функцию защиты обладателя от вражеских стрел, поэтому отшивались из плотных негнущихся тканей. Догматы католической церкви пропагандировали отказ от земных радостей, немногословность и чопорное поведение. Жители носили одежду в темных тонах для осветления лица, чтобы казаться светлее мавров. Приветствовались в костюме включения тканей красного, зеленого или фиолетового цвета. Дамы носили тяжелые наряды с металлическими пластинками на груди и животе. Такое ухищрение позволяло выделить талию и спрятать изгибы тела, но не давало полноценно дышать, становясь причиной обмороков обладательницы.

Испания в период упадка

История правления последних испанских Габсбургов представляет собой летопись постепенного упадка некогда могущественной державы, перед которой трепетали другие страны Европы. Царствование Филиппа III (1598-1621 гг.) ознаменовалось окончательным изгнанием из Испании морисков — потомков тех мавров, которых вынудили принять христианство. Поскольку мориски проявляли наибольшую активность в предпринимательской деятельности, их изгнание нанесло тяжёлый удар по слабеющей испанской экономике. При этом короле Испания завершила войну с Англией, а в 1609 г. была вынуждена пойти на перемирие с Нидерландами, фактически признав их независимость. Примирение Испании со своими главными торговыми конку рентами вызывало недовольство в обществе, поскольку в условиях мира начался рост импорта из этих стран в ущерб испанской экономике.

Вскоре произошёл возврат к активной внешней политике, и в союзе с австрийскими Габсбургами Испания вступила в Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.). Первоначально успех сопутствовал испанцам, их нового государя Филиппа IV (1621-1665 гг.) называли «королём планеты». Однако война, в которой Испании пришлось воевать с Нидерландами, Францией и Португалией, оказалась непосильной для неё. В конечном счёте Испания уступила ведущие позиции на международной арене возродившей свою мощь Франции. Теперь её ждала роль второстепенной державы. Во второй половине XVII в. Франция захватила испанские владения, расположенные вдоль её северных границ, а затем предъявила претензии и на саму Испанию. Судьба страны решалась теперь другими державами в ходе Войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). В Мадриде вместо Габсбургов утвердились Буфбоны, и Испания вступила в новый период своей истории.

Объединение государства

Реконкиста и подавление эмиров способствовало тому, что испанские королевства, герцогства, графства вступили на путь самостоятельного развития. Более сильные государственные объединения, например, Кастилия и Арагон, пытались захватить более слабые графства, внутри которых постоянно происходили столкновения и гражданские войны. Слабостью испанских государственных образований пользовались соседние страны – Франция и Англия. Предпосылки будущего объединения Испании в единое государства стали складывать в 15 в., Кастилию возглавил Хуан Второй, сын умершего короля Энрике Третьего. Но вместо Хуана королевством управлял его брат Фердинанд, ставший сорегентом брата. Фердинанду удалось отстоять власть и в Арагоне, вмешиваясь в дела Кастилии. В этом королевстве против арагонцев сформировался политический союз, члены которого не хотели укрепления власти в Кастилии.

Между Арагоном и Кастилией в течение 15 в. происходило противостояние, междоусобные войны, спровоцировавшие гражданскую бойню. Остановить противостояние смогло только назначение Изабеллы Кастильской наследницей престола. Она вышла замуж за Фердинанда Арагонского, бывшего инфантом Арагона. В 1474 г. Изабелла стала королевой Кастилии, а через пять лет и ее муж занял королевский трон Арагона. Это положило начало объединению испанского государства. В его состав постепенно входили следующие территории:

  • Наварра.
  • Балеары.
  • Корсика.
  • Сицилия.
  • Сардиния.
  • Южная Италия.
  • Валенсия.

В захваченных землях ввели должности наместников или вице-королей, которые управляли провинциями. Власть королей ограничивали кортесы, т.е. парламенты. Это были представительские органы власти. Кортесы в Кастилии были слабыми, и особого влияния на политику королей не оказывали, а вот в Арагоне все было наоборот. Для внутренней жизни Испании 15 вв. характерно следующее:

  • Восстание крепостных или ременсов, которые требовали отмены феодальных повинностей.
  • Гражданская война 1462-1472 гг.
  • Отмена крепостного права и тяжелых феодальных повинностей.
  • Выступления против евреев, которые в Испании жили обособленно.
  • Учреждена испанская инквизиция.

Объединение Испании

История современной Испании начинается с момента объединения двух крупнейших королевств Пиренейского полуострова — Арагона и Кастилии. Первоначально объединённая Испания представляла собой союз этих двух королевств, скреплённый браком Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. В 1479 г. королевская чета вступила в управление обоими государствами, которые продолжали сохранять своё прежнее внутреннее устройство. Ведущая роль принадлежала Кастилии, на территории которой проживало 3/4 населения объединённого королевства.

Главным фактором единства Арагона и Кастилии стала внешняя политика. В 1492 г. их соединённые силы разгромили последнее мавританское государство на территории Пиренейского полуострова — Гранаду — и завершили таким образом Реконкисту. В ознаменование этого события Папа Римский даровал Фердинанду и Изабелле почётные титулы «католических королей». Они полностью оправдывали полученные титулы, добиваясь укрепления религиозного единства страны и искореняя ереси.

Фердинанд II Арагонский

Изабелла Кастильская

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: