О музыке
Итак, базой для возникновения этого сообщества стала музыка, которая чем-то напоминает панк-рок и, строго говоря, является его разновидностью. При этом ценностные ориентации этих направлений абсолютно полярны. Наверное, самых романтичных и чутких людей в мире объединяет субкультура эмо
История возникновения этого движения красноречиво акцентирует внимание на романтизме, любовной возвышенности и эмоциональности его приверенженцев. Личные переживания для них гораздо важнее, нежели общественные события
При этом эмо полностью лишены агрессии, что так характерно для хардкора.
Музыка часто роднит эмо ещё и с представителями готической субкультуры, которые «весьма оригинальны» в выборе цветовой гаммы своих нарядов (они предпочитают абсолютно чёрный и максимально закрытый фасон, хотя встречаются и исключения из правил). Эмо часто поют о довольно печальных вещах, например, Paramore или Fall Out Boy, которые исполняют песни с надрывом, повествуя о проблемах бытия и счастье любви. Сейчас на пике популярности группы, поющие в стиле эмо-ривайвл, к которым можно причислить Empire!Empire!, Touche Amore и многие другие.
Депрессивные состояния готов-звуковиков: отличия звука и зрения
Нередко можно встретить утверждения, что готам свойственно думать о смерти и суициде из-за подтекста музыки. Однако это нужно уметь отличать от актерской имитации зрительника. Искусственно заставить себя пребывать в депрессии невозможно. Настоящая депрессия – это состояние звукового вектора. Имитацию депрессии всегда можно отличить, если понимать звуковой вектор и отличать его от зрительного.
Можно заметить, что сами музыканты и исполнители готической музыки, а также выдающиеся деятели этой субкультуры, являются носителями звукового вектора или звуко-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, объем психики у звукового вектора намного больше, чем у зрительного, и желания звукового вектора отличаются от желаний всех других векторов.
Звуковой вектор означает наличие у человека абстрактного интеллекта, потенциальный талант писателя и композитора, музыканта и поэта. Для звуковика сложно найти радость в материальных вещах. Ни материальные блага, ни мопед в 16-ть лет не могут наполнить этот объем. Все, что нужно звуковику – это найти смысл жизни. Находя спокойствие в темноте, тишине и одиночестве, в максимальном сосредоточении он понимает, что шум и суета – не для него, жизнь ему кажется наполненной страданиями. И, не найдя своей реализации в жизни, может прийти к выводу, что только смерть принесет его душе мир и гармонию. Наедине с самим собой такой звуковик старается вынести свои состояния наружу – в свои тексты и музыку.
Готов со звуковым вектором меньше, чем со зрительным. Звуковой вектор наблюдается тенденциозно у лидеров групп. Зрительникам не свойственны постоянные депрессивные состояния, они предпочитают проводить время на вечеринках и в других местах, где они могут продемонстрировать себя. Однако, в состоянии страха зрительники притягиваются к звуковикам в соответствующем состоянии.
Прогулки по кладбищу тоже несут разный смысл для разных векторов. Если для зрительника такие собрания наполняют их страхи, то для звуковика это возможность побыть в размышлении о жизни и смерти, смысле. В отличии от зрительников, звуковики всегда предпочтут тишину и покой, иногда — небольшие тихие компании самых близких друзей. Они склонны к замкнутости, являются интровертами. Они по-другому видят и воспринимают этот мир. Это так называемые Mopey Goths, которых принято считать настоящими готами, ведь они точно соответствуют самой сути субкультуры.
Люди со звуко-зрительной связкой векторов могут стремиться слушать тяжелую музыку, вести разговоры на суицидальную тему, у них — нестандартное отношение к жизни и миру. Помимо смены настроения, свойственной зрительникам, у них, как у звуковиков, могут быть депрессии, замкнутость, на лице могут просматриваться такие состояния как отстраненность, отсутствие мимики. От них можно также услышать высказывания о бессмысленности жизни.
Звуко-зрительные музыканты в своем творчестве воспевают смерть, так как их зрительный вектор наполнен страхом смерти, а звуковой вектор наполняет музыку смыслом, то есть рассуждениями о смысле жизни, которые в данном случае выглядят мистически окрашенными. Все это привлекает к ним поклонников в таких же состояниях. Общие свойства и состояния векторов – вот что объединяет людей в отдельную субкультуру, задавая этому особую эстетику, стиль и формы поведения.
Откуда ветер дует?
Предыдущий век оказался богат на открытие принципиально новых культур (хотя при этом остаются актуальными фразы о том, что всё новое есть хорошо забытое старое). Этимология слова «эмо» весьма проста и доступна даже для человека с полным незнанием иностранных языков.
Субкультура эмо на английском языке звучит как «emotional», что в переводе означает «эмоциональный». В социологии и культурологии это некая часть общественной культуры, имеющая принципиальные различия с преобладающей. По сути, это маленький мирок со своими ценностями, манерой поведения, стилем и даже языком. Безусловно, стоит отметить тот факт, что такие сообщества различают по многим базовым факторам, например, по национальному, демографическому, профессиональному или географическому.
Субкультура эмо появилась как реакция общества на серость и безыдейность настоящего. Каждый день большинство людей отправляются на нелюбимую работу, зная, что проведут там целый день, нацепив фальшивую улыбку, находясь под прицелом камер слежения (что сейчас встречается сплошь и рядом). Свои настоящие эмоции мы прячем под маской, забывая о том, что жизнь одна, повторить её не получится. Настоящие эмоции – вот подлинная жизнь. На базе этой мысли возникает целое движение.
Почему подростки выбирают для себя субкультуры
У подростков в разном возрасте может появиться желание присоединиться к субкультуре. Такое решение они принимают тогда, когда у них уже сформированы свои взгляды на жизнь. Они пытаются самостоятельно реализовать свои природные свойства, пробуют найти реализацию, ищут способы наполнения и наслаждения.
Конечно же, далеко не каждый пойдет в такое сообщество. Это обусловлено свойствами нашей психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек имеет врожденные психические свойства, которые разделяются на восемь векторов, каждый из которых уникален. У современного человека бывает, как правило, от трех до пяти векторов.
Вектор – это свойства характера человека, совокупность желаний и способностей, способ мышления, заданные нам от рождения. Каждый из векторов нуждается в развитии и наполнении и человек подсознательно стремится наполнить желания всех своих векторов.
Среди нас есть особенные люди с высокой эмоциональностью, открытостью, которые познают мир глазами. Им также присущи сопереживание, влюбчивость, демонстративность и большой потенциал зрительного интеллекта. Речь идет об обладателях зрительного вектора, в основе которого – эмоциональные переживания в диапазоне от страха смерти до всеобщей любви.
Привнося в нашу жизнь эмоции сопереживания и любви, они создают культуру и искусство, ограничивая общую неприязнь в обществе. Описанные свойства заданы природой в зрительном человеке с самого рождения, но нуждаются в развитии и воспитании.
Разные состояния зрительного вектора
Мы все рождаемся в неразвитом состоянии и развиваемся в свою противоположность. В зрительном векторе это два состояния: страх и любовь. Ребенок со зрительным вектором рождается со страхом смерти, который первично проявляется в страхе темноты или страхе остаться одному. Страх является первичной и самой сильной эмоцией. Развиваясь, человек избавляется от страха, вынося его наружу в сопереживание и любовь, когда становится страшно не за себя, а за другого. Развитый и реализованный зрительный вектор – это сострадание, сопереживание и сочувствие другому человеку.
Именно в случае недостаточного развития и реализации зрительного вектора, подростка тянет в различные субкультурные сообщества. Тенденциозно основная часть подростков, пришедших в готическую субкультуру, имеют в наличии зрительный вектор в состоянии страха. Их объединяют не только общие интересы, но и общие свойства психики.
Ненаученные выносить эмоции наружу, в сострадание и любовь, зрительные подростки ищут себе подобных и пополняют субкультурные группы
В таком состоянии они любят привлекать к себе внимание одеждой или эпатажным внешним образом, выделяться из толпы
Суть демонстративности готов – это подсознательное стремление пугать других и пугаться самому, испытывая наполнение зрительного вектора эмоцией страха. Внешне это выражается походами на кладбище в темное время суток, макияжем под «труп», черными волосами и черной одеждой. Пристрастие к символике смерти указывает на зрительный вектор в стрессующем состоянии.
Внутреннее состояние таких подростков – это раскачка эмоций от состояния «очень страшно» до «не очень страшно». В стрессующем или неразвитом состоянии зрительник требует любви к себе и не способен любовь отдавать. Он не может реализовать весь потенциал своих свойств в полной мере и испытывать любовь, сострадание и сопереживание к другим людям.
Нужно понимать, что и в развитом, и в стрессующем состоянии зрительного вектора человек будет стремиться к получению удовлетворения, то есть испытывать яркие эмоции. Только достигаться это будет разными способами: либо чувственным сопереживанием другим людям и выстраиванием эмоциональных связей, либо эмоциональными раскачками и наполнением страхами.
О символах
Чем отличается эмо-субкультура? Кратко о ней можно судить по одежде представителей: пусть цвет может быть вариативным, но вот фасон всегда узнаваем – узкие джинсы (независимо от гендерной принадлежности), крупный ремень с символикой приверженца к веганству. Кстати, это движение весьма популярно среди эмо, а быть веганом сможет не каждый.
Таким образом, эмо протестуют против насилия по отношению к животным, многие из них не едят мясо и продукты животного происхождения. Эмо очень любят удобную обувь, а именно, кеды. Образ их можно дополнить гетрами, митенками, клетчатыми косынками и разноцветными значками. Последних может быть довольно много, но всё же нужно знать меру.
Основные черты эмо
Первым и самым главным их отличием становятся общее мировоззрение и отношение к эмоциям: эмо не боится показать себя настоящего, открывает свою душу полностью, а потому остаётся в ладу с самим собой. Представители этого направления любят яркие цвета, но вот стереотипное мышление, согласно которому единственно приемлемое для них сочетание – это чёрный и розовый, ошибочно.
Субкультура эмо выступает за яркость и сочность красок – это и цвет травы весной, и яркий солнечный свет (чем больше цвета и оттенков, тем лучше). Поэтому настоящие эмо – это вовсе не те странные дети в полосатых одеждах, а просто люди, которые выделяются из толпы, чей наряд хочется рассмотреть и, возможно, повторить. Кстати, эмо можно узнать по вопросу и просьбе рассказать об идейной составляющей костюма – они не будут отмалчиваться или уходить от ответа. В общении они максимально доброжелательны, так как принципиально не верят в зло, противостоят несправедливости.
Не исключено, что представитель культуры эмо будет, наоборот, депрессивным и легкоранимым человеком, так как негативные эмоции для них слишком остры. В своём стремлении поведать горе эмо могут перегибать палку и потом отталкивать от себя людей. Стереотипы рисуют их как плаксивых и слабых людей, но подлинные представители движения совсем другие. Субкультура эмо очень глубока и интересна для познавания, но требует правильного подхода и желания продвигать ее в массы.
Из истории
Стоит отметить достижение американского социолога Дэвида Райзмена, который в своих работах определил группы людей, схожих по стилю и моральным ценностям, в субкультуры. В свою очередь Дик Хэбдидж написал книгу о субкультурах и значении стиля, поведав свою точку зрения на группы и решив, что основным мотивом к отделению является неудовлетворенность общепринятыми стандартами.
Тему начал изучать француз Мишель Маффесоли, который назвал такие молодёжные движения городскими племенами, а вот Виктор Дольник в своих книжных трудах был более деликатен и использовал понятие «клубы». В СССР субкультуры представляли собой неформальные объединения, которые также назывались тусовкой. Такое отношение понятно, ведь представители подобных движений отличались от общей массы.
Остались лишь три крупные темы, не затронутые организаторами и идейными вдохновителями субкультур. Это тюрьма, наркотики и гомосексуализм. Эти области сами по себе настолько специфичны, что деление внутри них на фракции не привлекает других и не вызывает желания присоединиться. Молодёжная субкультура эмо возникла на базе поклонников одного музыкального стиля, который как раз и отличался обилием выражаемых эмоций.
Философия готов
Быть готом подразумевает сложное состояние души, особое мировоззрение. Это целиком отдельные, самостоятельные культура и философия. Нельзя одеться в черное, перекрасить волосы в черный цвет и назваться готом. В первую очередь, гот – это поклонник готической музыки, придерживающийся определенных философских взглядов.
Тексты песен готической музыки пронизаны смыслом, что в земной жизни нет ничего хорошего, что все наилучшее ждет человека в жизни после смерти, а сама смерть – это избавление от страданий. К тому же, жизнь не вечна, то ли дело – смерть.
Нередко даже путают готов с панками или эмо, хотя это совершенно разные и самостоятельные субкультуры. В обществе бытует некий стереотип, что готы – это что-то вроде секты, они собираются на кладбищах, похожи на сатанистов, прибегают к эзотерике и мистике.
Среди представителей готов немало интеллектуально развитых и начитанных людей, которых просто привлекает готическая музыка или интерес к мистике. Подростки с тонкой и романтичной душой, хорошим образованием и творческой натурой, склонные к поэзии или рисованию, также могут быть готами. Проявляется это в их творчестве, будь то рисунки, поэзия или музыка в стиле темной романтики, мистики и загадочности. Все это — лишь проявления свойств психики.