Мода Египта
Уже за 3000 до нашей эры, Египтяне, окрашивали волосы хной и активно украшали их декоративными элементами. Прически были достаточно сложными и для их создания использовали рабов-парикмахеров, специально обученных этому делу.
Египтяне были чрезвычайно консервативным народом и даже не смотря на то, что основной частью прически был парик, она не отличалась разнообразием форм, особенно это видно на примере мужчин. Женские прически, с течением времени, стали отличаться большим разнообразием, что в общем-то вполне естественно, но в целом также повторяли традиционную для Египта форму «трапеции».
Прическа
Парики носило всё свободное население Египта.
По сути это был не только и не столько «декоративный» элемент, но и своеобразная «визитная карточка» владельца, указывающая на его социальное положение. Фараон например и его приближенные носили самые большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.
Их делали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно «модными» а те времена, особенно в период Нового царства.
Со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, которая по высыханию отваливалась, а пряди таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.
Длинна волос теперь опустилась до плеч.
По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами.
Иногда завивка просто заменялась рядами плотно уложенных косичек.
Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями и клейкими составами. Все мужчины в обязательном порядке брили бороду, так как борода (правда искусственная, привязываемая к подбородку) была одним из символов власти фараона, олицетворявшим владение землей. Её так изготовляли так же как парики, однако форма тут была не так важна.
В дополнение, бороду часто украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.
Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие священных животных, а знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы, населявшие Египет того времени, носили привычные им прически, однако из-за жаркого климата, многие в целях гигиены полностью сбривали волосы.
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и конечно же куда более замысловаты, особенно это касалось цариц и знатных дам.
Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они и получили название «геометрических».
Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах.
Верх парика при этом был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».
С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн.
Форма такого парика была необычной, «каплевидной».
Волосы в нем разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны.
Одежда египтян эпохи Древнего Царства
На протяжении трех тысяч лет существования древнеегипетского государства, как искусство в целом, так и все формы материальной культуры, и одежда в том числе, претерпевали очень мало изменений. Костюму, как мужскому, так и женскому, в равной степени присущ все тот же лаконизм, продуманность и простота линий.
В то же время он, как и все в египетском искусстве, сильно стилизован. Египетские художники, благодаря работе которых до нас, по росписям в гробницах и скульптурам, дошли сведения об одежде древних египтян, проходили специальную школу канона и стилизации, оттого в дошедших до нас изображениях костюм претерпевает ее вдвойне. Будучи предельно стилизован сам по себе, он еще подвергается и переосмыслению через изображение, поэтому нельзя быть уверенным в том, насколько подлинны его формы, известные нам по рисункам. Однако можно с уверенностью сказать, что уже в эпоху Древнего Царства египетские ткачи в совершенстве владели своим ремеслом, а портным прекрасно известно было искусство кроя.
Основным материалом, из которого кроили и шили одежду в древнем Египте, был лён. Многие феллахи занимались исключительно его выращиванием на своих полях; было также немало полей, принадлежавших богатым землевладельцам и фараону. Сбор льна был нелегким делом. Лён вытаскивали из земли с корнем, это считалось чисто мужской работой, поскольку требовало больших физических сил. Стебли льна не должны были достичь зрелости – нить, изготовленная из такого стебля, была лучшего качества и шла на изготовление полотна. Перезрелый лён давал слишком мягкую пряжу – из него ткали циновки и вили веревки. Чтобы отделить волокна, стебли льна клали в воду на несколько дней, после чего отбивали, чтобы волокна достигли необходимой мягкости. Пряхи пряли волокна с помощью веретен, из полученных нитей ткали на ткацких станках то прочное, тончайшее полотно, которым так славился древний Египет.
Благодаря жаркому климату жители долины Нила не так уж и нуждались в одежде, а обнаженное тело у древних египтян не принято было скрывать, отсутствие одежды не воспринималось как вызов, в нем для египтянина не было ничего постыдного. Вся одежда древнего египтянина эпохи Древнего Царства состояла из одной набедренной повязки – схенти. Она доходила от талии до колен, и существовало несколько способов ее завязывать. Бедные люди носили схенти из грубого льна, богатые – из тонкого полотна, она могла быть белой или окрашенной в какой-либо цвет, во времена Древнего Царства предпочитали синий, зеленый и красный. Средняя часть схенти могла быть треугольной, веерообразной, могла иметь форму трапеции. Собранная в складки, она прикладывалась к животу, свободный конец пропускался снизу, между ногами, а то, что осталось, оборачивали вокруг талии и перехватывали поясом. Иногда схенти делали из шкуры антилоп и газелей, вся поверхность такого схенти из кожи, кроме средней вставки, была иссечена прорезями для удобства движения.
Женское платье на бретельках – калазирис, плотно облегало фигуру, есть предположение, что калазирисы были вязаными, настолько узки были они, судя по изображениям, что вообще не очень понятно, как можно было ходить в такой одежде. Калазирис состоял из юбки и жилета. Юбка доходила до щиколоток или середины икры, она плотно облегала ноги, вынуждая женщину передвигаться маленькими шажками, впрочем, эта походка, как и многое другое в древнем Египте, была строго регламентирована. Жилет на бретельках часто оставлял грудь открытой.
Египтяне гордились своей чистотой и опрятностью, в древнем Египте нельзя было надеть утром одежду не вымывшись, не умастив себя ароматным маслом. Одежду часто стирали и раскладывали на солнце для просушки. Для того чтобы высушить плиссированную одежду, появившуюся в эпоху Среднего Царства, существовали специальные доски с прорезанными желобами, в которые укладывали складки, чтобы не попортить их.
Костюм египтян (3000 — 500 лет до н. э.)
В древнем Египте светская и духовная власть была сосредоточена в руках фараона. Египетское искусство служило для восхваления власти князей и духовенства. Египтяне представляли себе многих богов в образе зверей или полулюдей, полуживотных существ.
Сфинксы с туловищем льва и головой человека олицетворяли собой власть египетских государей. Величественные надгробные памятники, пирамиды по своим размерам превосходили все остальные строения.
В то время, как господствующие слои населения Египта таким способом афишировали богатство и власть, крестьяне и рабы должны были усиленно трудиться, чтобы сделать страну богатой и воздвигнуть гигантские архитектурные сооружения. Вопиющее социальное неравенство между господствующими и трудящимися слоями населения находит свое выражение и в одежде.
Первоначально костюм египтян представлял собой набедренную повязку для мужчин и сарафан, закрывающий всю грудь или половину груди, для женщин. Этих предметов одежды было Достаточно для жаркого климата.
У трудовых слоев населения на протяжении нескольких тысячелетий обширной истории древнего Египта вышеупомянутый костюм оставался единственным предметом одежды (рис. 8 и 9).
Рис. 8. Юбка с бретелями для работающих женщин (‘Служанка с продуктовой корзиной’, расписная деревянная фигурка. Нью-Йорк, Метрополитен музей, 11 династия)
Рис. 9. Одежда трудящихся египтян (‘Слуга с корзиной’, расписная деревянная фигурка. Каирский музей, 6 династия)
В костюме знатных людей (рис. 10) менялись покрой и материал одежды, появлялись новые детали.
Рис. 10. Костюмы знатных египтян и слуг (фресковая живопись в гробнице Нахта близ Фив, 18 династия, 1400 г. до н. э.)
Мужской костюм. Набедренная повязка (передник) стала шире и короче и спереди посредине имела жесткую трапециевидную, треугольную или веерообразную накладку. Кроме того, начали носить один передник поверх другого. Наконец, передник дополняли сорочкой без рукавов. Сверху надевали одежду с широкими полукороткими рукавами.
На свои короткие волосы знатные египтяне надевали волосяные или шерстяные парики.
Обувью служили сандалии, которые следовало снимать в присутствии высочайших особ (рис. 11).
Рис. 11. Обувь египтян
Женский костюм. В одежде знатных женщин сарафан был дополнен верхним, а позднее нижним платьем, напоминающим плащ. Женщины так же, как и мужчины, носили искусные парики, на ногах — сандалии.
Косметика. В условиях жаркого египетского климата косметика и уход за телом играли такую же значительную роль, как и одежда. Тело смазывали, а лицо румянили.
Металлическое зеркало в туалете у женщин указывало вместе с тем на принадлежность к знатному сословию.
Ткани, цвета и украшения. Первоначально одежду изготовляли из одноцветного полотна. На протяжении столетий расцветки тканей становились все разнообразнее. Модными считались ткани с рисунками в горизонтальную вертикальную полоски. Позднее знатные египтяне стали носить костюм из белого плиссированного полотна, через которое просвечивало тело.
Украшением мужчин и женщин были кольца и серьги, браслеты и широкий воротник. Украшения изготовляли обычно из золота и серебра с искусной гравировкой или из множества жемчугов.
Форма и знаки отличия. У высокопоставленных особ страны, фараонов, вельмож, духовенства и воинов на принадлежность их к высоком сану указывали особые костюмы, эмблемы и знаки отличия Передник царя (фараона) и передники священника отличались друг от друга по своей форме. Жезлы и скипетры также служили знаками отличия.
Царскими атрибутами были изогнутый жезл и бич, которые в далекие времена были эмблемами земледелия и скотоводства. Прически и головные уборы особенно подчеркивали сословные ранги. Так, например, искусственная борода у мужчин указывала на их принадлежность к знатному сословию. Самую длинную бороду носил фараон, головные уборы могли носить только члены царской семьи. Высокие царские короны и чепцы в полном смысле слова указывали на «высочайшее» положение египетских государей. Изображение головы зверей играло большую роль в костюмах фараонов и духовенства. Изображение змеи (уреуса) на повязке фараона считалось символом их неограниченной власти (рис. 12).
Рис. 12. Царица в царском чепце с изображением змеи уреуса (‘Голова Нефертити’. Росписи на известняке, 18 династия, 1370 г. До н. э., Берлин, Государственный музей)
Часть I – Дети и родители, образование, одежда, прически
Надежда Добрецова,
специально для сайта www.ancient-luxor.com Stratomedia, Inc.
Рекой Нилом Фивы делились на две части: город живых на восточном берегу и город мертвых – на западном. И если на восточном берегу сегодня живут совсем другие египтяне, то жители западного берега никуда не делись за редким исключением мумий, попавших в музеи всего мира. По некоторым данным за все время существования древнеегипетской цивилизации на западном берегу Нила были захоронены сотни миллионов египтян, так что по населенности город мертвых – самый густонаселенный город на земле. Как жили мертвые – мы можем увидеть в многочисленных раскопанных гробницах, а вот каков был быт живых?
Современные украшения в египетском стиле
Нынешние дизайнеры зачастую вдохновляются этническими мотивами. Современные женщины также отнюдь не прочь пощеголять в египетских украшениях. Ожерелья, широкие браслеты, амулеты, кольца и прочая атрибутика таких аксессуаров по-прежнему выполняются из всевозможных материалов с сохранением первозданного вида украшений древности.
Сегодня туристы толпами гуляют по улицам современного Египта и с удовольствием приобретают нательные «декорации» местного производства. Подарки, выполненные в египетском стиле, могут порадовать близких и друзей оригинальной символикой и исполнением.
Конечно, есть риск наткнуться на подделку
В таких случаях стилисты рекомендуют обращать внимание на базарные прилавки и небольшие ювелирные мастерские Каира, так как в этих местах торговля ведется лишь аборигенами данной местности
Бонус: знаменитости в образе Клеопатры
Знаменитости примеряли наряд Клеопатры довольно часто, в основном на Хэллоуин или фотосессии. Самым популярным и блестящим остается наряд
Шер
для хэллоуинской вечеринки — в 80-е она отмечала праздник в парике и с огромной короной на голове.
Getty Images
Позднее ее примеру последовала
Ким Кардашьян
в фотосессии для Harper’s Bazaar, но подошла к вопросу более традиционно — Терри Ричардсону Ким позировала в леопардовом платье Dolce&Gabbana, лежа на позолоченной кушетке.
Фото: Terry Richardson Courtesy of Dolce&Gabbana
Клеопатрой на Хэллоуин наряжалась и Эмили Ратаковски. Она, судя по Instagram, любит образ египетской царицы с детства.
Одежда
Дети до 12 лет ходили без одежды, но при этом носили различного рода украшения на шее и браслеты. Взрослые прикрывались набедренными повязками, оставляя большую часть тела обнаженной.
Одежду шили изо льна, который окрашивали в зеленый и красный цвета. Самым популярным считался белый, цветом траура — синий. Жрецы и жрицы могли носить одежды из шкур животных.
В облачении мужчин присутствовали юбки разного фасона. Первой моделью стала юбка шендот. До эпохи Среднего царства мужские юбки оставались короткими, не доходили до колена. Начиная со времени царствования фараона Хефрена (около 2558 г. до н. э.) появился новый вид юбки — с широкой треугольной складкой, выступающей спереди. В период Среднего царства юбки стали длиннее, закрывали колени, более свободно ниспадали, что давало большую свободу движения. Позже появилась мужская одежда, прикрывающая верхнюю часть тела, с рукавом для левой руки.
Вариант мужской одежды, прикрывающей верхнюю часть тела. Фрагмент усыпальницы Ментухотепа II. Около 2010-2000 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Иногда в облачении использовалась шкура животных с мордой и лапами, которую носили через плечо. Столь роскошный атрибут костюма был позволителен только фараонам.
Женское облачение отличалось большей консервативностью, и на протяжении долгого времени самым распространенным одеянием было длинное узкое платье на бретелях, которое называлось калазирис. Грудь, как правило, оставляли открытой, хотя нередко прятали под накидкой. Это зависело от социального статуса и личных предпочтений женщины. Поверх калазириса женщины набрасывали шали либо разного рода накидки. Только в эпоху Нового царства распространились новые виды одеяний как у женщин, так и у мужчин. Наряды отличались большим количеством складок и драпировок.
Женское платье из бисера. IV династия. Музей изобразительных искусств, Бостон (США)
Постепенно женский калазирис и мужская юбка стали видом нижнего белья, поверх которого надевали длинные просторные полупрозрачные одежды — нарамник — прямоугольный кусок ткани, прихваченный с двух сторон.
Одежда простого народа была более повседневной и не такой изысканной. Однако прослеживалась тенденция демократизации моделей, когда то, что было модным при дворе фараона и в обществе вельмож, становилось популярным среди остальных слоев населения.
Божественный треугольник
Статус женщин в Древнем Египте был удивительно высоким, если сравнивать с их статусом в других цивилизациях, включая современные. Древнеегипетские законы предоставляли женщине равные с мужчиной права, хотя женщины и были заняты в основном семьей и домашним хозяйством. В отличие от древнегреческой женщины, находящейся под мужским патронажем, древнеегипетская была юридически независимой и не нуждалась в одобрении мужчин для принятия решений и совершения деловых операций. Женщины владели землей и собственностью, управляли ей, покупали, продавали и передавали по наследству. Как пишет египтолог Барбара Уоттерсон:
Читайте начало цикла статей о женщинах и точном знании
Женщины были фармацевтами, врачами, ткачами, пекарями, поварами, варили пиво и плели корзины. Они получали образование и профессии, в том числе такие, которые требовали грамотности, чтобы хотя бы разбирать рецепты и медицинские тексты, и математических навыков.
Представление о положении женщины соотносилось с древнеегипетской мифологией. По убеждению египтян, в начале времен Осирис и Исида управляли миром в справедливости. И когда Исида одаривала людей, она преподнесла им в том числе равенство между мужчинами и женщинами. На рельефах и рисунках можно увидеть мужчин и женщин, которые вместе обрабатывают землю, танцуют, едят, пьют рядом друг с другом. Вообще понятие равновесия и гармонии — маат — было чрезвычайно важным для древних египтян, оно порождало определенные модели как в распределении гендерных ролей в обществе, так и в искусстве, архитектуре и религиозных ритуалах.
Понятия брака и семьи также были закреплены в мифологии с оттенком математики. Фигуру брака представлял «божественный треугольник» со сторонами 3, 4 и 5, который мы назвали бы наименьшим целочисленным пифагоровым треугольником. Он возникает и в пропорциях храма Аменхотепа на острове Элефантина, построенного в XVI веке до н. э. Греки называли этот треугольник «египетским».
Плутарх, повествуя о браке Исиды и Осириса, называл его самым красивым из треугольников:
В храмах Древнего Египта служили и мужчины-жрецы, и женщины-жрицы. При этом храмы не были местом отправления культа.
Волосы
Женский парик (1479—1425 до н. э.) из гробницы Менхет, Менуи и Мерти, Музей Метрополитен
Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос.
Нередко египтяне сбривали волосы с тела из гигиенических соображений. Особенно это касалось жрецов, чей статус предполагал постоянное соблюдение чистоты. Согласно Геродоту, «в других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся… каждые три дня жрецы сбривают волосы на своём теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов».
Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета.
Рыжие волосы мумии Рамсеса II окрашены хной.
Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков. Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Причёски обильно пропитывались душистыми маслами, эссенциями, клейкими составами. На изображениях головы знатных египтян и их супруг очень часто увенчаны небольшими беловатыми конусами, сделанными, вероятно, из воска или твёрдого жира, смешанного с благовониями. В ходе праздника или пира конус постепенно таял, придавая волосам своего владельца изысканный аромат.
Изображение Аменмоса и его жены Депет, Саккара, XVIII династия. Лувр, 26 зал
Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Часто волосы завивали кудрями — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Лукас А., проведя исследования париков, обнаружил пчелиный воск, который он считает подходящим материалом для завивки.
Дворецкий Кети с усами (IV династия), Лувр
В медицинских папирусах сохранились рецепты от морщин и облысения (Папирус Эберса, Папирус Эдвина Смита).
Детям — мальчикам и девочкам — сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске.
Усы
Мода на усы и бороду менялась из века в век, уступая в целом по популярности гладко выбритым лицам. Судить о такой моде можно по сохранившимся скульптурным портретам (например, Рахотепа и фараона Микерина) и погребальным маскам. При этом, в период траура бриться запрещалось.
Накладная цилиндрическая бородка фараона была одной из царских регалий, символизировала мужественность и силу. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.
Женская одежда
Традиционная одежда женщин древнего Египта также отличалась своей лаконичностью и простотой. Изначально она представляла собой прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках. Такой сарафан назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, а вот грудь часто оставалась открытой. В целом женская нагота ничуть не смущала египтян.
Подтверждением этому могут служить многочисленные изображения практически обнаженных девушек, чья одежда состоит из одних лишь украшений и узкого пояса. Особенно такая «одежда» (вернее ее почти полное отсутствие) было характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физических трудом. Так как одежда сковывала их движения, они обходились без нее.
В эпоху среднего царства женская одежда египтянок подобно мужской одежде также становится более сложной и вычурной. Женские плечи, как и мужские, начинает украшать массивное ожерелье на тканевой основе – ускх. В дополнение к одежде египетские женщины начинают активно использовать украшения и косметику. К слову о женской косметике, она появилась именно в древнем Египте, египтянки были первыми женщинами в истории, которые научились наносить макияж и красить губы. (Как видите, эта женская традиция прошла сквозь века и осталась актуальной в наше время).
Знатные египтянки поверх традиционного калазириса начинают носить красивые накидки из легких и прозрачных тканей. Эти накидки красиво и сложно драпировались, оставляя при этом одно плечо обнаженным. Их главной задачей было подчеркнуть красоту и изящество их прелестной обладательницы. А вот головные уборы египетские женщины практически не носили, за исключением жен фараонов. Те могли носить на голове корону, изображающую ястреба с расправленными крыльями.