25 старинных фотографий роскошных русских красавиц в национальных костюмах

Отличительные особенности

Итак, чем же отличались народные комплекты русских красавиц от нарядов женщин других стран?

Изюминкой была их многослойность. В нарядах любого региона присутствовало много элементов верхней одежды. Она делилась на накидную и распашную.

Как и следует из названия, накидная одевалась через голову, а распашную, имевшую продольный разрез от самого верха до низа, плотно застегивали на пуговицы или крючки.

Также костюм на Руси отличался богатым декором и расклешенным силуэтом без подчеркнутой талии.

Интересно, что такое разнообразие привело к образованию классификации комплектов, каждый из которых отличался:

  • Высоким эстетическим уровнем.
  • Функциональностью.
  • Целесообразностью.
  • Рациональностью как в технике покроя, так и в исполнении.

Итак, как же одевались наши прародительницы.

Советуем посмотреть видео:

Изготовление русского лаптя

Лапти делали всей семьёй. Плести лапти считалось исключительно мужским делом. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение женщин-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год. Уже к 10-12 годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так быстро.

Содранное с дерева лыко вымачивали в тёплой воде, а потом держали в запруде, чтобы легче снять кору. Плели лапти на колодке, причём легче всего было делать нос, подошву и обушник лаптей, а вот запятник давался с большим трудом. Сохранилась народная байка о том, как царь Пётр, которому всё всегда удавалось, как-то решил сплести лапти. Хорошо у него дело пошло, да как стал он запятник делать, так «над лаптём и задумался». В Эрмитаже Санкт-Петербурга, среди личных вещей Петра I, тот незаконченный лапоть даже хранили и показывали. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Отсюда поговорка: «Лапти плести – не бородой трясти».

Лапти – обувь удобная, легкая, дешевая, единственный недостаток — непрочная. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в рабочую пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти — пятеры лапти сплести» — гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. О непрочности лаптей гласит и народная поговорка «В одних лаптях до царя не дойдешь».

Лапти снашивались очень быстро. Для крестьянина в год надобно было изготовить 50-60 пар лаптей! Ещё более впечатляющим выглядят затраты материала: на 50 лаптей требовалось 150 липовых заготовок — лутошек, каждая из которых была годна только если «содрана» с дерева возрастом не моложе 3-х лет. Сколько же требовалось лыка и бересты, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Трудно предположить, славяне, особенно в стародавние времена, поклоняясь духам природы и бережно относясь к любой живности, так легко могли расправляться с деревьями. Вероятнее всего, они владели различными способами брать часть коры, не погубив дерево.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку.

Примечания[ | ]

  1. Успенский Г. П. Опыт повествования о древностях русских. — Харьков, 1818 — с. 56
  2. Успенский Г. П. Опыт повествования о древностях русских. — Харьков, 1818 — с. 59—60
  3. Ознакомление школьников с национальной одеждой народов России и СНГ // Школа и труд (неопр.) (недоступная ссылка). Школа и труд. Дата обращения: 8 октября 2014. Архивировано 11 октября 2014 года.
  4. Лекция «Одежда восточных славян: общее и особенное в костюмах русских, белорусов и украинцев» (рус.) (неопр.) . Дата обращения: 6 мая 2021.
  5. Русский национальный костюм — ПоясOK.com Народная одежда для детей и взрослых (неопр.) . poyasok.com. Дата обращения: 10 октября 2021.
  6. А. Ф. Вельтман Московская оружейная палата. В Тип. И. Степанова, 1844
  7. Толстая, 2012, с. 314.

Женский костюм

Основа русского женского народного костюма — длинная рубаха. Она была белого или красного цвета и украшалась вышивкой, рисунками, расшивалась жемчугом и подпоясывалась. Поверх рубахи надевался летник — костюм с широким низом, очень длинными рукавами с колоколообразным вырезом и воротом-ожерельем. Он застёгивался до горла. Чтобы рукава летника не доходили до пола, женщине приходилось держать локти согнутыми.

Следующей деталью одежды в южном костюме был сарафан — просто платье без рукавов. В северных краях его заменяла понёва — шерстяная юбка с богато украшенной нижней частью. Её разрешалось носить только замужним или просватанным девушкам. Другие элементы женской одежды:

  • Запона — одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам и не сшитого по бокам. На сгибе имеет отверстие для головы. Носится с поясом. Нижняя часть запоны скалывалась.
  • Душегрея — тёплая меховая одежда в виде кофты с длинными рукавами и отложным воротником. Застёгивается спереди на крючки. Встречаются летние варианты на вате.
  • Приволока — безрукавная накидка, похожая на мантию. Надевается поверх платьев. Богато украшена золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями.
  • Шушпан — короткая женская одежда. Такое название давали кафтану, кофте, сарафану в разных губерниях.

Старинная верхняя одежда для женщин не подпоясывалась. В повседневной жизни они носили суконный опашень, застёгивающийся на множество пуговиц от низа к воротнику. Особенностью этого наряда были длинные висячие рукава со специальным внутренними разрезами, куда продевались руки.

Представительницы знати носили шубки — женские шубы специального покроя, похожие на летники с длинными откидными рукавами. Были распространены также муфты, душегреи, шугаи и их безрукавные разновидности — бугаи. Знатные девушки носили похожую на мужскую одежду. В зимнее время — шубы внакидку, летом — однорядки.

Отличительные особенности

Итак, чем же отличались народные комплекты русских красавиц от нарядов женщин других стран?

Изюминкой была их многослойность. В нарядах любого региона присутствовало много элементов верхней одежды. Она делилась на накидную и распашную.

Как и следует из названия, накидная одевалась через голову, а распашную, имевшую продольный разрез от самого верха до низа, плотно застегивали на пуговицы или крючки.

Также костюм на Руси отличался богатым декором и расклешенным силуэтом без подчеркнутой талии.

Интересно, что такое разнообразие привело к образованию классификации комплектов, каждый из которых отличался:

  • Высоким эстетическим уровнем.
  • Функциональностью.
  • Целесообразностью.
  • Рациональностью как в технике покроя, так и в исполнении.

Итак, как же одевались наши прародительницы.

Советуем посмотреть видео:

Летопись создания

История возникновения особенного и неповторимого языка форм, орнаментов и цветов русского народного костюма уходит своими корнями в XII век. Суровые русские зимы предоставляли нашим прародительницам достаточно свободного времени для рукоделия.


А что еще можно было делать бесконечно длинными вечерами, когда на улице гуляли снежные бураны.

Яркие краски служили напоминанием о ласковом летнем солнце и согревали холодными зимними вечерами. Рождающиеся в руках искусных рукодельниц костюмы были наполнены чувством вселенского умиротворения и покоя, а их орнаменты скрывали в себе сокровенные тайны искусства.

Известно ли вам, что в свое время Петром I было запрещено носить русскую народную одежду. Гнавшийся за Европой реформатор, разрешал носить такую одежду только крестьянам и священникам. Остальные же слои населения должны были одеваться на европейский манер.


Именно так, веками и складывался изумительный ансамбль, ставший впоследствии традиционно народным костюмом.

Интересно, но при одинаковых общих деталях, ощутимы и различия в национальной одежде разных регионов. Исторически принято разделять наряды северного и южного регионов России. Что касается центральной части страны, то в основном одежда шилась по северным традициям, и лишь местами было заметно влияние южнорусских мастериц.

Праздничные женские наряды

Отличались более богатой отделкой и тканями подороже. Отдельно стоит остановиться на свадебных нарядах наших прародительниц. Их разделяли на довенчальные и послевенчальные.

  1. Довенчальные представляли собой длинное платье в пол. Его рукава были темными, что символизировало похорон девушкой своей молодости и ее переход во взрослую жизнь.
  2. Послевенчальное было настоящим шедевром, яркое, красочное, с богатой отделкой.

Для пошива праздничных платьев использовались дорогие ткани – лен, ситец или бархат. Дополнительно наряды украшались бисером, лентами, нарядной вышивкой.

Платья знати и вовсе украшались жемчугами, камнями, сейчас используются не только нашими модельерами, но и их европейскими коллегами, среди которых европейский стиль особенно популярен. Главными элементами, которые используются, считаются вышивка цветными нитями, камнями, бисером и золотыми лентами.

Вещи в этно-стиле стоят недешево. Бренд Levadnaja Details, к примеру, использует для их пошива шелк и итальянский лен. На каждом предмете гардероба есть бисерная вышивка и полудрагоценные камни.

Сейчас вещи с оттенком этно-стилистики можно увидеть на всех мировых подиумах, а светские львицы с удовольствием одевают их на приемы и рауты. Популярен стиль и среди современных мамочек, которые покупают наряды с этническими мотивами для своих дочурок.

Женская мода второй половины XIX века – стиль позитивизм (1870-80-е годы)

В европейском искусстве стиль позитивизм в отличие от «великих стилей», таких как, барокко, классицизм, не распространился на все виды искусства. В основном его влияние во второй половине XIX века было заметно в декоративно-прикладном искусстве и женском костюме. В живописи же, например, это было время реализма и зарождающегося импрессионизма.

Стиль позитивизм сменил стиль второе рококо в женском костюме и вступил в права с 1870-х годов.

В середине 70-х годов XIX века наблюдается тенденция к упрощению костюма. В моде – стройные высокие фигуры, плотно облегающие фигуру платья.

Портрет Марии Фёдоровны, жены Александра III, Генрих фот Ангели, 1874 г.

«Революция» в мире моды началась с отказа от кринолинов, которые в период стиля второго рококо были настолько широкими, что женщины из-за пышности юбок даже не видели, куда наступают.

Сначала кринолины начинают вытеснять кринолетты – своеобразная накладка в области ягодиц в виде юбки на проволочном каркасе с турнюром. Они продержались недолго: с конца 1860-х до первой половины 1980-х.

Затем появились турнюры – небольшие каркасы из проволоки, либо ватные валики-подушки, которые закрепляли под платье ниже талии.

Все эти приспособления использовались с целью получить объем и пышность юбки в области ягодиц. Постепенно юбки спереди все больше сужаются, конструкция каркаса смещается назад. Начинается эпоха турнюра, который полностью вытеснил кринолин.

К 1870 годам платье «тюник» с турнюрами приобретает странную форму, напоминающую латинскую букву S: спереди юбки строгие прямые, узкие. Сзади – выпуклые. Модный силуэт этого времени – костюмы и платья с юбками, мягко облегающими фигуру и расклешенными книзу, становятся главной отличительной чертой и особенностью стиля позитивизм.

Портрет певицы Е. Л. Лавровской, И. Крамской, 1972 г.

Юбка платья прямая, с треном (тянущийся задний конец платья в виде широкого хвоста), непременно сильно драпировалась, закладывалась бантовыми складками и подбиралась назад. Ткань на юбках ниже трена также закладывалась складками и с изнанки скреплялась тесьмой.

Лиф платья «тюник» – облегающий, гладкий. Рукава – прямые, сужающиеся к запястью. В повседневных платьях практически нет открытых участков тела: все скрывается от подбородка до кистей рук.

Короткий рукав, декольте, открытые плечи допускаются только в вечерних платьях.

Королева Дагмар Мария Федоровна с сестрой

Поначалу такие платья шили из шерстяной ткани, бархата темных оттенков. Дополняли платье «тюник» перчатки из тонкой ткани, зонтики от солнца, длинные нитки бус, небольшие сумочки на длинном шнурке, различные шляпки небольшого размера.

Прически снова становятся высокими со сложной укладкой. Встречаются кудрявые короткие челки. Иногда используются накладные локоны. К началу нового столетия женские шляпки, украшенные перьями, цветами приобрели постепенно вид наколок.

В это время появляются различные виды домашней одежды – пеньюары, халаты с рукавами кимоно, капоты – верхняя одежда широкого покроя. Бальные платья в стиле позитивизм отличались от строгих повседневных нарядов с воротником-стойкой горизонтальным декольте и небольшим шлейфом.

Еще одну модель модного платья, которое иногда называли «вокализ» (звучное), шили из тафты. Декольте и рукава украшали оборками, низ юбки отделывали бахромой, которая при ходьбе издавала своеобразный шелест – «фру-фру». Это считалось очень модным.

В целом русская мода, конечно же, следовала европейским (французским) тенденциям. Тем не менее в середине XIX столетия под влиянием движения славянофилов, которые критиковали подражание западным новым веяниям, появился стиль «а-ля рюс». Женские платья были простыми, без каких-либо дополнительных деталей. Турнюр заменялся небольшой драпировкой или бантом.

Портрет дочери художника Софьи Крамской, 1882 г., художник Крамской Иван Николаевич

Стиль романтизм и бидермейер в женском платье

Ампир продержался недолго. Но мода на женственность и утонченность не исчезла. В 30-е годы его сменил стиль романтизм, который по времени совпал с параллельно существующим еще одним необычным и интересным направлением в мире европейской моды – стилем бидермейера в 1820-1840 годы.

Бидермейер – по сути это не название художественного стиля. Так обозначается тридцатилетний период в начале XIX века между наполеоновскими войнами и революциями в Европе. Возникшее в это время художественное направление проявилось преимущественно в немецкоязычных странах в разных сферах искусства и культуры. В том числе и в женском костюме.

Греческие мотивы остаются в прошлом. На смену им приходит классический крой. Появляются платья с пышными юбками с большим количеством складок, с широкими объемными рукавами-буфами, открывающими плечи и шею.

Линия талия возвращается туда, где ей положено быть. И даже если она завышена, то слегка. Тонкую талию подчеркивают широкие рукава, пышные юбки, корсеты, которые снова в моде и затягиваются все туже.

Верхняя часть наряда с не такими откровенными вырезами, как раньше, подчеркивает грудь и низко опущенные плечи, длина юбок поднимается до линии щиколотки. Очень много декоративных украшений: кружев, лент, оборок.

Иногда, но довольно редко, встречаются платья с кринолином. Чтобы поддерживать верхние юбки и создавать эффект пышности, под платье надевают несколько сильно накрахмаленных нижних юбок.

Появляются рукава-жиго. В России их называли в шутку «бараньей ногой». В верхней части рукав был очень объемным и широким. Но постепенно он становился все уже и уже.

Бальные платья чаще всего шили с короткими объемными рукавами-фонариками на манжете. Рукав мог состоять из верхнего длинного рукава из полупрозрачных тканей или шелка и внутреннего короткого, плотного, подбитого ватой или пухом.

Деталям и аксессуарам уделяется огромное внимание: шали, пелерины, зонтики, муфточки, появившийся в это время боа из перьев или меха. Примеры восхитительных женственных нарядов этого времени можно увидеть на картинах Карла Брюллова «Всадница», потрете великой княгини Елены Павловны и портрете Наталье Гончаровой, написанном братом художника Александром Брюлловым

Примеры восхитительных женственных нарядов этого времени можно увидеть на картинах Карла Брюллова «Всадница», потрете великой княгини Елены Павловны и портрете Наталье Гончаровой, написанном братом художника Александром Брюлловым.

«Всадница», К. Брюллов, 1832

Великая княгиня Елена Павловна, К. Брюллов, 1830

Наталья Пушкина. Александр Брюллов, 1831-1832.

Платья уже делятся на повседневные, утренние и бальные. Повседневные модели попроще, без декольте и с длинными рукавами. К ним полагались зонтики от солнца и короткие перчатки. В моде была аристократическая бледность. На плечи набрасывали кружевные косынки-фишю.

Бальные платья шили с короткими или длинными рукавами, открытыми плечами и декольте. Длинные перчатки дополняли вечерний наряд с короткими рукавами. Тонкую талию обязательно подчеркивал пояс с пряжкой или бантом.

Платья носили с шарфом эшарп (опускается сзади на талию, затем его перекидывают спереди на руки, согнутые в локтях), с круглым шарфом из страусовых перьев, из меха, с шалями.

Портрет великой княжны Александры Николаевны, 1837–1844, К. Брюллов

В это же время входит в моду платье-амазонка – женская одежда для верховой езды, состоящая из узкой кофточки и суконной длинной юбки. К ним в комплекте – перчатки и шляпа с вуалью.

Платья шьют уже не только из светлой ткани, но и цветной, даже темной или в клетку. В моду начинают входить кружева, рюши.

Портрет М. А. Бек, Брюллов, 1840

Из шляп этого времени особенно популярен капор с высокой шляпной тульей, куда дамы убирали собранные на затылке волосы. Жесткие широкие поля капора, сужающиеся к затылку, обрамляли лицо. Удерживался он на голове широкими лентами, которые завязывали в бант под подбородком. Дома же дамы носили льняные чепцы, которые постепенно становятся скромнее.

Модные в начале этого периода сложные и высокие прически с разнообразными пучками, асимметричные, с завитыми и взбитыми локонами и кудряшками, с бантами и петлями из волос постепенно сменяются гладкими прическами без кудрей.

В моде прическа с косичками около ушей под названием «а-ля Клотильда», которая пришла из английской моды.

Великая княжна Александра, акварельный портрет Владимира Гау, 1840-е.

Летопись создания

История возникновения особенного и неповторимого языка форм, орнаментов и цветов русского народного костюма уходит своими корнями в XII век. Суровые русские зимы предоставляли нашим прародительницам достаточно свободного времени для рукоделия.


А что еще можно было делать бесконечно длинными вечерами, когда на улице гуляли снежные бураны.

Яркие краски служили напоминанием о ласковом летнем солнце и согревали холодными зимними вечерами. Рождающиеся в руках искусных рукодельниц костюмы были наполнены чувством вселенского умиротворения и покоя, а их орнаменты скрывали в себе сокровенные тайны искусства.

Известно ли вам, что в свое время Петром I было запрещено носить русскую народную одежду. Гнавшийся за Европой реформатор, разрешал носить такую одежду только крестьянам и священникам. Остальные же слои населения должны были одеваться на европейский манер.


Именно так, веками и складывался изумительный ансамбль, ставший впоследствии традиционно народным костюмом.

Интересно, но при одинаковых общих деталях, ощутимы и различия в национальной одежде разных регионов. Исторически принято разделять наряды северного и южного регионов России. Что касается центральной части страны, то в основном одежда шилась по северным традициям, и лишь местами было заметно влияние южнорусских мастериц.

Основные детали русского народного костюма красен девиц

Согласно многочисленным исследованиям в двенадцатом столетии для пошива национального наряда славяне использовали домотканый холст и шерсть. Но с девятнадцатого века на смену простым материям пришли такие ткани, как шёлк, атлас, ситец. Большим спросом пользовалась парча, декорированная растительным узором.

Когда заходит речь о традиционном одеянии русской барышни многие обыватели представляют себе женщину, облаченную в длинный сарафан и огромный кокошник. Да, именно так выглядят славянские модницы на архивных фотоснимках. Но на самом деле русский женский костюм отличался разнообразием, хотя и включал в себя несколько обязательных элементов.

Мода 19 века

Начало позапрошлого столетия знаменовало собой новую эру в мировой моде. Общество становится более динамичным, и в моду 19-го века входят более демократичные платья и костюмы. Одной из законодательниц моды по-прежнему остается Франция. В это время она еще переживает последствия Великой Революции, которая перевернула, в том числе и все представления о модной одежде. Происходит резкий отказ от париков и сложных причесок, корсетов и кринолинов, несметного количества пудры. В женской моде 19 века становятся популярны платья в стиле ампир – глубоко декольтированные, с очень завышенной линией талии (практически под грудью) и коротким рукавом «фонарик». Длинный подол со струящимися складками переходил в шлейф. Ткань выбиралась тонкая, воздушная. Но климат некоторых европейских стран вносит свои коррективы и в Европе 19 века, в моде появляются платья в стиле ампир с длинным рукавом, уменьшается декольте. Используются более плотные и тяжелые ткани – бархат, шелк. Выходные туалеты богато украшаются вышивкой в греческом или египетском стиле.

Фаворитом моды в начале 19 века был тюрбан с эгреткой из перьев экзотических птиц и сандалии по типу греческих богато украшенных драгоценными камнями. Женская мода начала 19 века предлагала огромный выбор шалей и палантинов. Они как нельзя лучше дополняли почти невесомые наряды модниц, а зачастую служили и единственной защитой от непогоды.

В первой половине 19 века мода была так скоротечна, что менялась, чуть ли не ежедневно. Особенно это заметно в мужской моде: сегодня, например, в моде воротнички с загнутыми до щек концами, а завтра уже популярны воротники на высокой стойке и галстук-шарф.

Мода средины 19 века

К середине 19 века мода делает резкий поворот к прошлому столетию и наступает период второго рококо. Возвращаются кринолины и корсеты. Повседневные платья имеют длинный, расширенный книзу рукав и закрытый лиф. У бальных же платьев или очень пышный в окате рукав или он отсутствует вообще. Платья для бала глубоко декольтировались. Особую популярность приобретают кружева и вышивка, которые теперь изготавливаются на фабриках.

К началу 80-х годов мода входит в эпоху позитивизма. Главной чертой этого направления был намеренный показ благополучия и богатства. Женские платья в этот период перегружены всевозможными деталями и украшениями. Зачастую они шьются из тканей разных фактур и цветов. К концу 19 века в женскую моду входит турнюр. Меняется и фасон платья. Оно становится неотрезным по талии, плотно охватывает фигуру до середины бедра. Сзади полы платья собираются в пышную драпировку, которую и поддерживал турнюр – подушечка из ваты или конского волоса. Иногда размеры турнюра были просто огромны, и женщина напоминала гусыню. В последнее десятилетие на смену турнюру приходит простая или кружевная нижняя юбка. Женский образ перестает быть поводом для насмешек карикатуристов, хотя корсет все еще сохраняется в женском гардеробе. Непременным атрибутом женского костюма были перчатки, маленький зонтик, боа из меха или перьев.

Немного истории

История моды – вещь очень увлекательная и представляет собой череду исторических или социальных явлений, связанных с модой. История моды 19 века не является исключением. Так «античная» мода входит в жизнь на гребне революции. Индустриализация и технический прогресс наполняют модную одежду яркими красками – открыт анилиновый краситель; появляются первые швейные машинки, что делает одежду более дешевой и доступной. Берет свои права эмансипация, женщины все больше принимают участие в общественной жизни, занимаются спортом. Платья приобретают все более и более удобные и комфортные формы. Кринолины и турнюры уходят в историю.

Стиль – второе рококо (1840-60-е годы)

К середине XIX века во Франции вновь восстановилась монархия, свергнутая в конце XVIII века во время Великой французской революции. Вместе с восстановлением старых порядков возродился стиль рококо – одно из самых ярких направлений в истории моды французской аристократии накануне революции. Только теперь он получил название «второе рококо» или «выставочный стиль».

На возрождение этого стиля в женском костюме XIX века повлияли восхищение новой императрицы Франции Евгении эпохой французской королевы Марии-Антуанетты и увлечение светских дам нарядами одной из самых известных женщин XVIII века – маркизы де Помпадур.

В середине XIX века дамы вновь стараются скрыть под многослойной одеждой естественные очертания фигуры. Чтобы выйти в свет, им нужно было надеть нижнее белье: белую длинную рубаху, панталоны и чулки. Затянуться потуже в корсет из китового уса. Как и в период рококо XVIII века в моде снова тонкая талия.  

Подготовка завершалась кринолином – каркасом, который состоял из нижних юбок, число которых могло доходить до 6. Самая первая из них была сшита из конского волоса. Ее длина доходила до колена. Только после этого можно было облачаться в платье.

К середине столетия кринолин усовершенствовался. С 1859 года каркас состоял из эластичных стальных обручей. Наступает кринолиновый бум.

В 1850-60-х годах женщины просто утопают в неимоверно широких юбках. Подолы некоторых таких платьев в диаметре достигали 180 см. Такие платья носят не только знатные дамы, но и мало-мальски обеспеченные женщины. Была придумана универсальная модель женского платья со сменным лифом. В зависимости от времени суток менялся верх платья: вечером с юбкой носили верх с открытыми руками и плечами. Днем с той же юбкой – что-то закрытое.

Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II, Франц Винтерхальтер, 1857 г.

Дамские наряды становятся чрезмерно роскошными и особенно вычурными. На смену простым фасонам и легким тканям приходят драпировки из тяжелых тканей. Повседневные и бальные платья шьют из бархата, парчи, атласа, шерсти, штофа, шелка. Появляется новинка – ткань «газ кристалл», которую ткали из нитей двух цветов.

Поменялась и расцветка. Светлые оттенки почти исчезли. Дамские однотонные наряды шьют в основном из ткани темного цвета. Используют полосатую, клетчатую материю. С появлением красителей модными становятся насыщенный красный, лиловый, цвет фуксии.

Наряды все больше «обрастают» цветочками, кружевами, рюшами, бахромой, вышивкой, искусственными цветами.

Принцессы Александра и Дагмара Датские. Франц Винтерхальтер, 1866.

Появляется модная новинка – приталенный жилет казаки, в котором дамы выходили на прогулку или в гости.

Прически стали проще: гладкие, с прямым пробором, тяжелым узлом сзади и несколькими завитками волос. Их украшали гирляндами цветов, диадемами. Или зачесывали и убирали в шиньон.

Капоры и шляпы носили до 1860-х годов. Затем с изменением моды в одежде на смену им пришли маленькие шляпки.

Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, Франц Винтерхальтер, после 1857

Праздничные женские наряды

Отличались более богатой отделкой и тканями подороже. Отдельно стоит остановиться на свадебных нарядах наших прародительниц. Их разделяли на довенчальные и послевенчальные.

  1. Довенчальные представляли собой длинное платье в пол. Его рукава были темными, что символизировало похорон девушкой своей молодости и ее переход во взрослую жизнь.
  2. Послевенчальное было настоящим шедевром, яркое, красочное, с богатой отделкой.

Для пошива праздничных платьев использовались дорогие ткани – лен, ситец или бархат. Дополнительно наряды украшались бисером, лентами, нарядной вышивкой.

Платья знати и вовсе украшались жемчугами, камнями, сейчас используются не только нашими модельерами, но и их европейскими коллегами, среди которых европейский стиль особенно популярен. Главными элементами, которые используются, считаются вышивка цветными нитями, камнями, бисером и золотыми лентами.

Вещи в этно-стиле стоят недешево. Бренд Levadnaja Details, к примеру, использует для их пошива шелк и итальянский лен. На каждом предмете гардероба есть бисерная вышивка и полудрагоценные камни.

Сейчас вещи с оттенком этно-стилистики можно увидеть на всех мировых подиумах, а светские львицы с удовольствием одевают их на приемы и рауты. Популярен стиль и среди современных мамочек, которые покупают наряды с этническими мотивами для своих дочурок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: