Итальянское возрождение

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Культура

Основой культуры Ренессанса считается принцип гуманизма, который говорил о красоте и достоинстве человека, его творческих возможностях, разуме и воле. Жизнеутверждающая культура гуманизма имела светский характер, что в корни отличалось от культуры средневекового времени. Европа освободилась от мощного церковного влияния, что способствовало быстрому подъему и развитию науки. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Непреодолимое стремление познания окружающего мира отразилось на изобразительном искусстве. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.


Тайная вечеря, Леонардо да Винчи

Пальманова

Постойте, Пальманова — это же город? Да, верно, и создан он по принципам Ренессанса. Проекты «идеального» города были почти у каждого архитектора, но «переделать» уже существующие поселения было сложно.

Частично результат улучшений виден на примере Феррары, Болоньи, Пьенцы. Однако всем им далеко до четкой геометрической планировки Пальмановы, спроектированной Винченцо Скамоцци.

Этот город-крепость сохранился до наших дней без изменений — в виде девятиугольной звезды с бастионами, улицами-лучами и центральной шестиугольной площадью.

Посмотреть можно: провинция Удине.

Желаем вам новых открытий!

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонаротти

Непревзойденный ваятель телесной красоты, Микеланджело писал потолочные фрески впервые в жизни. Самый знаменитый фрагмент росписи — сцена сотворения Адама. Событие, которое вот-вот свершится, — не просто создание тела идеально прекрасного Адама по божественному образцу, а одухотворение человеческой оболочки.

Жест двух тянущихся рук иллюстрирует этот момент. А совсем недавно люди увидели в очертаниях Бога-отца контуры человеческого мозга. Произведение, которому полтысячи лет, задает все новые загадки…

Посмотреть можно: Сикстинская капелла, музеи Ватикана, Ватикан. Билеты онлайн здесь.

Повседневная жизнь эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения внесла большие перемены не только в художественную культуру, но и в бытовую культуру, повседневную жизнь людей. Именно тогда впервые появились или получили широкое распространение многие привычные современному человеку предметы домашнего обихода.

Важным нововведением стало появление разнообразной мебели, пришедшей па место простых и громоздких конструкций средневековья. Потребность в такой мебели привела к зарождению нового ремесла — столярного, в дополнение к более простому плотницкому.

Более богатой и качественно сделанной становилась посуда; массовое распространение, в дополнение к ножу, получили ложки и вилки. Более разнообразным становилось и питание, ассортимент которого значительно обогатился и за счёт продуктов, привозимых из вновь открытых стран. Общий рост богатства, с одной стороны, и резкое увеличение количества драгоценных металлов и камней, хлынувших в Европу вследствие Великих географических открытий, с другой, привели к расцвету ювелирного искусства. Быт в ренессансной Италии становится более утончённым и красивым.

Столовая палаццо Даванцати. Флоренция

Б. Челлини. Солонка

Позднее Средневековье оставило в наследство Возрождению такие вещи, как ножницы и пуговицы, а в начале XTV в. в Бургундии, которая тогда диктовала моду в Европе, изобрели кройку одежды. Изготовление одежды выделилось в особую профессию — ремесло портного. Всё это произвело настоящую революцию в области моды. Если раньше одежда не менялась очень долгое время, то теперь её легко можно было конструировать по любому вкусу. Итальянцы переняли возникшую в Бургундии моду на кроёную одежду и стали развивать её дальше, задавая тон всей Европе.

Дворцы и архитектура

Благодаря дворцам, построенным по заказу глав прославленных семейств итальянского Ренессанса, Тоскана приобрела строгий «флорентийский стиль». Появление двух палаццо – Палаццо Медичи (Palazzo Medici Riccardi) и Строцци (Palazzo Strozzi) – связано с многолетней борьбой между богатейшими кланами банкиров .

Меценат демократического склада Козимо Старый Медичи (Cosimo il vecchio) был покровителем художников, зодчих. В искусстве любил строгую простоту, не принимал роскошь. В 1444 году Медичи поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo) построить для семьи дворец, не вызывающий зависти соотечественников.

По приказу заказчика первое здание стиля Раннего Ренессанса выложили плитняком, который применялся для отделки общественных сооружений. Дворец строили 20 лет. Здесь работали Донателло, Боттичелли, Микеланджело.

После возвращения во Флоренцию из вынужденного бегства, Филиппо Строцци решает построить палаццо, не уступающий по величию дворцу соперника. Давление заказчика на архитектора и инженера привело к тому, что сооружения оказались почти «близнецами». Дворец создаёт впечатление величия в сочетании с подчёркнутой простотой фасада.

Собор святого Петра

В 4 веке на месте захоронения апостола Петра был возведён маленький храм. Папа Юлий II предложил перестроить базилику в 1506 году. В строительстве, которое продолжалось более 100 лет, приняло участие 20 выдающихся архитекторов. Среди них − Бернардо, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джакомо и другие.

Донато Браманте (1444 − 1514) первым приступил к осуществлению задумки возвести собор в виде креста, увенчанного огромным куполом. После смерти архитектора строительство остановилось. Спустя 33 года работы продолжил Микеланджело. Автор чертежей нашёл неожиданное решение, создающее иллюзию пружинящего купола. Мастер не успел осуществить задуманное. Продолжил работу Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta). Поднятый на высоту 136 метров, купол стал самым высоким в мире. Внутренней отделкой занимался итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), который проработал в соборе 20 лет.

Вам пригодится инструкция: как подняться на купол собора святого Петра

Купол Флорентийского кафедрального собора

После возведения грандиозного купола Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) архитектор Брунеллески стал самым знаменитым зодчим Италии.

Первый крупный памятник Ренессанса воплотил новаторскую инженерную мысль, основанную на использовании специально изобретённых механизмов.

Загадку решил Брунеллески. Он предложил совету города модель собора и доказал, что построит купол с помощью инновационных способов инженерии. Строительство купола начали в 1420 году и закончили в 1436 году. Через три года ученик  Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) Леонардо да Винчи достроил мраморный фонарь, увенчанный золотым шаром. Сооружение отделило строительные традиции средневековья от архитектуры эпохи Возрождения. Уникальный памятник стал символом Флоренции.

Ренессанс в России

Тенденции Возрождения из Италии и Центральной Европы в некоторых отношениях повлияли и на Россию. Царь Иван III представил архитектуру этой эпохи на Руси, пригласив нескольких итальянских инженеров, которые принесли с собой новые строительные технологии и элементы стиля эпохи Возрождения, в целом следуя традиционным устоям русского зодчества.

На Руси сложилась своеобразная традиция каменной шатровой архитектуры в середине XVI века. Этот стиль являлся совершенно уникальным и не был похож на современную архитектуру Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют его «русской готикой» и сравнивают с европейской готической архитектурой раннего периода.

К XVII веку влияние европейской живописи привело к тому, что русские иконы приобрели черты реализма, но в то же время следовали большинству старых канонов иконописи. Постепенно появился новый тип светской портретной живописи под названием «парсуна», являющийся переходным стилем между абстрактной иконографией и реальными картинами.

В целом страна получила некоторые архитектурные и технологические идеи европейского Возрождения, но в основном не была с ним связана из-за большого расстояния между Россией и сердцем ренессансного движения, а также сильной приверженности русских к своему византийскому наследию.

Мебель в стиле ренессанс

Обстановка комнаты должна быть функциональной: помещения не загромождены, каждый предмет подбирается тщательно и выполняет какую-то роль.

Сама мебель имеет четкие простые формы, она может быть украшена тонкой резьбой, рельефными узорами, инкрустацией или позолотой. Все предметы интерьера сделаны из дерева, массивны, могут иметь широкую цветовую гамму: от насыщенных коричневых тонов до светлых кремовых оттенков.

Для обстановки подходит практически любая антикварная мебель, относящаяся к 18 веку:

  • кассоне (деревянный сундук, украшенный позолотой или росписью);
  • секретер или буфет;
  • письменный стол;
  • длинные прямоугольные либо восьмиугольные обеденные столы;
  • кушетки, стулья, обитые парчой или бархатом.

Кровати – величественные сооружения с колоннами, массивным изголовьем, балдахином.

Леонардо Да Винчи

Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

Национальность: итальянец

Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.

Шедевр: Мона Лиза (1517)

Мона Лиза (1517)

Другие известные работы:

  • Тайная вечеря (1498)
  • Витрувианский человек (1490)

Английский гуманизм

Крупнейшим центром гуманистической культуры в Англии стал Оксфордский университет, имевший давние традиции классического образования. Здесь изучал античную литературу Томас Мор (1478-1535), имя которого превратилось в символ английского гуманизма. Его главное произведение — «Утопия». В нём нарисован образ идеального государства. Эта книга положила начало и дала название своеобразному литературному жанру — социальной утопии. «Утопия» в переводе с греческого — «страна, которой не существует».

Томас Мор

Карта острова «Утопия», который посещает один из героев Т. Мора. Гравюра XVI в.

Изображая идеальное общество, Мор противопоставлял его современной ему английской действительности. Дело в том, что Новое время несло с собой не только несомненные достижения, но и тяжёлые общественные противоречия. Английский мыслитель первым показал в своём произведении социальные последствия капиталистического преобразования английской экономики: массовое обнищание населения и раскол общества на богатых и бедных.

В поисках причины такого положения он приходил к убеждению: «Где только есть частная собственность, где всё мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Т. Мор был крупным политическим деятелем своего времени, в 1529— 1532 гг. он даже занимал пост лорд-канцлера Англии, но из-за несогласия с религиозной политикой короля Генриха VIII был казнён.

Распространение культуры Возрождения по Европе

Говоря об этой эпохе, имеют в виду страны христианской культуры. Прежде всего католические, где религиозные догматы в эпоху Средневековья были наиболее суровы. Как известно, тенденции проявились прежде всего в итальянских городах, и распространились на территорию Франции, Нидерландов, Испании, Германии, и далее на север и восток, в православные земли.

В России, во время правления Ивана Третьего, расцвело зодчество, и этому способствовало участие итальянских архитекторов. Формы Кремлевских покоев и храмов несут в себе печать итальянского Возрождения, вернее — его синтеза с русскими архитектурными традициями.

Успенский собор Московского Кремля. Архитектор Аристотель Фьораванти.

Некоторые представители позднего Ренессанса

В начале XVI века наиболее ярким представителем архитектуры Ренессанса считается Донато д’Анджело Браманте (1444 – 1514). В качестве образца его работы можно выделить ротонду Темпьетто, построенную в 1502 году при дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Круглое в плане сооружение имеет трехступенчатое основание, округлый купол и окружено римско-дорической колоннадой.

Известно, что при папе Юлие II, Браманте занимался реконструкцией многих сооружений Ватикана, он пытался создать архитектурный ансамбль из разрозненных построек. Проект собора св. Петра в Риме также принадлежит Браманте. Сооружение симметрично в плане и имеет весьма интересную форму: квадрат, объединенный с крестом. Помимо прочего Браманте занимался проектированием палаццо Канчоллерия, которое так и не было завершено А. Бреньо.

Рисунок 2. Ротонда Темпьетто. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Еще одним ярким представителем стиля Ренессанс в архитектуре является Андреа Палладио (1508 – 1580). Он строил церкви и загородные резиденции, внедряя в свою архитектуру идею «колоссального ордера», занимающего два или три яруса. Такая система впоследствии получила название «палладианского ордера».

Вторая половине XVI века характеризуется более точным воспроизведением античной классики в ренессансной архитектуре. Однако, архитектурные формы по-прежнему оставались легкими и изящными. К XVII веку Ренессанс стал набирать популярность во многих европейских странах, в этот период он начинает сочетаться с национальной архитектурой.

Стоит заметить, что в архитектуре Ренессанса использовались многие формы античных построек, однако функции и назначения возводимых зданий изменились.

«Форнарина» Рафаэль Санти

Перед нами полуобнаженная нимфа, стыдливо прижимающая к груди прозрачное одеяние. Ее можно узнать во многих образах Рафаэля, но только дважды он изобразил возлюбленную в собственном обличье и с кольцом на пальце. Художник умер, и картину завершил его ученик, почему-то закрасив кольцо.

Тайна отношений художника и модели породила немало легенд, большинство из которых — выдумки. Тем не менее, «Форнарина» стала идеалом ренессансной красоты и источником вдохновения для учеников и последователей Рафаэля.

Не упустите возможность увидеть картину своими глазами, а также другие великие шедевры Рима, бесплатно открытые для туристов.

Посмотреть можно: палаццо Барберини, Рим.

Видные представители

Отличительной особенностью ренессанса являются не столько памятники архитектуры сколько признание авторов создающих эти объекты. Имя талантливого исполнителя не оставалось незамеченным, так как было увековечено на их работах. Даже храмы теперь стали именными, что было никак не допустимо в эпоху средневековья. Это порождало особую статусность домам, чьи проекты принадлежали гениальным создателям.

Среди таких зодчих можно выделить:

Филиппо Брунеллески — зодчий, породивший главную идею архитектуры возрождения. Увлекшись архитектурой в юности, Брунеллески перенял античные особенности римских построек и воплотил их в Европе по-новому. Среди главных работ автора собор Санта Мария дель Фиоре, Воспитательный дом и капелла Пацци.

Донато Браманте — непревзойденный мастер своего дела, основатель главных принципов архитектуры эпохи ренессанс. Браманте был лично знаком с Леонардо да Винчи, что заметно сказалось на его творческих взглядах в зодчестве. Детища гения это не только элегантные светские дома и классические здания, но также и оригинальные авторские постройки. Один из самых популярных построек Донато Браманте является Собор святого Петра в Риме.

Джулио Романо — яркий представитель эпохи позднего возрождения, зодчий, привнесший декораторство и изящность в строгость и классику ренессанса. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Будучи художником в юности, Романо, придя в архитектуру, стал нарушать правила, используя изящество и насыщенность живописи в симметричном характере зданий того времени. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.

Микеланджело — основоположник северного возрождения, творивший в свободном воплощении общих элементов античности. В портфолио автора такие создания, как купол Собора Святого Петра, усыпальница Медичи и Капитолийский холм в Риме.

Музыка

В XIV веке в Италии наступает эпоха перемен в музыке. Путь развития искусства от средневековья до Позднего Ренессанса был периодом развития строгого стиля − полифонии. Вершиной развития одухотворённой музыки считается творчество композитора Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на Giovanni Pierluigi da Palestrina).

Концертная жизнь Ренессанса обогащается новыми жанрами: оперой, сольной песней, лиричными музыкальными пьесами на 3-4 голоса (фротолла). Толчком для возникновения итальянской оперы стала идея Винченцо Галилея объединить античную драму с музыкой. Первая опера − «Эвридика» (автор музыки Якопо Пери).

Композиторы Возрождения начинают ориентироваться на современную танцевальную культуру, появляются новые жанры в инструментальной музыке. Популярными становятся школы исполнения на лютне и вёрджинеле. Орган в начале эпохи был основным инструментом музыкантов. Постепенно концертные выступления обогащаются семейством струнных. Мастера по изготовлению смычковых инструментов разделяются на две противоборствующие группы. Приверженцы аристократического стиля пропагандируют виолу.

Любители народной музыки отдают предпочтение скрипке. В XV веке появляются разновидности клавишных инструментов − клавесин, чембало, клавикорд.

Идеал фигуры

(1474 — 1533)«Шея ее бела как снег, горло подобно молоку, прекрасная шея кругла, грудь широка и пышна. Подобно тому как морские волны набегают и исчезают под легкой лаской ветерка, так волнуются ее груди. Угадать то, что скрыто под светлым платьем, не сумел бы взор самого Аргуса . Но каждый поймет, что оно так же прекрасно, как то, что видно».— Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» или «Неистовый Орла́ндо», 1516

(в других вариантах 36, 33, 27, 23 или 18)Три вещи у женщины должны быть белыми: зубы, кожа, руки;Три — черными: глаза, брови, ресницы;Три — красными: губы, щеки, ногти;Три — длинными: ногти, ресницы, волосы;Три — широкими: ягодицы, грудь, лоб;

Три — узкими: талия, губы, запястья;Три — полными: руки, ягодицы, икры;Три — округлыми: грудь, горло, уши;Три — тонкими: пальцы, волосы, нос.— Брантом (1540 —1614), «Галантные дамы»

(причем города меняются в зависимости от предпочтений автора)Женщина должна быть высокого роста и полного сложения, должна иметь голову, как уроженка Праги, ноги – как уроженка Рейна, грудь – как венка, живот – как француженка, спину – как уроженка Брабанта, руки – как жительница Кельна, интимные места — как у баварок.
(Clara Hätzlerin. 1430 – 1476)Венеры КаллипигиВенера Каллипига — античная мраморная статуя Венеры, найденная в Золотом доме Нерона. Название статуи переводится с древнегреческого (Αφροδίτη Καλλίπυγος) как «Афродита с красивыми ягодицами» или «Венера Прекраснозадая».Одна франкфуртская рукопись XV века сохранила следующую серенаду, которую влюбленный поет в честь своей красавицы: «Она подобна светлому дню. Никто не в состоянии достойным образом воспеть ей хвалу. У нее розовые уста, прекрасные щечки, золотистые волосы, ясные глаза, белые, как слоновая кость, зубы, маленькие круглые груди, длинные изящные бедра, узкие белые пальцы, не очень широкие ноги» и т. д.— Эдуард Фукс

Суда Париса(«Ein hübsch Spiel»)«…Второй. Послушайте-ка меня вы, молодежь! Я имел такой успех у женщин, они внушили мне такое чувство, что я должен жить, как им хочется, и делать все, что они прикажут. Я скорее откажусь от всего, что доставляет на свете честь. Только служа женщине, человек является героем.Третий. Нет на свете ничего лучше изящной и милой девушки со смеющимся от радости личиком, покрытыми краской любви щечками, красными, как пурпур, губами; такой она нравится мне, когда меня мучает по ночам голод любви…Четвертый. Женщину с глазами, похожими на окна, в которые смотрится солнце, с лицом, на котором черный цвет мешается с белым и красным, со лбом, блестящим, как слоновая кость, я пригласил бы с собой, хотя бы меня за это ненавидели целый год.Пятый. Если бы я встретил женщину высокую и гордую, держащую себя прямо, как стрела, с головой и волосами, похожими на корону, со сладкой речью и голосом, с белыми плечами, за которой все молодые парни бегут вослед, то я взял бы ее с собой на ночь за два грошена, хотя бы сам папа отлучил меня от церкви.Шестой. Я предпочел бы хорошенькую женщину, с грациозными манерами, с миловидным личиком, смеющимся ротиком, в котором сверкают белые зубы, с ямочками на щеках, с красивым подбородком…Восьмой. Если бы я нашел женщину с ясным взглядом, хорошо сложенную, с прекрасной головой и шеей, с руками и ногами не слишком великими, не слишком маленькими, с узкими бедрами… которая согласилась бы на то, о чем я ее попросил бы, то ей я бы служил с утра до вечера».

Общая характеристика Ренессанса

Ренессанс – это, прежде всего, возрождение интереса к человеку как к центральному субъекту искусства, его личности как высшей ценности. Такой подход получил название гуманизма. Идеями гуманизма пропитано все искусство Ренессанса, все стили и направления, зародившиеся в данный период. Тому было несколько предпосылок.

Во-первых, это рост и развитие городов-республик, где формировались принципиально новые, отличные от феодальных, социально-экономические отношения. Там не было землевладельцев и крестьян, зато были торговцы, ремесленники, банкиры и прочие группы населения, без которых городская жизнь и городская инфраструктура невозможны как таковые. Вполне логично, что у них были свои взгляды на жизнь, изрядно отличавшиеся от взглядов консервативного и набожного сельского населения.

Вторым важным фактором, повлиявшим на идеологию Ренессанса, стало падение Византийской империи. Оно сопровождалось массовым исходом населения из охваченных военными конфликтами земель. Бывшие подданные Византии оседали в Европе, знакомили местное население с достижениями своей культуры, усваивали нормы и правила городской жизни, в результате чего рождался уникальный симбиоз культур, ставший основой новой эпохи в искусстве.

Возможно, что и переселенцы, пережившие стресс, связанный с военными действиями у себя на родине и кардинальной сменой привычного образа жизни, тоже стали носителями запроса на новые веяния в культуре и искусстве. Так или иначе, Ренессанс – это принципиально новое явление в искусстве, с которым мы и познакомимся в данном уроке. Начнем, как обычно, с архитектуры.

Интерьер

На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция). Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня

В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки

Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их выставляли на лоджии, которые играли важную роль в загородных и городских домах. Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:

  • Акантовый лист.
  • Натюрморт.
  • Городские пейзажи.
  • Вьющиеся стебли.
  • Музыкальные инструменты.

На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:

  • Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
  • Выпиливался фрагмент определенного узора.
  • Готовый узор наклеивался на основу.
  • Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.

Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.


Пример витиеватых орнаментов на предметах мебели

Джотто (1267—1337).

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент. 

Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле  Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

Положение фигур в пространстве и пропорции

Кстати говоря, Мазаччо впервые придумал изображать персонажей твердо стоящими на земле; у его предшественников они обычно стояли на цыпочках или висели в пространстве.

«Святая Троица», около 1426. Источник

Рафаэль проанализировал накопленные знания предшественников и использовал их в своей работе «Мадонна в зелени», задействуя солнечный свет, природные цвета, правильные пропорции и ясность изображения. Его персонажи крепко стоят на ногах, а цвета картины яркие и насыщенные. Кроме того, в фигурах прослеживается тщательная работа с анатомией, которая позволяет персонажам картины выглядеть естественно.

«Мадонна в зелени» , 1506. Источник

Нет, это не Возрождение

Если снова говорить о Боттичелли, то персонажи на его полотнах выписаны скорее в средневековой традиции. В «Мистическом Рождестве», как и в средневековых картинах, пространство поделено на зоны, в каждой из которых разворачивается определенный сюжет. Верхняя часть канонично написана на золотом фоне.

Положение фигур в пространстве нечетко, некоторые из них как будто висят в воздухе, хотя по идее должны крепко стоять на земле (обратите внимание на лошадь). Пропорции фигур тоже пострадали: Мадонна кажется гораздо выше остальных героев картины

«Мистическое Рождество», 1500–1501. Источник

Главная героиня «Аллегории силы» тоже далека от реализма. Ее тело удлинено, маленькая голова резко контрастирует с огромными ступнями, а сама она изображена перед троном, причем довольно трудно сказать, сидит она или стоит.

«Аллегория силы», 1470. Источник

Подобно Боттичелли, многие художники того периода знали о рациональном течении в искусстве и достижениях своих коллег, но не проявляли к ним никакого интереса. Они скорее обращались к прошлому, продолжая традиции Средневековья и ностальгируя по прежним техникам. Некоторые из них изобретали собственные методы, но основные элементы всё равно брались из готики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: