Тамбурная вышивка

Тамбурная вышивка Юмико Хигучи

Пожалуй, несправедливо будет рассказывать только о национальных, традиционных, характерных для той или иной местности вышивках. Думаю, все интересно в развитии, в динамике.

Юмико Хигучи японская вышивальщица, дизайнер, родилась в 1975 году, окончила университет искусств, живет в Токио.

Она вышивает во многих техниках, имеет удивительное свойство талантливо смешивать различные техники и создавать красивейшие, лаконичные, изящные дизайны, в которых угадывается авторство Юмико. Однако, многие находят, что она имеет очевидную склонность к тамбурной вышивке.

Это современная вышивка и современные дизайны, которые покорили сердца любителей вышивки всего мира. Юмико выпустила несколько книг, в которых предлагает принты и мастер классы.

Тамбурная вышивка иглой

Существуют два основных способа выполнить шов-цепочку с помощью иглы. Обязательное условие для обоих – туго натянутое в пяльцах полотно. Вышивать можно как сверху-вниз, так и слева-направо, в зависимости от выбранного узора. Для упрощения работы, желаемый орнамент лучше предварительно перенести на полотно.

Итак, способ первый

Выводим иглу на лицевую сторону (на рисунке это точка 1). Далее вводим её обратно в ту же точку (как видите, пункты 1 и 2 на рисунке совпадают), но нить до конца не затягивает, придержав пальцем образовавшуюся петельку. Иглу снова выводим на лицо, на этот раз в точке 3, прижав тем самым вершину звена, и затягиваем нить. Первое из звеньев готово! Остальные выполняются аналогичным образом.

Способ второй

В данном случае процесс вышивки начинается с обычного стежка из точки 1 в точку 2. Далее, выводим иглу с изнанки на лицевую сторону в точке 3. Проводим иглу с ниткой под стежком 1-2 и снова вкалываем в точку 3. Стежок удержит звено цепочки при затягивании нитки.

В дальнейших звеньях проводить иглу нужно не под стежком, а под предыдущим звеном цепочки.

Для обоих способов выполнения есть два важных правила:

  • Стежки не должны стягивать основное полотно. Именно для этого и нужно максимально туго натянуть ткань на пяльцы.
  • В конце вышивки сделайте шов-закрепку, иначе вся цепочка распустится.

5.1. Модификации вышивки тамбурным швом

Описанные выше два способа – это техника выполнения классического тамбурного шва. Но за время его существования рукодельницы сумели изобрести множество вариантов его модификации. Рассмотрим некоторые из них.

Перевитый шов

Очень красивый отделочный шов можно получить, если изначально проложить рядом несколько стандартных тамбурных швов, а затем, используя контрастную нить, перевить их между собой (см. схему).

Более плотный шов

В случаях, когда требуется более плотный шов, можно воспользоваться следующими техниками:

Проложите один тамбурный шов поверх второго (это схема №6)

Попробуйте «сдвоить» петли, выполняя в один прикреп сперва маленькое звено, а затем большое (схемы №7 и 8 ).

Чтобы получить орнамент «колосок» в тамбурной вышивке, изначальный прикреп выполните не в виде стежка, а в виде уголка, а саму цепочку дальше выполняйте в перевёрнутом виде, т.е. вершиной звена вверх.

Похожим образом выполняется орнамент в виде колючей проволоки, однако, изначальный прикреп тут делается в форме креста, петля выполняется вершиной звена вверх, а её концы разводятся в разные стороны, а не выходят из одной точки.

Сложный орнамент в виде веточек с листочками выполняется за счёт комбинирования открытых и закрытых звеньев в вышивке.

Чеканка

Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества — чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения. За долгий срок бытования в искусстве чеканки сложились локальные стили, характеризующиеся своеобразными формами изделий, а также техническими и художественными приемами. Узбекская чеканка представляет собой различные приемы гравировки. Более глубокая гравировка носит название кандакори, менее глубокая — чистая гравировка — чизма, кроме гравировки узбекскими мастерами употребляется прорезная чеканка — шабака. Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.

Декоративная техника вышивания люневильским крючком

Декоративная техника крючком (тамбурная) применяется как украшение для этнических нарядов из текстильных материалов, выполненных традиционными приемами.

Данным методом украшается богатая свадебная одежда, индийское сари. Техника тамбурного вышивания заключается в выполнении стежка цепочкой вязальным крючком.

Для этого применяется тонкий крючок, заостренный на конце, что облегчает прокол полотна.

Мастерицы протаскивают крючком через основу нитку, образовывая цепочку декоративной вышивки. Старинная методика вышивания отличается применением золотых и серебряных нитей, бисера и камушков на просвечивающихся тонких тканях: шелке, батисте или же на плотных – бархате.

На легких тканях декоративная вышивка экстравагантно и красиво, словно шикарный кружевной материал. Прочные ткани выдерживают массивные работы, украшенные бисером и стразами.

Вышивание происходит с применением обеих рук, поэтому лучше всего запастись гобеленовыми рамами либо же пяльцами с подставкой. Ознакомимся с методикой выполнения тамбурного стежка.

Для рукотворного создания шедевра, нам необходимо запастись:

ножницами; бисером, стразами;

  • специальными пяльцами;
  • трафаретом или копировальной бумагой.

Прежде, чем начать трудиться над изделием, заправляем тканевую основу в приготовленные пяльцы.

При работе с тонкой тканью, основа по периметру обшивается дополнительными тканевыми полосками, заправляемыми позже в пяльцы.

Рабочий процесс. Люневильская вышивка мастер класс

Применяя трафарет либо копирку переносим орнамент на ткань. Можно воспользоваться древним приемом нанесения порошка. Орнамент воспроизводится на кальке, накалываясь иглой по абрису рисунка. После прикладывания кальки к тканевой основе, наносится пигментный порошок, который просачиваясь через проколы, оставляет следы на ткани.

Методика прокладывания стежка

Начало выполнения интересной и захватывающей работы заключается в следующих шагах:

  1. Перед работой, завязывается на кончике нитки узел.
  2. Сверху вводится крючок под углом девяносто градусов, нить подается с изнанки.
  3. Вытягивая первую петлю, контролируем, чтобы рабочая нитка подтянулась так, что узелок стал впритык к полотну, фиксируя этим нить.
  4. Удерживая волокно левой рукой, а инструмент – правой, прокалывается, аккуратно раздвигаясь, полотно, крючок опускаем вниз.
  5. Накидываем нить на вязальный инструмент, поворачивая против стрелочки часов в полный оборот.
  6. Петля вытягивается на лицо, крючок поворачивается за стрелкой часов.
  7. Все предварительные действия повторяются заново.
  8. Таким образом, формируется цепочка декоративного шва. Поворачивание крючка происходит во избежание прорыва основы и расслаивания нитки.
  9. Окончив вязание, нитку выводим на изнанку, провязываем пару звеньев и обрезаем нить. Какая бы не была длинна строчки, она всегда должна оставаться с равными звеньями.

Нить, использующаяся в вязании, выбирается тонкая, прочная, достаточно перекрученная. Волокно подбирается строго в тон основного материала, чтобы не допустить просвечивания.

Вышивка с применением бисера

Тамбурное шитье дает возможность заполнить большую площадь вышиваемого изделия.

Таким приемам без затруднений научатся умелые рукодельницы, владеющие техникой ручной вышивки, и даже начинающие мастерицы. Декоративная техника вышивания крючком используется для украшения индийской одежды, отчасти декорирования сари. Одежда восточных стран, вышитая бисером привлекает восхищенные взгляды окружающих.

Мастер-класс по сашико

Для начинающих рекомендуется попробовать себя в вышивании узоров сашико, состоящих из прямых линий.

Для работы понадобится ткань-основа, белые мулине, эскиз, иглы.

Чтобы перенести узор с бумаги на ткань, необходимо провести разметку. Она простая.

Вначале прошиваются длинные горизонтальные и диагональные стежки, при этом длина лицевого стежка должна быть в несколько раз длиннее.

Желательно соблюдать количество стежков в одной геометрической фигуре, например, в ромбе по 8 стежков.

После вышивания горизонтальных и диагональных линий приступают к вышивке маленьких ромбов. Их делают не по периметру, а изогнутыми линиями сверху вниз или наоборот.

После того как все линии будут прошиты, необходимо подвернуть края салфетки и также прошить их швом сашико.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

Чтобы подвороты в несколько слоев в углах не были видны, рекомендуется подвернуть их, срезать часть материала и подшить.

Техника японской глади

Японское искусство вышивки привлекает уже многие столетия. Современные мастерицы благодаря появившимся в продаже материалам и различным мастер-классам, описаниям техники могут создавать шедевры не хуже японских женщин.

В основе техники японской глади лежит такое понятие, как рисовальный шов, который выполняется шелковой нитью на атласной или шелковой ткани. Шелковая нить и ткань были в Японии показателем достатка, поэтому в этом стиле вышивали только знатные особы в отличие от техники сашико.

Вышивка шелковой нитью в японской манере ничем не отличается от обычной вышивки гладью. Японская техника вышивки очень похожа на известную теневую гладь, которую давно используют русские мастерицы.

Гладью в этом стиле вышивают по такому же принципу, но в более искусной манере, так как считается, что подобная вышивка похожа на нарисованную картину профессиональным художником.

Гладью в японской манере можно вышивать несколькими техниками:

  • трехстежковой рисовальной;
  • теневой.

От севера до юга

К северным регионам относят Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Новгородскую области. Также Ленинград (современный Санкт-Петербкрг), Архангельск, Карелия.

Русские рукодельницы использовали гладь, роспись, косые стежки. Вышивка крестиком применялась только для создания оберегов. Роспись, по сути, и есть полукрест. Таким швом выполнялась окантовка. После этого вышивальщицы заполняли внутренне пространство, для которого использовали другие декоративные швы. Края вышивки декорировали узорами из звездочек, снежинок, простых цветов.

Популярна была на полупрозрачном полотне белые узоры или белая строчка. Если вспомните, как чарующе выглядит белая гладь, то поймете, о чем речь.

Карелия прославилась своими вышивальщицами не только на русской территории. Их работы получили признание и популярность в странах Европы. В центре композиции обычно изображены животные и растения, вышивка делалась красными нитками на белой одежде.

Южные области— это Воронеж, Тамбов, Курск, Пенза. Южане более разносторонни в выборе швов и техник: белая гладь, роспись, счетная гладь, крестом, цветная перевить. Последняя напоминает вышивку белой гладью, когда используется полупрозрачный фон. Цветная композиция перевитью выполняется очень сложно, поэтому наличие дома такой работы считалось престижным и говорило о достатке семейства.

Нитки выбирались по цвету в зависимости от региона:

  • смоленские вышивальщицы делали золотой фон вместе с красными, белыми или оранжевыми сюжетами,
  • в Рязани предпочтение отдавали синим тонам,
  • тульские рукодельницы за основу брали красно-белую гамму, среди которой делались вставки синими, зелеными или желтыми нитками,
  • Калининградский регион славился ярким малиновым фоном, где были алые, золотые, белые и зеленые узоры.

Отдельно стоит отметить калужскую область. Скатерти, дорожки, полотенца рукодельницы шили особой техникой, которая называлась «вырезы». Со временем их стиль стали называть тарусской вышивкой. Использовалась только льняная нить для вышивки растительных орнаментов, композиций из птиц и деревьев. Особенностью являлось то, что у тарусского изделия не было изнаночной стороны.

Центральные регионы страны стали смешением деталей русской вышивки с южных и северных регионов. Но при этом местные рукодельницы добавляли что-то свое, особую «изюминку» в творчество.

С Севера в центр пришла белая строчка, с характерными мотивами и сюжетами. Это присуще Калининской и Ивановской областям. Русская вышивка росписью смотрится более объемной благодаря шерстяным ниткам.

С Юга центральные районы позаимствовали ромб. Его выполняли различными швами, украшали диагоналями, зубчатыми краями.

В Костроме и Ярославле в белую строчку добавили цвета. Начали использовать цветной контур для яркости, украшали золотыми, розовыми и голубыми нитками. Костромская область выделила себя еще использованием шелковых нитей. Русские рукодельницы выбирали преимущественно пастельные тона. При такой спокойной гамме вышивка выделялась блеском и переливами узора.

Отдельной техникой русской вышивки считается «горьковский гипюр». Это ажурная сквозная вышивка. Своеобразные орнаменты напоминают розетки в форме ромба с округлыми углами, медальоны, сказочные цветы. Такая изящная работа делалась на продернутой по ткани сетке, чтобы оставался прозрачным фон.

В настоящее время рукодельницы и знаменитые модельеры возвращаются к традиционным истокам. Русская народная вышивка популяризируется в украшении интерьеров, создавая этнический стиль. Кутюрье выпускают коллекции одежды с традиционными мотивами. В их работах вы увидите классическое изображение орнаментов, современную вариацию в их видении. Спортивные костюмы украшены народными орнаментами, как символ патриотизма. Это еще одно подтверждение великих слов модистки (портнихи) Марии-Антуанеты мадемуазель Бертен, что новое— хорошо забытое старое.

Оставляйте комментарии и свои мысли о русской вышивке. Предпочитаете этнический стиль или стремитесь создавать современные темы в рукоделии. Где предпочитаете использовать народные мотивы, сохранились ли в вашем регионе характерные черты в узорах.

Где можно встретить узбекский орнамент

В Узбекистане орнамент можно увидеть повсеместно: в интерьерах, в украшении памятников архитектуры, в оформлении посуды, одежды, постельных принадлежностей и т.д.

В любой восточной культуре важное значение имеют покрывала — сюзане, что в переводе значит «вышитые иглой». Каждая девушка с четырнадцати лет начинала вышивать большой двухметровый сюзане ко дню своей свадьбы

Свадебное узбекское покрывало называется «гулькурпа», его декорируют цветущим садом – символом плодородия. Один завиток должен был остаться незаконченным, чтобы в роду было кому продолжить вышивку.

Василек в узбекском узоре обозначает юношу, красный мак – девушку, тюльпан – невинность, роза – красоту. Миндаль символизирует долголетие, а гранат – богатство. Баран означает мужество, соловей – мудрость.

Вышивка разных областей Узбекистана отличается своими особенностями. В Самарканде проглядывается согдийская малиновая розетка в окружении колец из листьев. Узор бухарских сюзане из вихревых розеток напоминает древние покрывала Согды с солярными знаками, и все поле воспринимается как мироздание.

Искусство поливного разноцветного керамического изразца, ставшего мировым культурным наследием, сложилось в средние века, в период исламского завоевания. Тысячи узбекских мастеров создали мировые шедевры архитектуры.

Геометрический орнамент изразцов  складывается в рисунок пересекающихся квадратов, образующих восьмиугольную звезду, которая широко используется в облицовке узбекских архитектурных памятников.

Узбекская национальная керамика традиционно украшается по всему полю. Огромные блюда-ляганы для фруктов, пиалы для чая, косы для супа, хумы для воды расписаны цветками хлопка или просто узором фантазийного цветка «гуль». Керамисты из Риштана предпочитают синий и бирюзовый тона, а мастера Гиждувана – золотистый и бежевый.

Узбекские ткани с ромбовидным орнаментом «икат» признаны мировым культурным наследием. Их яркий рисунок невозможно ни с чем перепутать.

Икат образуется при использовании нитей с зональным окрашиванием. В отличие от похожей техники Африки и Индонезии узор образуется только продольными нитями, поперечные нити однотонны. Бывает хлопковый икат, шелковый икат, адрас (шелк и хлопок), ала-бахмаль («королевский» икат из шелка с ворсом). Традиционный мужской халат «чапак» шьется из ткани бекасам, узор которой состоит из чередующихся разноцветных полос.

Традиционная роспись по дереву использовалась для украшения интерьеров. Технология ее включает в себя грунтовку и роспись по трафарету минеральными масляными красками с покрытием лаком. Различают три разновидности узоров:

  • ислими — цветочно-растительный орнамент;
  • гирих — сетки или звезды;
  • мураккаб — сложный узор с переплетением узоров ислими и гирих.

Резьба по ганчу — национальное культурное достояние узбекского народа. Ганч — пластичная смесь глины и алебастра, позволяет вырезать тонкие рельефные узоры. Слои разного цвета позволяют делать уникальные рисунки. Характерны медальоны с арабскими изречениями, ирисы, гирих, букет. Ажурные решетки создавали в комнатах игру света и тени и усиливали впечатление восточной пышности комнаты для гостей — «мехмонхоны». Особую красоту комнате придавал ганчевый резной карниз «шарафа».

Изяществом отличается резной ганч Бухары, он белоснежный и филигранный.

Резьба по дереву, которой оформлялись двери, решетки, потолки, колонны поражает сложностью и точностью выполнения орнамента.

Резьба по мрамору отличается сочетанием геометрического орнамента с цветком и трилистником.

В каждой долине своя, особая вышивка

У каждого региона Таджикистана своя школа вышивки и свои особенности. В целом, конечно, сузани нельзя делить по политическим границам, поскольку, например, тот же Зеравшан начинается в Таджикистане и заканчивается в Узбекистане, или Ферганская долина одновременно охватывает 3 республики. Такая связь культур очень заметно отражается и в традиционной вышивке. Поэтому лучше всего разновидности вышивки классифицировать по долинам.

В каждом регионе свои особенности. Например, худжандское сузани вышивается на черном фоне, а круги в розовом, красном и бордовом цветах. Худжандская школа относится к Ферганской долине, поэтому ей присущи тонкость и изящество в узорах. На таких сюзани часто в центре круга встречается узор «след верблюда», что тоже является еще одной особенностью.

Истаравшанское сузани сочетает в себе влияние Зеравшанской и Ферганской долин, поскольку Истаравшан территориально находится на их пересечении. На таком полотне сразу заметны тонкие линии, но при этом круги уже крупнее, чем на худжандском. Этот вид сузани сегодня можно приобрести по доступным ценам в магазинах и на ярмарках.

Зеравшанская школа вышивки отличается большими массивными кругами. Чаще всего визитной карточкой Зеравшанского сузани является трехцветный мотив. На белом фоне вышиваются круги черными, либо сочетанием бордового и красного, нитями. Белый фон означает счастье, мирное небо, покой и умиротворение, это чистота внутренняя и внешняя. Круг — это олицетворение солнца, символа тепла и жизни. Красный — цвет крови, означает начало жизни и любовь. Черный цвет часто ассоциируется с трудностями, или же символизирует ночь.

В Хатлоне сузани вышивается на красном фоне. Здесь преобладают массивные круги. Обычно в хатлонском сузани запрещено использование черного цвета, здесь его заменяют фиолетовым, особенно если сузани вышивается в приданное невесте, поскольку черный цвет считается символом траура.

Гармская или раштская вышивка отличается своей деликатностью и детальностью. На примере платья «чакан», можно заметить, что в выборе цветов нет симметричности — каждый элемент индивидуален, что тоже делает этот тип вышивки уникальным.

Дарвазская вышивка считается одной из сложнейших, так как вышивается она с изнанки изделия. Сегодня она встречается очень редко, поэтому нуждается в возрождении.

Памирская вышивка выделяется своими геометрическими мотивами. Особенно на тюбетейках эти узоры наносятся очень мелко и деликатно.

В современной вышивке вышивальщицы начали использовать новые мотивы. Теперь каждый период в истории страны имеет свое влияние. Например, сегодня в вышивке можно встретить фрагменты «кандакори» (резьба по дереву). Также часто в орнаменте изображается древо жизни, символизирующее семью и продолжение рода.

Тамбурная вышивка люневильским крючком

Вышивать
цепочки можно не только иглой, но и с помощью вязального крючка. Отчасти, этот
способ даже проще, особенно если вооружиться крючком с острой головкой. Но есть
и свои тонкости. Например, выполнить крючком можно только базовые швы-цепочки,
сложные модификации таким образом не получить.

Правила
про тугое натягивание полотна и отсутствие стяжек» остаётся актуальным и для
крючка, и для иглы.

Техника люневильской вышивки

Сама техника получения шва крючком достаточно проста.
Выведите крючок с лицевой стороны, зацепите им рабочую нить, вытащите на
изнанку – вы получили петлю. Снова введите крючок в полотно, зацепите нить, и
вытяните на изнанку, но уже через имеющуюся на крючке петлю. Продолжайте
вышивку таким же образом согласно выбранному орнаменту.

Люневильский крючок это специальный крючок для вышивки во французской технике. Называется по месту, где были впервые использованы бусины и стеклярус в вышивке обычным тамбурным швом. Это был город Люневиль, резиденция герцогов Лорренских.

Эта техника стала называться люневильской вышивкой и используется теперь в декорировании моделей высокой моды, в свадебных одеждах и вечерних нарядах.

Посмотрите волшебный ролик и создании платья Haut Couture, Christian Dior

Здесь очень коротко показана работа люневильским крючком и как изящно подаются пайетки с нижней стороны ткани.

Люневильский крючок имеет тонкую иглу-крючок и ручку с винтом, который немного выступает сбоку. Этим винтом игла-крючок фиксируется в ручке, ведь сам крючок можно менять, подбирая размер инструмента. А выступающий винт находится с той же стороны, что и «бородка» на крючке.

Такая конструкция помогает вышивальщице ориентироваться, где находится «бородка» крючка и куда подводить нить к крючку под натянутой тканью.

Нажмите, чтобы увеличить

Люневильская вышивка выполняется на тонких, прозрачных тканях и мастерица видит только изнаночную сторону — собственно сам тамбурный шов.

А вся красота с бусинами и пайетками остается под натянутой тканью и вышивальщица видит ее сквозь тонкую ткань.

Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите, чтобы увеличить

Люневильским крючком вышивают и в технике du point de Beauvais (точка Бове). Здесь как раз все более естественно, вышивальщица видит свою работу прямо на верхней стороне ткани. Отличие от техник востока в толщине крючка, головка которого равна ширине швейной иглы. Вышивают на плотных тканях шелковыми нитками.

Тамбурная вышивка (точка Бове) -бельё
Тамбурная вышивка (точка Бове) — обивка стула
Тамбурная вышивка (точка Бове) — обивка стула — фрагмент

Три предыдущие фото я взяла из документального фильма Сарта Мишеля Эсквиола о мастерской в Бур-ле-Руа. В Бур-ле-Руа есть музей вышивки в технике «Point de Beauvais», там же проводят обучение вышивке. Три опытных вышивальщицы по очереди проводят стажировку  Иветт Берто, Джинетт Беснар и Люсьен Мондион. Стоимость занятий 95 евро за 9 часов.

Можете посмотреть этот фильм и вы:

фильм Сарта Мишеля Эсквиола о мастерской в Бур-ле-Руа

Вышивка в спальне

Спальня станет еще теплее, уютней и красивее с вышивкой на толстом пледе, постели или одеяле.

Вышивка – это совсем не обязательно тонкая полоса орнамента. Неповторимую изысканность, роскошь и своеобразный гламур придаст, к примеру, плед, вышитый широкими шерстяными нитями в тон мебельной обивки.

Элегантно будут выглядеть аппликации на занавесках, гармонирующие с обоями, рукоделие на тканевом плафоне для настольной лампы. Необычное решение – монохромная вышивка, что называется «белым по белому».

Достаточно традиционный предмет интерьера – вышитая крестиком картина. Подобные панно украсят и подчеркнут значение любого помещения, создадут уютную атмосферу в вашем доме.

Символика

Дерево считалось главой русской вышивки и важным элементом узора. Это символ познания и модель мира. Оно олицетворяло мироздание: корни уходили в подземное царство, ствол означал существование на земле, а крона соответствовала небу и божествам. Поэтому дерево считалось первым символом связи с природой.

Животные. Со временем люди начали охотиться. В русской вышивке появляются изображения оленей. Знак удачного брака и обильной жизни. Когда две головы животного сведены вместе, такая вышивка обозначает небо, второе значение— мать и дочь, как порождающие живое в мире.

Так возник очередной символ рожаницы, как знак женского божества и плодородия.

Женщина. Вообще изображение женских фигур в старинных русских узорах встречалось очень часто. Оно использовалось, чтобы привлечь хороший урожай, защитить и размножить стадо домашних животных.

Русская народная вышивка женского божества Макоши тесно связана с обрядом встречи весны.

Всадники, лошади. Кони или конники наделяются божественной силой и являются знаком неба и солнца (иногда встречаются в виде колеса, что абсолютно равнозначное понятие). Они означают тепло, зимнее и летнее равноденствие. Среди всех всадников выделялся солнечный бог Даждьбог, который посылает народу солнечный свет, привлекает плодородный год.

Птицы. Распространено в русских народных мотивах изображение птиц (самым популярным является петух). Оно могло обозначать:

  • пробуждение природы и земли, как петух по утрам будит окружающий мир,
  • для отличного урожая вышивались на рушниках или кухонных предметах,
  • на полотенцах птица изображалась для почтения усопших, как символ души,
  • женщины использовали русскую вышивку двух птиц на своей одежде для счастливого брака.

Вы могли видеть орнаменты из птиц, следующих друг за другом или повернутых головами попарно. В композициях их шили в сочетании с деревьями или кустами, рядом с женским образом.

Растения. Вообще растительная тема в русской народной вышивке занимала особое место. Деревья являлись объектом поклонения для всадников, птиц, их изображали внутри часовен. В 18 веке распространяется вышивка алых роз, как вечное возрождение. Особенно запоминаются вышитые цветы и растения в стиле хохломы или гжели, на павлоградских платках.

Хмель на одежде молодых людей изображается, когда они готовы вступить в брак. Иное значение— молодость.

Русская вышивка калины встречается на рушниках и сорочках. Она означает бессмертие рода и крепкие кровные узы.

Лилией обозначали девичью невинность, а виноград— символ семьи и единства.

«Несущая свет»

Впервые о смысловом значении таджикского орнамента Мунира задумалась в 2006 году после поездки в США, где она посетила резервацию индейцев, занимавшихся ремесленничеством. Во время экскурсии ей рассказали о значении цвета и узоров в текстильных изделиях индейцев. В тот момент она осознала, что, вышивая практически всю свою жизнь, она никогда не задумывалась о значении любимых национальных узоров.

Некоторое время спустя экономист Мунира в 2013 году попадает в проект по развитию ремесленничества. В том же году она решает оставить работу в университете и в свои 35 поступает в детскую художественную школу. Еще через пару лет она оканчивает бакалавриат по направлению «дизайн и графика».

Набойка

Изготовление набивных тканей было широко распространено у народов, населяющих нынешнюю территорию Узбекистана. Набивные скатерти, всевозможные занавеси, одеяла, платки, высококачественные ткани для женских платьев, разнообразные покрывала, включая конские попоны, даже погребальные саваны и другие штучные и метровые набивные изделия выполняли утилитарные функции и служили украшением быта. Искусством этим славилась Бухара и прилегающие к ней селения. Прекрасные изделия вырабатывали мастера Ургута, Шахрисабза, Самарканда, Катта-Кургана, Ферганы, Ташкента, своеобразием отличалась набойка Хорезма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: