Выкройка сороки мягкой игрушки. Мастер-класс по изготовлению игровой куклы «Сорока»
Людмила Морозова Мастер-класс по изготовлению игровой куклы «Сорока»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу продолжить знакомить Вас с моим увлечением народной игровой куклой . Наши прабабушки не имели возможности покупать игрушки в магазине, они делали их самостоятельно и каждая игрушка несла свою воспитательную роль, каждая знакомила с бытом, обычаями и традициями народа. Сегодня я хочу вспомнить старую, всем знакомую потешку. ” Сорока -белобока “.
Вариантов данной потешки много, каждый проговаривал её по своему, но в каждом из вариантов проведена четкая воспитательная линия “Кто не работает, тот не ест!” Вот так незатейливо наши предки знакомили своих чад с обычаями и порядками. Каждая потешка, каждая песенка, игрушка – забава в те времена была не просто так – она решала “свою” воспитательно – образовательную задачу по вразумлению неразумных детять.
Сегодня я хочу представить мастер – класс по изготовлению игровой куклы ” Сороки “
1. Итак, нам потребуется: лоскутки льняной ткани, лоскутки цветного ситца, нитки “Ирис” красного цвета, бусины или бисер для украшения, игла, ножницы.
2. Из лоскутков льняной ткани готовим дваквадрата: 7*7 см. для головы, и 20*20 см. для туловища. Маленький квадрат складываем по диагонали, чтобы получился треугольник, затем складываем треугольник пополам – голова готова. Большой квадрат сворачиваем в трубочку, сгибаем её пополам и вставив готовую голову, закрепляем нитками. Как показано на фото.
3. Берем три квадраты цветного ситца 10*10 см. – это платочки, поочерёдно надеваем их на голову нашей сороки , каждый платок фиксируем нитками.
4. Теперь наряжаем нашу красавицу в платье. Берем ткань размером 10*12 см. и подняв её вверх куклы , закрепляем подол платья нитками, края ткани идут внахлест. Затем отворачиваем подол и расправляем его.
5. Теперь необходимо украсить нашу куклу . По своему вкусу вы можете приготовить расшитый, вышитый или простой передник, один или несколько и аналогично платью закрепить его на готовой кукле , как показано на фото.
Осталось украсит нашу модницу яркими бусами!
Прекрасные игровые куколки , любимцы детей и взрослых – ГОТОВЫ! Болтушки и трещотки, модницы и просто красавицы, они никого не оставят равнодушным!
Особенности изготовления костюма сороки своими руками
Костюм сороки не уступает по популярности нарядам принцесс и заморских красавиц. Наоборот, его отличительная особенность — это узнаваемость образа. В наряде должно быть задействовано всего два цвета: черный и белый. Однако, такая цветовая гамма отнюдь не выглядит грустно.
Своими руками сделать наряд очень просто т.к. отсутствует строгая регламентация по его содержимому. Здесь все зависит от фантазии автора и наличия необходимых материалов.
Волосник или повойник
Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.
Волосник XVI-XVII века из золотых и серебряных нитей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля
Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.
Современные авторские повойники
Русские народные головные уборы
Особое внимание уделялось головным уборам. По ним, как и по национальным русским костюмам, можно было отличить знать от бедняков, а также определить, откуда родом владелец
Основу головных уборов мужчин составляла шапка. Русские крестьяне носили валяные колпакообразные (из сукна или войлока), а также более низкие с меховым околышем. Среди других национальных головных уборов были:
Треуха – шапка, подбитая мехом.
Тафья – небольшие головные уборы, которые были расшиты жемчугом. Носили только бояре и знать.
Мурмолка – национальная шапка с зауженным кверху краем.
Горлатная – высокая меховая шапка, которую в праздничные дни носили бояре. Делалась из горлышек пушных зверей.
Русская девушка должна была ходить простоволосой (открывать волосы). Разнообразию девичьих национальных головных уборов не было предела. Они носили:
Полотенце (ширинка, наметка) – узкая холстина, у которой края завязывались сзади.
- Круг (обруч) – делался из коры деревьев или картона и обшивался тканью.
- Лента (золотнуха, повязка) – почти как полотенце, только делалась из дорогой ткани, парчи.
- Венец (коруна, челка, рефедь, ряска). Праздничное национальное украшение головы, которое декорировали бусинами, перьями.
- Платок (косинка, фатка). Обычно был недомотканным, завязывался сзади.
После замужества голову уже нужно было закрывать. Так, сначала русские женщины носили кичку молодухи. С рождением малыша ее меняли на рогатую кичку – это высокий лопатообразный головной убор или повойник. Изделие символизировало плодородие. Одной из разновидностей кички была сорока. Отличие состояло в том, что лоб она прикрывала больше, а бока, наоборот, открывала. Расшивался этот национальный головной убор бисером, перьями, лентами и искусственными цветами. Чтобы не показывать волосы, на кичку надевали убрус – платок.
Кокошники считались праздничными национальными украшениями головы. Некоторые их разновидности носили девушки, а в основном – замужние русские женщины, когда выходили в люди. В остальное время не снимали повойник или платок.
Кичка рогатая
Кокошник
Повойник
Особенности
Многосоставность наряда была свойственна во всех слоях населения. В то время как у рабочего народа костюм мог состоять из семи элементов, у богатых дворян уже из двадцати. Одна одёжка одевалась поверх другой, будь то распашная, глухая, накидная, на застёжках и завязках. Национальному наряду практически не свойственен приталенный силуэт, наоборот, в почёте свободные, трапециевидные фасоны, а длина в большинстве случаев в пол.
Издавна у русского народа существовала страсть к ярким цветам, несущим радость. Самые распространённые – красный, синий, золотой, белый, голубой, розовый, малиновый, зелёный, серый. Но кроме них в каждой губернии были свои предпочтения в оттенках, коих было великое множество: брусничный, васильковый, дымчатый, крапивный, лимонный, маковый, сахарный, тёмно-гвоздичный, шафранный, – и это лишь немногие из них. А вот чёрный цвет использовался лишь в элементах некоторых регионов, а затем долгое время ассоциировался исключительно с траурным нарядом.
Вышивка издревле имела сакральное значение для русского национального костюма. В первую очередь она всегда выступала не украшением, а оберегом, защитой от злых духов. Языческая символика не канула в лету даже с приходом христианства, однако орнаменты приобрели новые элементы, соединив в себе старые славянские и новые церковные мотивы. Защитные обереги вышивали на вороте, манжетах, подоле. Самым часто применяемым цветовым решение были красные нити по белому полотну, а уже после стала распространяться многокрасочность.
С течением времени вышивка приобрела скорее декоративный характер, хотя несла в себе сюжеты древних орнаментов и узоров. Свою роль в изменении значения сыграли и развитие золотошвейного искусства, вышивки речным жемчугом, промыслов, элементы которых перенесли с посуды и мебели на одежду. Исконный русский узор предполагает геометрические строгие формы, почти полное отсутствие скругленных элементов, что обуславливалось техникой вышивки. Самые распространённые мотивы и конкретные символы: солнце, цветы и растения, животные (птицы, кони, олени), женские фигурки, избушки, фигуры (ромбы, скошенный крест, ёлочка, розетки, восьмиугольные звёзды).
Кроме вышивки наряды знати украшали пуговицами (деревянные пуговицы, обвитые канителью, кружевом, жемчугом, а иногда из драгоценных камней), кружевом и мехом по подолу и горловине, нашивками, ожерельями (расшитый жемчугом, пристёгивающийся воротник из атласа, бархата, парчи). Из дополнительных элементов – ложные рукава, пояса и кушаки, пришитые к ним сумки, ювелирные украшения, муфты, головные уборы.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ РУССКОГО СЕВЕРА
Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.
В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.
По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.
После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.
Дополняем образ аксессуарами
В детской литературе сороку-белобоку часто изображают в цветастом платочке. На празднике ребёнку будет, пожалуй, неудобно двигаться в косынке на голове, поэтому завяжите его по цыганскому типу на талии. Яркий платок разбавит монохромные тона наряда и добавит героине колорита.
Сорока любит всё яркое, блестящее. Сшейте небольшую симпатичную сумочку, в которую она будет складывать всё, что блестит. Смастерите небольшой кармашек, в верхней части вшейте петельки и вденьте в них симпатичный шнурок. Декорируйте сумку любыми аппликациями, бусинками, ленточками – как вам подскажет фантазия.
Шьем химону своими руками
У головного убора химоны есть черты, соединяющие в себе элементы сороки и повойника. При его создании можно ориентироваться на пошив повойника. При этом надо учесть, что для пошива берется дно не круглое, а вытянутое. При носке этого летнего головного убора завязки соединяются сзади так, чтобы основная часть химоны находилась внутри. В некоторых вариантах головной убор сзади соединяется широкой резинкой. Пошаговая инструкция может быть основана на пошиве повойника.
Химона
Традиционные головные уборы – повойник и сорока – сочетают в себе оригинальность и красоту. Они могут использоваться в качестве самостоятельного головного убора или как его отдельная часть. Можно шить не только в соответствии с классическими выкройками, но и вносить нужные изменения, придавая новый вид традиционному наряду. Сейчас используются также головные уборы других покроев, близкие по внешнему виду, но имеющие немного другой покрой. Одним из таких примеров и является химона, о ней было рассказано выше.
Кокошник в современном мире
В наше время тоже можно встретить кокошник, но, конечно же, он естественным образом претерпел изменения. Современный кокошник уже не несет в себе какой-то сакральный или символичный смысл, поэтому необходимость в полном покрытии головы отпала.
Сейчас это больше своеобразный ободок, который используют модные дизайнеры в своих коллекциях на показах мод. Например, немецкий модельер Карл Лагерфельд использовал их в своей модной коллекции.
https://thecity.m24.ru/articles/1446https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56795/
Люди, следящие за модными тенденциями, применяют ободки-кокошники в качестве дополнительного аксессуара в своем образе.
Незаменимым является кокошник сегодня и в выступлениях хоровых и танцевальных ансамблей, где он используется как часть сценического костюма.
https://www.culture.ru/events/1508691/malyshnik-skazki-snegurochki
В современной культуре кокошник является частью новогоднего костюма снегурочки и в большей степени связан с ее образом.
Шьем химону своими руками
У головного убора химоны есть черты, соединяющие в себе элементы сороки и повойника. При его создании можно ориентироваться на пошив повойника. При этом надо учесть, что для пошива берется дно не круглое, а вытянутое. При носке этого летнего головного убора завязки соединяются сзади так, чтобы основная часть химоны находилась внутри. В некоторых вариантах головной убор сзади соединяется широкой резинкой. Пошаговая инструкция может быть основана на пошиве повойника.
Химона
Традиционные головные уборы – повойник и сорока – сочетают в себе оригинальность и красоту. Они могут использоваться в качестве самостоятельного головного убора или как его отдельная часть. Можно шить не только в соответствии с классическими выкройками, но и вносить нужные изменения, придавая новый вид традиционному наряду. Сейчас используются также головные уборы других покроев, близкие по внешнему виду, но имеющие немного другой покрой. Одним из таких примеров и является химона, о ней было рассказано выше.
Как сшить самой капор на голову с горловиной: из меха норки, выкройка, видео
Капор на голову с горловиной
Несколько лет назад капор носили только маленькие девочки. Такие зимние шапки не выходили из детской моды. Сейчас капор носят и женщины. Данная шапка может быть разных фасонов и сделана из разных материалов: шерсти, меха, трикотажа и так далее. Капор можно сшить по принципу шапки Wolka, процесс создания которой был описан выше по тексту. Единственное отличие капора от «волки» — это наличие шарфа, хомута, который должен лежать на плечах.
Капор на голову с горловиной из меха норки
Для создания капора подойдет вот эта выкройка:
Выкройка капора на голову с горловиной из меха норки
Сделайте капюшон более удлиненным, прошейте края, вставьте шнурок по линии головы и шеи — капор готов. Подробная инструкция создания капора в видео ниже.
КИКА РОГАТАЯ
Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» — ходить, задрав нос.
С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:
Рязанские рогаНе кину никогда.Буду есть одну мякину,А рогов своих не кину!
Русский народный костюм в современной моде
Традиционный костюм народов России вдохновляет дизайнеров ведущих домов мод. Толчком к такому интересу невольно послужила революция 1917 года, когда русские аристократы массово уезжали в Европу. Помимо фамильных драгоценностей они везли с собой традиционную одежду, платки, обувь и головные уборы. Многообразие узоров, нежнейшая вышивка, воздушное кружево заинтересовали европейского обывателя, и вскоре Европа начала носить платья с элементами русского костюма.
Современная одежда имеет следующие черты русского этно-стиля:
- Сочетание в вещах белого и красного, а также синего, зеленого, золотистого и черного цветов.
- Древнеславянские орнаменты, вышивка.
- Рукава-фонарики.
- Шапки-ушанки, круглые меховые шапки, варежки.
- Платки и шали.
- Браслеты из кожи и дерева.
Стилизованный под кокошник русский национальный головной убор довольно часто используют любительницы эпатажа для выступлений и фотосессий, к тому же он постоянно фигурирует на модных показах.Например, Джон Гальяно создал этническую коллекцию по мотивам женского русского национального костюма с дубленками и валенками. Верхняя одежда в стиле древней Руси принесла своему создателю оглушительный успех. Светлана Левадная, дизайнер из Крыма, уверена, что народные русские костюмы России – это не красно-желтые сарафаны, а нечто большее.
Она адаптировала традиции в современном искусстве. Платья из ее коллекции выдержаны в нежных, пастельных тонах, расшиты вручную и украшены тонким кружевом. Дизайнеры бренда Tsar Bird вовсю используют русские этнические элементы, вышивку, ленты и кружево. Косоворотки, рубахи, платки, валенки, кафтаны и даже головные уборы в виде кокошников с орнаментом из цветов и сказочных птиц рождаются в мастерских торговой марки как по мановению волшебной палочки. Не только старинные национальные узоры, но и элементы кроя, части костюма заимствованы брендом в наследии русского народа.
СОРОКА ТУЛЬСКАЯ
В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что — сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому — тульская сорока.
Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части — крылья и заднюю — хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.
Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.
Самшура, моршень и шишак
Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.
Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.
Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год
Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.
Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.
Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.
- «Русский Тарзан»: Михаил Фоменко прожил в австралийских джунглях 60 лет
- Как Пётр I боролся с коррупцией
- Королева сцены и интриг: кем была Матильда Кшесинская
- Как большевики потеряли 13 дней при переходе на Григорианский календарь?
- Верните 2007 год: как бывшие неформалы реализовали себя в жизни
Химона головной убор выкройка. Шьём старинный головной убор — повойник
Сложность: средняя
Время работы: 2 часа
Выкройка или шаблон: скачать
Материалы: ткань хлопковая, нитки, ножницы, булавки, швейная машинка, швейная игла
— Я чувствую себя красивой женщиной! Пройду мимо зеркала, или на отражение в окне взгляну — ну симпатичная, слов нет!
Дело оказалось в простеньком головном уборе, который я привезла ей в качестве гостинца на дачу. Как вы уже догадались, это был повойник. А она, моя Нина, всё лето живёт с престарелой мамой, которой уже 91 год, и которая просто оживает, когда находится на воздухе, вдали от города. И так каждое лето. Ещё года два назад Зинаида Ивановна могла фору дать молодым , и ездила в сад одна, и работала там за двоих, то сегодня она потихонечку ходит по дорожкам, наслаждаясь тишиной, пением птиц и запахами природы.
Это лирическое отступление я делаю лишь для того, чтобы заинтересовать вас старинным головным убором, которые носили женщины ещё в начале прошлого века. Ну люблю я национальную русскую одежду! И считаю, что краше ничего на свете не сыщешь!
А сшила я повойник из летнего ситца, исключительно для сада-огорода и походов в лес. Выкройку нашла в интернете на странице Светланы Хачиной. Красным обозначены размеры в сантиметрах. Так что, взяв для удобства миллиметровку, как это сделала я, нарисуйте себе такую же.
Хочу предупредить, что на заглавном фото другой повойник. Я его уже активно ношу. Шить же мы вместе с вами будем новый.
Все составные части выкроек имеют подкладку. Припусков на швы я не делала. Подкладочную выкраивала вместе с основной тканью, «один в один».Основная ткань.
Подкладка.
Складываем донышко «лицом к лицу» с подкладкой. Там, где на выкройке были отметки — это обозначение границ «хвостика» повойника. В этих местах на выкройке я сделала небольшие надсечки. Строчим на машинке обозначенный карандашом пунктир.
Выворачиваем на лицевую сторону.
И заутюживаем. Теперь нужно прострочить переднюю часть двойной строчкой для сборки.
Собираем сборку. Распределяем её по окружности. Чтобы убедиться в правильности, я делаю примерку на свою голову. Вы сразу поймёте, где ам нужно подсобрать или, наоборот, «растянуть» сборку. Как правило, на лобной части сборка гуще, на височной — очень редкая.
Теперь нам нужно собрать и сшить очелье с завязками.
Сшили и разутюжили шовчики.
Теперь складываем «лицом к лицу» две полученные детали. Место, обозначенное пунктиром, прошиваем от начала до конца завязок.
Выворачиваем.
Проглаживаем утюгом.
Отмечаем середину очелья. Нам нужно будет пришивать его к передней части донышка. На донышке тоже находим серединку.
Совмещаем две детали с совмещёнными центрами с изнаночной стороны донышка.
Теперь обязательно намётываем, начиная с середины, в одну сторону, затем в другую, до конца завязок. Прошиваем и выворачиваем.
Полученное проглаживаем, и получается вот так с изнанки.
Переходим «к лицу». Также приметаем очелье к донышку.
Таким образом мы наметали переднюю часть.
Когда дошли до завязок, остановитесь. Я, например, сначала заутюживаю завязки.
Потом совмещаю их, а затем намётываю таким образом, чтобы сразу прострочить на машинке.
Прошили. Повойник готов!
Фото не получается расположить вертикально. Поэтому размещаю ниже своё изображение.
Приятного вам рукоделья!Отличного настроения, дорогие мои красавицы!
Химона головной убор выкройка. Шьём старинный головной убор — повойник
Сложность: средняя
Время работы: 2 часа
Выкройка или шаблон: скачать
Материалы: ткань хлопковая, нитки, ножницы, булавки, швейная машинка, швейная игла
— Я чувствую себя красивой женщиной! Пройду мимо зеркала, или на отражение в окне взгляну — ну симпатичная, слов нет!
Дело оказалось в простеньком головном уборе, который я привезла ей в качестве гостинца на дачу. Как вы уже догадались, это был повойник. А она, моя Нина, всё лето живёт с престарелой мамой, которой уже 91 год, и которая просто оживает, когда находится на воздухе, вдали от города. И так каждое лето. Ещё года два назад Зинаида Ивановна могла фору дать молодым , и ездила в сад одна, и работала там за двоих, то сегодня она потихонечку ходит по дорожкам, наслаждаясь тишиной, пением птиц и запахами природы.
Это лирическое отступление я делаю лишь для того, чтобы заинтересовать вас старинным головным убором, которые носили женщины ещё в начале прошлого века. Ну люблю я национальную русскую одежду! И считаю, что краше ничего на свете не сыщешь!
А сшила я повойник из летнего ситца, исключительно для сада-огорода и походов в лес. Выкройку нашла в интернете на странице Светланы Хачиной. Красным обозначены размеры в сантиметрах. Так что, взяв для удобства миллиметровку, как это сделала я, нарисуйте себе такую же.
Хочу предупредить, что на заглавном фото другой повойник. Я его уже активно ношу. Шить же мы вместе с вами будем новый.
Все составные части выкроек имеют подкладку. Припусков на швы я не делала. Подкладочную выкраивала вместе с основной тканью, «один в один».Основная ткань.
Подкладка.
Складываем донышко «лицом к лицу» с подкладкой. Там, где на выкройке были отметки — это обозначение границ «хвостика» повойника. В этих местах на выкройке я сделала небольшие надсечки. Строчим на машинке обозначенный карандашом пунктир.
Выворачиваем на лицевую сторону.
И заутюживаем. Теперь нужно прострочить переднюю часть двойной строчкой для сборки.
Собираем сборку. Распределяем её по окружности. Чтобы убедиться в правильности, я делаю примерку на свою голову. Вы сразу поймёте, где ам нужно подсобрать или, наоборот, «растянуть» сборку. Как правило, на лобной части сборка гуще, на височной — очень редкая.
Теперь нам нужно собрать и сшить очелье с завязками.
Сшили и разутюжили шовчики.
Теперь складываем «лицом к лицу» две полученные детали. Место, обозначенное пунктиром, прошиваем от начала до конца завязок.
Выворачиваем.
Проглаживаем утюгом.
Отмечаем середину очелья. Нам нужно будет пришивать его к передней части донышка. На донышке тоже находим серединку.
Совмещаем две детали с совмещёнными центрами с изнаночной стороны донышка.
Теперь обязательно намётываем, начиная с середины, в одну сторону, затем в другую, до конца завязок. Прошиваем и выворачиваем.
Полученное проглаживаем, и получается вот так с изнанки.
Переходим «к лицу». Также приметаем очелье к донышку.
Таким образом мы наметали переднюю часть.
Когда дошли до завязок, остановитесь. Я, например, сначала заутюживаю завязки.
Потом совмещаю их, а затем намётываю таким образом, чтобы сразу прострочить на машинке.
Прошили. Повойник готов!
Фото не получается расположить вертикально. Поэтому размещаю ниже своё изображение.
Приятного вам рукоделья!Отличного настроения, дорогие мои красавицы!
История русского народного костюма
В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.
Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.
Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями.
После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя. Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.
Шьем старинный головной убор – повойник
Здесь будет рассказано о том, как сшить повойник своими руками, описана выкройка для него.
Для того, чтобы пошить этот головной убор, потребуется 2 часа. Для работы нужно приготовить следующее:
- нитки;
- швейную машинку;
- ножницы;
- ткань для внешней части;
- ткань для подкладки.
Выкройка
Необходимо подготовить выкройку повойника. Она включает в себя четыре части:
- Дно имеет круглую форму, представляет собой основную часть головного убора.
- С помощью очелья оформляют переднюю часть очельника.
- Потребуются две подвязки, которые будут соединены с очельем и дном.
Каждая из упомянутых частей вырезается из основной натуральной ткани и из подкладочной. Виды материи выбираются по вкусу мастера.
Можно, например, для подкладки использовать вельвет, а для внешней – ситец.
Детали из основной ткани
Пошаговая инструкция для пошива выглядит следующим образом:
- Каждую из деталей, указанных на выкройке головного убора (повойника), нужно вырезать из основной ткани и из подкладочной. Припуски на швы при изготовлении можно не делать.
- Теперь нужно сложить части лицевыми сторонами друг к другу. Маленькими вырезанными уголками на выкройке помечены края нижней границы повойника. Части складывают так, чтобы эти метки совпадали. Между этими метками вдоль края на расстоянии 5 мм от края наметывается шов.
- Теперь изделие нужно повернуть на лицевую сторону и тщательно прогладить у него края.
- Теперь нужно прострочить переднюю часть параллельно краю двойным швом. Его делают параллельно краю на расстоянии примерно 5 мм от края. Этот шов будет использоваться для того, чтобы немного присобрать край повойника. Перед прошивкой детали нужно аккуратно скрепить булавками.
- Теперь нужно сделать присборку и распределить ее равномерно вдоль края. Как правило, мастер делает сборку гуще в передней части, а на краях у висков – более редкой. Передний край должен иметь величину, соответствующую обхвату головы.
Как присобрать край
- Теперь нужно подготовить очелье и завязки. При этом отдельно обрабатывают лицевую и изнаночную части. К очелью пришивают по завязке с каждой боковой стороны.
Соединение очелья и завязок
- После того, как лицевая и изнаночная части были прошиты, их тщательно проглаживают.
- Обе части прикладывают друг к другу и закрепляют булавками. Вдоль одной стороны по краю прошивают обе завязки и очелье.
- Теперь детали выворачивают лицевыми сторонами наружу, складывают и проглаживают утюгом. Это необходимо сделать перед тем, как дальше шить головной убор.
Осталось доделать очелье и завязки
- Нужно точно определить середину очелья и отметить ее. В дальнейшем потребуется пришить детали к середине донышка. Их прикладывают с внутренней стороны донышка и пришивают от середины до края завязки. Сначала это делают по одной стороне, а затем по другой. Затем очелье выворачивают и кладут с лицевой стороны повойника.
Наружная часть
- Теперь наметывается и пришивается второй край очелья. После того, как край повойника будет пришит, нужно прогладить завязки. Затем подгибают края основной ткани так, чтобы они охватывали изнаночную сторону и прошивают на машинке.
КИКА КОПЫТООБРАЗНАЯ
«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики — в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.
До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого — основных цветов воронежского женского костюма — шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода — это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.