Русское узорочье

История

Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы. Изобрели распространённые и хорошо известные нам сейчас подиры.

Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.

В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).

Своеобразным манифестом нового стиля стала московская церковь Троицы в Никитниках (1630–1650-е гг.), которая стала примером для подражаний в других городах Московского государства.

Начиная с 1680-х годов русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко. Иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются

В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.

В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.

Ювелирное искусство Древней Руси — наследие поколений

Ювелирное искусство Руси производило впечатление как на мастеров древней Европы, так и на современных дизайнеров, которые все чаще заимствуют старинные техники и украшения для создания собственных шедевров.

Так, распространенные на Руси височные кольца и колты плавно трансформировались в крупные серьги, а обереги и гривны вошли в моду в виде кулонов, и все это совместно с техниками чернения, скани и перегородчатой эмали, которые используются по сей день.

Старинные техники

Ювелирное искусство Древней Руси издревле поражало европейцев, ведь на работу и отделку повлияли не только западные технологии — пересечение с восточными купцами также сыграло решающую роль в развитии русского мастерства. Правда, в отличие от изысканных геометрических узоров, которые чаще всего использовались на Востоке, русские дизайнеры смешивали различные техники, получая изделия с необычным колоритом.

Одним из самых известных направлений можно считать зернь, когда тысячи мелких металлических бусин наплавлялись на одно изделие, создавая волшебную игру света без использования драгоценных камней. При этом основы ювелирных работ выполнялись с помощью литья: для более дорогих и штучных экземпляров использовался воск, а для изделий массового потребления — каменные формочки.

Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. В современном мире это называется филигрань, и в последнее время особым спросом пользуются браслеты с использованием подобной техники (например, в сезоне 2010 года такие вещи можно встретить у Sabrina’s Wide Ornate Diamond CZ Brace). В XII веке, когда возросло производство вещей массового потребления, одними из наиболее распространенных работ стали гравирование и чернение по серебру, при этом темным делался только фон, тогда как сама картинка оставалась светлой. Это позволяло создавать изысканные и утонченные миниатюры.

Ювелирные эксклюзивы Древней Руси

Несмотря на то, что множество работ было утеряно во время татаро-монгольского нашествия, археологам удалось восстановить некоторые действительно уникальные ювелирные украшения. Например, колты (парные полые золотые и серебряные подвески, крепившиеся цепочками или лентами к головному убору), которые носили горожанки в XI-XIII веках, могут своей тонкой работой заинтересовать многих модниц. Особенно михайловские золотые колты, украшенные речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами в технике перегородчатой эмали.

Не менее известна и «Черниговская гривна» (она же «Гривна Владимира Мономаха»), которая была утеряна владельцем, а позже найдена археологами. На этом чеканном медальоне XI века с одной стороны изображена женская голова в клубке из восьми змей с молитвой против болезней на греческом языке, а с другой — архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Тончайшая работа медальона настолько высока, что по записям того времени оценивалась примерно как размер княжеской дани со среднего города.

Расцвет ювелирного искусства в XVIII веке

Именно в XIII веке в России появился термин «ювелир» вместо «золотых и серебряных дел мастер», а благодаря новым технологиям и активному использованию драгоценных камней началась эпоха расцвета ювелирного искусства. В начале XIX века русские дизайнеры выработали свой собственный, отличный от европейского стиль работ, при этом практически у каждого ювелира были свои особенности. В то время появляются такие известные и в наше время имена, как фирма Овчинникова, братьев Грачевых, Фаберже.

У каждого свой стиль, свои уникальные украшения, которые ценились как при дворе российского императора, так и среди королевских дворов других стран. При этом ювелирное искусство даже самых известных мастеров оставалось доступным русскому народу. Например, пасхальные яйца Фаберже, каждое из которых не похоже на другие, заказывал Император для себя и своей семьи, и при этом некоторые работы этого ювелира (сравнительно недорогие портсигары) могли позволить себе и менее обеспеченные люди. Современные российские дизайнеры не потеряли своей самобытности и уникальности, поэтому многие русские ювелирные украшения до сих пор высоко котируются на мировом рынке.

Болотова Леля

Рассвет ювелирного искусства

С приходом к власти Михаила Романова, работа кремлевских мастеров быстро наладилась, а во второй половине 18 века наступил рассвет ювелирного искусства России. Кремлевские мастерские представляли собой своеобразную русскую академию художеств в которой работали талантливые мастера разных специальностей, приехавшие в столицу из многих городов Русского государства.

Кремлевские ювелиры и ремесленники были людьми привилегированными и богатыми, однако условия труда мастеров золотого и серебряного дела были очень тяжелыми. Им приходилось много работать, а жалованье их было от 8 до 20 рублей в год, лишь некоторые получали до 40 рублей. Такой заработок считался очень низким, его не хватало даже на самое необходимое. Но даже в таких тяжелых условиях русские ювелиры создавали вещи, которые и сейчас поражают своим уровнем исполнения и красотой.

Украшения национальной одежды

В Древней Руси особенно славилась парадная национальная одежда, богато украшенная, причем как женская, так и мужская. С длинными рукавами, широкой в подоле, не оставлявшая открытых участков тела, и скрывавшая фигуру, такая одежда украшалась нашивными или пристегивающимися драгоценностями из золота и серебра. Орнамент был выполнен из камней, жемчуга, эмали и черни в сочетании с драгоценными тканями, что создавало впечатление сказочного богатства. Украшения бережно хранили, перешивая со старых на новые платья.

Со второй половины 17 века особо ценным украшением считалось кружево, которое крепили на разные части одежды-подол, рукава, воротник. Такое кружево представляло собой  сверкающие полосы, составленные из ажурных золотых или серебряных пластинок-запон с драгоценными камнями и эмалью. До наших дней, к сожалению, дошли не все уникальные изделия.

Особое место в одежде того времени, занимали пуговицы. Они были необычны и очень высоко ценились, составляли обязательный элемент украшения древнерусской одежды. Изготавливались из золота и серебра, отличались большим разнообразием форм и размеров. Включались в опись имущества людей разных сословий, им велся строгий учет.

Например, в московском Историческом музее можно посмотреть на коллекцию пуговиц самых разнообразных вариантов. Здесь представлены -гладкие, миндалевидные, в форме шара и еловой шишки, чешуйчатые, чеканные, усыпанные изумрудами, рубинами и жемчугом пуговицы. Они играли роль украшений довольно долго ими украшались шубы и головные уборы.

Ювелирные украшения России 16-17 веков.

Особое место среди ювелирных украшений на Руси отводилось -серьгам. Их делали в огромном количестве, поэтому в 16-17 веках появились мастера-сережники. Их носили как женщины, так и мужчины, только последние надевали одну серьгу. Кольца и перстни в особом почете были у русских царей, которые надевали их на все пальцы. В 17 веке специально для их хранения стали изготавливаться специальные ларцы. Русские перстни были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.

Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. В долинах рек стали находить множество разнообразных камней- бериллы, аметисты, халцедоны, цветные яшмы, яркие агаты, турмалины и другие камни. Именно с Уралом связано начало ограночного и камнерезного дела.

Огранка алмазов была изобретена в 17 веке, постоянно усовершенствовалась и для других камней. Русским мастерам были известны приемы огранки и они широко использовали драгоценные камни в составлении орнаментов , узоров, цветов и полосок, ставшие украшением предметов и изделий, которыми мы можем любоваться и сейчас.

Сущность русского узорочья

Определение 1

Русское или московское узорочье – архитектурный стиль, сформировавшийся на территории Русского государства в XVII веке. Стиль характеризуется затейливыми формами, обилием узоров и декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Надо сказать, что однозначного мнения по поводу происхождения данного стиля нет. Точки зрения насчет временных связей церковной и гражданской архитектуры противоположны. Одни специалисты считают, что русское узорочье включает в себя черты «обмирщения» и ссылаются на некоторые заимствованные формы из гражданской архитектуры:

  • сомкнутые карнизы;
  • наличники;
  • филированные пояски.

Другие придерживаются мнения о том, что стиль был первичен в отношении религиозного строительства. Также есть версия, что русское узорочье неразрывно связано с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.

Замечание 1

Развитие архитектурного стиля принято разбивать на два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).

Начиная с середины XVII века московское узорочье начинает постепенно вытесняться московским барокко. Нередко эти два понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются.

Рисунок 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что в период своего существования русское узорочье неоднократно претерпевало значительные изменения. В первой половине XVII века была широко распространена сложная пространственная композиция. Наиболее типичными каменными сооружениями для этого периода являются бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, приделами и колокольней. Как правило, они имели пять глав, главки над приделами, шатры, закрывающие крыльца, ярусы кокошников поверх сводов. В такой комбинации форм здание утрачивает монументальную ясность.

Поперечную ориентацию в плане имеет наос, увеличивая таким образом индивидуальная площадь для моления или литургии.

Во второй половине XVII века были распространены ясные и уравновешенные формы религиозных сооружений, симметрия фасадов. Примечательно, что размещение декора на фасадах подчинялось ордеру.

Кровля зданий в стиле русского узорочья представляла собой шатровое завершение храма. У больших храмов, как правило, два или три шатра не имели конструктивного значения, а применялись лишь для декоративных целей. Похожими архитектурными решениями этого периода обладают такие памятники архитектуры, как церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря и Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде.

Наиболее заметным элементом декора являются резные наличники окон (нередко они выполнялись в виде кокошников). Применялись также многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики и полуколонки.

Для интерьеров характерен богатый цветной растительный орнамент. Площадь оформленных поверхностей очень велика (украшаются стены, карнизы, наличники, изразцы).

Последствия развития стиля

Как уже отмечалось выше, русское узорочье положило начало развитию так называемого «московского барокко» во второй половине XVII века. В полной мере этот архитектурный стиль сформировался в последние десятилетия XVII века.

В зависимости от правителей с течением времени выделяют несколько видов этого стиля:

  • нарышкинское барокко;
  • петровское барокко;
  • елизаветинское барокко.

Московское барокко можно назвать начальной стадией перехода от русского узорочья к барокко. Главной особенностью стиля было сочетание национальных мотивов (простоты линий и «плоскости» зданий) с заимствованными архитектурными особенностями (например, из Великого княжества Литовского в барочном стиле).

Общими особенностями подвидов московского барокко можно назвать двухцветность (в зданиях обычно сочетался красный кирпич и белый камень), а также яркость храмов. Следует отметить внутреннюю отделку зданий, которая включала в себя как русские узоры, так и элементы западной культуры.

Узорочье в архитектуре

Начало московскому узорочью было положено в Филях, Хамовниках и Пыжах, где были созданы такие уникальные объекты архитектурного наследия, как Храм Николая Чудотворца, Церковь Святого Николая и др.

Ранний и поздний периоды развития русского узорочья были связаны с правлением Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. В целом политика этих правителей была направлена на развитие и совершенство архитектурного стиля в стране, хотя его характеристики и противоречили сложившимся архитектурным традициям XVI века. В некоторой степени это повлияло на формообразование русского узорочья.

В этот период получили широкое распространение как гражданские сооружения, так и путевые резиденции царя. Огромное количество декоративных деталей совмещалось с шатровым оформлением построек.

Рисунок 2. Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Интересным образцом русского узорочья может служить Храм Богородицы в Путинках. Здание было построено в 1652 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Храм был оформлен в шатровом стиле, его проект постоянно дополнялся новыми деталями. Примечательно, что данное религиозные сооружение является последним шатровым храмом в Москве.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках также является уникальным примером русского узорочья. Строительство церкви было завершено в 1651 году. Считается, что церковь является своего рода образцом для некоторых последующих религиозных объектов

Особое внимание к себе притягивает южный фасад здания: белокаменный цоколь и основной объем, богато украшенный в стиле русского узорочья

Следует отметить Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в стиле «московского барокко». В красно-белом фасаде проявляется элегантность и сдержанность здания. Примечательно, что в конструкции здания сочетается шатровый стиль и традиционная пятиглавая структура.

Основные черты аксессуаров

Стилистику каждого народа можно выявить по каким-то особенным характеристикам. К особенностям русского направления относятся следующие:

  • многообразие моделей украшений;
  • богатая цветовая гамма;
  • изображения цветов и других элементов природы;
  • присутствие драгоценных камней.

Яркая палитра украшений выбрана неспроста. Каждый из оттенков имеет своё значение и символизирует разные сферы жизни и явления. Например:

  • красный – жизнь, любовь, энергия;
  • голубой – чистота, возвышенность, спокойствие и гармония;
  • белый – благородство, непорочность;
  • жёлтый – восходящее солнце, мир, счастье;
  • синий – верность, доброта, духовность;
  • зелёный – жизнь, молодость, запас сил, душевная гармония.

Кроме цветовой палитры особое внимание стоит уделить символике. На русских аксессуарах нередко можно встретить сказочные и мифологические мотивы

Элементы фольклора играют важную роль, ведь именно по ним можно узнать страну, в которой изготовили украшение. Ещё один классический элемент – это матрёшка. Её также можно увидеть в разных видах изделий: серьги, подвески, брошки и т.д.

Появление русских мотивов в ювелирном деле

Ювелирное направление в России начало появляться в XVI веке в период Ренессанса. В это время активно развивались различные направления дизайна, который характеризовался чёткостью линий, симметричностью и упорядоченностью. После Отечественной войны 1812 года всё начало меняться, в стране начали развиваться и меняться многие сферы жизни, в том числе и искусство.

Стилистика России формировалась в «Русском узорочье». Так называли школу, где людей учили выполнять разные изделия. Опытные мастера использовали в своих работах различные самоцветы, чернёное серебро и другие материалы.

Новая ветвь в становлении ювелирного дела начала развиваться в XX веке. Это связано с ростом эмиграции, благодаря которой в страну начала приходить новая мода. Дамы украшали себя новыми нарядами, аксессуарами и прочими предметами туалета. Людям пришёлся по вкусу новый стиль, которого они не видели ранее. В начале следующего века особой популярностью стали пользоваться украшения, выполненные вручную в небольшом количестве. Это позволяло состоятельным людям становиться обладателями эксклюзивных изделий, которые можно было редко встретить у кого-то другого.

Искусство ювелиров древней Руси

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления , что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики, оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть.  Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому -польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Одежда и предметы ювелирных украшений России 19 века.

В 19 веке женщина намного превзошла мужчину в мире яркой моды. Если до 19 века мужчина был эдакий павлин на предмет нарядности одежды и аксессуаров, то в начале следующего века лидирующее положение заняла женщина. В конце 18 века одежда дворянства стала освобождаться от чрезмерной сложности и приобрела более строгий вид. Изменился наряд женщин: исчезли пышные элементы, вычурный силуэт платьев, прически стали менее экстравагантными. Зато женщины дали волю фантазии в направлении вариантов одежды.

Появилось большое количество форм одежды с учетом сезона, назначения и даже времени суток. Теперь можно было видеть в гардеробе женщин туалеты для прогулок и визитов, для театров для балов, «деревенская » одежда и «городская». Для всех этих нарядов были и определенные украшения, которые делились на парадные, обычные и повседневные. Парадные украшения включали много камней, парюр для волос, гребни, ожерелья, серьги, браслеты, колье, диадемы, пряжки, кольца и т.д. Для небольших визитов и приемов на дому набор украшений был попроще. Обычно женщины надевали кольца, броши, браслеты, цепочки т.е. обычные вещи и в меньшем количестве. Например, к повседневным украшениям относились:брошки с флорентийской мозаикой, серьги с полудрагоценными камнями и другие повседневные недорогие изделия.


Для мужчин считалось дурным тоном ярко одеваться и украшаться. Свое материальное благополучие они выражали через женщину, которая стала как бы рекламой благосостояния и положения своего мужа в обществе. В 19 веке мода на разные стили быстро менялась, но русские женщины быстро реагировали на вызовы классицизма, сентиментализма, романтизма и других стилей.

Как менялось ювелирное искусство в России

К концу века мода на драгоценности почти упала. Женские туалеты стали крайне демократичными и упрощенными. В моду вошли, например, блузки и юбки с широкими кушаками. Понятно, что такие наряды совсем не сочетались с дорогими украшениями. Перечень драгоценных предметов заметно стал короче, они практически исчезли из повседневной жизни, появлялись лишь во время балов и праздничных церемоний.


Ювелирное искусство в России в начале 19 века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало. При всех своих минусах в ювелирном деле, появились и свои плюсы. Это поиски новых художественных направлений, расширение ассортимента, увеличение числа продукции, усовершенствование технических приемов обработки драгоценных материалов. Положительным моментом остается и тот факт, что традиционные приемы не забывались, продолжала существовать техника эмали, которую использовали при изготовлении браслетов, лорнетах, брошах, табакерках, по прежнему развивалась техника филиграни.


В это же время началось вытеснение иностранных мастеров, т.к. они не оказывали большого воздействия на русское ювелирное искусство, но не стоит забывать и о том, что иностранцы знакомили русских мастеров с европейским ювелирным искусством.

Массовое производство ювелирных изделий в России.

Спрос на украшения и различные предметы художественного производства вполне удовлетворялся изделиями, которые выпускали русские предприятия. Довольно значительным был вывоз российских ювелирных украшений за рубеж. 19 век стоит отметить как начало расцвета международной торговли и не только в ювелирном производстве.


Что касается минусов массового производства, так это то, что произошло снижение художественного уровня изделий и упадок творчества мастера, особенно это коснулось провинций, мастерам которых трудно было конкурировать с продукцией столичных фирм. Резкое снижение качества художественной промышленности вызвало беспокойство у многих деятелей искусства, в частности и у ювелиров.


Выходом из создавшейся ситуации стало взаимодействие искусства и промышленности. Это оказалось по силам крупным ювелирным объединениям, которые стали создаваться в Москве и Петербурге. Фирмы Овчинникова, Фаберже, Морозова, Сазикова, Хлебникова Грачева имели свои филиалы и в других городах. В них были объединены мастера высокого класса, работавших как в общеевропейских стилях, так и в чисто русском. Русские изделия часто выставлялись на международных выставках, в том числе и на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, где получили высокую оценку и признание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твой модный костюм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: