Тирольский национальный костюм: культурные традиции в жизни
Среди самых ревностных хранителей традиций национального костюма – Ассоциация народного костюма земли Тироля
. Более 10 000 членов этого добровольного общества гарантируют сохранение традиций регионального костюма в первую очередь своим участием в официальных мероприятиях. Кроме того, народные костюмы носят прежде всего на праздниках годового цикла и в самые важные дни жизни человека
. Немного по-другому обстоят дела с местными музыкальными капеллами и стрелковыми ротами
: на официальных мероприятиях их участники, как правило, обязаны надевать одинаковые костюмы. Даже для заново созданных капелл и рот особые костюмы разрабатываются на заказ.
Наши друзья любители горнолыжного отдыха, поэтому побывали на большинстве Альпийских курортах, остановившись в конечном итоге на
Австрии. Помимо горнолыжных трасс им нравится тирольский стиль, поэтому они постарались внести в интерьер своей кухни его элементы и передать его гостеприимный дух.
При первом взгляде на интерьер поражаешься количеству предметов его
составляющих
Множество деталей и акцентов присутствует на каждом квадратном метре кухни привлекает твое внимание
Добро пожаловать за стол. Он сделан на заказ из дерева, его диаметр 80
сантиметров, крепится к напольной плитке и прилегающей непосредственно к столу барной стойке.
Конструкция очень надежная и устойчивая, а с точки зрения практичности
идеальная, так как за ним можно не только поесть семьей, но и комфортно посидеть с друзьями. Благо круглый стол способен объединять вокруг себя много народу.
Далее выстроена что-то типа стены-тумбы, в которой снизу разместился ящик для посуды, сверху полки для кулинарной и прочей литературы, а
непосредственно к потолку прикручена кованная барная конструкция. В ней согласно назначению находятся стеклянные емкости.
Кухонная мебель состоит как обычно из шкафов нижнего ряда и шкафов, крепящихся к стене. Кухня поставлена углом с практически ровными сторонами.
Для удобства хозяйки, одна секция полностью отдана под водные составляющие: чайник-термос, раковина, краник фильтра воды, измельчитель пищевых
отходов в одной из секций раковины, посудомоечная машина. В верхних застекленных
ящиках можно увидеть разноцветную однотонную и довольно массивную посуду, именно такая посуда используется в быту австрияков.
Зона плиты оформлена в той же стилистике.
Огромная вытяжка с деревянным контуром соответствует задумке хозяев. В тирольских землях обычно на таких вытяжках по периметру размещают маленькие
фигурки и замысловатые предметы. Наши друзья пошли дальше, стена кухни полностью отданы под декоративные тарелки, привезенные лично из разных стран.
Над электрической плитой расположился ригель с необходимыми инструментами и прихватками.
У кухни есть «аппендицит» — это коридор, который разместил в себе бытовую электрическую технику и холодильник.
Изначально в квартире была одна несуразная ниша, напротив который выстроили аналогичную конструкцию и оригинально использовали. В нише слева
разместились одна над другой микроволновая печь и духовой шкаф, а напротив поставили холодильник.
Не трудно догадаться, что стены украсили теми же декоративными тарелками, между которыми логично вписались настенные часы.
Сами стены и пол имеют неровную и бугристую фактуру, это усиливает стилизацию тирольского быта в рамках городской квартиры.
Кухонная мебель сделана из дерева, поэтому потолочный встроенный светильник так же выполнен из этого материала. Конструкция собрана на заказ в
деревянной мастерской, стекла каждого окошечка демонтируется отдельно, что позволяет легко менять перегоревшие лампы дневного света.
Хотите выглядеть, как истинный австриец? Следуйте не моде, а традициям. Национальные костюмы в Австрии популярны в повседневности и на торжествах. Сегодня мы расскажем, что носят австрийцы в праздники и будни и почему Австрия – единственная страна в Европе, где народный костюм стал основой гардероба каждого жителя.
Эстетика и смысл
Традиционный костюм вепсов.
Мужчина в традиционном костюме эвенков на праздновании Дня оленеводов.
Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.
Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.
Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.
Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.
Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.
Национальный орнамент, который для непосвященного человека просто красив – на самом деле целая система знаков, своего рода «текст», который рассказывает о владельце одежды.
Куклы в эвенкийском костюме. Практически вся старинная национальная эвенкийская одежда и утварь украшены бисером.
Головные уборы
Классический мужской головной убор — тюбетейка. Когда становится слишком холодно, на смену ему приходят теплые меховые шапки, а на голову часто оборачивают шерстяные шали. Чалма остается популярной и в наше время. Его принято носить поверх тюбетейки или шляпы.
Для женщины самой распространенной национальной одеждой остается особый головной убор, состоящий из трех компонентов. Это чалма, шапка и платок, который называется лачака. Иногда эти элементы можно использовать независимо и отдельно друг от друга.
На свадьбе голову невесты обычно украшает вышитый платок, закрывающий ее грудь, лицо и шею. В наши дни все чаще можно встретить женщину в тюбетейке (този), в старину это не было принято.
История создания
Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти. На формирование особых черт нарядов повлияло сразу несколько факторов: тесные отношения с Византией и Западной Европой, суровые климатические условия, деятельность подавляющего числа населения (скотоводство, землепашество).
Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).
Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя. На различия нарядов населения повлияло классовое разделение: чем богаче и знатнее был человек, тем многослойнее был его наряд, причём носили его как в помещении, так и на улице, независимо от времени года. Появились распашные и приталенные одежды, своё влияние оказала восточная и польская культура. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы. Осталась традиция шить яркую одежду и богато украшать её.
На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии. Указы были изданы с целью наладить политические отношения с европейскими союзниками, перенять их культуру. Народу насильно привили вкус, заменив шикарные, но длиннополые и неудобные многослойные одежды более комфортными и облегчёнными общеевропейскими с короткими кафтанами, декольтированными платьями.
Русский национальный костюм остался в пользовании народа и купечества, однако всё-таки перенял некоторые модные веяния, например, подпоясанный под грудью сарафан. Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам, особенно в том, что касалось используемых материалов и пышности отделки.
XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень. Шились они из парчи, кисеи, батисты. Появляющаяся одежда, например, «женский мундир», может внешне и не напоминала национальный костюм, но всё-таки имела определённое символическое разделение на «рубаху» и «сарафан». В XX веке из-за отрезанности от европейских поставщиков произошло своеобразное возвращение национальных нарядов, а во второй половине, в 70-ых, оно являлось не больше, чем модной тенденцией.
Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.
Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Праздничные шились из шёлка и парчи, а для ежедневных дел и жизни – сукна и ситца. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.
У каждой губернии были свои предпочтения и особенности в декорировании, цветах, элементах и даже названиях. В Воронежской губернии понёвы украшали вышивкой оранжевого цвета, в Архангельской, Тверской и Вологодской были распространены геометрические символы, а то что в Ярославской губернии называли «ферязь», в Смоленской было «сороклин».
В современном мире своя особенная мода, но в народе наблюдается интерес к истокам, национальной одежде. Традиционные наряды можно увидеть в музеях и иногда на выставках, их используют для театральных и танцевальных постановок, на праздниках. Многие дизайнеры и модельеры используют характерные черты русского народного костюма в своих коллекциях, а некоторые из них, как и исследователи, углубляются в подробное изучение, например, Сергей Глебушкин и Фёдор Пармон.
Самые известные модели и элементы австрийского костюма
Многие модели и даже отдельные элементы национального австрийского костюма хорошо известны всей Европе.
- Tracht (трахт): традиционный мужской костюм, основная деталь которого – двубортный пиджак серо-зеленого, синего или коричневого цвета. Изначально был одеждой охотников и пастухов. В начале XX века получил остроумное название – альпийский смокинг.
- Lederhose (ледерхозе) – шорты, преимущественно кожаные. Носятся на подтяжках и могут иметь разную длину. Раньше были одеждой пивоваров, так как с кожи легко было стереть следы пива. Сейчас изготавливаются из льна, плотного хлопка.
- Тирольская (егерская шляпа) – обязательный атрибут мужского костюма. Имеет высокую тулью, небольшие поля, украшена сбоку пером, основание тульи охвачено витым шнуром. Исторически имела зеленый цвет, сейчас может быть серой, коричневой, синей.
- Dirndl (дирндль) – традиционный женский костюм для повседневной работы по дому. Состоит из блузки с присобранными рукавами, широкой юбки и фартука. Современный австрийский дирндль имеет, как правило, яркую юбку, открытую блузку и кокетливый жакет-корсаж.
- Leibkittel (лейбкиттель) – элемент традиционного женского костюма, представляет собой узкий жакет-корсаж на бретелях с пришитой к нему широкой юбкой. Для него выбирают ткани ярких и насыщенных цветов – алого, зеленого, сапфирового. Иногда украшается шнуровкой или вышивкой.
Образы национальных австрийских костюмов близки к баварским и германским. Сходна цветовая гамма, стиль вышивки, покрой. Австрийский костюм несет черты традиционной сельской моды – натуральные ткани и расцветки, ручная вышивка, фартуки и длинные юбки. Поэтому этот стиль называют Landhausmode (ландхаусмод).
Костюм, по которому можно изучать историю страны
Тесная связь повседневной австрийской моды с национальными традициями очевидна даже туристам, проводящим в стране всего несколько дней. Традиционный костюм не пылится в музейных витринах, а является базовым элементом повседневного гардероба. Чтобы понять истоки удивительного отношения к народной одежде, нужно вернуться на 400-500 лет назад.
- Для пошива повседневной одежды крестьяне и ремесленники использовали ткани собственного производства. Они были окрашены в практичные цвета – серый, коричневый, темно-зеленый, темно-синий.
- Долгое время на украшение крестьянской одежды существовал запрет, который был отменен около 300 лет назад. В традиционном костюме Австрии, особенно женском, постепенно появились вышивка и кружева. На праздники наряды украшали элементами красного цвета.
- Окончательно запрет на вышивку, ленты и декоративные элементы исчез в XVIII веке, но до сих пор традиционному австрийскому костюму свойственна сдержанность в декорировании. Разнообразие достигается за счет комбинирования цветов и элементов одежды.
- Жители различных горных районов оформляли свои костюмы по-разному. Постепенно вышивка и отделка стали выполнять не только декоративную, но и информационную функцию. По ним можно было определить семейное положение, профессию или статус владельца.
- Много лет мужские костюмы шили из шерстяного сукна лоден, которое отличается плотностью, долговечностью и устойчивостью к погодным условиям.
В сохранении национального костюма как элемента повседневной жизни большую роль сыграли королевские вкусы. Еще Карл Великий высоко ценил удобный народный костюм и всячески поощрял его ношение придворными. Император Франц-Иосиф превратил традиционный костюм лесника в элегантный охотничий наряд.
Сегодняшние официальные лица продолжают традицию и на мероприятиях появляются в костюмах узнаваемого национального кроя.
Особенности женского костюма
Главные элементы традиционного женского народного костюма: рубаха туникообразного покроя (camicia), большей частью с широкими рукавами, присборенными на плечах и у запястья, нередко с вышивкой; длинная широкая юбка (gonna) в сборку, складку или плиссе, самых разнообразных цветов; так называемый корсаж, известный в Италии под различными названиями – corsetto, corpetto, busto, bustino и др.– длиной до талии, или чуть выше или ниже ее, плотно облегающий фигуру, с плечами или с лямками; корсаж, выкроенный с плечами, может быть как с рукавами, так и без них; часто рукава не пришиты к основе корсажа, а привязываются к нему лентами или тесемками; спереди или сзади корсаж зашнуровывается.
Распашная одежда встречается двух главных видов: это или сшитая в талию, доходящая до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto. Неотъемлемая часть женского народного костюма – передник (grem-biule). Чаще всего он длинный, закрывающий перед юбки, обычно ярких расцветок.
Во многих областях Италии носили и продолжают носить (даже в тех местностях, где другие части традиционного народного костюма не сохранились) головной платок (fazzoletto), цвет, размер и способ ношения которого различны в разных районах страны. В деревнях Италии как женщины, так и мужчины носят шейные платки.
Кроме платка, итальянские женщины носили головные уборы, различающиеся по областям: белые накрахмаленные чепцы, маленькие кокошники, огромные белые или очень яркие накидки и др.
Традици и и современность: как австрийцы относятся к национальному костюму
Многие народы уважительно относятся к своей истории, но в Австрии национальный костюм – не архаичное прошлое, а день сегодняшний. Дизайнеры ежегодно демонстрируют коллекции с национальным колоритом. Официальные лица Австрии появляются на приемах в альпийских смокингах, а в гардеробе городских модниц обязательно найдется традиционный дирндль или сарафан на его основе.
- В большой моде вечеринки в национальных костюмах.
- традиционные костюмы надевают не только участники парадов, но и зрители.
- Элементы орнамента и вышивки постоянно используются в модных аксессуарах, ювелирных украшениях.
Национальные костюмы стоят довольно дорого. Цены на женские дирндли начинаются от 500 евро, а на суконные мужские куртки – от 350 евро. Это объясняется использованием натуральных тканей местного производства и экологически чистых красителей. Вещи бывают украшены вышивкой ручной работы.
Особенности национальной культуры
Одна из свято соблюдающихся традиций осетин – безусловное уважение и почтение к старшим. Все важные для семьи вопросы решаются с учетом их мнения, когда в дом заходит отец или дед, сыновья и внуки должны встречать их стоя.
К национальным особенностям осетинского народа относится также соблюдение множества магических обрядов и ритуалов, посвященных святым покровителям. Считается, что духи-покровители есть и у каждого человека, и у каждого поселения.
Трапеза у осетин ― это не просто прием пищи, а священнодействие. Перед тем, как сесть за стол, принято обратиться к богу и святым покровителям с молитвой. Сквернословие или ссоры за столом недопустимы, и считаются большим грехом.
Осетины очень музыкальны, музыка слышна отовсюду: из окон домов и проезжающих автомобилей, плееров и мобильников. А грациозные, искрометные и зажигательные осетинские танцы неизменно вызывают восторг зрителей.
Нагрудник для замужних
Грудной разрез рубахи прикрывался нижним нагрудником күкрәкчә, түшелдерек. Его ношение было как чисто утилитарным, для прикрытия тела, так и религиозно-мифическим, для сокрытия груди кормящей женщины от недоброго глаза постороннего человека. Соответственно, необходимо отметить тот факт, который описал еще Н.И. Воробьев: «Носят только замужние женщины, а девушки не носят их совершенно. В некоторых местах его не носят и старухи, но далеко не везде».
Что касается нагрудников, их носили не только татары, однако верхний нагрудник казанских татар – изү имел ряд особенностей, которые выделяли его. Если в итоговом виде это отдельное от рубахи нагрудное украшение, то на начальном этапе было лишь декорированием разреза – в виде нашитых по краю лент, кстати, впоследствии сохраняется наравне и с отдельным вариантом. Особенность заключалась в нашитых на тканевую основу лопатообразной формы с имитацией ворота рубахи, в несколько рядов – парчовых, бархатных, позументных лент, блях и монет.
Особенности национального костюма Италии
Одежда итальянцев ‒ собирательный образ. У нее яркий и разнообразный стиль. Колоритную одежду носят в больших городах и провинциях. Наряды могут быть:
- праздничными;
- свадебными;
- ежедневными.
Пошив национального убранства происходил по социальному статусу. Образ незамужней девушки кардинально отличался от образа замужней, а одежда горожанина отличалась от костюма сельского жителя. Женскую одежду разных областей объединяют общие элементы ‒ туникообразная рубаха, широкая юбка, корсаж. А все мужчины носили белые рубахи с короткими брюками. Украшения также считались частью костюма: они показывали социальный статус хозяина.
Разновидности национального костюма по регионам
Национальные костюмы отличаются между собой в зависимости от региона происхождения. Особенности наряда зависят от климата, местности и обычаев представителей той или иной области страны.
Сардиния
Этот регион богат разнообразными народными убранствами и традициями. Здесь тоже проводятся карнавалы. Основные виды:
- 1 мая, Кальяри. Карнавал святого Эфизио.
- 3 майское воскресенье, Сассари. Фестиваль «Кавальката Сарда».
- 4 августовское воскресенье, Нуоро. День Спасителя.
В костюмированных шествиях принимает участие до 5 тысяч человек.
Каждый населенный пункт может гордиться своими колоритными моделями нарядов и культурой. Здесь просматривается разница между крестьянами и зажиточными жителями острова. Знать одевалась в платья темно-красного цвета, а бедняки – в одежду серых тонов. Головной убор различал островитянок по сословию. Он покрывал не только голову, но и плечи.
Костюм изготавливали из тонкого кружева, дорогого полотна, окрашивали природными красителями. От праздника зависело количество юбок и платков. Женщины надевали одновременно несколько изделий, в костюмах использовали разную фурнитуру:
- богатые дамы носили костюмы с золотыми пуговицами;
- женщины среднего класса могли позволить себе серебряные пуговицы;
- бедные девушки украшали костюмы пуговицами из простого металла.
В Сардинии женскую красоту подчеркивал крой изделия. Девушки носили платья с глубоким декольте. Но в середине XIX века священники-иезуиты издали указ, который требовал от женщин носить ткани, скрывающие вырез. Тогда мастерицы проявили хитрость: они пошили накидку, которая при движении приоткрывала грудь. Интересно, что на руках дам одновременно могло находиться семь красивых украшений, а на пальцах крестьянок – только три.
Калабрия
Калабрийский костюм мог быть выполнен в римском и греческом стиле. Убранство состояло из шелковой юбки, длинной белой рубашки, шали и жакета. Юбка имела пышный вид, была укороченной. Чтобы защититься от холода, женщины придумали шерстяную шаль с длинной бахромой. Впоследствии ее назвали фаццулеттуна.
У мужчин костюм был более практичным, с небольшим количеством элементов одежды. В него входили белые или черные брюки, куртка, рубаха, пиджак и невысокие ботинки из грубой кожи. Вместо шляпы носили колпак небольшого размера, белого или черного цвета, а на груди – галстук.
Лигурия
Женское народное убранство этого района мало чем отличалось от наряда других мест. На юбку с белой блузкой сверху надевали фартук, который был длинным или коротким (по желанию).
Фриули-Венеция-Джулия
Женское народное убранство состояло из белой длинной нательной рубахи и длинного яркого однотонного платья без рукавов. В будние дни женщины надевали фартук коричневого цвета. В праздничные дни его меняли на фартук с узором. На голове девушки носили платок с цветочным орнаментом.
В состав мужского национального костюма входила рубаха из хлопчатобумажного полотна, жилет, брюки по колено, зауженные книзу, которые завязывали лентой. Состоятельные мужчины носили длинные кожаные куртки и полуботинки, а бедные ходили в коротких куртках и деревянных сабо. На голове носили шляпу из шерсти, а на шее завязывали цветную косынку. Разнообразные региональные костюмы объединяют многие черты:
- нательное белье ‒ рубаха белого цвета;
- юбка с передником;
- корсет;
- мужская белая рубашка;
- узкие брюки;
- гетры.
Особенности женского костюма
Итальянские женщины в гардеробе имели рубаху-тунику (camicia). У нее были широкие рукава, по окату и запястью собранные в сборку. На ней присутствовали яркие вышитые детали, выполненные гладьевыми швами. Также имелась широкая, длинная, разноцветная юбка (gonna) со складками по линии талии. Верхнюю и нижнюю часть наряда объединял корсаж, который имел несколько названий ‒ corsetto, corpetto, busto, bustino. Некоторые модели корсажа:
- изделие высотой от линии талии вверх 15 – 20 см, а вниз – 10-15 см;
- жилет без рукавов;
- жилет с рукавами, которые к окату привязаны лентами или шнурами.
Шнуровка в корсажах проходила по передней или задней части изделия. Оно туго облегало фигуру. Обязательным элементом являлся фартук (grem-biule) из яркого материала. Он закрывал переднюю часть юбки. Во всех регионах страны использовали платок (fazzoletto), который завязывали особенным способом. Вместо головного платка иногда носили накрахмаленный чепец, маленький кокошник и накидку-покрывало. Для поддержания формы головного убора внутрь вставляли медную проволоку.
Одежда имела разное количество швейных элементов. Например, в Средневековье большим спросом пользовалось кружевное полотно, которым местные красавицы украшали свою одежду. А на севере полуострова в костюме прослеживалась сдержанность. Спокойные тона, небольшое количество элементов присутствовали в повседневной жизни. А вот на празднествах костюм преображался: использовались ленты, перья, вышивка и другие элементы.
Разберемся в понятиях
Кто ты, что ты есть в этом мире, как тебя воспринимают окружающие, говорит ли твоя одежда о тебе и скрывает ли твои мысли от других? Должна ли ты извиняться за свой выбор или это просто новое модное течение? Сколько сегодня разговоров на тему сокрытия себя женщиной перед окружающим миром – не счесть.
Каждый считает себя экспертом. А благодаря тому, что все больше визуальных источников оседает в новом жизненном пространстве для человека – интернете, где стираются социальные рамки и где все больше мы черпаем для себя новые знания, возникает иллюзорное ощущение, что наша история на поверхности, а скрытые нюансы и различия растворяются в жерновах истории. В угоду мнения одних что-то упускают, а что-то, наоборот, выносят на первый план, забывая, что однобокий взгляд совершенно не раскрывает все то богатство, которое сокрыто в днях прошлых столетий.
Говоря о традиционном костюме татарской женщины, мы также не смогли уйти от этой проблемы, когда даже исследователи имеют настолько разные мнения, что одни категорично отрицают сокрытие своего тела татарками в традициях народной одежды, а другие считают данный факт нормой повседневности. Следовательно, изначально необходимо разобраться в дефинициях.
Фото из коллекции Национального музея РТ / Рамиль Гали, ИА «Татар-информ»
Обратимся к словарю Р. П. Андреевой, определяющий хиджаб как название любого вида женской уличной одежды, скрывающей лицо и фигуру (например, паранджа, чадра). Итак, необходимо понимать, что в первую очередь хиджаб – принцип сокрытия аурата (запретных участков тела), а уже затем конкретная форма одежды. К тому же, раскрывая образ татарской женщины, ее комплекса одежды именно в этнографический период, когда урбанизация города еще не стерла нюансы традиционной одежды, нужно учитывать конфессиональную принадлежность, статус, половозрастные особенности и социальное положение.
К примеру, на рубеже XVIII-XIX столетий в своем путешествии в Казань 1800 года Максим Невзоров описывал быт татарской женщины: «Живет в назначенном себе покое… никакому мужчине, кроме мужа и тех, кому он позволит, не показываясь. Если на дворе нечаянно татарка встретится с мужчиной чужим, то она или отворачивается, или закрывает лицо своими руками».
Карл Фукс считал, что татарской женщине на селе было легче: «По моему мнению, деревенские татарки гораздо счастливее городских. Они пользуются свободой и проводят время, подобно нашим русским поселянкам; исправляют все домашние дела и полевые работы; летом беспрестанно в лесу, в поле; зимою за пряжей, весною за тканьем; нет свободной минуты для скуки. Ходят без покрывала…»
В конце XIX века в иллюстрированном спутнике по Волге Л.С. Монастырского отмечалось, что если на гулянье татарка тщательно закрывает свое лицо и грудь, то не стоит и любопытствовать – это или старуха, или очень некрасивая женщина… А если случай или умысел распахивает завесы скромности, то они вызывают ревнивый и дикий взгляд следом идущего татарина.
Фото: Рамиль Гали, ИА «Татар-информ»
Самые известные модели и элементы австрийского костюма
Многие модели и даже отдельные элементы национального австрийского костюма хорошо известны всей Европе.
- Tracht (трахт): традиционный мужской костюм, основная деталь которого – двубортный пиджак серо-зеленого, синего или коричневого цвета. Изначально был одеждой охотников и пастухов. В начале XX века получил остроумное название – альпийский смокинг.
- Lederhose (ледерхозе) – шорты, преимущественно кожаные. Носятся на подтяжках и могут иметь разную длину. Раньше были одеждой пивоваров, так как с кожи легко было стереть следы пива. Сейчас изготавливаются из льна, плотного хлопка.
- Тирольская (егерская шляпа) – обязательный атрибут мужского костюма. Имеет высокую тулью, небольшие поля, украшена сбоку пером, основание тульи охвачено витым шнуром. Исторически имела зеленый цвет, сейчас может быть серой, коричневой, синей.
- Dirndl (дирндль) – традиционный женский костюм для повседневной работы по дому. Состоит из блузки с присобранными рукавами, широкой юбки и фартука. Современный австрийский дирндль имеет, как правило, яркую юбку, открытую блузку и кокетливый жакет-корсаж.
- Leibkittel (лейбкиттель) – элемент традиционного женского костюма, представляет собой узкий жакет-корсаж на бретелях с пришитой к нему широкой юбкой. Для него выбирают ткани ярких и насыщенных цветов – алого, зеленого, сапфирового. Иногда украшается шнуровкой или вышивкой.
Образы национальных австрийских костюмов близки к баварским и германским. Сходна цветовая гамма, стиль вышивки, покрой. Австрийский костюм несет черты традиционной сельской моды – натуральные ткани и расцветки, ручная вышивка, фартуки и длинные юбки. Поэтому этот стиль называют Landhausmode (ландхаусмод).
Венецианский карнавальный костюм
Один раз в год Венецию наполняет сказочная атмосфера. По улицам в феврале проходит костюмированное веселое и шумное шествие. В нем участвует городское население и гости с других городов.
Своего расцвета карнавал достиг в XVIII веке. На пошив одного костюма уходило 15 метров ткани, поэтому карнавальная одежда итальянцев шилась весь год. Изделия расшивали золотыми нитками с драгоценными камнями. Обязательным атрибутом была маска.
Веселие проходило под выступление жонглеров, дрессированных хищников, привезенных из дальних стран, бои быков. Сегодня фестиваль длится две недели. Задолго до его открытия начинают прибывать гости с европейских стран.
Приезжие гости могут купить в лавке маску, плащ, колпак, шляпу и другие аксессуары карнавального костюма. На улицах города начинаются театрализованные представления, играют оркестры, народ веселится, дует в трубы, бьет в барабаны, поет песни, запускает фейерверки.
Своими действиями шествующие обозначают начало карнавала.
В чем различие повседневного и праздничного традиционного костюма?
Основой для повседневных нарядов были лоден, хлопок, лен, кожа. Праздничную одежду шили из того же лодена и льна, добавляя яркие элементы.
Для будничной одежды характерна сдержанная цветовая гамма. Синий, зеленый, коричневый серый – цвета для мужчин. Для женщин – синий, оттенки зеленого и бежевого, коричневого.
Праздничные варианты включают красные, фиолетовые, ярко-голубые, белые цвета.
Украшают праздничные костюмы разнообразной вышивкой и лентами. Для мужских вариантов характерны контрастные лацканы и яркие платки.
Вышивка занимает почетное место в национальном австрийском костюме. Традиционные мотивы – флористические и геометрические. Сейчас особой популярностью пользуется эдельвейс – как символ Альп
Его изображением украшают блузки, галстуки, жакеты и аксессуары.
Головные уборы всегда были важной частью традиционных облачений. Тирольская шляпа с ярким пером дополняла мужской образ
Женщины из богатых семей надевали на праздники чепцы с меховой отделкой, вышивкой серебряной и золотой нитью. В современных вариантах костюма остались мужские шляпы, их носят и дамы среднего и старшего возраста.