Сочинение для 4 класса тропинин кружевница
Загадочный вгляд “Кружевницы9quot; Тропинина
Картину “Кружевница9quot; Василия Андреевича Тропинина можно назвать одним из любимых шедевров русской живописи.
Она создана в 1847 году и относится к жанровым портретам, то есть это не просто изображение человека, а небольшая сценка из жизни. Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на художника.
Именно этот момент запечатлен на полотне. Зрителю кажется, что веселая кружевница улыбчиво смотрит именно на него.
Портрет прекрасен, но интересна и его история. Дело в том, что Василий Тропинин был крепостным. И только когда ему исполнилось 47 лет, его владелец решил дать ему вольную.
Талантливый живописец стал свободным, но ему еще нужно было доказать, что он художник, чтобы получить это звание от Петербергской Академии Художеств.
Он предоставил на рассмотрение комиссии три картины, одна из них была “Кружевница9quot; – портрет безвестной мастерицы, молодой, красивой, скромной девушки.
Обратите внимание
Русское кружево всегда ценилось буквально на вес золота, плетение кружева – ремесло непростое, требующее внимательности, сноровки, усидчивости. Этот сложный повседневный труд девушка выполняет с легкостью и любовью, он ей привычен и приятен.
Рабочая часть станка приподнята и обращена к мастерице, потому зритель практически не видит результатов ее труда, зато можно хорошо рассмотреть инструмент, который она держит в руке. Этот коклюшки.
У кружевницы их должно быть много, чем больше коклюшек, тем шире и изысканнее кружево. Мы видим, что и на станке лежит целая гроздь коклюшек, что свидетельствует о высоком уровне мастерства ремесленицы.
Если смотреть внимательно, то в нижней части картины можно рассмотреть фрагмент кружевной ленты, тонкой, почти прозрачной – это и есть то кружево, которое буквально на наших глазах создает искусная мастерица. На переднем плане на столе аккуратно выписаны ножницы. Все детали подчеркивают, что рабочее место находится в тщательном порядке.
Обнаженная до плеча левая рука хорошо освещена, что подчеркивает ее красоту. Мягкий луч света освещает лицо кружевницы, открывая его благородные черты.
Девушка из народа может быть даже более красива, чем представительница богатой семьи, хочет сказать художник.
Знатоки и специалисты высоко оценивают свет в картине. Свет струится мягким потоком, высвечивает центр полотна, придает особое очарование колориту. Колорит – это цветовая гамма, мы видим, что художник выбирал неяркие краски, близкие к серому цвету, но на картине они выглядят прекрасно, сочно, даже торжественно.
Важно
По передаче дневного светового потока Тропинин может сравниться с голландским художником Вермеером. Вермеер прославился именно умением передать луч дневного света, падающий на лица людей, которые заняты повседневными делами. Мы видим, что русский живописец блестяще справляется с такой задачей.
Немного озорной и загадочный взгляд кружевницы, подсвеченный лучом, придает картине радостное, романтическое настроение. Эти достоинства делают портрет неизвестной девушки одной из самых любимых картин русского изобразительного искусства.
Вы здесь
В.А. Тропинин (1776-1857). Женский портрет. 1844
Только на Русский
В.А. Тропинин (1776-1857). Женский портрет. 1844
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Холст, масло. 72,5×60
Один из лучших портретистов своей эпохи, во многом определивший облик московской школы живописи, Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных и лишь в 1823 году получил вольную
В его творчестве нашли выражение сентиментально-романтические тенденции, что обусловило его внимание к ценности человеческой личности, не зависящей от сословной значимости.Большинству моделей художника свойственны душевная открытость, мягкость черт. Это присуще и женскому портрету из собрания волгоградского музея
Художник неизменно доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни.«Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни», – говорил он.«Женский портрет» был написан в Москве 1844 г., вскоре после освобождения мастера от крепостной зависимости. Этот период относят к позднему периоду творчества Тропинина, для которого свойственны четкость рисунка, корпусная, плотная живописная манера, особая точность в передаче деталей.На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов Тропинина. Про художника говорили, что он переписал «буквально всю Москву». У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, частные лица – дворяне, купцы, а также духовно близкие Тропинину актеры, писатели, художники.Значительную часть заказчиков художника составляли московские купцы, которым был близок тропининский трезвый и вдумчивый взгляд на модель, умение подчеркнуть достоинство личности. Заслуги Василия Андреевича Тропинина перед русским изобразительным искусством не остались незамеченными.В 1843 году Московское художественное общество избрало его своим почетным членом за «ревностное содействие к пользе и процветанию Общества и училища, при нем состоящего». Официально преподавателем училища Тропинин не являлся, однако он часто посещал рисовальные классы, помогал начинающим художникам своими советами и пользовался среди них огромным авторитетом.
Открыть в приложении
Предоставлено
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова — единственный художественный музей региона.
Все аудиогиды
Детали
Портретная характеристика Печорина помогает полностью раскрыть сущность главного героя. Детали описания внешности указывают на особенности характера Григория Печорина.
«Маленькие аристократические руки», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны» говорят об аристократическом происхождении главного героя романа.
Как отмечает рассказчик, во время ходьбы Печорин никогда не размахивал руками – это было «верным признаком некоторой скрытности характера». В целом походка главного героя была небрежна и ленива.
Отличительной особенностью Печорина было то, что его лицо никогда не выражало ничего особенного. Даже смерть Бэлы на него не произвела особого впечатления.
Карие глаза Григория сияли «фосфорическим блеском» из-под полуопущенных ресниц. Блеск этот был похож на блеск гладкой стали, который был «ослепительным» и «холодным».
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Портрет Печорина», рассмотрит внешний вид центрального персонажа романа «Герой нашего времени», продемонстрирует отношение героя к одежде, а также рассмотрит детальные описания внешности, раскрывающие характер Печорина.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых компанейских —
Главные герои «Герой нашего времени»
для самых занятых —
Читательский дневник «Герой нашего времени»
для самых любопытных —
Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
для самых крутых —
Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы марта для 9 класса:
«Собачье сердце» очень краткое содержание
Портрет Плюшкина в поэме «Мертвые души»
Отношение Чичикова к помещикам
Краткое содержание «Анна на шее»
Краткое содержание «Антигона»
Шариков
Лирические отступления в «Мертвых душах»
Характеристика Мечтателя
«Илиада» главные герои
Характеристика Плюшкина
Картины Тропинина
На странице представлены картины Тропинина Василия Андреевича, особенностью которых, несомненно, является изящная эстетика, нежность, открытость и простота людей. Художника можно назвать сентименталистом.
Но Тропинин не приукрашал лица на своих портретах, он именно так их и видел.
И об этом свидетельствую самые известные картины Тропинина: «Кружевница», «Золотошвейка», «Пряха». Кроме нежности и теплоты в этих картинах Тропинин воспевает любовь к повседневному труду, умение получать от работы радость и удовлетворение.
Особое место в творчестве Тропинина занимают портреты детей, которых он с особой любовью писал. «Крестьянский мальчик с топориком», «Девочка с куклой», «Мальчик со щеглом», «Девочка с собакой», портрет сына и другие портреты пронизаны невинностью, непосредственностью и мечтательностью.
Далее следуют фото с названиями и описаниями этих и других картин художника.
Автопортрет Тропинина.
На фото картина «Женщина в окне». Тропинин.
Портрет писался по мотивам «Тамбовская казначейша» Лермонтова. Душевная, простая женщина с непосредственным интересом взирает на мир из окна.
На фото картина «Девочка с собакой». Тропинин.
Девочка прижимает к себе испуганную собачку. А у неё скорее удивлённый и заинтересованный взгляд. Светлый образ ребёнка на картине.
Картины Тропинина с детьми сентиментальные, нежные и милые. Любил художник детей!
Кружевница. Тропинин.
Самая известная картина художника!
На ней изображена простая и добрая девушка, с любовью кружевами занятая. Она оторвала свой взгляд от работы и с игривым интересом смотрит на вошедшего. Ей и работа интересна, и люди.
Картины Тропинина наполнены теплотой и нежностью.
Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль
Добродушный взгляд у художника!
Гитарист. Тропинин.
Художник не раз рисовал гитаристов. На этой картине молодой человек взирает на слушателя, которому только что исполнял на гитаре мелодию собственного сочинения. Взгляд у него мечтательный и нежный. Обстановка вокруг непринуждённая и раскованная, сам гитарист в простом домашнем халате.
Обыденная, но содержательная жизнь!
Картины Тропинина нежны и содержательны.
Девочка с куклой. Тропинин.
Нравится девочке играть с куклой. Нежно так она её в руках держит. Милый ребёнок!
Портрет Александра Пушкина.
Портрет Ершовой с дочерью.
Картины Тропинина наполнены любовью и теплотой особенно к детям!
- Портрет сына художника, Арсения
- Похож сын на отца!
На фото портрет Брюллова. Тропинин.
- Брюллов держит в левой руке папку с холстами, а в правой кисточку.
- На фото картина «Нищий старик».
За картину эту Тропинин получил звание академика. Работа на заказ. Тема нехарактерная для художника.
На фото картина «Старый солдат». Тропинин.
На фото картина «Мальчик со щеглом».
Держит мальчик в правой руке маленького щегла. Слева и клетка для него. С удивлением мальчик смотрит куда-то в сторону.
На фото «Крестьянский мальчик с топориком».
Прелестный ребёнок уже трудится. На правом плече у него топорик, на голове соломенная шляпа, украшенная цветами. Взгляд устремлён куда-то вдаль. Чистый и невинный у него взгляд.
Все картины Тропинина с детьми чисты и невинны!
На фото картина «Девушка с горшком роз». Тропинин.
Игривый, но открытый взгляд у девушки. Она и сама как роза свежа и красива!
Пряха. Тропинин.
Любил Тропинин писать девушек за работой. Вот и на этой картине «Пряха» девушка легко и приятно прядёт. И лицо у неё такое приятное!
- Картины Тропинина лёгкие и приятные!
- Портрет оперного певца Булахова, друга художника.
- Взгляд у Булахова на портрете немного насмешливый и озорной, но приятный и нежный.
Золотошвейка. Тропинин.
И опять прекрасная девушка за работой. Глубина добрых глаз золотошвейки!
- На фото «Семейный портрет графов Морковых».
Портрет Морковых. Этюд.
Вот такие прекрасные и нежные картины Тропинина!
Запись опубликована в рубрике Картины, Фото с метками Картины, Картины Тропинина, Тропинин, Фото. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине В лесу осенью Левитана 5, 7, 8 класс Картина замечательного русского художника Исаака Левитана «В лесу осенью», написанная им в 1894 году, является одной из самых интересных и знаменитых картин автора.
- Сочинение на тему Правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс) Дорога — одна из самых главных опасностей современного общества. Она имеет множество опасных факторов, которые, порой, могут стоить жизни.
- Роль труда в жизни человека сочинение Человек для преобразования и улучшения своей жизни должен трудиться. Древние люди много работали для того, чтобы выжить в суровые времена. Они охотились, добывая себе пищу
Известные зарубежные портретисты
В изобразительном искусстве есть мастера, которым удалось создать настоящие шедевры в портретном жанре. Им удалось передать не только внешнее сходство, но и характер героя картины.
Леонардо да Винчи
Итальянский живописец, скульптор, ученый. Он проводил много времени за изучением анатомии человеческого тела, что позволило ему рисовать реалистичные картины. Леонардо да Винчи был известен своим стремлением к совершенству, он мастерски передавал на картинах игру света и тени. Самые известные портреты итальянского гения — «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Портрет музыканта».
Рафаэль Санти
Один из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Занимался не только живописью, архитектурой. На своих полотнах ему удалось передать различные эмоциональные оттенки. Рафаэль Санти считался одним из самых «гармоничных» художников.
Тициан
Еще один известный портретист из Италии. Его современники полагали, что его кисть наделена магическими способностями. Тициан написал много полотен на мифологические и религиозные темы. Позже многие художники старались скопировать его стиль, но никому не удалось достигнуть его уровня мастерства.
Альбрехт Дюрер
Немецкий живописец, один из известных представителей эпохи Ренессанса. После себя он оставил не только полотна, но и гравюры. Также Дюрер уделял много времени усовершенствованию искусству ксилографии. Альбрехт любил писать автопортрет и всегда стремился к гармонии и совершенству.
Питер Рубенс
Фламандский живописец, дипломат. Творил в эпоху расцвета барокко. Уделял много внимания ракурсу модели. Ему нравилось писать портреты дам, передавать чувственность на своих полотнах.
Современники отмечали необычайную трудоспособность Рубенса. Он не только успевал работать, но и проводить встречи с учениками.
Рембрандт
Голландский художник, известный как мастер светотени. Писал не только портреты, но и гравюры
Он не акцентировал внимание на второстепенных деталях, предпочитая максимально раскрыть внутренние переживания своего героя. Несмотря на свой талант, Рембрандт не переставал искать себя в творчестве и постоянно совершенствовал свое мастерство
Диего Веласкес
Испанский мастер кисти, занимал должность придворного живописца. В 18 лет при участии своего учителя сумел открыть свою мастерскую. Будучи придворным живописцем изображал не только знать, но и простой люд, в особенности угнетаемых людей — карликов, шутов.
Это далеко не полный список мастеров портретной живописи. Ошибочно полагать, что все живописцы работали на заказ и писали богатых людей. С помощью своих полотен они исследовали внутренний мир человека, все грани его личности.
Описание картины
Кажется, все в портрете не настоящее: девушка — не дворовая девка, которую посадили за кропотливую работу плетения кружевного полотна. В сочинении по картине «Кружевница» поясним, что изготовление кружев с помощью коклюшек — тяжелое занятие, от которого страдает зрение и болит спина. Недаром к концу «своей карьеры» кружевницы, работающие в помещичьих мастерских становятся полуслепыми сгорбленными старухами. Большую часть жизни им приходится проводить в помещении, склонившись над подушкой, перебирая коклюшки с намотанными нитками. Чуть ошибешься в выборе нити — и нарушен тончайший узор, и работа пошла насмарку. Так трудно достигается мастерство.
У Тропинина же это не работница, а настоящая фея. Такой должна была быть Оксана из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Тот же очаровательный малороссийский тип лица, на который засматриваешься.
Тропининская кружевница работает, как играет. Кажется, все просто и счастливо в ее жизни. Она молода, здорова, полна сил и энергии. И нет никаких социальных тягот и зависимостей — художник идет за характером человека, изображая самое светлое в нем. Но ведь человек неразрывен с той средой, в которой он живет — значит, художник идеализирует то, что изображает, приукрашивает его. Поэтому-то его простолюдинка-кружевница совсем не выглядит таковой: руки у нее нежные, мягкие, взгляд лукавый, улыбка кокетливая, а движения, которые художнику, благодаря таланту, удалось передать, утонченные и грациозные.
В то же время детали интерьера занимают художника не меньше, чем лицо и фигура девушки. С большой тщательностью выписаны им коклюшки, холст с кружевами, ножницы и шкатулка.
19 век
19й век дал русскому искусству великолепных живописцев, среди которых портретистам принадлежит особое место.
Картины известных мастеров
Работы О.Кипренского, К.Брюллова, И.Крамского, В.Сурикова, В.Перова, Н.Ге, И.Репина — вершины русской портретной живописи. Эти мастера кисти широко известны, их работы — признанные шедевры искусства.
О.А.Кипренский.Портрет З. А. Волконской.1830К.П.Брюллов.Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой.1841И.Н.Крамской.Неизвестная.1883Н.Н. Ге. Портрет Шестовой с дочерью.1859В.И.Суриков.Женский портрет.1885В.Г.Перов.К Троице-Сергию.1870
Но рядом с прославленными мастерами трудились художники более скромных возможностей. Без представления об их творчестве трудно объективно представить художественную жизнь прошлого. Порой как бы из небытия возникает имя забытого мастера и заставляет потесниться именитых собратьев.
Работы малоизвестных художников подчеркивают, насколько богато и разнообразно искусство минувшего.
П.Заболотский
Одним из таких забытых мастеров является П.Заболотский (1803-1866). Он, мещанин по рождению, много писал крестьян, простых людей незнатного рода. Он творил свободно и раскрепощенно, создавая характерные, непарадные образы.
П.Е.Заболотский.Портрет неизвестной. 1848
“Портрет молодой женщины” его кисти романтически взволнован, хотя написан в середине 19-го века, когда мода на романтизм уже проходила.
П.Е.Заболотский.Портрет молодой женщины в черном платье.1830-е
В.Тропинин
На московской почве развилось совершенно своеобразное явление — искусство В.А.Тропинина(1776-1857). Он оставил почти 3000 образов. Огромное творческое наследие мастера обладает редкой цельностью. Тропининские портреты отличает неизменный душевный строй — нежный, спокойный, ласково-доброжелательный.
В.А.Тропинин. Кружевница.1823В.А.Тропинин. Золотошвейка. 1826В.А.Тропинин. Портрет А. И. Тропининой, жены художника. 1809
Посмотрите на изображение сестры художника Анны. Даже и не скажешь, что это крепостная — статная осанка, глубокий взгляд.
В.А.Тропинин. Портрет А.А.Тропининой,сестры художника.1827
В старости мастеру всегда хотелось писать свои модели улыбающимися, поскольку полотна предназначались для родственников и близких друзей.
Среди холстов художника безусловный шедевр — “Девушка с горшком роз”. Этот наивно- сентиментальный образ сродни его “кружевницам” и “златошвейкам”. Здесь тропининский романтизм особого качества, он как бы смягчен, одомашнен.
В.А.Тропинин. Девушка с горшком роз.1850
К.Маковский
Это еще одно имя в истории русского портретного искусства. К.Е.Маковский (1839-1915) стал одним из первых передвижников, чуть позже с 1880-х годов — модным живописцем своего времени. Он прославился как мастер парадного портрета и исторических картин. Также писал и простых людей, бедняков — простолюдинов.
К.Е.Маковский.Портрет В. А. Волконской.1884К.Е.Маковский.Боярышня.1880-еК.Е.Маковский.Селедочница.1867
После смерти слава отвернулась от этого художника. Его блестящая, хотя и несколько холодная живопись стала считаться салонной. Но его творчество намного шире тех представлений, которыми мы порой пользуемся.
Полотна К.Е.Маковского привлекают подлинным мастерством, живописными характерными образами, внутренним светом и особой женской красотой.
В.Серов
Живопись рубежа веков…Признанный мастер портретного искусства В.А.Серов (1865-1911 гг.). Он писал роскошные парадные портреты императорской семьи, аристократов, купцов. И создавал небольшие камерные изображения членов семьи, друзей, знакомых.
Например, образ П.А.Мамонтовой, племянницы покровителя Саввы Мамонтова. Эта девушка — двоюродная сестра Веруши, той самой “Девочки с персиками”. Работа написана в 1889 году, два года спустя после серовского шедевра и на следующий год после “Девушки, освященной солнцем”. Это полотно значительно скромнее по задаче, но как много говорит о тех годах “абрамцевского содружества”, которые сам художник вспоминал всю жизнь. Интимное, домашнее полотно написано свежо, размашисто, в светлой серебристой гамме.
В.А.Серов. Портрет П. А. Мамонтовой.1889В.А.Серов.Девочка с персиками.1887В.А.Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888В.А.Серов.Портрет княгини Ольги Орловой.1911
Краткий вариант сочинения с планом
Удобнее всего писать сочинение по плану. Каждый пункт позволяет ребенку понять, о чем именно нужно рассказать. Чтобы написать сочинение коротко, можно взять за основу такой план:
- Информация о картине и художнике.
- Главная героиня.
- О чем рассказывает картина.
- Впечатления от картины.
«Картину «Кружевница» написал известный художник Василий Тропинин в 1823 году. Он любил создавать портреты, которые раскрывают перед зрителем души обычных людей.
На картине изображена молодая девушка, которую художник отвлек от работы. Она смотрит на него. Видно, что кружевнице очень нравится ее занятие. В руках у нее специальные палочки, облегчающие работу с нежным материалом.
Как известно, в XIX веке кружево плели крепостные. Но эта девушка совсем не похожа на крестьянку, у нее очень открытый и умный взгляд. Не скажешь, что ее жизнь полна сложностей. Волосы у нее собраны в аккуратную прическу, чтобы было удобнее работать. Одета кружевница в старинное серое платье, шея покрыта платочком.
Художник расположил девушку в центре картины. Вокруг нее светлый ореол. Никаких лишних деталей нет
Очевидно, Тропинин много знает о работе кружевниц, а еще он уделил большое внимание приспособлениям, при помощи которых можно делать тончайшие кружева. Сама картина заряжает спокойствием и умиротворением
Портрет кружевницы вызвал у меня положительные эмоции. Девушка улыбается и явно радуется своей работе. Наверняка она создает очень красивые кружева. Захотелось посмотреть и на другие картины Тропинина, чтобы побольше узнать о людях, живших в прошлом. Автор удивительно ярко и подробно передает образы своих современников. Возможно, потому, что он сам был обычным крестьянином».
Экскурс в детство 1970-х
Если писать сочинение по картине «Портрет Милы», то обязательно надо передать свое впечатление от нее. Да, это были замечательные времена, когда школьники стояли в очередях в библиотеке; когда книгу надо было сдать в срок, и ее читали, вопреки запрету родителей, под одеялом с фонариком; когда коньки для фигурного катания считались лучшим подарком. Сейчас для ровесников девочки Милы важны модные бренды одежды, всевозможные гаджеты давно вытеснили книги, а компьютерные игры предпочитают спорту. И от этого становится слегка грустно.
Но современные школьники, пишущие сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы», вряд ли ощутят ностальгию по годам, в которых они не жили. Но, с другой стороны, посыл художника здесь очевиден: он хотел не просто нарисовать милую девочку, а рассказать о ценностях своей эпохи. Это характерно для всех его работ.
Что же, написать сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы» под силу каждому. Надо только постараться вникнуть в ее суть, а не только впопыхах ухватить то, что лежит на поверхности.
Используемые материалы
Художники, работавшие в жанре портрет, творили не только красками, но и другими художественными средствами.
Акварель — с ее помощью получается создавать нежные и чувственные портреты, поражающие реалистичностью (Стив Хэнкс «Вдохновение», «Солнце Санта-Фе», Мэри Уайт);
Масло — в их основе растительные компоненты, цвета получаются яркими, глубокими (Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Рубенс «Портрет Анны Австрийской»);
Графика — в графике обычно рисуют эскизы, но мастерам удается с помощью карандаша передать настроение героя (Микеланджело «Идеальная голова», Леонардо да Винчи «Туринский автопортрет»).
В современных портретах художники экспериментируют с техникой и материалами, чтобы добиться более совершенных результатов. Выбор материала зависит от того, какой эффект хочет получить живописец.
Ракурс
Художник может изобразить человека на полотне:
- в полный рост (Валентин Серов «Портрет актрисы Ермоловой»);
- по колени (Рембрандт «Портрет старика»);
- по бедра (Брюллов А.П. «Портрет Н.Н. Пушкиной»);
- по пояс (Луи Токке «Портрет дофина Людовика»);
- по грудь (Аргунов Иван «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»).
На портрете может быть разное положение головы:
- в анфас — когда модель смотрит прямо (Иван Крамской «Портрет крестьянина»);
- в четверть поворота направо или налево (Илья Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского»);
- в три четверти (Караваджо «Святая Екатерина Александрийская»);
- в профиль (Сандро Боттичелли «Женский портрет»).
На выбор ракурса и положения влияет обстановка, соотношение света и тени, и задумка самого живописца.