Рекламные плакаты
Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Его композиции, как правило, изображающие томных роскошных девушек, стали печататься в в модных газетах и журналах. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях, игральных картах, рекламных этикетках. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. От хороших заказов просто не было отбоя, и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа», и художник заключает с ним выгодный контракт. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Биография Альфонса Мухи
Альфонс родился в Моравии в небольшом провинциальном городе Иванчице в 1860 году. Именно конец Х1Х века наложил отпечаток на все его творчество, даже в середине ХХ века он не утратил поэтичности и мечтательности, стараясь в бурное неспокойное время, отобразить в своих произведениях душу народа.
Его отец Онджей, портной по профессии, небогатый человек остался вдовцом с несколькими детьми и вступил во второй брак (скорее всего по расчету) с дочерью зажиточного мельника Амалией, которая впоследствии стала матерью известного художника.
Амалия рано умерла, но Онджей был лучшим из отцов для своего многочисленного семейства и все его дети, даже девочки, что в то время было удивительным, получили среднее образование.
Альфонс до 17 лет учился в Славянской гимназии небольшого польского города Брно, а затем его отец сумел устроить юношу в Академию художеств города Прага. Так Альфонс стал студентом, но нужно сказать, что далеко не лучшим из студентов. Он безбожно прогуливал занятия, в том числе, и закона Божьего, что считалось недопустимым, а получал отличные отметки только по рисованию и пению.
Студент вскоре был отчислен из Академии по причине «всякого отсутствия таланта к художеству» и становится писарем в городском суде Иваничица. Спустя два года, случайно наткнувшись на объявление о вакансии декоратора в Венской фирме, производящей театральный реквизит, он устраивается туда художником по декорациям. Но в 1881 году фирма разоряется, и Альфонс вновь остается не у дел.
Благодаря хлопотам отца, он перебирается в южный город Микулов, где занимается чем придется: немного рисует театральные декорации, занимается миниатюрой, портретами, плакатами и порой за неимением другой работы, малярничает.
И тут художнику повезло: его попросили расписать замок грушованского графа Куэна, где он расписывал потолки в принятом тогда стиле итальянского Ренессанса. После этого его направили к брату графа в замок Гандегг в далекой Тиролии. Здесь он не только расписывал комнаты, но также и написал портрет графини и всего семейства. В свободное время, которое выпадало нечасто, художнику удавалось выбраться на природу, где он жадно рисовал с натуры.
В гости к графу приезжает венский профессор живописи Край, он заинтересовался произведениями молодого художника и убеждает его продолжить образование. Довольный граф выступает меценатом Альфонса и за свой счет отправляет его в Академию художества города Мюнхен. Так, в 1885 году художник продолжил свое профессиональное образование. Через два года он переводится в Академию искусств в Париже, причем сразу на третий курс.
Это лучшее время в его учебе, но оно скоро оканчивается: граф прекратил выплату стипендии, и юноше пришлось рассчитывать только на свои силы. В некоторых мемуарах Альфонс Муха намекает на периоды лишений и невзгод, но уже в 1991 году он устанавливает прочные связи с издателем Арманом Коллином, а также пишет плакаты для спектаклей с участием Сары Бернар. Великой актрисе так понравились работы молодого художника, что она заключает с ним шестилетний контракт на все новые произведения.
Таким образом Альфонс вступает в период достатка и известности: с большим ажиотажем проходят выставки его работ во многих крупных европейских городах и изменчивая Фортуна, наконец постучала в дверь к художнику.
Галерея
-
Biscuits LeFevre-Utile (1896)
-
Обложка журнала «La Plume» (1898)
-
Медея (1898)
-
Альфонс Муха работает над «Славянской эпопеей» (1920)
-
Ярослава (дочь художника, 1924—1925)
-
Судьба
-
Зимняя ночь (1920)
-
Автопортрет (1907)
Дополнительные иллюстрации произведений Альфонса Мухи
-
Bieres de la Meuse (1897)
-
Cycles Perfecta (1902)
-
Донна Ореккини (1897)
-
сигарет «Job» (1896)
-
Поэзия
-
Календарь «Зодиак» (1896)
-
Savonnerie de bagnolet (1897)
-
Весна (1896)
-
Лето (1896)
-
Осень (1896)
-
Зима (1896)
-
Монако Монте-Карло (1897)
-
Фрукты (1897)
-
Танец (1898)
-
F. Champenois Imprimeur-Éditeur (литография, 1897)
-
Плакат первой собственной выставки Мухи в «Салоне ста» (1897)
-
Плакат австрийского павильона (1900)
-
Лоренцаччо (1896)
-
Иллюстрация из «Le Pater»
-
Иллюстрация из «Le Pater»
-
Плакат-приглашение на выставку «Славянской эпопеи» в Брно (1930)
-
Славяне на исконной Родине
Собственный стиль
Неповторимый стиль всего творчества и, в частности, картин Альфонса Мухи выражается в поклонении своему идеалу – прекрасной грациозной женщине ярко выраженного славянского типа. Практически все работы мастера представляют собой изображение молодой красивой женщины с развевающимися кудрями, которую окружают великолепные цветы. Талант живописца рисует множество образов – это и томные барышни, и изящные принцессы, и соблазнительные красавицы, и прекрасные богини. Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника.
Именно творчество Альфонса Мухи легло в основу развития самого яркого направления модерна – «ар нуво» отличием которого является обилие извилистых плавных линий в основе неизменного орнамента, декоративность и множество природных и растительных мотивов.
Моделями для картин Альфонса Мухи, купить которые стремились многие поклонники стиля «ар нуво» зачастую служили его жена Мариа Хитилова и две их дочери – их яркая славянская внешность в полной мере соответствовала «типажу» художника.
Авторству мастера принадлежат не только многочисленные картины и афиши, но также календари, плакаты, эстампы и шелковые панно. Наиболее известными работами этого периода являются графические серии:
- «Времена года»
- «Цветы»
- «Деревья»
- «Месяцы»
- «Звезды»
- «Драгоценные камни».
В поисках финансового благополучия Муха в 1906 году переезжает в Америку, однако спустя четыре года возвращается на родину. Здесь одновременно с работой над созданием государственных символов, первых почтовых марок и денежных знаков, он в течение многих лет работает над циклом эпических картин «Славянская эпопея», который в 1928 году передает в дар городу Праге.
Многогранность таланта художника, его особое видение мира, уникальная аура творений, в которых удивительным образом сочетаются чувственность и утонченность, делают востребованными не только сами картины, но и репродукции работ Альфонса Мухи, купить которые сегодня считают своим долгом истинные ценители стиля модерн.
Надежная упаковка и доставка
заказ через «Корзину» на сайте,
Надежная укпаковка в пленку и картон несколькими слоями.
Доставка осуществляется Почтой России, EMS RussianPost, СДЭК
Получаете картину
и хорошее настроение!
Это интересно: Место казни 1621 года
«Времена года»
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. Рисунки представляли собой изображения изящных женщин с пышными волосами и красивыми фигурами. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Загадочная и грациозная женщина, утопающая в море цветов, всегда изображалась в самом центре произведения. Картины обрамляли изящные выполненные в восточном стиле. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах. Все рисунки отличались настроением и цветовой гаммой, которую тщательно подбирал Альфонс Муха. Весна, например, изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Лето — с помощью ярких зеленых оттенков, осень — насыщенно-оранжевой, а зима — прозрачно-холодной. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Музей Альфонса Мухи в Праге
В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого
, построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи.
В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи
Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка
Стоимость посещения музея:
-
180
крон — взрослые -
120
крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет -
490
крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)
Адрес музея:
Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:
Телефон:
+420 221-451-333
Расписание работы:
ежедневно с 10:00 до 18:00
Альфонс Муха сделал поистине неоценимый вклад в развитие культуры своей родины и Чехия благодарна за все его творения.
Творчество польского художника первой половины ХХ века, к сожалению, мало известно в наше время. Хотя самобытность и незаурядность его таланта нашли множество поклонников во всем мире. Никто не останется равнодушным, любуясь сериями картин «Цветы», «Времена года», «Славянские девы», «Месяцы», в которых художник воспевает женскую красоту, красу природы и выступает как знаток народных традиций и обрядов.
Живопись
Одна из выпущенных графиком афиш сделала его знаменитым. Художнику сделала заказ великолепная французская актриса Сара Бернар. Альфонс создал афишу к спектаклю «Жисмонда». Артистка пребывала в таком восхищении, что рекомендовала его в качестве декоратора администрации театра «Ренессанс», и с этого момента поток заказов не иссякал.
Плакат Альфонса Мухи с Сарой Бернар в роли Жисмонды / Art Renewal Center
Помимо плакатов, афиш и вывесок, Муха писал картины. В этот период он получил возможность организовывать собственные выставки. Первая состоялась в 1897 году. Для Бернар Муха впоследствии создал ряд афиш к постановкам «Дама с камелиями», «Тоска», «Гамлет», «Медея» и т. д. Он сотрудничал с изданиями «Фигаро», «Народная жизнь», «Парижская жизнь».
Муха провел ряд вернисажей в Париже и Европе, пользуясь растущей популярностью. В 1898-м он свел знакомство с Жоржем Фуке, наследником ювелира. Результатом их дружбы стала созданная совместно коллекция ювелирных изделий. Успех оказался оглушительным, и Фуке заказал Мухе оформление фасада собственного дома, а также создание интерьера для магазина.
В 1910-м Муха вновь приехал в Чехию. Здесь он решил воплотить свою большую мечту и начал работу над циклом картин «Славянская эпопея». В тот период художник побывал в Москве и Петербурге, которые навеяли вдохновение для создания так называемых русских полотен серии. Работа над произведениями заняла 18 лет и была окончена в 1928 году. Параллельно Муха трудился и над заказами.
Автор передал в дар чешскому народу 20 картин об истории славян. В Праге не нашлось места, где можно было бы хранить такие масштабные полотна. Их хранили во Дворце ярмарок, затем в одном из замков, лишь в 1963 году картины были выставлены на всеобщее обозрение. Проект был одной из главных творческих задумок Альфонса Мухи, но его произведения «Драгоценные камни», «Зодиак» и другие оказались не менее востребованными и любимыми публикой.
Календарь «Зодиак» в оформлении Альфонса Мухи / MasterPiece Art
В 1918-м, после образования республики Чехословакия, правительство обратилось к художнику за созданием дизайна денежных купюр, марок, государственного герба и бланков официальных документов. Кроме того, в эти годы Муха создал эскиз витража для собора Святого Вита в Праге.
Муха посвятил всю свою жизнь творчеству. Работы автора пропитаны романтикой и мечтательностью. Его героини похожи на нимф, которых зритель застал в момент неги или кокетства. Работы графика долгое время оставались востребованными, но после 1930-х годов популярность художника пошла на спад. Эпоха диктовала иные идеалы. К началу Второй мировой войны живописец попал в опалу Третьего рейха, был внесен в список врагов и заключен в тюрьму как подозреваемый в антифашистской и националистической деятельности.
Две любви художника Альфонса Мухи
Несмотря на резко выросшую популярность, Муха, в отличие от многих своих коллег, не пользовался ее легкими плодами. Женщин в его жизни было очень мало, и о своих романах он не распространялся. По сути, до 43 лет художник жил аскетом. В частности, из-за того, что во француженках он не мог найти ничего родственного, созвучного своей славянской душе. Здесь Мухе снова повезло: судьба нашла его сама. Юная Мария Хитилова, приехавшая в Париж из Праги в 1903 году, увидела художника в театре и влюбилась. Она сама устроила их первую встречу и оставалась рядом с Мухой до самой его смерти.
В письмах своей любимой Марушке художник признавался, что до этого любил лишь однажды, в 16 лет. Но тогда жизнь его возлюбленной унесла болезнь. Муха женился на Марии в 1906 году. Свадьбу они сыграли в маленькой чешской деревушке, вместо того, чтобы устроить пышное торжество в Париже.
К тому времени художник Альфонс Муха уже отчетливо понимает, что должен во что бы то ни стало вернуться в Чехию. До этого момента большая часть его работ обожествляла и идеализировала образ западной женщины. Но после знакомства с Марией все эти томные и сексуальные красавицы отходят на второй план. К тому же, с начала ХХ века популярность модерна начинает стремительно падать. Художник снова оказывается в долгах и по совету Сары Бернар решает заработать денег в Штатах написанием картин с изображением жен миллионеров.
Момент прибытия Мухи New York Daily News отметила специальным выпуском на семи страницах. Но в Новом Свете художник был известен только как создатель афиш, а в качестве портретиста успеха не снискал. Однако судьба снова оказалась к нему благосклонной. На одном из приемов Муха познакомился с сыном миллионера Чарльзом Ричардом Крейном, который разделял панславянские идеи художника и вызвался профинансировать самую масштабную его работу – «Славянскую эпопею». Благодаря финансовой поддержке Крейна Муха наконец-то смог вернуться в родную Чехию и приступил к работе над циклом из двадцати громадных полотен, которая заняла около двадцати лет. Половину работ художник посвятил Чехии, а остальные – другим славянским культурам и знаковым событиям в их истории. Альфонс Муха завершил серию картин «Славянская эпопея» в 1928 году и подарил ее Праге. В 1937 году картины были спрятаны от нацистов, и долгое время никто понятия не имел, где они находятся. Полотна обнаружили только спустя 25 лет. С 1963 года они выставляются в замке Моравский Крумлов.
В марте 1939 года нацисты захватили Прагу. Альфонс Муха, который был широко известен своим патриотизмом и даже разрабатывал, как сказали бы сейчас, «фирменный стиль» независимой Чехословакии, был включен в список врагов Третьего Рейха. 78-летнего художника несколько раз арестовывали и таскали на допросы. Все это окончательно подорвало и без того слабое здоровье старика. Во время одного из допросов Муха сильно простудился и заболел пневмонией. И, тем не менее, счастье улыбнулось художнику в последний раз: он умер не в холодной камере, а в собственной постели рядом с любимой Марушкой.
Картины Альфонса Мухи: первая слава
Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда живописец получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. Выполненный в технике многокрасочной литографии плакат, по сути, представлял собой великолепный портрет актрисы в полный рост. Художнику удалось передать не только красоту, но и характер героини, что не могло не вызвать восторга Бернар. По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра.
В течение последующих шести лет художник не только создавал театральные афиши, но также работал и над декорациями и костюмами самых известных постановок театра, среди которых «Медея», «Самаритянка», «Дама с камелиями». Не переставал писать он и картины, тем более что многие ценители прекрасного стремились купить работы Альфонса Мухи для личных коллекций.
Личная жизнь
Сейчас можно увидеть много разных суждений о личной жизни Альфонса. Говорят, что он имел связи с самой Сарой Бернан. Некоторые так же утверждают, что он вёл аскетический образ жизни до встречи с женой. Оба утверждения являются ложными. С Сарой их ничего не связывало, кроме деловых и приятельских связей. А до первой жены, Марии Хитиловой, у художника было несколько женщин. Первую любовь он встретил в 16 лет. К несчастью, девушка рано ушла из жизни. Но память о ней не угасла: свою дочь он так же назвал Ярославной, в дань бывшей возлюбленной.
Женитьба на Марии Хитиловой
Молодая Мария заметила художника в театре. Она перехватила инициативу в свои руки, и устроила встречу с художником лично. Не смотря на большую разницу в возрасте (22 года), у пары сразу появилась романтическая привязанность. Альфонс обожествлял жену. Он всю жизнь мечтал о ласковой, неиспорченной чешке. Всех женщин, с которыми живописец имел связи до Марии, он нарекал «чужими». В 1906 году они поженились.
«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…» – из писем Альфонса к Марушке.
Дети и влияние женитьбы на творчество
У молодоженов было всего двое детей: старшая девочка Ярослава и сын Иржи. Свою семью художник отображал не только в портретах. У «Женщин Мухи», после знакомства с Марушкой, всё чаще замечались черты лица как её, так и их дочери. Семейная жизнь в целом благосклонно повлияла на Альфонса: постепенно он отошел от «открыточного» и дизайнерского стиля к полноценным картинам в традиционной стилистике.
Переезд в Америку
В год свадьбы он переезжает в США. За время работы в Европе, Альфонс Муха обрел известность. По приезду на него посыпалась гора заказов и предложений от предпринимателей. Место Сары Бернан заняла американка Лесли Картер. Не смотря на все прелести западной жизни, живописцу в Америке не нравилось. Он устал от бесконечной дизайнерской работы. За годы, проведенные в Америке, Альфонсу удалось поработать на местного миллионера, Чарльза Крейна. Тот был ярым славянофилом и не поскупился профинансировать гениальный проект Альфонса Мухи на славянскую тематику. Именно так появилась серия картин «Славянская эпопея».
Жизнь в Париже
И что же делал Муха? Хватался за любую работу, какую только ему предлагали, и где могло пригодиться его мастерство. Оформлял плакаты, календари, афиши, модные журналы, визитные карточки и даже ресторанные меню. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей».
В Париже Альфонс Муха успешно попробовал свои силы в качестве оформителя обложек и книжных иллюстраций. Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Дальше – больше! Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). Яркий пример его работы в этом направлении — обложка «Petit Francais illustre».
Талантливый художник успешно сотрудничает с такими «монстрами» прессы, как:
- Журнал «Народная жизнь» («La Vie populaire»);
- Газета «Фигаро» («Le Figaro illustre»);
- Газета «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»);
- Журнал «Золотая Прага» («Zlata Praha»).
Образ La Femme Fatale
Резко изменившаяся социальная роль женщины и стремление символистов к простоте, пуританству, порождают враждебное отношение к сексуально притягательной женщине. Так создается новый женский образ − la femme fatale («роковой женщины»). Символисты, вдохновившись поэтическими образами Прозерпины, Психеи, Офелии, Леди из Шалотт, рисуют таинственных, эфемерных женщин. Но, в то же время, бросается в глаза их нервозность, часто — истеричность. Иногда они даже безобразны и отвратительны.
Разделяя общие идеи символистов, Муха сумел создать образ прекрасной, пышной, грациозной женщины. Она как будто застыла между миром людей и миром богов. Она — полубогиня, божество природы, воплощение самой Судьбы. И, вопреки тому, что сам Альфонс Муха считал главной работой своей жизни 20 монументальных полотен на историческую тематику под общим названием «Славянская эпопея», судьбоносными в его жизни стали именно «женщины». Причем, как в кавычках, так и без них. Просто женщины.
Серия Время суток: Дневной порыв, Утреннее пробуждение, Вечерняя задумчивость, Ночной отдых
Искусство
Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.
После занятий в Мюнхене Муха переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек. Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу, Альфонс сходил на спектакль и под впечатлением набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, и стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. А когда Сара Бернар увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформил множество афиш, костюмов и декораций к ее выступлениям.
В 1897 г. во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а привычка изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах. Его женщины всегда были узнаваемы: грациозные, миловидные, пышущие здоровьем, чувственные, томные – они тиражировались в открытках, плакатах, рекламных листовках, игральных картах.
Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы. Вскоре Муха стал сотрудничать с ювелиром Жоржем Фуке, который по его эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения. В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций – от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги. В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль – Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».
В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян, что стало поводом создания цикла «Славянская эпопея». С 1904 по 1913 гг. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над «Славянской эпопеей».
Альфонсу Мухе довелось побывать и в России. Его персональная выставка тут состоялась еще в 1907 г., а в 1913 г. он отправился в Москву и Петербург, чтобы собрать материалы для «Славянской эпопеи». Большое впечатление на него произвели Третьяковская галерея и Троице-Сергиева Лавра. Муха был в доме художника Пастернака, когда там праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака.
http://kulturologia.ru/blogs/240716/30578/http://mirputeshestvij.mediasole.ru/roskoshnye_zhenschiny_alfonsa_muhi_shedevry_cheshskogo_hudozhnikamodernista_sozdatelya_iskusstva_dlya_vsehhttp://art.mirtesen.ru/blog/43697612682/prev
Некоторые факты из биографии Альфонса Мухи
Итак, начнем с того, что родился будущий великий живописец в 1860 году в Моравии (Австро-Венгрия) в совершенно «нетворческой» семье – отец его был простым чиновником в суде, мать – дочь фермера.
Творческая жилка Альфонса начала проявляться еще в раннем детстве – мальчик пел в церковном хоре. Кстати, именно это позволило ему посещать гимназию, а не простую школу. Примерно в этот же период он начинает рисовать – известна его первая акварель «Жанна Д-Арк».
После учебы в гимназии Альфонс предпринимает попытку поступить в Академию художеств в Праге.
Стоит отметить, что Альфонс Муха был исключен из гимназии за систематические пропуски некоторых предметов. А в Академию художеств в Праге его не взяли, потому что в приемной комиссии посчитали его работы безвкусицей и «полным отсутствием таланта».
После провала с поступлением отец помог юноше устроиться на службу писарем в суде. В свободное от работы время Альфонс занимался в местном театре –вначале пробовал себя в актерском мастерстве, а после «переквалифицировался» в декоратора.
К счастью, это увлечение не осталось только лишь способом «убить время» – благодаря своей работе в театре Альфонс был приглашен в Вену (1879 год), где в профессиональной художественной мастерской стал работать над созданием театральных декораций.
Но после пожара в 1881 году мастерская была уничтожена, и Муха лишился работы. Следующие 4 года он провел, расписывая стены частных домов и замков, после чего, при поддержке графов Куэн-Беласси поступил в Мюнхенскую академию изящных искусств, где в скором времени возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Настоящую славу Альфонс Муха обрел после выполнения заказа на изготовление афиш к представлению «Жисмонда» с Сарой Бернар.
С этого момента его популярность «зашкаливает» – его имя не сходит с уст у представителей парижского бомонда, ему достается должность главного декоратора театра «Ренессанс». Работы за этот период: «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка».
С 1898 года художник начинает весьма плодотворное сотрудничество с ювелиром Жоржем Фуке, в ходе которого была создана великолепная коллекция изящных украшений. В это же время его посвящают в масоны.
Творчество и работы Альфонса Мухи
Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:
- «Женщина в красном», 1902
- «Мадонна в лилиях», 1920
- «Зимняя ночь», 1920
- «Портрет Ярославы», 1930
- «Женщина с горящей свечой», 1933
Цикл работ «Славянская эпопея»
Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:
- «Славяне на исконной родине»
- «Праздник в честь бога Свантовита»
- «Симеон, царь Болгарии»
- «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле»
- «После Грюнвальского сражения»
- «Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене»
- «Отмена крепостного права в России»
Литографии, афиши и плакаты
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
- Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
- «Саломея» 1897
- «Времена года», серия 1896
- «Четыре цветка», серия 1898
- «Драгоценные камни», серия 1900
- «Принцесса Гиацинт», 1911
Ювелирные украшения
Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.
Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства
Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея»
Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству. Он был категорически против того, чтобы его запомнили только по великолепным декоративным произведениям.
Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.
Краткие этапы биографии
Художник родился в Моравии (Австро-Венгрия) в 1860 году. Альфонс Мария Муха рос в простой семье судебного чиновника.
Два фото Альфонса Муха.
По окончании школы, Муха не смог сдать экзамены в Академию. Отец помог с протекцией. Сын получил должность писаря в суде. Удача улыбнулась ему в 1879 году его пригласили художником-декоратором в Вену.
Плакаты «Салон Ста» 1896 и 1897 годов.
В 1887 году едет в Париж. Поступает в частную академию художеств. Ещё раз удача повернулась к художнику в 1892 году, когда ему достался заказ театра «Ренессанс» на изготовление афиши для пьесы «Жисмонда».
Три плаката с изображениями Сары Бернар к спектаклям: «Жисмонда» 1894 г.; «Дама с камелиями» 1896 г.; «Самаритянка» 1897 г.
Символисты общества «Салон ста» принимают в свой круг в 1895 году. Америка становится домом Мухи в период с 1906 по 1910 годы.
Американская актриса Лесли Картер 1908 г.(слева); «Принцесса Гиацинта» 1911 г.
Несколько лет художник работает с известным предпринимателем-ювелиром Жоржем Фуке, прервав сотрудничество лишь в 1923 году.
Альфонс делает большой подарок «Народу и городу Прага». Серия из двадцати работ «Славянская эпопея» завершена в 1928 году.
«Славянская эпопея» 1928 г.
Общеславянский патриотизм художника сильно раздражает фашистов. После множественных допросов Альфонс умирает от пневмонии в Праге 1939 года.
Музы: Поэзия и Танец 1898 г.
Заключение
Альфонс Муха дал начало новому став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX—XX столетий. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства.
Альфонс Мария Муха
(1860-1939) — чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства. С его именем связано возникновение нового стиля в искусстве, зародившегося на стыке 19-20 веков. В европейском искусстве этот стиль получил название модерн или ар-нуво.
Отличительной чертой произведений в стиле модерн стал отказ от прямых линий в пользу естественных природных изгибов. Альфонс Муха был признанным мастером новых изысканных форм. Его многогранный талант оказал влияние на многих европейских архитекторов, художников, графиков.