Психология цвета: как влияет на нас

Введение

Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, важно помнить, что есть возможность определить его как физическим (научным), так и простым (обывательским) языком. Если рассматривать с точки зрения науки, то это качественный параметр субъекта, обуславливающийся электромагнитным излучением оптических диапазонов

Их определение основывается на возникающем физиологическом зрительном ощущении и зависит от множества индивидуальных характеристик и психологических причинностей у живых существ, в частности людей.

Форма восприятия определяется каждым субъектом индивидуально. Другими словами, один и тот же цвет мы все видим с некоторым отличием

Также восприятие зависит от особенностей спектрального состава, цветового и яркостного контраста с источником света, которым они освещаются, а также не будем забывать о важности наличия несветящихся объектов

Не стоит забывать и об индивидуальном наследственном наборе параметров глаза человека и его психическом состоянии. Следует также помнить, что множество видимых спектров цветов, которыми обладают объекты и субъекты, в силу особенностей поглощения и отражения различной длины электромагнитных волн, образуют наличие «цветов у цвета». Другими словами, многие из них становятся производными от семи основных, следовательно, могут сильно отличаться.

Говоря проще, цвет – это характеристика ощущений, которую мы получаем вследствие попадания на глаз потока лучей света. Не стоит забывать о том, что восприятие его у разных людей происходит далеко не идентично, а потому, при обращении внимания на эту характеристику, изменение имеет смысл определять лишь посредством изучения состава излучения.

В настоящее время выделяют ахроматический ряд цветов и хроматический, а также спектральный и неспектральный.

Является ли изменение цвета физическим свойством?

В предыдущем разделе мы описали цвет как физическое свойство, но до сих пор не знаем, что изменение цвета является физическим свойством или не. Мы можем получить ответ, рассмотрев в качестве примера выцветание цвета материала.

Если вы посмотрите на свою ткань, то увидите, что некоторые ткани выцветают, обесцвечиваются и теряют цвет. Это не что иное, как изменение цвета. Даже если цвет потускнел, состав ткани остается неизменным; хлопчатобумажная ткань остается хлопчатобумажной тканью; она не становится шелковой или нейлоновой тканью даже после выцветания. Поскольку изменение цвета не влияет на состав материала, изменение цвета является физическим свойством.

Подробнее о Температура кипения — это физическое свойство

Основные цвета

Основные цвета – это цвета, с помощью которых можно получить все остальные.

Это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ

Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет.

Если же смешать красную, желтую и синюю краски, то получится темно-неопределенный цвет (см. физика цвета).

Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.

Сложно представить себе яркий темно — желтый цвет, как яркий светло — красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных ярких цветов.

КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ+КРАСНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ

Качественные характеристики

Все цвета обладают количественно-измеряемым рядом физических характеристик, например спектральным составом или яркостью.

Здесь будет важно обратить внимание на терминологию, так как при переводе между русским и английским языками обозначение некоторых речевых единиц трактуется и используется неверно. Эта проблема может быть наблюдаема и в использовании терминологии о цвете. Не стоит забывать о том, что сравнение перевода разговорных и научных слов может иметь совсем другие понимания и значения

Например, говоря об оттенках, важно различать понятие яркости как светлоты цвета (Brightness), и яркости как насыщенности, определяемой контрастностью и представленной словом Contrast

Не стоит забывать о том, что сравнение перевода разговорных и научных слов может иметь совсем другие понимания и значения

Например, говоря об оттенках, важно различать понятие яркости как светлоты цвета (Brightness), и яркости как насыщенности, определяемой контрастностью и представленной словом Contrast

Все колеры можно задавать посредством использования трех характеристик, а именно тоном, светлотой и насыщенностью.

Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, для начала следует разобраться с такой его чертой, как тон. Он позволяет определять положение цвета в спектре. Все хроматические разновидности могут относиться к определенным спектральным положениям. Оттенки, обладающие одним и тем же положением в спектре, но отличающиеся между собой насыщенностью и/или яркостью, относятся к общему тону. Изменение характеристики тона, например от синего к зеленому, будет сопровождаться промежуточной стадией голубого тона. Движение в обратную сторону породит фиолетовый.

Суть цвета — его первооснова. Она также определяется степенью показателя светлоты. Даже оттенки, что насыщены одинаково и входят в один и тот же спектр, могут изменяться в зависимости от уменьшения влияния светлоты. Наблюдая за синим цветом и уменьшая количество данной характеристики, можно увидеть как он начинает постепенно приближаться к черному, а обратный процесс делает его белым. Тем не менее максимально возможное снижение светлоты делает из любого цвета черный

Важно также не забывать о том, что при определении значение данной черты многое зависит и от субъективных причин, обуславливающихся психологическими факторами восприятия

Существует множество слов – названий цветов. Например, красный, зеленый, желтый, оранжевый и т. д., но все эти колеры могут отличаться и между собой в зависимости от насыщенности, яркости, которая представлена нам в виде отличительной степени хроматических цветов.

Вспоминая понятие светлоты, важно учитывать то, что оно относится не к конкретным колерам, а к определенным оттенкам спектра, тону, независимому от показателя светлоты и насыщенности. Цвета с различными тонами в одинаковых условиях светлоты и с одинаковым показателем насыщенности могут восприниматься нами по-разному

Желтые тона являются самыми светлыми, а синие – самыми темными. Средством для определения уровня тональной светлоты цвета может стать наше воображение. Достаточно представить его в пространстве полумрака и проанализировать вид.

Природа цвета

Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света — световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета.

К другой группе относятся хроматические цвета — все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п.

Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами

Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам. 

Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон — ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. И. Ньютон определил в спектре семь цветов.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. 

Крайние цвета цветового спектра — красный и фиолетовый — более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Рассмотрите внимательно все оттенки этого цветового круга и попытайтесь их назвать. Понятно, что между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым — желто-оранжевый и так далее между каждой парой цветов.

Цветовой круг обычно делят на две части — теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным — льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п. 

Физиология

В человеческом мозгу при взгляде субъекта на цвета цветов картинка будет воссоздаваться посредством возбуждения и торможения нейронных клеток, отвечающих за восприятие информации картинки изучаемого объекта. Те самые клетки, которые располагаются на сетчатке глаза, называются колбочками, и у таких существ, как люди и приматы их существует 3 типа. Они различаются в зависимости от спектральной чувствительности. Среди них выделяют: p – красные, у – зеленые и β – синие. Все эти отличия носят условный характер. Параметры светочувствительности у колбочек довольно низкие, а потому, чтобы лучше воспринимать цвет, необходимо наличие хорошего освещения или яркости.

Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, можно также сказать, что это личностная сумма ощущений, образованная из трех основных разновидностей оттенков и их сочетаний, которые воспринимают наши колбочки. Доказано, что среди пресмыкающихся, птиц и некоторых рыб есть виды, обладающие более широкой областью ощущения цветового спектра. Они могут улавливать ближнее ультрафиолетовое излучение, а также некоторые части инфракрасного спектра.

Восприятие субъектом цветов может изменяться, следовательно, оно зависит от яркости и скорости, с которой оттенки изменяются. Важным является и фактор приспособления глаза к свету фонового типа. Существуют и другие причины, по которым каждый живой субъект, обладающий цветным зрением, может иметь отличительные черты в его восприятии.

Корпусный цвет предметов

Корпусный цвет предметов – один из важнейших вопросов в физике цвета. Проведем эксперимент: возьмем зеленый и красный фильтры, поставим их перед лампой, тогда эти фильтры не смогут создать никакого цвета, кроме черного. Красный будет вбирать лучи спектра, а зеленый, наоборот, заниматься сдерживанием всех цветов. Получится, что лучи не будут пропущены, останется темнота.

Цвета, которые поглощаются в результате эксперимента, носят название вычитаемых.

Цвет у предметов появляется только после абсорбции волн. Предмет кажется красным только из-за того, что все цвета луча света были поглощены, отразился исключительно красный. В случае, когда говорят, что данный предмет красный, понимают, что чашка состоит из такого набора молекул, которые поглощает все лучи, исключая красные. Сам предмет не обладает цветом, человеческий мозг его создает сам при определенном освещении.

Если осветить бумагу красного цвета зеленым, тогда человеческим глазом она будет восприниматься как черная. Все из-за того, что в зеленом цвете нет лучей, которые бы подходили для пропускания красного.

Все краски для живописи обладают свойствами вещественности и пигмента. Это краски поглощения, поэтому в процессе их комбинации необходимо пользоваться законами вычитания. Если дополнительные цвета с содержанием чистых цветов соединяются в конкретном соотношении, получится черный. В случае соединения цветов невещественного типа получится белый цвет, потому что в данном случае будет действовать закон сложения.

Определение 1

Теория цвета – комплекс характерных черт перцепции человеческим глазом и мозгом определенных комбинаций цветов. Цвет и его соединения значительно воздействуют на сознание личности, определяя поведенческую линию.

Главные и второстепенные цвета

Проведя множество опытов, ученые доказали, что смешивание определенной пары оттенков дает нам ощущение видимости белого цвета. В компоненте данной характеристики выделяют понятие дополнительных типов, которые являются двумя цветами с противоположным значением. Они могут вследствие смешения дать нам ахроматический оттенок (серый оттенок). Триада RGB (Красный – Синий – Зеленый) использует в качестве дополнительных оттенки циан, пурпурный и желтый. На плоскости круга их расположение будет принимать оппозиционную форму, и оттенка, включенные в эти триады, будут чередоваться

Говоря о черном цвете, важно будет сказать, что определение его именно как «цвета» будет не совсем корректным. Скорее, это колер, который можно наблюдать при отсутствии излучения светового потока

Система RGB разделяет цвета на двенадцать главных тонов, среди которых есть три основных, три дополнительных и шесть промежуточных форм.

Понятие спектрального цвета

В терминологии цвета есть понятие непрерывного спектра, который возможно наблюдать на поверхности дифракционной решетки. Хорошо демонстрирует наличие спектра радуга (явление природы).

Первым человеком, разбившим спектр на 7 цветов, стал сэр Исаак Ньютон. Вероятнее всего, разбиение многим обязано случайности, а сам ученый был под влиянием европейской системы нумерологии, потому в качестве аналогии использовал наличие семи нот в октаве. В двадцатом веке Освальдом Виртом была предложена октавная система с некоторым дополнением, но она не смогла распространиться широко.

Можно заметить, что отличия спектра, начинаясь с красного цвета и «протекая» сквозь оттенки контрастных цветов превращаются в фиолетовый, после чего вновь приближаются к исходной форме. Наличие подобной близости в видимости этих оттенков связано со схожестью фиолетовой частоты с красной, но превышающей его вдвое. Указанный тип частоты тем не менее лежит вне пределов видимого спектра, а потому мы не можем наблюдать переход между ними. Это происходит в цветовом круге, в который включают неспектральные цвета, а переход происходит посредством пурпурных оттенков.

Значение слова «цвет» играет довольно важную роль для общего развития человечества. Различные длины волн мы можем изобразить, например, на экране, однако все полученные оттенки будут являться лишь общей суммой взаимодействия между тремя основными колерами, что использует монитор. Именно этот метод используют при их воспроизведении на экранах ЭЛТ, плазменных панелях и т. д. При этом наличие частоты, соответствующей конкретному спектру, необязательно.

Практическая деятельность художников наглядно показывает нам, что при помощи множества колеров можно получать различные краски. Желание натурфилософов осмыслить «первооснову» всех явлений в мире, анализируя при этом природные явления и раскладывая все на составные фрагменты, обусловило выделение «основных цветов».

На территории Англии в течение многих лет считалось, что основными цветами являются красный, синий и желтый. В 1860 году Максвеллом была введена аддитивная система RGB — красный, зеленый, синий. В наше время она является доминирующей в общем наборе цветовоспроизводящих систем для трубок электронно-лучевого типа, телевизоров и т. п.

На фундаменте художественных практик устоялась система, которая не совпадает с определением Максвелла. Здесь главными являются желтые, красные и синие цвета. Выделение желтого цвета неудивительно, так как он является довольно специфическим. Смешение различных красок не дает возможности человеку простым способом получить желтый колер, так как образовавшиеся оттенки не совпадают с требованием к светлоте и насыщенности. Если говорить о структуре распределения RGB, то можно сказать, что на определенных координатах спектр имеет разные параметры. Говоря же о худож

практике, важно знать, что суть цветов и их различие имеют более сложную структуру устройства и определения

Существуют также системы XYZ и CMYK. Первую разработала организация CIE, а последнюю создал Э. Мюллер.

Физико-химическое понимание цвета

Понятие термина, что мы разбираем в этой статье, может иметь не только физический, но и биологический характер. А также существует множество слов с корнем «цвет», например цветник, цветок, цветение, цветоножка и т. п

При определении данной речевой единицы важно четко понимать, о чем идет конкретно речь

Цвета объектов являются комплексным результатом взаимодействия нескольких факторов, например таких как качественная характеристика поверхности, температурный показатель, относительная величина скорости движения объекта или субъекта и т. д. В общей сложности посредством данных факторов определяется длина волны электромагнитной природы.

Определение того, какой цвет перед нами, обуславливается наличием хромофор – особой группы ненасыщенных атомов, что отвечают за цвет химического соединения. Также не следует забывать и о поглощающем электромагнитном излучении, которое присутствует вне зависимости от окраски.

Группа карбонильных соединений С = О относится к хромофорам, которые поглощаются волнами в пределах 280 нанометров, однако содержащие данную группу кетоны не обладают цветом. Предложил хромофорную теорию в 1878 году ученый из Германии Отто Витт. В хромофорные вещества входят соединения с азотистой группой (N = N), нитрогруппой (NO2), нитрозогруппой (N = O) и карбонильной группой (C = O ).

Человек часто обращает внимание на такие вещи, как, например, наличие цвета у цветов. Однако в зависимости от характеристик световой волны колер растения или любого другого объекта может изменяться

Также не будем забывать о том, что длина поглощаемого света влияет на восприятие оттенка.

Физическая оптика определяет свет как излучение электромагнитной природы, которое воспринимается глазом человека. Коротковолновые границы определяются посредством обозначения диапазона спектра, который занимает свет, и соответствует длине волны в вакууме: 380 – 400 нм или 750 – 790 ТГц. Длинноволновую границу укладывают в промежуток от 760 до 780 нанометров (385-395 ТГц).

Яркость.

Третье свойство цвета — это яркость. Значение измеряет степень отраженного света — насколько светлый или темный цвет. Добавление белого делает цвет светлее, что в свою очередь создает оттенки, а добавление черного делает его темнее и создает оттенки.


Оттенок, тон, затемнение.

На цвет влияют другие компоненты в составе. Например, благодаря использованию фона, на изображении ниже видны три четких различия в значении цвета.

Для одного цвета определенного оттенка восприятие яркости также будет более интенсивным, если мы увеличим насыщенность. Например, насыщенный желтый цвет всегда будет выглядеть ярче, чем насыщенный синий. Практичность этого невероятно полезна для привлечения внимания аудитории к конкретным областям вашего кадра.

Как указывалось ранее, понимание основных свойств цвета не является навыком, который должны изучать только монтажеры и колористы. Любому, кто участвует производстве фильмов или видео, желательно знать, как работает цвет.

Цвет.

Он был с вами с того дня, как вы родились, и будет с вами, пока не умрете. Один цвет может заставить вас вспомнить приятный случай из детства, другой может предупредить вас об опасности, а третий цвет может сказать вам, насколько что-то горячо или холодно.

Более того, цвет является одним из наиболее важных инструментов, которые есть в наборе в фотографа или кинематографиста. Простая настройка цвета может придать вашему изображению совершенно новый символический или буквальный смысл. Например, см. рисунок ниже.


Изображение из к/ф Psycho III с Universal Pictures

Благодаря простой настройке цвета дом в Psycho становится менее запоминающимся и более гостеприимным. (Это изменение цвета связано с изменением цветовой температуры. Подробнее об этом читайте здесь.)

Знание цвета — это не просто фактор, необходимый для достаточной оценки цвета. Я уверен, что вы, вероятно, использовали инструменты (или что-то подобное) на рисунке ниже.

Однако точно ли вы знаете, что происходит, когда вы обесцвечиваете изображение? Конечно, изображение теряет свой «цвет», но как оно теряет его? Знание этой информации поможет вам принимать правильные решения и, в конечном итоге, улучшит вашу работу. Понимание базовой теории цвета не только поможет вам в пост обработке, но и поможет в создании декораций, костюмов, освещении и многом другом.


Цветовое колесо

Сам цвет имеет три основных качества: оттенок, цветность и величина, также известные как оттенок, насыщенность и яркость.

Цветовые параметры

Альберт Манселл, известный художник американского происхождения, в начале 20 века ввел в употребление несколько важных понятий для теории цвета. Это, прежде всего, цветовые параметры.

К цветовым параметрам относятся:

  • тон;
  • яркость;
  • насыщенность.

Тон является одним из основополагающих параметров для перцепции глазом и мозгом волны света. Именно он позволяет отличить цвета друг от друга.

Яркость является показателем уровня светлости цвета, то есть указывает на то, как цвет отличается от двух ахроматических цветов вроде черного и белого. Также играет роль в цветоразличении.

Насыщенность является показателем густоты тона. Если насыщенность меньше, тогда и цвет выглядит крайне блекло. Обратный эффект наблюдается при высокой насыщенности.

Вместе с вариациями сочетания цвета характеристики цвета играют большую роль в восприятии человеком изображения. Особенно это проявляется в случае восприятия изображения через экран компьютера, телефона или ноутбука.

Приводит ли растворимость к изменению цвета как физическое свойство?

Некоторые вещества при растворении в растворителе приводят к изменению окраски; это считается физическим свойством.

Поскольку растворимость также является физическим свойством, если какое-либо растворенное вещество, растворенное в растворителе, приводит к изменению цвета, обладающего цветом растворенного вещества, является физическим свойством. Если цвет раствора отличается от цвета раствора, а также растворителя, то должна иметь место химическая реакция, которую идентифицируют по изменению цвета; в таких случаях изменение цвета является ориентировочным физическим свойством.

Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота

Тон – это основная характеристика, по которой называют цвета.

Например, красный или желтый. Существует обширная палитра цветов, основой которой являются 3 цвета (синий, желтый и красный), они, в свою очередь, являются сокращением от 7 основных цветов радуги (потому что, смешивая основные цвета можно получить недостающие 4)

Тона получают смешиванием в разных пропорциях основных цветов.

Тона и оттенки – синонимы.

Полутонами называется незначительное, но уловимое глазом изменение в цвете.

Яркость — характеристика восприятия. Она определяется нашей скоростью выделения одного цвета на фоне других.

Яркими считается «чистые» цвета, без примеси белого или черного. У каждого тона максимальная яркость наблюдается при разной светлоте:    тон/светлота.

Это утверждение верно в том случае, если рассматривать линейку оттенков одного цвета.

Если же выделять наиболее яркий оттенок среди других тонов, то более яркими будут цвет как можно больше разнящийся по светлоте с остальными.

Насыщенность (интенсивность) – это степень выраженности определенного тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого: насыщенность/светлота

Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.

По шкале светлоты видно, что чем больше насыщенность, тем светлее тон.

Светлота – это степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.

Для более удобного определения светлоты цвета, без отвлечения на тон, можно перевести цвета в черно-белый вариант:

Светлота важное свойство цвета. Определение темного и светлого очень древний механизм, он наблюдается у простейших одноклеточных животных, для различения света и темноты

Именно эволюция этой способности привела к цветному зрению, но до сих пор глаз охотнее зацепляется за контраст светлого и темного, чем за какой-нибудь другой.

Цветовой тон, оттенок.

Мы определяем цветовой тон как имя знакомого цвета, например синего, которое представляет определенную длину волны видимого света. Это доминирование длины волны, которое производит определенный оттенок.

Проще говоря, оттенок описывает длину волны цвета. Если волны в физике, это для вас далекое прошлое, то вот кратких экскурс в длину волны света.

Глаза человека, могут обрабатывать только крошечный участок электромагнитного спектра, мы называем это видимым светом. Часть электромагнитного спектра измеряется в нанометрах (нм), а цвета, которые мы видим, находятся между 400-700 нм. Фиолетовый и синий свет имеют самую короткую длину волны и рассеиваются намного легче по сравнению с красным, который имеет самую длинную длину волны 635-700 нм.

Это имеет отношение к теории цвета? Ответ – да. Длина волны будет меняться, в зависимости от цветового тона. Причина, по которой небо голубое, заключается в том, что синие волны света рассеиваются в нашей атмосфере. Если бы у зеленого была самая короткая длина волны, у нас было бы зеленое небо.

Ежедневно вы можете видеть процесс доминирующих длин волн, меняющих цвет нашей среды. Это визуально демонстрируется на рассвете и закате, время, известное как золотой час. Поскольку солнце находится на одном уровне с горизонтом, свет проходит много километров плотной атмосферы, и синий свет становится еще более рассеянным в атмосфере, оставляя более длинные волны желтого, оранжевого и красного цветов, чтобы осветить то, что мы видим.

Важно отметить, что цветовой тон — это не просто свет одной длины волны. Синего не существует, потому что другие длины волн перестали быть световыми

Каждый цветовой тон содержит весь массив длин волн в видимом свете, но один из них будет более доминирующим, чем другие, что создает особый оттенок.

Следовательно, цветовой тон является величиной цвета, определяемой длиной волны; короче говоря, оттенок — это просто основной цвет. Ниже представлены цвета лазурный, церулеанский, сапфировый и аквамариновый. Хотя у каждого из них есть свои отличительные свойства, они имеют синий оттенок.

Когда вы начинаете добавлять цвет и значение к оттенку, вы начинаете создавать новые оттенки, тона и оттенки цвета.

Часто идут дискуссии и споры о том, какие цвета правильно классифицируются как «чистые оттенки». Фиолетовый или пурпурный? Различные цветовые системы будут немного отличаться. В этой статье мы будем использовать наиболее популярное мнение о том, что классифицируется как чистый оттенок: красный, фиолетовый, синий, зеленый, желтый и оранжевый. Эти шесть цветов можно разбить на следующие группы.

Характеристики цвета

Перечислим основные характеристики:

  • Цветовой тон — это чистый спектральный цвет, определяющийся частотой световой волны, он может быть любого оттенка, но не является результатом смешивания даже близких цветов. Так же он исключает добавление белого или черного.

  • Световой тон – это параметр, характеризующий светлость краски, независимо от ее цветового оттенка. Повышается добавлением белой краски. Черная, соответственно, понижает световой тон. 

  • Теплохолодность. Максимально теплый – оранжевый, а наиболее холодный – синий. Очевидно, это связано с тем, что огонь, солнце имеют оранжевые оттенки и субъективно воспринимаются, как теплые, даже если это, например, персик из морозилки. Синий, фиолетовый напоминают замерзший лед, посиневшие от холода губы. Теплохолодность – понятие относительное: зеленый теплее синего, но холоднее желтого. Если в чистый базовый оттенок добавить немного другого, соседнего, то его тон сместится в теплую или холодную сторону.

  • Насыщенность – мера содержания в краске чистого цвета. Скажем, добавив в красную краску белую, мы понижаем насыщенность. Также понижаем насыщенность, добавляя черную. То есть, пастельный красный и темно-коричневый могут иметь одинаковую насыщенность красным цветом.

  • Базовые цвета — это те, которые берутся за основу, из них можно получить любой другой. Для живописи это треугольник цветов: красный, желтый, синий. Например, смесь красного и желтого дает оранжевый, желтый с синим – зеленый. В принтерах для цветной печати за базовые берутся другие.

  • Составные цвета включают в себя два-три основных, базовых, например, сине-зеленый, красно-фиолетовый. Они теряют в насыщенности, но дают более тонкие цветовые сочетания вплоть до очень сложных, так что не всегда можно подобрать название: фисташковый, горчичный, морской волны. Небольшие изменения цвета придают картине особую глубину.

Основы теории цвета

Главный факт теории – смешение всех оттенков дает белый. Это легко доказывается разложением белого света на спектр с помощью призмы. Если смешать на картине всевозможные художественные краски, мы не получим, конечно, белый, а скорее грязный темно-серый цвет. 

Это связано с тем, что реальные пигменты имеют разную яркость цвета, а также с тем, что они не являются идеальными спектральными цветами. Белый получится при смеси световых лучей разных оттенков. Белый и черный относят к ахроматическому ряду.

Свой вклад в цветоведение внес русский художник Василий Кандинский. Он рассмотрел динамические свойства цвета и духовные аспекты его восприятия.

Подведя итоги

Основываясь на информации, что содержится в статье, мы можем заключить, что понятие цвета является довольно широким термином, включающим множество различных особенностей и отличительных характеристик, по которым можно его различать и анализировать. Этот качественный параметр всех объектов, что излучают и поглощают световые волны, окружает нас повсюду, например цвета цветов, красок, животных, производственных материалов, химических реагентов и многого другого. Они также оказывают немалое влияние на повседневную жизнь человека, так как обладают психологической спецификой воздействия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: