Дача Е.И.В.
Не менее царственным, но гораздо менее заброшенным, с надеждой на реконструкцию, является усадебный дом дачи Ее Императорского Величества, что возвышается над Краснофлотским шоссе между Петергофом и Ораниенбаумом. Дворец миниатюрного размера, покрытый богатым декором, не кажется вычурным. Словно все завитушки, и даже четверо Атлантов на своем месте. Таким он был реконструирован для великого князя Александра. Говорят, что будущий царь-освободитель даже провел на здешнем взморье свой медовый месяц. Это местечко и сегодня восхищает, несмотря на непростое советское время и сильные разрушения во время войны.
Волосы под запретом
В Средние века выйти из дома с непокрытой головой считалось неприличным, а украшать себя прическами и укладками — греховным. Поэтому волосы прятали под чепец или накидку из ткани. В романский период головные уборы были скромны, но к готическому фантазия разыгралась. Из накрахмаленной ткани сооружали целые композиции, но обязательным было обрамление лица. Ему придавали модную тогда форму правильного овала. Брови не считали красивыми, поэтому не изображали на идеально бледном лице.
Петрус Кристус. Портрет девушки. 1470
Никто так не любил женский лоб, как средневековые художники. Ему на картинах уделяли огромное значение и всячески пытались подчеркнуть. Чтобы увеличить его высоту, сбривали волосы от линии роста к темени. Таким же образом удлиняли шею, избавляясь от волос до середины затылка.
Многим помогало быть в тренде рахитное облысение, остальные же были вынуждены избавляться от немодной растительности сами. После болезненной эпиляции наносили составы, препятствующие росту новых волос.
Владимир Боровиковский (1757-1825, Россия) — Портрет Елены Нарышкиной
Category: Автор — lomovolga. Это цитата этого сообщенияВладимир Боровиковский (1757-1825, Россия) — Портрет Елены Нарышкиной
lomovolga
Влади́мир Луки́ч Боровико́вский
(1757, Миргород, Малороссия —1825) — русский художник, мастер портрета.
Боровиковский Владимир Лукич (Vladimir Borovikovsky) Портрет Е.А.Нарышкиной (Portrait of Elena Naryshkina) 1799 Холст, масло 72,8 х 59,6
Государственная Третьяковская Галерея, Россия
Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785–1855) – один из лучших женских портретов, написанных Боровиковским в конце XVIII века.
Нарышкина – дочь обер-камергера А.Л. Нарышкина. В первом браке она была замужем за сыном генералиссимуса А.В. Суворова графом А.А. Суворовым-Рымникским; овдовев, вышла вторично замуж за князя В.С. Голицына.
Боровиковский Владимир Портрет Е.А.Нарышкиной (фрагмент) 1799 Холст, масло 72,8 х 59,6
Государственная Третьяковская Галерея, Россия
Елена Нарышкина обладала хорошими музыкальными способностями. Итальянский композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату. Она была дружна с поэтами В.А.Жуковским и И.И.Козловым.
Художник изобразил еще юную очаровательную девушку, с томной улыбкой взирающую на зрителя. Героиня одета в изысканно-скромное платье, по плечам небрежно рассыпались кудри.
В портрете ощущается влияние эстетики позднего классицизма – четкий рисунок, определенность контуров, колорит, тяготеющий к локальным цветам.
(фрагмент)
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Жемчужина Третьяковской галереи
Конец слухам о том, что шедевр Боровиковского «Портрет Лопухиной» забирает жизни молодых девушек, положил меценат Павел Третьяков. Он купил картину и поместил ее в свою галерею. Этим шедевром любовались многие современники художника, и до сих пор его продолжает рассматривать наше поколение.
Сначала картину Боровиковского хранила племянница Марии, дочь ее старшего брата. Портрет считали семейной реликвией. Именно в гостях у этого семейства П. М. Третьяков и заприметил знаменитый холст. Сегодня никто точно не знает, каким образом меценат уговорил хозяев продать ему картину. В собрание Третьяковской галереи эта жемчужина попала в конце 1880-х годов. В коллекции Павла Третьякова присутствуют и другие работы Боровиковского, но посетителям больше всего нравится этот холст.
Всего два раза портрет выставляли на экспозициях в Москве. За пределы России шедевр никогда не вывозили. Даже сегодня есть ценители творчества Боровиковского, которые приходят в Третьяковку, чтобы полюбоваться именно этим уникальным полотном. Возможно, некоторые из них хотят испытать на себе магию мастерства художника и доказать, что картина не проклята.
Чем привлекает зрителя портрет М. И. Лопухиной?
Владимир Лукич Боровиковский был очень вдумчивым художником
Глядя на его произведения несложно сделать вывод, что он тщательно анализировал композицию и уделял большое внимание мелочам. Не исключение и портрет Марии Лопухиной, где каждый предмет тесно связан с главным персонажем и дополняет характер, подчеркивает настроение, отображает нежность и вскрывает романтичную душу девушки
Единство образа и природы
Подобно тому, как Боровиковский окружал персонажей парадных портретов атрибутикой, подчеркивающей чин и социальный статус главных героев, он окружил юную Марию Лопухину созвучными ее образу природными элементами. Воздушная дымка пейзажа служит пластическим фоном фигуры и ритмически связана с ней. Пейзажные линии вторят очертаниям и осанке позирующей, подчеркивая единство человека и природы.
Боровиковский и ранее использовал при написании портретов элементы пейзажа, но именно в этой работе они приобретают глубинный смысл. Колосья налитой ржи, полевые цветы и нежнейшая зелень подчеркивают «простоту» и мечтательную натуру персонажа. Белые стволы берез символизируют красоту русский души, а старый раскидистый клен намекает на зачатки мудрости у 18-летней девушки. А слева от Марии Ивановны Лопухиной, которая через 5 лет умрет от чахотки, изображены распустившиеся, но уже слегка поникшие розы. Что это? Символ уходящей юности или печальное чутье художника?..
Гармония композиции и противоречивость образа
Усердность и вдумчивость Боровиковского проявляются в любой детали – от тщательной проработки складок одежды до едва уловимых штрихов, наделяющих живые глаза девушки нотками грусти и задумчивости. Томный, мечтательный взгляд, простое белое платье, ниспадающая с плеч шаль, голубой пояс с золотистыми полосками, чуть усталая поза, нежная улыбка и округлые формы Марии удивительным образом гармонируют с пейзажной дымкой, распустившимися бутонами роз и таинственностью темного фона, расположенного с левой стороны за спиной девушки.
Для написания портрета художник выбрал прохладную цветовую гамму, содержащую белый, желто-зеленый, пепельный, лиловый и бледно-голубой оттенки. Краски Боровиковский накладывает плотно, но очень тонко и ровно, добиваясь своеобразной вибрации цвета. Единство всех средств живописного выражения глубоко и полно раскрывают образ, о котором следует сказать отдельно.
Художнику идеально точно удалось отобразить лучшие стороны Марии Лопухиной. Он затронул все качества, присущие популярному в то время сентиментализму и полностью раскрыл образ русской девушки конца 18 – начала 19 века. Глядя на портрет, зритель погружается в водоворот противоположных эмоций. Сначала создается впечатление, что от направленного на вас взгляда графини отдает аристократизмом и высокомерием, но уже через минуту в этом же взгляде вы увидите чистоту, прозрачность, детскую наивность, непосредственность и добродетельную душу. В образе этой юной особы столько поэзии и красоты человеческих чувств, что кажется – на картину можно смотреть вечно.
Портрет Нарышкиной Боровиковский
Картина Владимира Боровиковского Портрет Елены Александровны Нарышкиной: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер «Портрет Елены Александровны Нарышкиной», художника Владимира Боровиковского вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785 – 1855) – один из лучших женских портретов, написанных Боровиковским в конце XVIII века.
Камерные портреты легендарного русского художника Владимира Боровиковского
Поспешите в Третьяковскую галерею и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи.
Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Боровиковского.
Портрет решен в нежном голубовато-перламутровом тоне. Аркадий Суворов стал обладателем большого состояния и был свободен в выборе.
Трощинского, написанный между 1793 и 1796 годами, портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана, написанный в 1796 году, портрет генерала-майора Ф. А. В тот год Рымник значительно разлился и, переходящие его вброд солдаты сильно рисковали. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.
Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства.
К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В. Вообще в этот период Боровиковский написал множество портретов и портретных миниатюр, которые были очень популярны на рубеже XVIII-XIX веков в качестве подарка друзьям.
Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. Филипповой» (1790). Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б. Портрет Нарышкиной Е. А. Нет и привычных для парадного императорского портрета атрибутов власти.
Сравнительный анализ 2 картин Боровиковского портрета Нарышкиной и Лопухиной
Второй брак был заключён с князем Голицыным. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. Карамзин в повести Бедная Лиза. На Украине же Боровиковский пробовал писать и первые портретные работы, однако в целом в тот период его творчество представляло собой полуремесленное искусство.
Елена Александровна была дочерью оберкамергера и вдовой графа Суворова-Рымнинского. Пушкину заключительную сцену повести Капитанская дочка. Где-то посреди реки экипаж пошатнулся, завалился на бок и перевернулся вверх колесами. По мнению одного из исследователей, Боровиковский изобразил дворовых девушек Николая Александровича Львова.
Нарышкина дружила с Жуковским имела склонность к музыке. С кончиной генералиссимуса этот брак расстроился. И крестьянки любить умеют.
Вторая половина 1790-х – начало 1800-х годов – период наибольшего расцвета творчества художника. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму. Полотно написано в стиле позднего классицизма – чётко прорисованные детали, определённость контуров и мягкие цвета.
Женские образы в портретах художника Боровиковского
Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. За портрет Екатерины II на прогулке В. Л.
Но при этом поза Екатерины полна достоинства движения и жест, которым она указывает на Чесменскую колонну, воздвигнутую в честь победы в русско-турецкой войне (1768–1774), сдержанны и величественны окружающая ее природа не менее прекрасна, чем самые пышные парадные залы. Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя.
Краткие сведения об авторе
Владимир Боровиковский обрел свою популярностью благодаря уникальным работам, выполненным в портретном жанре. Мастер сумел объединить устои классицизма и сентиментализма. В самых значимых для него портретах модели были изображены не в парадных костюмах, а в домашних нарядах. На заднем фоне виднеются не парадные дворцовые стены, а природный пейзаж.
Художник старался передавать гармоничное сочетание человека и природы. В. Боровиковский старался показать зрителю внутренний мир своих персонажей. Тем не менее, на многих портретах мастер отображает сходство между всеми натурами, придавая им женственность и фамильное родство.
Среди самых интересных библиографических фактов В. Боровиковского следует отметить:
- В 1819 году мастер стал участником общины Е. Татариновой, где регулярно проводились религиозные собрания, читались стихи на религиозные темы, произносились импровизированные молитвы и предсказания.
- Многие работы В. Боровиковского до сих пор считаются эталонами и образцами для многих портретистов.
- Художник стал учителем известного мастера Алексея Венецианова.
- Именно Боровиковский на протяжении длительного периода воспринимался царями в качестве художника.
Используемые материалы
Художники, работавшие в жанре портрет, творили не только красками, но и другими художественными средствами.
Акварель — с ее помощью получается создавать нежные и чувственные портреты, поражающие реалистичностью (Стив Хэнкс «Вдохновение», «Солнце Санта-Фе», Мэри Уайт);
Масло — в их основе растительные компоненты, цвета получаются яркими, глубокими (Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Рубенс «Портрет Анны Австрийской»);
Графика — в графике обычно рисуют эскизы, но мастерам удается с помощью карандаша передать настроение героя (Микеланджело «Идеальная голова», Леонардо да Винчи «Туринский автопортрет»).
В современных портретах художники экспериментируют с техникой и материалами, чтобы добиться более совершенных результатов. Выбор материала зависит от того, какой эффект хочет получить живописец.
LiveInternetLiveInternet
«Задорно смотрит с холста девушка-подросток Екатерина Арсеньева. Задорный огонек проблескивает в ее чуть раскосых глазах кокетливо вздернута головка, мягкие округлые черты миловидного лица, шаловливая полуулыбка юности красноречиво свидетельствуют о легком, жизнерадостном характере и неподдельном веселье молоденькой девушки. На разметавшихся кудрях соломенная шляпка, напоминающая по форме перевернутую корзинку пастушки, а украшением служит пучок колосьев, что еще усиливает оттенок пасторальности. Но платье у нее самое модное, стянутое поясом под грудью, с драгоценными перехватами рукавов, правую руку обвивает тройная нитка жемчуга. Все ювелирные украшения выполнены теперь художником свободно, без излишней детализации, с использованием чисто живописных средств. И вообще в портретах этого периода поражает живописное мастерство. Сияющие краски лепят юное курносое лицо, оживленное своенравной кокетливой улыбкой. Эти светлые струящиеся краски смягчены как бы легкой дымкой, которая сглаживает контуры, придает им особую пластичную подвижность. Поэтому нет застылости в несколько нарочитой позе, фигура девушки объемно вырисовывается на фоне зелени деревьев» Арсеньева Екатерина Николаевна – старшая дочь генерал-майора Н.Д. Арсеньева, участника штурма Измаила. Воспитывалась в Воспитательном обществе благородных девиц при Смольном монастыре, фрейлина императрицы Марии Федоровны. Юная пансионерка представлена на портрете лукавой кокетливой пастушкой (на соломенной шляпке – колосья пшеницы) с яблоком – символом Афродиты – в руке. Облик девушки русский: круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, чуть раскосые глаза. Характер легкий и жизнерадостный.
Описание картины Боровиковского «Портрет Лопухиной»
В очень поэтичном произведении художника Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной» явно прослеживаются нотки сентиментализма. Очаровательную молодую женщину мастер изобразил в уединенном уголке парка с элементами русской сельской природы. Поза Лопухиной томная и ленивая, девушка облокотилась на садовый парапет. Мечтательно настроенной молодой женщине прекрасно подходит пейзаж, подчеркивающий близость к природе.
Мы можем любоваться задумчивым взглядом графини, нежной улыбкой, свободной, чуть усталой позой Марии Ивановны. Рука художника изобразила плавные линии, мягкие округлые формы, нежные оттенки. В глаза бросается голубой пояс на платье, сиреневый шарфик, розы, пепельно-русые волосы, бледная зелень листвы, на дальнем плане — легкая дымка. Портрет получился очень чувственным.
Взгляд на женщину в Западной Европе XIX века
Удивительно, что похожую трансформацию взгляда на женщину проходили и художники в Западной Европе.
Сначала мы встречаем и там немало картин, на которых изображено бедственное и уязвимое положение женщины.
Так, английский художник Редгрейв написал картину “Изгой”. На ней отец выгоняет из дома дочь, которая посмела забеременеть и родить вне брака.
Ричард Редгрейв. Изгой. 1851. Королевская академия художеств.
Но однажды, в 1863 году публика была ошарашена совершенно необычной картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Девушка легкого поведения, абсолютно обнаженная, посмела уверенно посмотреть в глаза приличному обществу.
В этих глазах нет ни капли стыда. Ей НЕ неловко (в отличие от зрителей тех лет). И даже слёзы не стоят в ее глазах.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Конечно, зрители были изумлены. Они осуждали такой вызов.
Как же похожа судьба «Неизвестной» и «Завтрака на траве». Особо никто не хотел их покупать. Слишком непривычным были образы. Скомпрометированной, но уверенной в себе женщины.
«Неизвестная» была в частных коллекциях вплоть до 1925 года. Пока не попала в Третьяковскую галерею. «Завтрак на траве» и вовсе хранилась у художника в мастерской до самой смерти. И только благодаря усилиям со стороны друзей Эдуарда Мане картина попала в Лувр в начале XX века.
Знаменитые русские портретисты
В России так же было много талантливых художников, которые не только копировали стиль зарубежных мастеров, но и создавали свой собственный. Они подарили миру много известных портретов.
Карл Брюллов
Современники называли его «вторым Рафаэлем». Его полотно «Последний день Помпеи» было признано шедевром 19 века. Брюллов прославился, благодаря красивым портретам высшей знати, в том числе, изображений Екатерины Второй. Кроме того, на его картинах можно увидеть мифологические сюжеты.
Иван Крамской
Художник-передвижник и автор одной из самых загадочных картин «Незнакомки». Специалисты до сих пор спорят, кто изображен на полотне. Но Крамского интересовала не только портретная живопись, но и изображение батальных сцен. Позднее он стал художественным критиком и отмечал, что живописцы слишком мало внимания уделяют внимания социальным проблемам России в своем творчестве.
Михаил Врубель
Один из самых талантливых художников с трагической судьбой. Его работы сравнивали с ночными сновидениями — такие же таинственные и неуловимые. У Врубеля была удивительная особенность — эйдетизм. Это особый вид зрительной памяти, когда человек не просто представляет себе образ, а видит его словно на фотографии.
Валентин Серов
Люди, далекие от изобразительного искусства, знают его по картине «Девочка с персиками». Его называли мастером портрета. Живописец был академиком Императорской Академии Художеств.
Валентин Серов был деятельным человеком, принимавшем активное участие в жизни деятелей искусства. Состоял в совете Третьяковской галереи, рисовал иллюстрации к журналу, позднее присоединился к художникам-передвижникам.
Константин Маковский
Многие называли его предвестником импрессионизма в России. Некоторые полагали, что он в своих картинах изображает идеалы передвижничества. Но несмотря на противоречивые отзывы о своем творчестве, Маковский был самым высокооплачиваемым художником своего времени. А на Всемирной выставке Париже за свою работу получил золотую медаль.
Илья Ефимович Репин
Не только широко известный портретист, но и талантливый педагог. Он преподавал в Императорской Академии Художеств. Является основоположником русского реализма. Своим примером Репин доказал, что благодаря таланту и упорному труду можно добиться больших успехов в жизни.
За отличную учебу в Академии был награжден поездкой за границей, где смог почерпнуть вдохновение для своего творчества. Его портреты отличаются тонким психологизмом, умением передать всю глубину эмоций человека.
В России было много талантливых портретистов, которые стали известны далеко за пределами Родины. К тому же многие их них вели активную общественную деятельность и освещали в своем творчестве социальные проблемы России.
Детство и юность
Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в украинском городе Миргороде. Сын небогатого дворянина был военнослужащим и завершил карьеру в чине поручика, после чего обосновался в родном городе. Родитель Боровиковского и братья Василий и Иван увлекались искусством и работали над созданием икон для местных храмов. В этом нашел предназначение и Владимир. Но душа молодого человека в большей степени лежала к созданию портретов. В них отражались веяния сентиментализма, актуальные для искусства Украины тех лет.
Картина Владимира Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»
Начинающему художнику помогла случайность. В 1787 году его родной город посетила императрица Екатерина II. Направляясь на юг, она побывала в Миргороде проездом. Губернский предводитель дворянства Василий Капнист заказал Боровиковскому 2 панно для путевого дворца, где правительница изволила остановиться.
На изображениях были аллегорические сцены, героями которых стали императрица, общающаяся с греческими мудрецами, и Петр I в образе пахаря, а его последовательница в роли сеятельницы. Екатерина оценила талант автора и велела ехать на обучение в Петербург. В Академию художеств живописца-самоучку не приняли из-за возраста. Тогда он стал брать уроки у придворного художника, австрийца Иоганна Лампи, и академика Дмитрия Левицкого.
Картина Владимира Боровиковского «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны»
Талант к изобразительному искусству и счастливый случай позволили художнику реализоваться. У Боровиковского появились покровители. Скромный автор написал немало портретов по заказу высокопоставленных клиентов. Он жил в доме Николая Львова, архитектора и поэта, оказывавшего протекцию. Львов стал для Боровиковского гидом по культурной жизни столицы, помогая разработать собственную уникальную манеру, в которой не было места копированию и подражанию.
В 1798 году наставник художника Лампи уехал в Австрию, оставив ученику мастерскую, расположенную на Милионной улице. В ней живописец создал большинство работ.
История создания портрета Марии Лопухиной
Портрет М.И. Лопухиной был написан по заказу супруга женщины С.А. Лопухина – камергера при дворе и егермейстера. Картина была признана шедевром В. Боровиковского, поскольку она представляет собой кардинальное воплощение эстетических параметров сентиментализма.
На полотне портрета изображена еще юная 18-летняя девочка, которая принадлежит к дворянам. Девочка недавно была отдана замуж и этот портрет – подарок супруга. Картина не может не очаровывать и не завораживать взгляд зрителя.
Описание:
- Полотно было создано в 1797 году.
- Картина выполнена в портретном жанре.
- Портрет Лопухиной написан на холсте масляными красками.
- Размер картины достигает 72х53.5 см.
- Сегодня полотно располагается в Третьяковской галерее в Москве.
Средства выражения в картине
Мечтательную настроенность молодой женщины художник Боровиковский подчеркнул с помощью фона. Образ гармонично сочетается со средствами выражения. В портрете все согласовано: от тенистого уголка парка, васильков среди колосьев спелой ржи до слегка увядающей розы. Завораживает непринужденная поза графини, ее прелестное лицо. Проглядывается подлинная красота в томном взгляде, утренней свежей коже, мечтательной улыбке и даже в не совсем правильных чертах лица Лопухиной.
Боровиковскому был важен не статус юной графини, а ее личные качества. Ее молодое лицо далеко не идеал красоты, но в нем полно очарования, душевной прелести. Художник с любовью изобразил нежную, меланхоличную и мечтательную молодую женщину. В образе Марии отсутствует жеманство и кокетство, только спокойствие и естественность. Заметна ее горделивая поза, умение держать себя, что вырабатывалось у девочек с ранних лет.
Встреча с царем
В это время Наталье было 18 лет. Боярин Матвеев часто бывал у царя, с которым тот вел задушевные беседы. Но однажды Алексей Михайлович решил лично приехать в гости к Матвееву. Известие произвело переполох в доме
К приезду важного гостя начали готовиться жена и воспитанница Матеева, Наталья
Когда царь приехал, он спросил, почему не выходит к столу боярыня. Тогда пригласили и хозяйку дома, и воспитанницу. Наталья сидела за столом с царем, они беседовали. Алексея Михайловича поразил живой ум Нарышкиной, ее манера отвечать на вопросы, ничего не скрывая. Когда царь спросил Наталью о женихах, та ответила, что об этом пока не думает, настолько хорошо ей жилось в доме Матвеева.
Царь пообещал Матвееву лично подыскать хорошего жениха для девушки, и с тех пор стал присылать сладости для Натальи. Царь так увлекся молодой и интересной Натальей, что даже сбрил бороду и стал бывать на светских мероприятиях, полюбил музыку, танцы.
Позже царь объявил, что женится на Наталье Нарышкиной, которой он был старше на 22 года. Венчание состоялось в 1671 году.